О качествах, условиях возникновения
и последствиях снов

В первой части (т. е. в книге "Матля уль-улум", т.е. "Восхождение (светила) наук", в отделе наук философских и естественных, было сказано, что Непостижимый Творец наделил человека десятью познавательными способностями: из них пять явных, служащих постижению мира реального, именно: слух, зрение, обоняние, вкус и осязание, и пять внутренних, постигающих мир идеальный, именно: впечатление, представление, фантазия, память и воображение. Седалищем этих десяти способностей является дух. Дух есть тонкое дуновение, происходящее от дыхания, по причине его в теле существует способность сознания и движения. То, что седалищем способностей является дух, а не тело, нужно понимать в таком смысле, что, если какой-либо нерв из системы нервной спутается, то все чувства в том члене тела, в коем произошла путаница, перестают действовать, а те члены, которые находятся над местом путаницы, не теряют способности восприятия ощущений. И как уже было упомянуто, способность тела сознавать и двигаться происходит от того дуновения: следственно, когда то дуновение будет направлено на реальное, то все члены тела будут обладать сознанием и движением, этим объясняется бодрственное состояние. И всякий раз, как то дуновение не направляется на реальное, внешние чувства остаются в бездействии, и этим объясняется сон.

Каковы же и сколь многочисленны причины видения чего-либо во сне? Первая причина та, что, когда душа, находясь в состоянии сна, не проявляет деятельности, и внешние чувства не заняты восприятием вещей реальных, воображение, получив в свое распоряжение скрижаль мышления, свободную от образов реальных предметов, воспринятых внешними чувствами, - рисует на скрижали мышления образы и картины тех реальных предметов, которые содержатся в сокровищнице представлений, и вследствие этого спящий в состоянии сна нечто созерцает.

Вторая причина та, что в состоянии организма происходят некоторые перемены, и вследствие этого дух созерцает нечто, подходящее и соответствующее таким обстоятельствам, как например: если организм испытывает жар, человек видит во сне огонь, если организм испытывает холод, то человек видит во сне снег и мороз, если организм подвергается действию сырости, человек видит во сне дождь, поток или реку, если организм испытывает состояние сухости, то человек видит во сне пыль, песок, гору, камни и вообще созерцает подобные этому явления.

Третья причина та, что душа, в силу того, что внешние чувства не заняты восприятием впечатлений от предметов реальных, направляется в мир идеальный и созерцает вещи трансцендентальные, и таким образом предчувствует их реализацию.

Ученые называют сны первого рода снами значительными, в том смысле, что виденное во сне исполняется, хотя и не вполне точно, за исключением того случая, когда даст толкование такого сна человек мудрый и рассудительный, и такое толкование бывает верно и правильно. Такого рода сны видят все.

На сны второго рода ученые никакого внимания не обращают.

Сны третьего рода большинством ученых считаются наиболее значительными, и сны этого рода зовутся у ученых снами достоверными. К таким снам более способна душа человека, не загрязненного мирскими соблазнами.

Условие достоверности снов то, чтобы настроение видящего сон было близко к полному равновесию. Но бывает иногда, что душа человека, находящегося в состоянии беспокойства, или огорчения, или затруднения, или утомления, направляется на мир высший, с жаждою утешения и милости от источника всех щедрот (т. е. Бога), и видит во сне нечто, относящееся к достижению желаемого. И всякий раз, как человек что-либо видит во сне и желает это истолковать, нужно сообщить это одному из друзей, человеку догадливому и разумному, дабы он дал доброе толкование сна, ибо доброе толкование сна несет за собою добрые последствия.

Есть ривоят (подбор цитат из Корана и Шариата, относящийся к данному случаю, а также предание), что одна женщина пришла к его святейшеству пророку - да будет благословение Божие и мир над ним и над потомством его, - и попросила: "пророк Божий, я видела, что из чрева моего родилась дочь, и столб, подпирающий дом мой, подломился". Пророк, - да будет над ним мир, - изрёк: "Ты будешь иметь сына (у мусульман рождение сына считается событием радостным, дочь ценится гораздо ниже) и муж твой вернется из путешествия", - и это потом исполнилось.

И другая женщина увидела такой сон и пришла спросить у пророка - да будет над ним мир, - толкование сна. И не застала его святейшество дома. И обстоятельства того сна поведала одной из закрытых (жемчужин) "храма" (закрытая, т.е. целомудренная женщина, иначе говоря, "мастура" - домоседка, добрая хозяйка. Разумеются жены пророка) его святейшества, и та дала ей такое толкование: "у тебя будет дочь и муж твой умрет". После того пророк, - да будет над ним мир, - пришел в комнату, и она изложила обстоятельства сна и ему. И его святейшество спросил: "ты спрашивала у кого-либо другого толкование этого сна?" Она ответила: "Да, пророк Божий". И его святейшество изрек: "Это и есть толкование".

Следует, чтобы толкующий сон был человек ученый, умный, благочестивый и правдивый, чтобы он не был способен открывать вверенные ему тайны другим и чтобы он постоянно просил у Истинного и Всевышнего Бога руководства и помощи, дабы при толковании им снов то, что он откроет из сокровищницы тайн, было согласно с направлением Божиим и путем добродетели. И когда видевший сон расскажет его толкователю, то толкователю следует поскорее произнести изречение: - "хайрун лянб уа шаррун ли адоино" т. е. "добро - нам, а зло - нашим врагам".

(С этим изречением можно сравнить такую пословицу: "Врагу да приключится неприятность, а нам (да будет) милость (от Бога)".

Сон, который кто-либо видит днем или (ночью, но) близко к утру, исполнится скорее. Некоторые из глубокомысленных ученых пишут, что сны, виденные в следующие десять чисел лунного месяца, а именно 6, 7, 8, 9, 10, 15, 18, 19, 22 и 27, - такие сны бывают достоверными и правдивыми, и толкование их сбывается точно. Сны, виденные в следующие девять чисел, именно в новолуние 13, 14, 20, 21, 25, 26, 28, 29 и 30 - такие сны правдивыми не бывают, и толкование их точно не сбывается. Сны, виденные в следующие шесть чисел, именно 4, 5, 11, 12, 16 и 17 - сбываются через два месяца, или через два года. А все, что будет видено в следующие четыре числа, именно 2, 3, 23 и 24 - все это нужно принимать наоборот.

  
 
Твоя Йога
на первую страницу