nervana.name

 

О ВЕРНОМ И3РЕЧЕНИИ


 

"Правду, думаю я...".

Эту историю Учитель, находясь в Велуване, рассказал о попытке убийства. Однажды вся община бхикшу, собравшись в зале дхармы, обсуждала пороки Девадатты: "Братья, Девадатта не признает добродетелей Учителя, пытается даже совершить убийство". В это время вошел Учитель и спросил: "Что вы тут обсуждаете, бхикшу?" Когда те объяснили, Учитель сказал: "Не только теперь, о бхикшу, Девадатта предпринимает попытки меня убить, он пытался это сделать и раньше". И он рассказал историю о прошлом.

Давным-давно царствовал в Варанаси Брахмадатта. Его сын Дуттхакумара был груб и жесток, подобно на падающей змее. Без брани и побоев он ни с кем не говорил. И своим домашним, и чужим он был неприятен и отвратителен, словно песок, попавший в глаза, словно пишача, пришедший на трапезу.

Однажды царевич захотел порезвиться в воде и отправился с большой свитой на берег реки. Вдруг появилась большая туча. И сразу стало темно. Тогда царевич сказал слугам: "Эй, вынесите-ка меня на середину реки, искупайте там и несите домой". Входя в воду, слуги стали рассуждать: "Что будет нам от царя, если мы утопим здесь этого злодея?" - "Ну-ка, иди сюда, черноухий", - сказали они царевичу, бросили его в воду, а сами выскочили на берег.

Когда во дворце их спросили, где царевич, слуги сказали: "Мы не знаем; когда появилась большая туча, царевич стал купаться и, наверное, ушел прежде нас". Потом слуг призвали к царю. "Где мой сын?" - спросил царь. "Не знаем, Божественный, - отвечали они, - туча появилась, и он, наверное, ушел раньше нас, думая, что мы уже дома". Тогда царь приказал открыть ворота, сам вышел на берег реки и велел повсюду искать царевича. Но никто не мог его найти.

А когда совсем стемнело и начался ливень, царевич, увлекаемый потоком, заметил плывущее бревно, забрался на него и в смертельном страхе, рыдая, плыл по течению.

В это время один купец, живший прежде в Варанаси и закопавший на берегу реки клад в сорок коти, из-за жадности к деньгам возродился после смерти в образе змеи и жил над тем местом, где были зарыты деньги. Другой купец закопал в той местности тридцать коти и из-за жадности к деньгам возродился в образе крысы. И змея и крыса, смытые водой, поплыли наперерез течению и достигли бревна, на котором сидел царевич. Змея забралась на один конец бревна, а крыса - на другой.

На берегу реки росло дерево симбали, а на нем жил молодой попугай. Когда вода размыла корпи этого дерева, оно упало в реку. Попугай поднялся в воздух, но из-за сильного ливня лететь не смог и сел на то же бревно, на котором плыл царевич. Так они все четверо неслись по течению.

В то время Бодхисаттва возродился в стране Каши в семье одного северного брахмана. Когда он вырос, ушел в отшельники и, построив себе хижину в тихом местечке на берегу реки, поселился там. Как-то в полночь он вышел из хижины и вдруг услышал сильный вопль царевича. "Отшельник, проникшийся любовью и состраданием ко всему живому,- подумал он,- не может равнодушно смотреть на гибель этого человека, надо вытащить его из води и спасти ему жизнь". "Не бойся, не бойся!" - крикнул он человеку, а сам, войдя в воду, поплыл наперерез течению. Сильный, как слон, он схватил бревно за один конец, потянул за собой и быстро дотащил до берега.

Царевича он на руках вынес на берег, а змею и других животных сразу отнес к себе в хижину. Потом развел огонь и, как ^более слабых, отогрел сначала животных, а потом - царевича. Когда все они согрелись, отшельник стал их кормить. Сначала накормил животных, а потом принес разных плодов царевичу. "Этот негодяй-отшельник, - подумал царевич, - не почитает мое царское достоинство, а отдает предпочтение диким животным". И он затаил зло на Бодхисаттву.

Через некоторое время все они окрепли, вода в реке спала, и змея, поклонившись отшельнику, говорит: "Любезный, ты мне большую услугу оказал. У меня в таком-то месте зарыто сорок коти золотых монет, а мне деньги не нужны. Если они тебе понадобятся, я отдам тебе весь этот клад. Ты только подойди к тому месту и позови: "Эй, длинная!". И змея уползла.

Крыса тоже поклонилась отшельнику и сказала: "Если надо будет, приходи в такое-то место и позови меня: "Эй, крыса!". И она исчезла.

Попугай, поклонившись отшельнику, сказал: "Любезный, денег у меня нет, но, если тебе понадобится красный рис, приходи к такому-то месту и крикни: "Эй, попугай!". Тогда я созову моих родственников, и они соберут для тебя сколько угодно возов красного риса". И попугай улетел.

А царевич, привыкший предавать своих друзей, подумал про себя: "Если он придет ко мне, я прикажу его убить". И он сказал: "Любезный, когда я стану царем, приходи ко мне, я позабочусь о четырех необходимых тебе вещах". И, вернувшись во дворец, он вскоре сделался царем.

"Испытаю-ка я их", - решил Бодхисаттва. Сначала он явился к змее и, став в указанном месте, позвал ее: "Эй, длинная!" Змея сразу выползла и, поклонившись, сказала: "Любезный, в этом месте лежат сорок коти золотых монет, откопай их и возьми". - "Хорошо, - сказал Бодхисаттва, - если понадобится, я буду знать".

Потом он пришел к крысе и позвал ее. Крыса поступила, как и змея. От нее Бодхисаттва пошел к попугаю и позвал: "Эй, попугай!". Стоило ему крикнуть, как попугай сразу же спустился с верхушки дерева и, поклонившись, сказал: "Если хочешь, любезный, я сейчас же скажу моим родственникам, и они принесут для тебя из области Гималаев сколько угодно риса".- "Хорошо,- сказал Бодхисаттва,- если понадобится, я буду знать".

"Теперь испытаю царя", - решил он. Поселившись в царском саду, Бодхисаттва принял вид странствующего отшельника и на следующий день пришел в город за милостыней. А в это время тот вероломный царь, восседая на пышно разукрашенном государственном слоне, в сопровождении огромной свиты торжественно объезжал город.

Еще издали заметив Бодхисаттву, царь подумал: "Этот негодяй-отшельник, наверное, пришел здесь у меня поселиться. Пока он не рассказал людям об оказанном мне благодеянии, надо отрубить ему голову". И он взглянул сверху на своих людей. "Что угодно Божественному?" - спросили приближенные. "Мне кажется,-сказал царь,-этот мерзкий отшельник пришел просить меня о чем-то. Не допускайте ко мне этого черноухого, а свяжите ему руки и, давая по четыре удара, выведите из города к месту казней. Там отрубите ему голову, а тело посадите на кол".

Люди пошли исполнять приказание. Они связали невинное Великое Существо и, давая время от времени по четыре удара палками, повели к месту казней. Всюду, где его били, Бодхисаттва только говорил: "Матушка моя! Отец мой!". И без стонов и воплей неизменно повторял одну гатху:

Правду, думаю я, говорили мудрые люди:
Лучше плывущий чурбан, чем иной человек.

услыхав эту гатху, бывшие там мудрые люди спросили: "Какое доброе дело, отшельник, сделал ты для нашего царя?" Тогда Бодхисаттва рассказал всю историю, закончив ее словами: "Так я его из речной стремнины вытащил, а себе несчастье причинил; не исполнены мною советы прежних мудрецов, так вот теперь, вспомнив, я повторяю их".

Выслушав отшельника, кшатрии, брахманы и другие городские жители стали говорить; "Этот царь предает своих друзей, даже -такого добродетельного человека, спасшего ему жизнь, не ценит. Какой нам толк от такого царя! Хватайте его!" Разгневанные, они кинулись на царя. Со всех сторон посыпались на него стрелы, дротики, палки и камни. Потом горожане схватили его за ноги, стащили со слона и бросили в канаву, а Бодхисаттву помазали на царство.

Бодхисаттва справедливо управлял своим царством и вот как-то раз снова захотел испытать тех животных. С большой свитой явился он к тому месту, где жила змея, и позвал ее. Змея вышла в сказала: "Эти деньги твои, почтенный, возьми их". Царь передал советникам сорок коти золотых монет и пошел к крысе. Крыса, поклонившись, отдала ему тридцать коти золотых. Вручив эти деньги советникам, царь отправился к попугаю. Тот слетел с ветки в спросил: "Собрать для тебя рису, почтенный?" - "Когда будет необходимость, тогда соберешь, - сказал царь, - а теперь пойдем с нами"

Взяв семьдесят коти золотых монет и захватив с собой всех трех животных, царь вернулся в город. Поднявшись на плоскую крышу дворца, он приказал хранить там привезенные сокровища. Змее он велел сделать для жилья золотую трубу, крысе - хрустальную пещеру, а попугаю - золотую клетку. Каждый день по приказу царя кормили их отборной пищей: змею и попугая - сладким зерном, а крысу - очищенным рисом.

Справедливо управляя царством, Бодхисаттва раздавал дары и совершал другие благочестивые деяния. И все четверо, прожив свой жизненный срок в мире и довольстве, возродились согласно карме.

Учитель сказал:
"Не только теперь, о бхикшу, Девадатта пытается меня убить. Он замышлял это и прежде". Приведя этот рассказ для разъяснения дхармы, Учитель отождествил перерождения: "Тогда вероломным царем был Девадатта, змеей - Сарипутта, крысой - Моггаллана, попугаем - Ананда, а справедливым царем был я".



Загрузка...
  Турбо-Суслик KrasaLand.ru Слова и Краски Твоя Йога