nervana.name 
Слово о монахе, что совершал благодеяния, вырезая статуи будд, и о чуде, случившемся с ним в конце дней его

Престарелого монаха Канки звали в миру Мимана-но-Кануки. Он родился в округе Нагуса земли Кии. С ранних лет полюбил Канки ваяние и преуепевал в учении, и люди слушались его. Канки кормил жену и детей землепашеством.

В деревне Ноо, что в округе Нагуса, стоял храм, построенний его предками. Он назьвался Мироку, но люди знали его как храм Ноо. Во времена правления государя Сёму Канки принес обет - вырезать статуи Шакьямуни высотой в один дзё и шесть сяку вместе с сопровождающими его бодхисаттвами Мондзю и Фугэн. Во времена правления государя Конина в десятом году эри Драгоценной Черепахи, в год овцы, он закончил статуи, поместил их в золотой зал храма Ноо и освятил.

И снова Канки дал слово вырезать деревянную статую одиннадцатиликой Каннон высотой в десять сяку, но сумел закончить работу только наполовину. Много лет провел он без помощников, стар стал и слаб и не мог в одиночку работать. Престарелый монах скончался в своей постели, в храме Ноо, когда ему уже минуло восемьдесят лет. Это случилось во времена правления государя Камму, что управлял восемью Большими Островами Японии из дворца Нагаока, весной первого года эры Вечного Здравствия, одиннадцатого дня второй луны года свиньи. Но прошло два дня, Канки ожил, позвал ученика Мёки и сказал ему: «Я вернулся, ибо забыл предупредить тебя и молчания снести не мог». Он велел приготовить сиденье и еду. Канки пригласил Мусаси-но-сугури-Таримаро из числа прихожан, усадил его, и они разделили трапезу, сидя друг против друга.

Затем Канки покинул свое место, вместе с Мёки и сородичами преклонил колени перед Таримаро и сказал: «Жизнь моя окончена. Умер я не ко времени, статую Каннон завершить не успев. Но судьба надо мною смилостивилась, и я могу передать свою последнюю волю. Нижайше прошу досточтимого Таримаро сжалиться надо мной и завершить свяшенную статую. Если желание недостойного Канки выполнишь хотя бы наполовину, то в будущем рождении я обрету счастье, а ты совершишь дело доброе в жизни этой. Я не мог не высказать сокровенное желание и вернулся сюда, дабы сообщить свою недостойную просьбу. Со страхом и дрожью жду твоего ответа». Таримаро и Мёки запричитали, заплакали: «Обещаем непременно закончить работу». Обрадованный монах встал и возликовал.

Прошло еше два дня, и пятнадцатого дня той же луны он позвал Мёки и сказал: «Настал день, когда Будда достиг нирваны, и я тоже мир покину сегодня». Мёки хотел было сказать, что Канки не ошибся в дне, но из любви и жалости солгал: «Этот день еще не наступил». Монах попросил календарь и сказал: «Сегодня пятнадцатий день. Почему же, сын мой, ты обманьшаешь меня и говоришь, что этот день еще не наступил?» Он попросил теплой воды и омыл тело. Надевши чистое, он встал на колени и благоговейно сложил ладони. Потом внесли курительницу для благовоний, Канки зажег их и, повернувшись лицом на запад, скончался в час обезьяны. Ваятель Таримаро, выполняя завет Канки, вырезал статую одиннадцатиликой Каннон, освятил ее и совершил приношения. Теперь статуя находится в пагоде храма Ноо.

В похвале говорится: «Достоин восхищения высоко-добродетельный монах Мимана-но-Кануки! Он таил в себе сердце святого, хотя на лицо был как все. Он жил в миру и касался грязи дел мирских, но драгоценный камень заповедей не запятнал. Он умер лицом к западу, и его дух достиг удивительних высот. Верно говорю - он был святым, а не простым смертным».

(«Нихон рёики», III-30)


Комментарий:

Мимана-но-Кануки - топоним «Мимана» в имени указывает на корейское происхождение предков монаха. Мимана - одно из древних царств Корейского полуострова.

Кии - совр. префектура Вакаяма.

храм, построенный его предками - многие ранние буддийские храмы в Японии в соответствии с синтоистскими традициями использовались как родовые святыни и были, вероятно, закрыты для посторонних.

он назывался Мироку, но люди знали его как храм Ноо - официальное название храма указывает, что он был посвящен будде Майтрее, однако для общинников это было безразлично, и они называли храм по его местоположению.

Сёму - правил в 724-749 гг.

Сяка - будда Шакьямуни.

один дзё и шесть сяку - дзё=10 сяку=3,03 м.

Мондзю - бодхисаттва Манджушри.

Фугэн - бодхисаттва Самантабхадра.

во времена правления государя Конина - 779 г.; Конин правил в 770-781 гг.

Камму - правил в 781-806 гг.

из дворца Нагаока - совр. столичный округ Киото. Нагаока была столицей с 784 по 794 г.

весной 1-го года эры Вечного Здравствия... - 782г.

Каннон - бодхисаттва Авалокитешвара. Бодхисаттвы почитаются существами бесполыми, но в Японии Каннон обычно изображалась в женском обличье. Ей поклонялись как богине сострадания и милосердия.

настал день, когда Будда достиг нирваны - согласно традиции исторический будда Шакьямуни достиг нирваны 15-го дня 2-й луны по лунному календарю (середина апреля по григорианскому).

час обезьяны - около четырех часов пополудни.

  
 
Твоя Йога
на первую страницу к ОГЛАВЛЕНИЮ