БЕЗЫМЯННАЯ СУТРА

Имена не важны.

Говорить - это называть имена, но не в этом важность.

Однажды случается нечто, чего до той поры никогда не случалось. Глядя на это, человек созерцает реальность. Он не может поведать другим, что он видел. Но другие хотят это узнать, и вот они вопрошают его, они говорят:

- На что оно похоже - то, что ты видел?

И он пытается рассказать им, кутаясь в шкуры. Быть может, он видел самый первый в мире огонь. Он говорит им:

- Он красен как мак, но пляшут в нем и иные цвета. У него нет формы, как у воды - он текуч. Он теплый, как летнее солнце, даже теплее. Он существует, какое-то время на куске дерева, и дерево исчезает, будто съеденное - остается лишь, что-то черное, сыпучее как песок. И он исчезает вместе с деревом. Он ласковый и пушистый, как маленький зверек и приятно согревает иззябшие пальцы, как этот мех. Он трогателен и доверчив и покорен, пока за ним ухаживают.

Но, стоит лишь отвернуться, и он превращается в ревущего зверя. Дик вид его. В гневе и ярости пожирает он все без разбора на своем пути - и стар, и млад, и женщина, и воин - все становится жертвой его необузданной похоти. Трепетный вчера - он лют сегодня и прежний его хозяин становится ныне его рабом.

И вот слушатели вынуждены думать, что реальность эта схожа с маком, с водой, с солнцем. С тем, что ест и испражняется. Они думают, что она, эта реальность схожа со всем, чему она подобна, по словам познавшего ее.

Но вот огонь снова и снова появляется в этом мире. Все новые и новые люди видят его. И, спустя какое-то время, огонь становится, так привычен, как трава, облака, как воздух, которым они дышат. И они видят, что, хотя и похож он на мак, но это не мак. Хотя и похож он на воду, но это не вода. Хотя и похож он на солнце - это не солнце. Хотя похож на того, кто ест и испражняется, все же это не тот, кто ест и испражняется, но нечто отличное от каждого из этих предметов или ото всех разом.

Так что смотрят они на эту новую реальность и изобретают новое слово, чтобы назвать ее. Они зовут ее - Огонь.

Если же случится им вдруг встретить человека, который еще не видел огня, и они захотят рассказать ему о нем - не поймет он, что же они имеют в виду. И опять им в свою очередь придется говорить ему, на что похож огонь.

Но при этом они знают по собственному опыту, что говорят они ему не всю истину, а только часть этой истины. Они знают, что человек этот никогда не познает с их слов реальность, хотя и могут они использовать все слова, имеющиеся в их распоряжении. Он должен взглянуть на огонь, ощутить его тепло, согреть у него руки и душу, насмотреться в его сердце, или остаться навеки в звериных шкурах.

Не важен, стало быть, огонь, земля, воздух, вода. Не важно Я.

Ничто не важно.

Но забывает человек реальность и помнит слова. Чем больше слов у него на языке, тем умнее он себя считает. Он взирает, как в мире происходят великие изменения, но видит он их совсем не так, как виделись они, когда человек впервые посмотрел на реальность. На язык к нему приходят имена, и он улыбается, пробуя их на вкус. Он думает, что, именуя, он познает.

Но еще происходит никогда доселе не бывавшее. Это все еще чудо. Великий огненный цветок распускается, переливаясь, на окоеме мира, оставляя по себе пепел мира и, не будучи ничем, из перечисленного мною, в то же время являясь всем.

Это и есть реальность - Безымянное. И вот я требую от вас:

- Забудьте имена, забудьте слова, что я говорю. Взыскуйте лучше Безымянное внутри самих себя. Безымянное, которое поднимается, когда я обращаюсь к нему. Оно внимает не моим словам, а реальности внутри меня, частью которой является само.

Это атман, и слышит он не мои слова, но меня.

Все остальное нереально. Определить - значит утратить

Сущность всех вещей - Безымянное. Безымянное непознаваемое - оно всесильнее даже Брахмы. Вещи преходящи, сущность неизменна.

Сущность грезит грезой формы. Формы проходят, но сущность остается, грезя новой грезой. Человек именует этим формы и думает, что ухватил самую суть, не ведая, что взывает к Нереальному.

Эти камни, эти стены, эти шкуры, эти тела вокруг вас - это маки, это вода, это солнце. Это грезы Безымянного.

Это, если хотите, - Огонь.


*   *   *

Когда ум расстается с дебрями иллюзии, становится безразлично,
что слышал и, что можешь услышать,
что видел и, что можешь увидеть.
Тем самым приобретается бесстрастность.
Это путь постижения Истины.
Важна не сущность или явление -
важна сама возможность проявления этой сути или явления.
Не чувства, а сама возможность чувств.
Не событие, а сама возможность его свершения.
Все преходяще,
и лишь существование этой Возможности вечно.
И это - единственная истина, данная человеку.
И, стало быть, важна не сама жизнь - а сама возможность жизни.
Ибо глупо считать себя хозяином взятого не самим, а данного свыше.
Сирыми приходим мы в этот мир и такими же из него уходим.
Пользуйся, коли, дано его благами - более или менее удачно,
нежели другие, но не спеши печалиться о том, что на самом деле
тебе не принадлежит. Ибо с собой нельзя взять даже и эту
банальную истину. Так стоит ли печалиться и о ней.
И стоит ли печалиться о чем-либо вообще - покойся с миром.
Ибо только покой и мир могут открыть дверь в Абсолютную
Свободу Законченности и Завершенности на земле.


НЕ ИНЬ
Доказательство правоты Будды

Жизнь есть Истина в текущий момент времени в данном конкретном месте для конкретного субъекта или конкретной группы лиц.

Однако, в то же самое время, но в другом месте, или в другое время в этом же самом месте, данная Истина будет не актуальна для другого субъекта или другой группы лиц.

И это лучше всего иллюстрирует единственную Истину в жизни, что нет никаких незыблемых истин. Нет приоритета одного над другим, и что актуально для одного - совсем не актуально для другого, даже находящегося в непосредственной близости с первым.

А, коли нет ничего одновременно актуального для всех, то нет, на самом деле, ничего актуального и для каждого в отдельности. Ибо, если актуальность одного субъекта или группы лиц вступает в противоречие с актуальностью для другого субъекта или группы лиц, то как определить приоритет одного над другим?

И, если нет мерила приоритетов, то все в этом мире временно и относительно и нет ничего незыблемого и фундаментального (за исключением проявления самой жизни, как процесса и смерти, как его конечности). А, следовательно и сама жизнь и ее ценности временны и относительны - то есть не имеют никакой ценности для всякого субъекта.

Обреченность - ужасное слово.

Однажды обречены родиться, прожить жизнь и неизбежно умереть.

Сколько безнадежности в этих словах.

Ничего невозможно изменить. Ничего невозможно исправить.

Все случившееся - безвозвратно и необратимо.

Попытка что-то исправить только ухудшает ситуацию.

Все течет к неизбежному своему концу и нет возврата назад.

Нарушение равновесия и падение паритета сил приводит к новой борьбе за иное равновесие сил. Но это будет новая напрасная трата сил, ибо процесс дестабилизации бесконечен с момента утраты первичного равновесия.

Так стоит ли всерьез воспринимать такой зыбкий процесс, где ничего невозможно удержать при себе. Где все постоянно меняется - даже сам Человек. И эти изменения означают лищь одно - бесконечную утрату свойств, характеристик и вещей.

Где единственное постоянство Жизни заключено именно в ее непостоянстве, в ее изменчивости. Где изменение означает на самом деле лишь одно - безвозвратную утрату. Где завидно постоянна, равна и неизбежна для всех лишь смерть. То есть, постоянно и неизбежно лишь прекращение самого этого безумного текучего превращения под названием Жизнь.

И, если жизнь настолько текуча, преходяща и неизбежно конечна, если ничего невозможно удержать, восстановить, вознобновить. какой во всем этом прок для любого субъекта и всякой группы лиц? Какая ценность быстротечного изменения?

Оправдать это может лишь неизбежная (в подобной ситуации) мысль о Беспредельности, бесконечности Бытия.

Но что мы знаем о Бесконечности? Это всего лишь догадка, всего лишь слово - попытка оправдания.

Неизбежность такого толка неумолимо приводит к следующим выводам:

- Либо анархия, либо бессмысленность существования подобного толка. Но анархия очень быстро приводит к взаимоисключению, взаимоистреблению. То есть, опять к неизбежному концу и, тем самым, бессмысленности учреждения подобного существования.

Следовательно, должно быть Нечто Иное - Нечто Вечное.

- Либо вечность самого субъекта, или Вечность Бытия, где субъект не играет никакой роли, кроме редупликации - то есть поддержания постоянства Вечности Бытия.

И то и другое служит указанием к единственно возможному в этом случае отношению к жизни познавшего эту истину субъекта - Бесстрастности.

К миру, где ничего не имеет ценности, как критерия постоянства, не может быть применено никакого иного адекватного отношения, нежели Беспристрастность.

Ибо Беспристрастность это эквивалент Вечности.


РУССКАЯ  ШАСТРА

Человек должен использовать свой Ум для освобождения, а не для рабства.
Ум - друг Души и враг ее.
(Бхагават гита).
Любое учение мертво, если его превратить в Догму.

Рита

Человек взял в руку стакан воды и сделал глоток.

Может он хотел пить. Может быть, хотел попробовать воду на вкус.

Может быть, он просто перепутал стаканы или ему требовалась пауза в разговоре.

Мы ничего не можем знать об этом, если не знаем, что было до этого, и что было после этого.

Чтобы понять смысл деятельности, нужно выйти за ее пределы: внутри нее мы можем понять только смысл отдельных ее частей.

Смысл всякой деятельности лежит вне ее пределов.

И смысл жизни - вне ее пределов.

Внутри самой жизни мы никогда не обнаружим ее истинного смысла. Мы можем понять только смысл наших отдельных дел и житейских событий. (В. Тарасов).

Для того, чтобы понять о чем говорил Будда, надо выйти за пределы его Учения.

Варна

Вот думаешь, среди всех дней этот будет самым лучшим, самым достойным днем.

Я, наконец, добьюсь своего. Я им всем докажу. Я их всех сделаю. Я восторжествую.

Я им всем вставлю.

Но, еще до того, как додумать эту мысль до конца, понимаешь: сегодня будет, так же, как вчера. а завтра - как сегодня. И так всегда.

Выйдешь к людям - а они грустные, светлые, тихие и улыбаются: парень, нас уже сделали, нам уже вставили; неоднократно.

Каждую минуту вставляют - желающих много. Собственно, из этого и состоит жизнь. Хочешь - и ты вставь, если тебе от этого станет легче - никто и не заметит.

И тебе особенно пронзительно и ясно становится - нет никакой чести, чтобы вставить всему миру.

Но и не вставлять тоже нельзя. Иначе мир расслабится и решит, что можно обойтись и без тебя. А ты категорически с этим не согласен.

Тебе точно известно: мир не может обойтись без тебя. Иначе, зачем и жить? (А. Рубанов Хлорофиллия)

Но на самом деле, миру на тебя наплевать. С самого твоего рождения. Он, собственно даже и не заметит - родился ты, или умер.

Это ты не в состоянии прожить без мира и без того, чтобы ему вставить.

Но, на самом деле, вставляют тебе - ежечасно, ежеминутно, ежесекундно…

Но всего этого можно избежать.

Ашрама

Если глубоко вдуматься в волю Будды Амида, то окажется, что все мироздание затеяно ради одного тебя.
(Синран).
Неважно - почему. Важно - зачем.

По своему происхождению, социальному положению и воспитанию Будда был из рода кшатриев. Вот почему его учение, обращенное к основной (и подавляющей) массе народонаселения Индии - вайшьям, основано на страдании.

На самом деле в основе всякого страдания лежит не только и не столько ложное представление о мире и его преходящих ценностях, сколько страх эти ценности не достичь, или потерять.

Мир живой материи - (в отличие от тварного мира человека) - реальный мир. Это мир хинаяны и самого Будды, чье учение изначально носило, прежде всего, морально-этический характер и направленно было против брахманизма и ставшего к тому времени реакционным, кастового обустройства общества.

Как известно, Будда свой бой проиграл и был причислен к бесчисленному сонму аватар. Его учение превращено в религию, прежде всего Махаяны, доведшей до абсурда изначальное Слово Будды и тем самым, не только полностью лишив его социальной направленности, но и окончательно его дискредитировавшее. (Учение о майе, учение о пустоте и пр.).

Мир же людей условно можно разделить на две неравные части, созданные от начала времен первочеловеком.

Одна часть - это мир майи, мир иллюзий. Мир вечно меняющихся человеческих ценностей и приоритетов.

Условно говоря, мир внешний - экзотерический и потому нестабильный, в котором ничего невозможно удержать и в котором человек чувствует себя так неуютно и зачастую несчастливо.

Другой же мир - мир внутренний, эзотерический - более истинен, ибо соответствует изначальной природе человека, не отягощенной позднейшими наслоениями мира экзотерического.

Этот мир менее подвержен трансформации из-за своей глубинности и, следовательно, более стабилен.

Таким образом, мир эзотерический - это и есть мир нирваны, но мир реальный, наполненный сакральными ценностями человека.

Отсюда истинным смыслом и конечной целью буддизма являлось и является не достижение абстрактной нирваны и прекращение колеса Сансары, но достижение состояния bodhi - очищение ума от ложных представлений мира экзотерического и связанных с ними страхов. Ибо человек просветленный в состоянии жить в мире внешнем, пребывая одновременно и в мире нирваны - мире внутреннем.

Поэтому Истинный Путь bodhi это не бегство от Жизни, а жизнь, свободная от иллюзий и страха.

Дхамма

Смысл жизни состоит в том, чтобы наилучшим образом делать то, что ожидает от нас сила, пославшая нас в этот мир.


*   *   *

Вся штука в том, что ты либо следуешь Пути - и тогда нет никаких проблем. Либо ты болтаешь о Пути и своих проблемах.


*   *   *

Какой дух выкован ко дню смертному - такой и носить посмертно на жизнь вечную.


*   *   *

Истина всегда подразумевается или угадывается, но никогда не утверждается и не указывается.


*   *   *

Неважно во что ты веришь, важно, как ты это делаешь.


*   *   *

Мир воспринимается как должное, а между тем его необходимо заслужить, или, на худой конец, научиться понимать.


*   *   *

Лучше твердо усвоить один единственный урок, чем поверхностно ознакомиться со множеством.


*   *   *

Единственный и самый главный долг - это долг перед самим собой.

Разделы сайта: