Свами Джойтирананда

ДЖАПА-ЙОГА



ИндияБуддизмУчителяПрактикиРазноеГлавная

Слово "джапа" означает "повторение", и в джапа-йоге повторяется мантра при помощи малы, содержащей обычно 108 бусин, число которых соответствует способу использования четок. Этот метод легко изучить и он на удивление эффективен, поэтому он больше всего используется индийскими йогами на Западе.

Трансцендентальная медитация, которая популяризируется Махариши Махеши не что иное, как комбинация манасика-джапы и антар-мауны. Свами Сатчидананда в Нью-Йорке, который предлагает йогу вместо ЛСД, учит своих учеников джапе, так же как и хатха-йоге.

Мантру, которая может содержать один или несколько слогов, дает ученику его гуру. Это необходимо, так как мирянин должен понимать науку мантры для того, чтобы практиковать ее; необходимо также упорядочить свои привычки и сохранять волю.

Методов Джапа-йоги существует несколько.

ВАЙКХАРИ:  здесь мантра произносится громко и отчетливо; часто распевается очень длинная мантра. Одна из наиболее известных мантр стала лозунгом недавно основанного в Лондоне храма Радха Кришны: "Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна, Кришна, Харе, Харе, Харе. Харе, Рама, Харе Рама, Рама, Рама, Харе, Харе и т. д.". Эта мантра распевается в специально отведенном Бхаджан-зале двадцать четыре часа в сутки; этот зал находится в ашраме Шивананды с 1943 года. Это место, где мантра может распеваться в течение сотен часов.

УПАМШУ:  здесь мантра шепчется или бормочется.

МАНАСИКА:  мантра повторяется мысленно. Эта техника будет объяснена позднее.

ЛИКХИТА:  мантра пишется как можно мелкими буквами в особой книге; она может писаться голубыми, красными, зелеными чернилами и повторяется несколько сот раз. Буквы должны быть такими маленькими, насколько возможно. Иногда несколько сот этих букв располагаются в виде символа, но чаще они пишутся в строчку. В Индии в течение одного месяца (Шравана) ликхита-джапа практикуется на листьях дерева Билва многочисленными верующими.

Наиболее часто при этом используется мантра "Ом нама Шивайя". Она пишется пастой, сделанной из сандалового или красного порошка; пишется эта мантра в течение всего дня и ночи. На следующее утро эти листья с надписями жертвуются божеству в его храме.

АДЖАПА-ДЖАПА:  эта техника будет дана ниже.

Для всех техник джапы, за исключением только ликхиты, обязательно использование малы. Изготавляются они из следующих материалов:

а)  древесины туласи. Это растение - представитель семейства базилевых, считается священным деревом индусов. Он высаживается в большинстве ашрамов и частных садах и его листья часто приносятся в жертву в храмах или съедаются как прасад. Последователи бога Вишну и его воплощений Рамы и Кришны используют малы, изготовленные в основном из дерева туласи;

б)  древесины сандала, но, согласно традиционным взглядам, древесина сандала противопоказана эмоционально возбудимым людям, остальные же могут ею пользоваться;

в)  бусины из кристаллов используются в основном теми, кто поклоняется Божественной Матери в ее различных формах (Шакти). Существует, однако, мнение, что бусины из кристаллов горного хрусталя имеют сильное излучение и в результате становятся неприятными при длительном использовании;

г)  плодов рудракши, растущих в Непале. Первоначально мала из этого материала были принадлежностью исключительно саньясинов. Сегодня, однако, они могут быть легко приобретены в магазинах Индии многими желающими.

Мала, которые используются мастерами, в основном изготовлены из древесины туласи. Когда ученику дают его мантра-дикшу, ему вручают и мала.

Мантры, которые играют важную роль в йоге, даются жрецом в определенных случаях. Впервые мантра получается при рождении; затем при начале обучения или же при получении самостоятельности. Третья мантра дается при женитьбе, четвертая дается при отречении от мира. Естественно, эту четвертую мантру получает не каждый. В последний раз человек сталкивается с мантрой смерти в момент смерти. Мантра читается при приближении смерти.

Одни мантры широко известны, другие применяются в особых случаях, таких, как укус змеи, встреча с нежелательным человеком и другими неприятными обстоятельствами. Насколько серьезно действие мантры испытал на себе сэр Джон Вудрофф, который служил судьей в Калькутте. Однажды, когда он проводил заседание суда, он вдруг с ужасом обнаружил, что не может осудить ни одну из сторон. До этого подобного с ним не происходило никогда. Он начал присматриваться и обнаружил, что обе стороны бомбардируют его мантрой, чтобы оказать влияние и расположить в свою пользу. С этого случая началось его исследование в тантра-йоге, и он обнаружил, что основой тантра-шастр является система мантр, имеющая глубокое философское значение, еще не рассмотренное западной наукой достаточно серьезно.

Вначале мантра была способом поклонения и молитвы БогоМатери, куда входили мантра и янтра. Сегодня тантра часто понимается неправильно. В Индии она непосредственно стала приемом черной магии - надувательством, которое якобы помогает в любых жизненных ситуациях. На Западе тантра ассоциируется с заговариваем крови и сексуальной практикой. Но магии и оргии никогда не были тропой тантры: это случается при неправильном понимании ее элементов. Так, различные виды совокупления, изображенные на стенах пещерных храмов Индии, понимаются ошибочно, так как они изображают духовные упражнения, таким образом защищаемые от профанации туристами. Они представляют бога Шиву и его Шакти в первичном состоянии. Эта пара в таком состоянии называется "майтхуна", слово, которое в индийской астрологии применяется для обозначения сдвоенности. В европейской эзотерической традиции это состояние часто представляется гермафродитизмом, которое в геральдике представлено двухголовым орлом. В майтхуне мужчина и женщина проявляются как материально, так и духовно, и их союз является финальной целью всех троп.

Многие люди предполагают, что тропа тантры является путем оргий и магии. Поэтому не случайно создан миф появления тантра-шастр:

«Однажды жена господина Шивы, Парвати, пылая состраданием ко всем людям, которые не жили в монастырях или уединении, пожелала их спасти. Она попросила своего мужа найти дорогу, которая вела бы этих людей к спасению, без ухода от активной жизни. После длительных мольб Шива согласился продиктовать шестьдесят четыре тантра-шастры».

Этот миф утверждает, что те, кто ест мясо, например, каста кшатриев, должны применять особую духовную технику, поскольку они употребляют мясо. Женатые люди, не могущие избежать половой жизни, также получали возможность спасения.

Это демонстрация того, что йога подходит для любого человека, независимо от его образа жизни и профессии. Эти люди в противоположность тем, кто избрал чисто духовную тропу, называются в Индии домохозяйками (грихастхами). Материальное должно находиться в гармонии с духовным; Шакти, как Кундалини или змеиная сила, остается у основания спины, а ожидающий наслаждения Шива находится в Сахасраре, центре мозга, в сознательном потоке энергии. Сегодня эти два полюса можно назвать генетическим кодом и цепью ассоциаций личности.

В момент создания мира первоначальная точкоподобная пара разделилась и жизненная сила перешла на два различных уровня сознания и дала рождение мира. (Прим.: создание и растворение мира является космическим процессом, который воспринимается в эволюции индивидуального сознания). Это проявление силы называется Кали. Субъект и объект разделяются, и мир становится названием (нама), звуком (шабда) и формой (рупа). Хотя все сформировано из одной и той же силы, индивидуальность осмысливает только внешние формы, и поэтому думает, что предметы различны.

В процессе медитации на одной из троп - цель которой расплавить дуалистичность - это воспринимается как божество или бытие, растворяющееся в космосе. Это является следствием романтического пантеизма или неправильного понимания индийских концепций.

В тантра-йоге богиня Кали символизирует восходящее и нисходящее сознание. Этот процесс следует по определенному закону, согласно которому все люди и объекты мира находятся в определенной зависимости друг с другом и со всем космосом. Ясно, что один человек отличается от другого; он имеет свою личную структуру. он думает и чувствует различно и состоит в различных взаимосвязях с космосом и со всеми другими людьми. И все же человек относится к одному типу существ, общие черты которых сильнее их индивидуальных различий.

Этот космический закон символизируется ожерельем богини Кали, состоящим из различных слогов. Двенадцать слогов вместе означают "Имя" или "Звук" всей Вселенной, обозначаемый глагольным корнем ОМ. Все другие слоги являются аспектом этого конечного принципа и, как комбинация целого, являются определенной мантрой, особенно подходящей данному человеку; более того - этот слог является символом его личности. Повторяя его, он повторяет себя. Этот звук, повторенный сотни раз, становится постоянным отражением себя.

Так как мир не только проявляется как звук, но и как форма, каждая мантра должна сопровождаться формой янтры или Ишта-Дэватой. Согласно индийской традиции, эта форма представляется фигурой бога-хранителя или гуру. Для западного ученика этот символ может быть абстрактным, например, цветком, деревом, животным и т. д., а также, разумеется, любым религиозным символом, который выглядит наиболее симпатично. Он включает любую частную форму, но с условием, что ее каждый; должен открыть для себя и которая является им.

Эта форма необходима тогда, когда сознание исчезает в подсознании (то есть в момент пратьяхары).

Мантра обычно дается гуру, который, спросив дату рождения ученика, может понять индивидуальную комбинацию его личности. Если гуру нет и получить таким образом мантру нельзя, ее можно выбрать в соответствии с одним из пяти элементов. Мантра, которая может быть использована каждым без различия - ОМ.

Если будет выбрана неверная мантра, это может иметь определенный терапевтический эффект так же, как и в случае правильной мантры, но в глубокой медитации такая мантра окажется бесполезной, так как в ней проявится только часть личности, запрограммированной в подсознании. Хотя это и действует определенным образом, но не приводит к полному объединению различных частей.

ТЕХНИКА:

Возьмите малу в правую руку, держа ее между большим пальцем и третьим или четвертым пальцами. Второй и пятый пальцы остаются расслабленными. Начните с бусины, прилегающей к центральной (отмеченной маленькой кисточкой) и не быстро, но и не медленно отделите одну бусину, как только начнете мантру; нити не должны пересекаться, малу всегда находится в одной и той же руке, которая двигает бусины. Держать малу следует на уровне сердца или колена и отсчитываемая бусина всегда должна двигаться от ладони к телу. Левая рука используется для счета, один палец для полной малы или для трех мал, тогда один сустав пальца соответствует одной малу. Одна бусина соответствует одной произнесенной и продуманной мантре. Все должно соответствовать дыханию; вначале для этого приходится прилагать немалые усилия внимания.

Мантра сама по себе должна координироваться с различными чакрами, наиболее часто с Аджна-чакрой. Следующие наиболее важные Виджа-мантры соответствуют элементам и их частным чакрам:

ОМ = для свами или людей, решивших посвятить свою жизнь духовному пути. Концентрация на Аджне

Лам = земля - для чувственных людей. Муладхара чакра.

Вам = вода - для эмоциональных людей. Свадхистхана чакра.

Рам = огонь - для людей с сильной волей. Манипура чакра.

Ям = воздух - для думающих. Анахата чакра.

Хам = эфир - для уравновешенных людей. Вишуддха чакра.


Кроме того, существует огромное количество мантр, связанных с различными богами; наиболее важными являются тридцать четыре Гайатри-мантры. Приведем две из них:

1. Ом экадантайя видмахе вакратундайя дхимахи танно данти прачодайят.
2. Ом каликайан ча видмахе шашанавасинайи дхимахи танна агора прачодайят.

Мантра является признаком уважения и молитвы к определенному божеству. Йоги обычно используют "ом нама Шивайя", которая является обращением к сохраняющим силам.

Если вы выберете манасика-джапу как свой путь и будете добиваться такого восприятия в джапа-йоге, чтобы ваше подсознание могло повторять мантру естественно и спонтанно, то лучше всего начать с джапа-ануштханы. Практически она выражается в том, что следует взять двухнедельный отпуск и практиковать мантру по четыре часа утром, четыре часа в обед и четыре часа ночью. Тогда следует соблюдать следующие характерные принципы:

- регулярность места, времени, позы и одинаковое количества мал:
- правильное обращение с малу в мелочах;
- приятная погода или комната с одинаковой температурой;
- легкая диета, не обязательно вегетарианская, но желательно с ограничением мяса;
- регулирование распорядка дня;
- предварительное консультирование у мастера, который уточнит детали, помогающие быстрее достичь цели.

Джапа обычно является формой садханы или учения для ученика, идущего по духовной тропе, хотя ею очень часто достигается и материальный успех или сиддхи.

Это трудно и тяжело понять, но результат оказывается потрясающим. После нескольких дней достигается состояние, подобное наркотическому, с той только разницей, что оно не дает "побочных" или "последующих" эффектов. Наконец, когда достигается манасика-джапа, тогда достигается состояние полного покоя и гармонии, которое ничто более не в состоянии потревожить.

  • Введение
  • Джапа-йога
  • Тратака
  • Антар-тратака
  • Чидакаша-видья
  • Чхайя-упасана
  • Йога-нидра
  • Нада-йога
  • Антар-мауна
  • Аджапа-джапа


  • ИндияБуддизмУчителяПрактикиРазноеГлавная

     nervana.name

    Твоя Йога Турбо-Суслик KrasaLand.ru Слова и Краски