Так как многие христиане интересуются буддизмом, может быть полезно сравнение основных положений обеих этих религий. Мы считаем христианами отдельных людей или группы, вдумчиво, искренне, с молитвой воспринимающих себя таковыми. Это определение используют социологи и службы переписи многих стран. Оно включает в себя полный спектр христианских религиозных групп, куда входят пресвитериане, православные, католики, баптисты, члены Соединенной Церкви, свидетели Иеговы, мормоны и т.д. Многие христиане имеют гораздо менее широкое определение термина "христианин" и, в частности, считают нужным исключить многие конфессиональные группы из этого списка.

Разные убеждения

Буддисты не разделяют большинства основных убеждений исторического христианства и многие из менее важных убеждений, принятых некоторыми сектами христиан. Буддизм не учит следующему… Имели место быть золотая эра в Эдемском саду и последующее падение человечества. Первородный грех является общим для всех современных людей, он получен от Адама и Евы. Во время Ноя во всем мире прошло наводнение, вызвавшее наибольшее уничтожение человечества в истории.

Человечеству необходим безгрешный Спаситель, выполняющий свою миссию через искупление. Бог-человек-спаситель, рожденный от Девы и убиенный, воскрес и вознесся на небо. Спасение достигается:

- через добрые дела (наиболее либеральный вариант христианства);
- через конкретные действия и убеждения (покаяние в своих грехах и вера в Иисуса, как в Господа и Спасителя - в соответствии с учением многих консервативных протестантских групп):
- через таинства (например, обряд крещения в Римско-католической церкви, а затем подтверждение веры в более позднем возрасте)
.

Большинство христиан верят в душу - сущность человека, которая живет без изменений после смерти целую вечность. Произойдет возвращение на землю Спасителя в какой-то момент в будущем. Конец света случится в ближайшем будущем: с войной-Армагеддоном и уничтожением более двух миллиардов человек, которые будут направлены в разные места посмертного существования - в зависимости от их религиозных убеждений. Буддисты не имеют такой веры.

Христиане убеждены, что их религия будет существовать вечно. Большинство их считают, что христиане будут увеличивать свою численность до, практически, охвата всего мира этой верой. А буддисты полагают, что буддизм, в конце концов, исчезнет со сцены. Эта вера совместима с их принципом, что все объекты, религии и т.д. непостоянны, не вечны. Тем не менее, некоторые из них верят в Мироку (Майтрейю), "будущего Будду"; они ожидают, что в будущем другой человек достигнет состояния будды - состояния совершенного просветления - и воссоздаст религию, похожую на буддизм.

Некоторые общие убеждения

Жизнь продолжается в той или иной форме после смерти. Почти все религии учат, что личность человека продолжает существовать и после смерти. В самом деле, многие религиозные историки считают, что эта вера была главной причиной, изначально мотивировавшей людей для создания религий.

Тем не менее, христианство и буддизм представляют себе жизнь после смерти в разных формах. Буддизм учит, что люди оказались в ловушке повторяющихся циклов рождения, жизни, смерти и возрождения. Каждое последующее возрождение может быть в лучшей, худшей, или аналогичной жизни, в зависимости от кармы человека – его грехов и заслуг, которые накопились во время настоящих и прошлых жизней. Цель рядового буддиста - вырваться из этого кругообращения и достичь нирваны. Как только она достигается, ум переживает полное освобождение и непривязанность. Страдание заканчивается, потому что причины страдания - это желание и жажда обладания - не более того.

Христианство исторически учит, что каждый имеет только одну жизнь на Земле. После смерти убеждения и/или действия человека оцениваются для окончательного решения об его дальнейшем местонахождении. Вечная жизнь ожидает каждого. Но, в зависимости от решения Высших сил, она будет проходить либо в раю, либо в аду. В раю, на небесах, нет страданий, есть только радость. Пытки же для жителей ада также являются вечными, без всякой надежды на их прекращение.

Близка этика этих двух религий: буддизм, христианство, да и все основные мировые религии, разделяют основное правило поведения – отношение к другим.

Вот две цитаты из буддийских текстов, которые отражают эти положения этики:

"... то, что не радует или не восхищает меня, как я могу доставить это другому?" Самьютта-никая, 353.
"Не причиняйте вреда другим - того, что вы считали бы вредным для себя". Удана-варга, 5:18.

Эти фразы близки золотому правилу христианства:

"Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними". Евангелие от Матфея, 7:12.
"... Не лгите, и то, что вы ненавидите, не делайте этого." Евангелие от Фомы, 6.

Последнее Евангелие апокрифическое, оно широко использовалось в раннем христианстве, но не вошло в официальный канон, потому что имеет гностическое содержание. Тем не менее, оно остается ценным и сегодня, потому что там, как считается, сохранилось много уникальных высказываний Иисуса, которые не появляются в других Евангелиях.

Темы нравственности, справедливости, любви… Их можно найти как в учении Будды, так и в иудейской и христианской Библии.

Убеждения, которые разделяют некоторые буддийские традиции и христианство, касаются Бога. В своей первоначальной форме буддизм не учит о существовании трансцендентного, имманентного, или любого другого Бога, богов или богинь. Тем не менее, многие буддисты, особенно в Японии, где буддизм часто объединен с религией синто, верят в пантеон сверхсуществ. Что касается молитв, некоторые традиции в буддизме поддерживают веру в силу молитвы, а другие этого не делают.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: