nervana.name

 

О ТЩЕТНОСТИ ПЕЧАЛИ


 

"Она уже среди мертвых...".

Эту историю Учитель, находясь в Джетаване, рассказал об одном мирянине. У этого мирянина умерла жена. Говорят, после ее смерти он не ел, не умывался и забросил все свои дела. Охваченный печалью, он приходил на то место, где был ее погребальный костер, и там причитал по ней. А вокруг его головы, словно как свет над светильником, поднималось сияние - знак вступления его на Первый Путь.

Учитель, оглядев на рассвете мир и увидев этого человека, подумал: "Кто, кроме меня, отвратит от него печаль и дарует ему силу вступить на Первый Путь. Я буду ему спасением". В послеобеденное время, обойдя округу и собрав подаяния, Учитель взял с собой бхикшу, который обычно его сопровождал, и отправился к дому мирянина.

Услыхав, что к нему идет Учитель, мирянин вышел ему навстречу и, выказав все должные знаки почтения, усадил на подобающее место. А когда мирянин, поклонившись Учителю, сел возле него, Учитель спросил: "Отчего ты все время молчишь, мирянин?" - "Почтенный, - отвечал тот, - у меня умерла жена, и я с печалью думаю о ней". - "Закон разрушения разрушает, - сказал Учитель. - Раз она погибла, не следует о ней думать. Мудрые люди говорили о смерти жены: "Закон разрушения разрушил", - и больше о ней не думали". И он рассказал историю о прошлом.

Давным-давно, когда в Варанаси царствовал Брахмадатта, Бодхисаттва возродился в семье брахмана. Достигнув зрелого возраста, он изучил в Таксиле все искусства. А когда вернулся домой, родители ему объявили: "Мы найдем тебе жену". - "Семейная жизнь - не мой удел, - отвечал Бодхисаттва, - после вашей смерти я уйду в отшельники". Но родители стали уговаривать его жениться. Тогда он сделал золотую статую и сказал: "Если вы найдете мне девушку такую же, как эта статуя, я возьму ее в жены". Родители приказали своим людям: "Поставьте эту статую на крытую повозку и обыщите всю Джамбудвипу. Как только увидите дочь брахмана, похожую на статую, то девушку возьмите, а золотую статую взамен оставьте".

В это время одно благочестивое существо покинуло мир Брахмы и в стране Каши в деревне, расположенной недалеко от города, возродилось в образе шестнадцатилетней девушки, дочери брахмана, у которого было состояние в восемьдесят коти. Звали ее Саммиллабхасини. Эта девушка была необычайно красива и стройна, словно небесная апсара, и наделена всеми благоприятными признаками. К тому же она отличалась редким благочестием, и мысли ее были далеки от греховных желаний.

Разъезжая до стране с золотой статуей, посланные люди заехали и в эту деревню. Увидав статую, деревенские жители стали спрашивать: "Почему вы возите здесь дочь такого-то брахмана?" Услыхав это, посланные явились в дом брахмана и стали сватать Саммиллабхасини. Но она сказала родителям: "После вашей смерти я стану отшельницей, семейная жизнь - не мой удел". - "Что ты говоришь, дочка!" - сказали родители, взяли золотую статую и отправили Саммиллабхасини с большой свитой.

Против их воли, и Бодхисаттвы и Саммиллабхасини, была устроена свадьба. Но даже находясь в одной комнате, лежа на одной постели, они не смотрели друг на друга с греховными желаниями. Словно два бхикшу или два брахмана, жили они вместе.

Чрез некоторое время родители Бодхисаттвы умерли. Тогда, совершив погребальные обряды, он сказал Саммиллабхасини: "Милая, у меня есть восемьдесят коти и у тебя - столько же. Возьми себе все эти деньги и займись хозяйством, а я уйду в отшельники", - "Почтенный, - отвечала Саммиллабхасини, - если ты уйдешь в отшельники, я тоже стану отшельницей. Не могу я тебя покинуть".

"Пусть будет так", - сказал Бодхисаттва. Они раздали все имущество, оставили, как сор, свое благополучие и ушли в Гималаи. Там они сделались отшельниками и стали жить, питаясь кореньями и плодами.

Однажды, спустившись с Гималаев за солью и уксусом, пришли они в Варанаси и поселились в царском саду. Когда они жили там, хрупкая отшельница съела разной непосоленной пищи и заболела кровавым поносом. А оттого, что у них не было лекарств, она совсем ослабела.

Направляясь в соседнюю деревню за подаяниями, Бодхисаттва довел Саммиллабхасини до городских ворот и оставил ее в одном доме на лавке. Когда он ушел, Саммиллабхасини умерла. Люди обступили тело красивой отшельницы и стали плакать и причитать.

Собрав милостыню, Бодхисаттва вернулся в этот дом и, узнав, что отшельница умерла, сказал: "Закон разрушения разрушает, таковы все смертные существа". И он сел на лавку рядом с лежащей отшельницей, поел и омыл себе рот. Люди обступили его и стали спрашивать: "Скажи, милый, кто тебе эта отшельница?" - "Когда я был мирянином, - отвечал Бодхисаттва, - она была мне женой". - "Милый, мы и то не можем сдержать себя, плачем и причитаем, почему же ты не плачешь?" - "Пока она была жива, - сказал Бодхисаттва, - она для меня что-то значила, а теперь, принятая в другой мир, она для меня ничто. Ведь она перешла в другое рожденье, о ком же я буду горевать?" И, объясняя людям дхарму, Бодхисаттва произнес четыре гатхи:

Она уже среди мертвых, но какое до них мне дело.
Поэтому я не печалюсь о милой Саммиллабхасипи.

Зачем о ней горевать, ведь ее уж нет в этом мире.
О своей печалься душе, с каждым часом все ближе смерть.

Стоишь ты, или сидишь, или по миру странствуешь,
Не успеешь глазом моргнуть, смерти пора пришла.

В исполнении долга жизнь, в пресеченье сомнений жизнь.
Все живое надо жалеть, о погибшем напрасна скорбь.

Так Великое Существо четырьмя гатхами показало закон непостоянства. Люди совершили погребальные обряды над юной отшельницей. А Бодхисаттва, отправившись в Гималаи, прошел все ступени на пути к Высшему Существу и был удостоен мира Брахмы.

Приведя этот рассказ для разяснения дхармы и показав Благородные Истины, Учитель отождествил перерождения (после этого мирянин обрел плод Первого Пути):
"Тогда мать Рахулы была Саммиллабхасини, а отшельником был я".



Загрузка...
  Турбо-Суслик KrasaLand.ru Слова и Краски Твоя Йога