БИОГРАФИЯ ВЕЛИКОГО УЧИТЕЛЯ С ПИКА НЕФРИТОВОГО СКИПЕТРА

Великий учитель Фа-хуэй Цзун-ми часто находил убежище на пике Нефритового скипетра (Гуйфэн), поэтому и получил прозвище Гуйфэн1. Учитель родился в первый год эры правления танского императора Дэ-цзуна (780). Происходил из уезда Сичун области Гочжоу2. В миру учитель носил фамилию Хэ.

Во второй год эры правления под девизом Юань-хэ императора Сянь-цзуна (807) Цзун-ми собирался отправиться на столичные экзамены для получения должности, но случайно заехал в храм Даюнь-сы в области Суйчжоу к чаньскому наставнику Дао-юаню3 и спросил того о Дхарме и сознании. Слова Дао-юаня запечатлелись в сердце учителя, и он стал искать пробуждения. В то время ему было двадцать семь лет. Будучи шраманерой (послушником), он прочитал "Сутру совершенного пробуждения"4 [Юань-цзюэ цзин] и обрел пробуждение. Чаньский наставник Юань сказал Цзун-ми: "Эта сутра дарована тебе всем множеством будд. Твой долг состоит в том, чтобы расширить учение о совершенном мгновенном пробуждении. Не отворачивайся от милости Будды!"

Сянь Хань дал Цзун-ми комментарий и толкование "Аватамсака сутры" [Хуаянь цзин], составленные государственным наставником Цин-ляном5. Прочитав эти тексты, Цзун-ми с восхищением воскликнул: "Что может быть большим счастьем, чем в созерцании повстречаться с техникой Южной школы, а в доктринальном учении опираться на Хуаянь!" Цзун-ми повторял эти слова множество раз и был среди учеников наиболее почтительным к учению и в сердце своем необычайно стремился к пробуждению и к тому, чтобы отплатить за милость Будды. Цзун-ми вступил в переписку с государственным наставником Цин-ляном, и всякий раз, когда от государственного наставника приходило письмо, Цзун-ми совершал церемониальные поклоны, надлежащие ученику. Цин-лян необычайно хвалил его (Цзун-ми). Одно из его посланий гласило: "С истинным сыном Чакравартина6, вот с кем можно сравнить вас. Признаки этого у вас ясно различимы. Что же еще можно к этому добавить?" Получив это письмо, Цзун-ми почтительно отправился в столицу, ища личной встречи с Цин-ляном. Государственный наставник сказал: "Кто же кроме вас сможет сопровождать меня в пути через сокровищницу цветов будды Вайрочаны7 ?" Два года Цзун-ми пребывал среди окружения Цин-ляна.

На одиннадцатом году эры правления под девизом Юань-хэ (817) Цзун-ми удалился в храм Чжи-цзюй сы в горах Нань-шань и три года провел в затворничестве, изучая священные тексты.

Во втором году правления под девизом Тай-хэ (829) император Вэнь-цзун призвал проповедников во внутренние покои и спрашивал о сути различных буддийских учений. За свою праведность и мудрость Цзун-ми был одарен императором пурпурным халатом8 и получил прозвище "Великая Добродетель".

Шань Нань-вэнь9 подал доклад, в котором спрашивал: "Каким образом существует после смерти душа человека, познавшего принципы и приостановившего возникновение иллюзий?"

Наставник Цзун-ми ответил: "Среди всех существ нет таких, которые бы не обладали природой пробуждения. Просвещенное учением успокоенное и пустое сознание не имеет отличий от Будды. Однако со времен безначальной кальпы из-за непробужденности люди принимают свое тело за признак наличия "я", поэтому рождаются любовь, гнев и другие чувства, и в течение бесконечных кальп вращается колесо рождений и смертей, болезней и старости. Но природа пробуждения, заключенная в теле не рождается и не умирает.

Например, если кто-то видит сон, в котором его принуждают бежать, то тело его в действительности остается недвижным. Если некто осознает в себе эту природу пробуждения, то обретет Дхармовое Тело Будды, изначально не подверженное рождению и смерти. Так нужна ли душе какая-либо опора для посмертного существования?

Однако, хотя принцип можно познать мгновенно, необходимо постепенное совершенствование в делах. Нельзя принимать иллюзорные мысли и представления за сознание, и тогда, умирая, не будешь связан путами закона кармы, и из срединного мрака можно родиться среди небожителей и выбрать следующее перерождение по собственному желанию."10

Если не погрязнешь в любви и гневе, то избежишь судьбы неблагого перерождения. Если же подавить даже тончайшие проявления деятельности сознания, то оно обретет состояние высшего пробуждения и сможет принимать разные телесные формы в зависимости от необходимости. Такое состояние и называется состоянием Будды".

В своих комментариях на "Сутру совершенного пробуждения" Цзун-ми следует за Цин-ляном. Также он составил "Свод чаньских истин" в сто свитков, который, по преданию, был сожжен последователями школы Тянь-тай, и "Предисловие к собранию разъяснений истоков чаньских истин".

Наставник Цзун-ми обрел Нирвану в шестой день первого месяца первого года эры под девизом правления Хуэй-чан танского У-цзуна (841). Всего наставник прожил в миру шестьдесят два года и спас, переведя в Нирвану, многие тысячи монахов и монахинь.

Его ученик, канцлер Пэй Сю, составил ему эпитафию, в которой говорится: "Сознание есть вместилище всех дхарм. Разделяясь, оно порождает сосредоточение и мудрость. Раскрываясь, являет из себя шесть парамит. Будучи в состоянии смуты, оно определяет все практические деяния. Практические деяния никогда не были ни чем иным, как единственно сознанием, а сознание никогда не входило с ними в противоречие. Чаньский наставник полагал доктринальное знание истинным Путем постижения Дхармы, а умиротворенное созерцание - истинной практикой совершенствования. Мой учитель стыдился несчастья любой бедной девушки так же, как и упадка учения трех Колесниц. Его воистину можно восхвалять бесконечно".

ПРИМЕЧАНИЯ К БИОГРАФИИ ЦЗУН-МИ

1 Пик Гуйфэн находится в уезде Куньсянь пров. Шэнь-си. Его форма напоминает нефритовый скипетр, отсюда и название. Под пиком находится храм "Соломенная хижина". Это место погребения наставника Цзун-ми.

2 Нынешний уезд Наньчун пров. Сычуань.

3 Наставник Дао-юань из обл. Суйчжоу в нынешней пров. Сычуань оказал на Цзун-ми сильнейшее влияние. Под его воздействием Цзун-ми отошел от изучения конфуцианской литературы и чиновничьей карьеры и постригся в монахи.

4 "Сутра совершенного пробуждения" - один из важнейших текстов китайского чань-буддизма. Эта сутра не имеет санскритского оригинала и является китайским апокрифом.

5 Государственный наставник Цин-лян (Цин-лян го-ши) - почетный титул одного из основателей школы Хуаянь монаха Чжэн-гуаня (738-839).

6 Чакравартин - Вселенский правитель, вращающий Колесо.

7 Будда Вайрочана, как воплощенная истина, обладал сокровищницей цветов неизмеримого знания.

8 Пурпурный халат жаловался только высокопоставленным и заслуженным особам.

9 Персонаж не отождествлен.

10 Цзун-ми дает описание Нирманакайи - Превращенного Тела Будды, способного принимать любую форму для спасения живых существ. Срединный мрак (тиб. бардо; санскр. антарабхава) - состояние между смертью и новым рождением.

Мастера дзэн:

  • Книги об учителях, учении и практике Дзэн
Разделы сайта:
Вести из Сансары: