Вон Кью-Кит

ИСЧЕЗАЕТ ЛИ ДУША В НИРВАНЕ?



ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

Буддизму присуща необычайная глубина, поэтому зачастую его неверно понимают. К примеру, многих озадачивает само понятие нирваны или просветления. Некоторые ошибочно полагают, что нирвана - это полное угасание (прекращение), когда ничего не остается, даже души. Август Карл Райшауэр, который познакомил Запад со многими сторонами буддийского учения и доброжелательно относился к буддизму, хотя сам являлся христианином, не был свободен от некоторых довольно серьезных заблуждений, что видно из следующего его высказывания:

"Просветленный видит: то, что мы обычно именуем "я", является величайшей иллюзией, и познать это - значит освободиться от уз индивидуального существования. Свобода от уз индивидуальности как раз и составляет истинное спасение".

Ошибочные представления вызваны неумением различать обыденное знание и космическую мудрость - настоящая проблема, с которой, как полагают махаянисты, приходится сталкиваться многим хинаянистам. На феноменальном уровне обыденного знания действительно верно то, что "все вещи непостоянны и что всякое индивидуальное существование в своей основе есть существование страдания"; но на трансцендентальном уровне космической мудрости все постоянно, всеведуще и наполнено блаженством. Надмирская цель дзэн и состоит в актуализации этой трансцендентальной реальности.

Верно также, что на уровне обыденного знания учение дзэн и всех других школ буддизма состоит в "освобождении от уз индивидуального сознания". Все это может создать впечатление, что спасение или нирвана означает исчезновение индивидуума. Но если мы наделены космической мудростью, то осознаем, что в трансцендентальном плане отсутствует какое-либо исчезновение, поскольку на первый план здесь выступает вовсе не индивидуум. Индивидуум, который "реален" на уровне нашего обыденного сознания, является иллюзией. Нирвана или просветление есть непосредственный опыт того, что индивидуум, всякий индивидуум, в действительности является космической реальностью - здесь нет какого-либо различия между познающим и познаваемым.

Все это неизбежно приводит нас к вопросу: "Если нет индивидуальности, означает ли это также, что нет и "я" или души?" Иными словами, верит ли дзэн-буддизм, в частности, и буддизм вообще в существование "я", души? За исключение буддизма Тхеравады или Хинаяны, все иные школы буддизма не сомневаются в существовании "я", или души, в феноменальном мире, подобно тому, как существуют стулья и горы. Современный наставник, досточтимый Шэн Янь, говорит:

"Если в глубоком просветлении есть существование, то имеется ли там также и "я"? Если бы "я" не существовало, вы были бы не способны что-либо делать. Если что и уничтожается, так это "Эго", что значит существование исключительно ради самого себя. В действительности исчезает лишь привязанность к "я".

В своем классическом труде "Буддизм в Китае" Кеннет Чэн пишет:

"В китайском буддизме сама идея неуничтожимой души была выдвинута довольно рано: эта душа вечно скитается в море бедствий из-за своей привязанности ко множеству вещей сего мира".

Но наиболее авторитетное мнение о "я", естественно исходит от самого Будды:

"Я мысленным взором обозрел весь мир, и мне никогда не приходилось встречаться с чем-либо более дорогим любому человеку, чем его собственное "я". Поскольку каждому дорого свое "я", то пусть каждый, желая себе выгоды, не навредит другому".

Здесь Будда говорит о "я" в феноменальном мире. Все школы, включая Тхераваду, признают тот факт, что то же самое "я", которое обрело окончательно просветление наподобие Будды Сиддхартхи Гаутамы, существовало и бесконечное число жизней назад.

Но в конечной реальности "я", или душа, - подобно всем иным феноменам, включая небеса, преисподнюю и физический мир, в котором мы живем, - всего лишь иллюзия! Иными словами, когда "я" достигает просветления, оно осознает, что его личное "я", или душа, в действительности является Вселенским "я", или Вселенской Душой. Некоторые именуют Вселенскую Душу Богом. Буддисты называют эту конечную истину по-разному: Татхагата, Будда, нирвана, бодхи и пустота; адепты дзэн часто именуют ее "собственной природой" или "изначальным обликом".

Поскольку тхеравадины не могут понять этой космической мудрости, которая позволила бы им различить трансцендентальное и феноменальное, они полагают, что "я", или душа, не существует - это верно для трансцендентального мира, но не для феноменального. И все же отрадно видеть, как в отличие от менее именитых учителей Тхеравады, которые заявляют, что учение Махаяны является поздней фальсифицированной формой буддизма, великие наставники Тхеравады, такие, как Валпола Рахула, говорят, что и Махаяна и Тхеравада вышли из одного учения Будды. К примеру, Валпола Рахула говорит:

"Самой верной аксиомой дзэн является обучение буддовости непосредственным вглядыванием в свою собственную природу… Очевидно, что под словом "Будда" здесь подразумевается не человеческий Будда Гаутама, который представлял собой Саммасамбуддху (Окончательно и Полностью Просветленного)… Слово "Будда" используется в своем исконном значении "пробужденный" или "просветленный" (от корня "будд" - "пробуждаться"). Тот, кто познал Истину (нирвану), может быть назван в этом смысле Буддой, что также согласуется с традицией Тхеравады".



ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

.:: Вести из Сансары ::.

Загрузка...
 nervana.name


Твоя Йога Турбо-Суслик KrasaLand.ru Слова и Краски