Виктор Малеев

Сон или реальность?



Вы когда-нибудь задумывались над тем, сколько времени мы проводим во сне?

Я вам подскажу: в среднем, человек проводит во сне аж треть своей жизни! Ну а некоторые любители поспать, соответственно, еще больше.

Колоссальная цифра, не правда ли?

Отсюда вытекает другой, более практический вопрос, мучающий многих уже многие столетия: можно ли эти треть жизни хоть как-то использовать в своей жизни? Попросту говоря, можно ли контролировать свои сны так же, как мы контролируем свою жизнь?

Но прежде чем грезить о возможности управления снами, я вам задам другой вопрос: А насколько мы умеем контролировать свою повседневную жизнь?

Как-то еще в 60-70-х в США, в самый разгар "сексуальной революции" и развития психоделических настроений, пронизавших всю массовую культуру Запада буквально во всех ее областях, в декаду нежелания молодежи принимать реальность той жизни, уготовленной им их правительством и слабыми попытками "ухода" от нее, когда на свет появились первые экспериментальные психоделические группы, такие как "Pink Floyd", "Jimmi Hendrix", "The Doors", когда наркотики безнадежно заполонили весь мир, на литературном поприще вдруг появился некий Карлос Кастанеда с его искрометной книгой о шаманизме и иной реальности: "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев Яки" буквально "сорвавший башню" всей западной молодежи. Как следствие, на сцене появились некие ученые, исследователи, занимающиеся парапсихологией и метафизикой, которые всерьез заинтересовались темой сна, как способа ухода в альтернативную реальность. Был проведен ряд экспериментов по поводу того, что народу сниться. Были опрошены люди разных возрастов, от отроческого до старческого.

Удивили результаты: была отмечена одна интересная закономерность: процент яркости и реальности сна уменьшался пропорционально возрасту среднестатистического человека. Другими словами, чем моложе был возраст человека, тем более яркими, более необычными и более реальными были сны, которые видел человек. И наоборот, чем старше был человек, тем более смутными, неясными и бесформенными были его сны. Из опрошенных попадались и такие, которым вообще ничего не снилось. В основном, это были люди среднего возраста от сорока до шестидесяти лет преимущественно мужского пола. Была замечена и еще одна особенность: люди, которым снились яркие и более реальные сны, жили более полной и насыщенной жизнью по сравнению с теми, кого "болтало по сну", как "бог на душу положит". Иными словами, которым снилась всякая дребедень, которую можно сравнить разве что с сюрреалистическими картинами Сальвадора Дали или галлюциногенными "видениями" Сида Барретта – духовного лидера Пинк Флоид.

Вот тут-то и возникла самая интересная и парадоксальная концепция, к которой в своих исследованиях пришли некоторые западные ученые и не только они.

Оказалось, что способность контролирования снов напрямую зависит от способности контролировать свою жизнь и наоборот, способность контролировать жизнь напрямую зависит от способности контролировать сны.

Но как это работает?

На протяжении второй половины двадцатого века многие мыслители головы поломали над этим вопросом. От чего зависит способность контролировать сны и реальность? И самое главное: как этот контроль влияет одновременно на наши сны и нашу повседневную жизнь?

Странным образом, откуда ни возьмись, то тут, то там стали появляться абсолютно новые идеи по этому вопросу.

Интересно, откуда?

Тут прослеживается одна очень закономерная историческая тенденция. Во все времена в культуре, а особенно в массовой культуре, всегда акцентировалось внимание на том, чем больше всего "болеет" на сегодняшний день "сегодняшний" человек. Hу а в наши времена этот вопрос тесно связан с коммерческой его стороной: какую идею можно хорошо продать? В соответствии с этим, едва заметной линией проходит некая всегда существующая, но всегда "закулисная", остающаяся в тени от основной сцены происходящего на нашей Земле, гильдия "мастеров" и "продвигателей" культуры для массы людей, которая в ответственный момент организовывала свой "междусобойчик", где неизменно обсуждался один важный вопрос: "Ребята, сегодняшний человек готов к определенного рода информации, так давайте дадим ему эту информацию!". И новая информация всегда "всплывала" на поверхность - в массы.

Так, в 2010 году киноиндустрией США был выпущен в свет фильм Кристофера Нолана "Начало" с Леонардо Ди Каприо в главной роли. В фильме четко прослеживается одна очень интересная идея – идея контроля сна. Конечно, сюжет сам очень накручен и завораживает с первых минут. Однако дело не в самом сюжете. Фильм "Начало" несет в себе некую ЗНАКОВУЮ информацию. По всему фильму Нолан расставил особые знаки, некие фишки, которые на протяжении фильма высказываются тем или иным героем как бы невзначай или полунамеками. Именно они и несут в себе важную информацию для некоторых людей, которые готовы ее воспринять. Хочу особо заметить, что способы внедрять такие фишки-идеи через тот или иной информационный материал существовали на протяжении всей истории человечества. Допустим, через сказки. Как вам такая, вечно повторяющаяся фраза в сказках Пушкина: "Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам - урок". Тут сразу на ум приходит влияние суфийских притч, которые только на первый взгляд являлись просто красивыми увлекательными и иносказательными историями. Однако эти истории имели своей целью:

1) усилить восприимчивость ученика;

2) в момент усиления этой восприимчивости или, в зависимости от того или иного уровня его "восприимчивости", внедрить в ученика ту или иную идею;

3) идея эта, как правило, вследствие того, что была воспринята в особых условиях, естественным образом побуждала ученика выполнять те или иные действия, которые непосредственно влияли на его духовный рост самым благотворным способом.

То есть эти сказки были ничем иным, как уроками, практическими пособиями, которые в обязательном порядке давались ученику порционно, только в определенный момент и только в определенном месте, для максимального эффекта усвояемости "материала".

К слову, знаменитая, и на первый взгляд, детская книжка Льюиса Кэрролла - "Алиса в стране чудес", как раз и является таким практическим пособием. Это настоящая магическая иносказательная история об осознанных путешествиях во снах, написанная волшебным непостижимым способом. Приведу лишь один пример: В мире Зазеркалья Черная королева на вопрос Алисы: "Почему мы бежим уже так долго, но не сдвинулись с места ни на йоту" ответила так: "Здесь, знаешь ли, приходится бежать со всех ног, чтобы остаться на одном месте, а чтобы попасть в другое место нужно бежать вдвое быстрей!"

Речь идет о нашем восприятии.

В информации, почерпнутой из книги Кастанеды о контроле сновидений, изречениями Дона Хуана – учителя Кастанеды недвусмысленно очерчивается следующая концепция: чтобы постоянно и четко воспринимать нечто во сне, необходимо иметь СИЛУ. Но чтобы суметь повысить восприятие человека во сне до уровня альтернативной реальности, ничем не уступающей повседневной, необходимо иметь ЕЩЕ БОЛЬШУЮ СИЛУ. Вот только о какой такой СИЛЕ пел Кастанеда в своих книгах?

Чтобы хоть как-то ответить на этот вопрос, вернемся к Нолану и его фильму о контроле снов.

Фильм Нолана можно воспринять как обычное "развлекалово", так его воспримут большинство людей. Его также можно воспринять как некую философскую или научную вещь, несущую определенную идею, которую можно обсудить, или которая заставит задуматься о "высоких материях". Так воспримут этот фильм меньшинство. Или можно воспринять этот фильм как прямое практическое пособие! Так воспримут этот фильм единицы. Как я уже говорил: основная идея фильма – контроль снов и некие фишки-идеи, аккуратно и четко расставленные по всему фильму. Первая и самая явная из них – это идея сна во сне.

Просто ли это выдумка режиссера? Или он взял эту идею из книг? Или режиссер делится своим собственным пережитым опытом? Насколько возможен этот сон во сне? Далее отыскиваем менее явную, но очень важную идею, где герой Ди Каприо, мирно разговаривая в кафе со своей напарницей по эксперименту, вдруг задает ей вопрос: "Где вы сейчас находитесь? Вы думаете это реальность?" "Да, конечно!" - Его напарница в этом просто уверена. "Нет," –отвечает герой - "это сон. Но помните ли вы точный момент, когда именно заснули?"

Вот она, еще одна фишка! Как все просто! Ведь обычный человек действительно никогда не помнит момента, когда именно заснул. И считает сон сном только в тот момент, когда он проснулся. Задумайтесь! Это важно!

На сколько мы осознаем момент, лишь один момент? Насколько реален этот один единственный момент?

Давным-давно великий даос Чжуан-цзы сказал по этому поводу: "Мне приснилось, что я маленькая бабочка, весело порхающая среди цветов. Проснувшись, я задумался, Чжуан-цзы ли сниться сон, что он - бабочка, или бабочке сниться сон, что она – Чжуан-цзы?".

Во все времена даосы пытались донести всему человечеству одну простую идею, в которую, на первый взгляд, невозможно поверить: наш весь мир и все наши заботы в этом мире есть ни что иное, как сон! Реальный, предметный, но все же сон! И поддерживается он "единым соглашением" всех и каждого из нас по поводу того, как должен выглядеть этот сон.

Невероятно, но мы начинаем поддерживать это единое соглашение еще с самого нашего детства, с кровью и молоком нашей матери, наших родителей.

Задумайтесь, с момента, когда вы родились и, примерно, до возраста четырех-пяти лет вы ничего не помните! Почему?

Не было ни одного критерия чтобы чем-то поддерживать данное соглашение.

В течение первых 3-х – пяти лет мы чисты как белый лист бумаги, то бишь видим мир взглядом, не загрязненным человеческими программами! Мы видим мир НЕПОСРЕДСТВЕННО, без условностей и клише! Клише нарабатываются постепенно, с возрастом.

Как можно вспомнить то, к чему нет клише? Тот взгляд на мир, которым мы когда-то обладали? Такое восприятие не поддается шаблонированию.

И получается, что мы не ВИДИМ мир, какой он есть на самом деле, мы его ИНТЕРПРЕТИРУЕМ через наши органы чувств, через наши программы.

Опосредованно.

Программы по вводу нас самих в этот "мир-сон" внедрялись очень медленно и постепенно, но, тем не менее, верно.

Приведу один пример.

Программа "стул", его форма, содержание, цвет, то, какой он и как должен выглядеть, вводились в нас на протяжении длительного времени, пока мы не увидели то, что наши родители хотели, чтобы мы увидели: когда стул стал именно СТУЛОМ - тем шаблоном, который понятен для всех! Вот вам программа в действии. В пределах такой парадигмы нам был преподнесен весь мир, так как его видят все люди.

И с этого момента мы не можем мыслить в иной парадигме! Мы просто становимся тем, что мы думаем о себе, или, вернее, как нас научили думать о себе!

И тут возникает вопрос: каким образом мы воспринимали мир в течение детского "непомнящего" периода? Чем был для нас стул, до того, когда он превратился в обыкновенный стул? Как мы его воспринимали до "программ" человеческого соглашения о том, как должен выглядеть этот повседневный мир?

Хотелось бы внести некоторое разъяснение в отношении самого высказывания Чжуан-цзы. Вы задумывались хоть когда-нибудь о том, что когда вы находитесь во сне, вы абсолютно ничего не контролируете, а действуете по какому-то определенному сценарию, уготованному для вас вашим сном. И только после того, как вы проснетесь, вы осознаете, что это был сон. Наше сознание "спит" даже во сне. Нас просто "мотает" по нашему сну. Великий адепт Чжуан-цзы хотел донести до людей, что и та жизнь, которой они живут, тоже есть ни что иное как сон. И сон этот может быть осознан людьми именно как сон, только после того, как они проснутся! До той поры люди полностью погружены в этот сон, в его вечную повседневную суету и заботы, которые, если хоть кто-нибудь из вас заметил, засасывают нас все глубже, в зависимости от того, насколько наше ВНИМАНИЕ приковано к ним. Чем глубже мы погружаемся в повседневные проблемы, тем глубже они нас погружают в себя. По-простому, нас опять "мотает" от одной суеты к другой. Чистое волшебство, чистая магия! Не правда ли?

А теперь, исходя из прочитанного, подумайте хорошенько, действительно ли мы контролируем нашу жизнь? Или все-таки она контролирует нас, а с нами и все наши помыслы?

Вот мы с вами и подошли вплотную к самому главному вопросу:

Что на самом деле позволяет нам контролировать нашу жизнь, равно как и наши сны, исходя из вышесказанной концепции, когда сон влияет на нашу жизнь, а наша жизнь влияет на наш сон?

УЧЕНЫЕ НОВОЙ ЭПОХИ, назовем их так, к коим относятся представители новой философско-практической идеи Карлос Кастанеда, Тайша Абеляр, Флоринда Доннер, а также современные исследователи даосского учения Мантэк Цзя, Ян Цзюньмин и прочие их единомышленники в своих концепциях утверждали следующее:

Наше ВНИМАНИЕ есть то, что позволяет контролировать нашу жизнь, происходящую как во сне, так и наяву. А точнее - КОЛИЧЕСТВО этого ВНИМАНИЯ.

Они утверждали это на основе того воспринятого ими древнего знания, которое сумели донести до современного человека древние толтеки, равно как и даосы, равно как и суфии (последователи древнего зороастрийского учения).

Древние люди верили, что при "чистом взгляде" на человека (свободном от всех программ), человек представляет собой некий совокупный замкнутый шар энергии. И потому, будучи замкнутым шаром, он не может взять дополнительной энергии нигде, кроме как у себя самого. Они также увидели, что энергия, которая есть у человека, вся задействована в повседневном мире. Они также заметили, что энергия эта идет туда, куда направлено ВНИМАНИЕ человека. Поэтому в данном контексте понятие "ВНИМАНИЕ" и понятие "ЭНЕРГИЯ", по сути, тождественны. Соответственно, если внимание человека полностью приковано к заботам и суете, то у него нет больше никакой энергии на что-либо другое. В связи с этим, древние люди вывели следующую концепцию: чем меньше мы цепляемся за любые вещи или еще что-либо в повседневном мире, чем меньше мы привязаны к чему-либо в этом мире, тем больше свободной энергии мы имеем. Свободная энергия автоматически усиливает наше ВНИМАНИЕ. Проверив это на практике, они пришли к однозначному выводу: наше ВНИМАНИЕ имеет свойство накапливаться! (подробности по методам накопления ВНИМАНИЯ вы можете найти в книге Тайши Абеляр "Магический переход: путь женщины-война").

Даже чтобы видеть сны, необходимо определенное количество ВНИМАНИЯ. И чем больше развито ВНИМАНИЕ у человека, тем более яркие и осознанные сны видит он. И, следовательно, тем более осознанной и полной жизнью он живет в нашем повседневном мире. Имея сильное ВНИМАНИЕ, человек, как правило, меньше отвлекается на мелочи и суету жизни, он полностью сосредоточен на своей цели. И наоборот - чем меньше развито ВНИМАНИЕ у человека, тем в меньшей степени он принадлежит себе, тем более хаотична его жизнь, и, соответственно, тем более хаотичны и бесформенны его сны.

Однажды Брюс Ли, мастер восточных единоборств, сказал по поводу ВНИМАНИЯ человека одну фразу: "Я не боюсь человека, который занимается тем или иным комплексом упражнений. Я боюсь человека, который делает одно и то же упражнение изо дня в день".

СИЛА ВНИМАНИЯ человека определяет его способность концентрироваться на предмете. Концентрация человека способна увести человека очень глубоко. Всем известно, что именно гении обладали исключительной концентрацией - способностью погружаться в суть любого предмета так глубоко, как ни один среднестатистический человек. И извлечь оттуда то, что доселе не было известно никому. Живой и яркий пример тому - Никола Тесла и Леонардо Да Винчи. Их изобретения опережали общий уровень достижений человечества на столетия! Примечательно, что по поводу своих снов Никола Тесла говорил так: "Я осознанно проникаю в иные миры, и даже имею там друзей!". Вот пример глубины ВНИМАНИЯ человека!

Тут мы подходим к вопросу: а что есть это ВНИМАНИЕ?

Это то, что напрямую связано с нашим ОСОЗНАНИЕМ. Делать что-то в повседневном мире ОСОЗНАННО, значит направить на любое интересующее нас дело все наше ВНИМАНИЕ.

Современному человеку не хватает этого ВНИМАНИЯ. Мир современного человека перегружен догмами и правилами, суетой и мелкими интересами. Древние мудрецы недвусмысленно указывают на причину нехватки глубины внимания человека – чувство собственной важности. И это правда - все интересы современного человека прикованы к его собственной важной персоне. Вот что не дает ему быть текучим, не дает ему сил оторваться от сует и взглянуть на мир и на себя под иным ракурсом. Понятие "важная персона", составляющая нас как "личность", есть ни что иное как – ПЕРЕЧЕНЬ ПРОГРАММ-ПРИВЫЧЕК, заложенный в нас. Всякий раз, фокусируя наше ВНИМАНИЕ на себе, мы поддерживаем функционирование этих программ, и их функционирование требует всего нашего ВНИМАНИЯ, то бишь, всей нашей ЭНЕРГИИ.

И здесь возникает очередная концепция: осознанно перестав уделять ВНИМАНИЕ нашей собственной персоне, мы немного приостанавливаем функционирование этих программ-привычек. Тем самым мы высвобождаем некоторое количество энергии, которое можно использовать на нечто другое. Кстати, эта концепция очень четко объясняет, почему взрослея, мы стареем, а старея, мы становимся более статичными, консервативными, безынициативными. И наоборот, почему у детей так много энергии, и почему они меняются и адаптируются быстрее.

Взрослея, мы накапливаем наш "программный перечень", который требует все больше энергии для его функционирования. Что касается детей, пока они совсем маленькие, у них больше свободной энергии, потому как в них пока заложено меньшее количество "программ-привычек", а, следовательно, они обладают куда более глубоким ВНИМАНИЕМ, чем взрослые.

Как правило, всем детям без исключения, до поры до времени, снятся ДРУГИЕ СНЫ. Интересно то, что эти ДРУГИЕ СНЫ до поры до времени делают детей "ДРУГИМИ", как бы не от мира сего, космическими пришельцами. Это происходит до тех пор, пока их окончательно не заполонят "программы-шаблоны" взрослых.

Данную концепцию о мире детей - мире без шаблонов (привычек) я попытался раскрыть в художественной форме в своей сказке "Малыш и Сом" (см. http://bookvoed.ru/book?id=6105742 или http://flyinpape.livejournal.com/1144.html).

В заключение хочу сказать, что все, что я привел выше, не является моими идеями, а почерпано из определенных книг нового научно-концептуального направления и систематизировано мною должным образом. Также хочу отметить, что ни в коей мере я не пытаюсь навязать свою точку зрения. Было большое желание высказаться и поделиться тем, что представляло для меня некий интерес, вот и все. Еще одна вещь, которую очень хочется отметить: ОБО ВСЕМ ВЫШЕСКАЗАННОМ ЛЕГКО ГОВОРИТЬ, НО ОЧЕНЬ, ОЧЕНЬ ТРУДНО ПРИМЕНЯТЬ НА ПРАКТИКЕ. ОДНАКО ВСЕ ВЫШЕСКАЗАННОЕ - ЭТО ИМЕННО ПРАКТИКА, А НЕ ФИЛОСОФИЯ!

И еще одно.

Если, как говорил Чжуан-цзы и все его единомышленники: вся наша жизнь, есть ни что иное, как вечно повторяющийся и продолжающийся изо дня в день сон, в точности напоминающий древнегреческий миф о Сизифе (человек, наказанный богами вечно катить к вершине горы камень, постоянно и неизменно срывавшийся и падавший к подножию), если вся наша жизнь - всего лишь вечное и бессмысленное катание этого камня туда и обратно, то, может быть, в конце концов, нам всем пора уже начать просыпаться, взяв на вооружение знания УЧЕНЫХ НОВОЙ ЭПОХИ?



 nervana.name
√ Библиотека


Загрузка...

Твоя Йога Книга для тех, кто хочет, готов и будет меняться KrasaLand.ru Слова и Краски