Шри Чинмой

Существует три типа духовных учителей. Один учитель скажет: "Я сделаю для тебя все, мое дитя. Тебе ничего не придется делать. Ты можешь спать, ты можешь пить, ты можешь наслаждаться витальной жизнью, ты можешь делать все, что угодно. Просто оставайся в своем собственном мире, и я дам тебе реализацию и освобождение. Тебе не придется ничего делать". Вам следует держаться как можно подальше от подобного рода духовных Учителей.

Учитель второго рода скажет: "Я сказал тебе, в чем заключается Истина. Я попытался воодушевить тебя. Я выполнил свою роль; теперь ты должен упорно работать, чтобы достичь своей цели. Теперь ты должен открыть свою собственную внутреннюю божественность", Такой учитель не решает ни одной проблемы ученика. Это слабый Учитель, даже если он искренен.

И наконец, существует учитель третьего типа. В силу своего абсолютного единства с наивысшим Всевышним, он говорит ученику: "Мое дитя, давай пойдем вместе. Ты будешь стремиться, а я призову бесконечную Милость и Сострадание Всевышнего. У меня уже есть спасение, но я буду идти рядом с тобой и направлять тебя. Давай работать вместе". Это настоящий духовный Учитель.

Как может устремленный ищущий узнать, что Учитель, объявляющий себя реализованным, действительно является реализованным? У реализовавшего Бога Учителя нет крыльев и нимба, по которым можно было бы его узнать. Он обычен, кроме того, что в своей внутренней жизни он обладает Покоем, Светом и Блаженством в огромной мере. Поэтому, если вы придете к духовному Учителю, ожидая от него нечто отличное от безграничного Покоя, света, Блаженства и Силы, тогда вы будете разочарованы. Но опять же, вам следует знать, в состоянии ли вы судить об этом. Если я ничего не знаю о медицине, как я буду судить о великом враче? Только другой врач сможет дать ему верную оценку.

В духовной жизни настоящий ищущий, обладающий искренним устремлением и преданностью, уже достиг частицы внутреннего Света. В силу его устремленности, Бог одарил его частицей Света, и с помощью этого Света он непременно увидит и почувствует что-то в настоящем духовном Учителе. Если кто-то действительно продвинут в духовной жизни и совершает быстрый прогресс в своем внутреннем путешествии, тогда его устремленность будет наилучшим судьей подлинности духовного Учителя.

Нереализованный Учитель может дурачить вас в течение дня, месяца или на протяжении нескольких лет, но он не сможет дурачить вас вечно. Если ваша собственная искренняя устремленность чиста на сто процентов и вы не хотите ничего другого, кроме Бога, тогда Бог не будет держать вас рядом с неискренним, нереализованным Учителем неопределенно долго. Это невозможно.

Очень часто люди приходят и пытаются судить о том, совершенен Учитель или нет. Здесь они могут легко совершить ошибку. Если Учитель настоящий, - то есть, если Учитель реализовал Бога, - тогда то, что может показаться им слабостью в Учителе, не будет препятствием в их собственной самореализации.

Опять же, так называемые человеческие слабости - это одно; но если Учитель опускается в низкую витальную жизнь, сексуальную жизнь, тогда этот Учитель очень плох и вам следует оставить его. Если вы не чувствуете чистоты в Учителе, если вы не видите, что он достиг совершенства в чувственной витальной жизни, в эмоциональной жизни, то вы должны распрощаться с ним. Иначе, каким образом вы сможете получить от него совершенство своей собственной витальной жизни?

Некоторые Учителя имеют реализацию, истинную реализацию, и тем не менее некоторые из их учеников покидают их. Так вы считаете, что Учитель не реализован, только потому, что кто-то из учеников покинул его? Нет, это собственные несовершенства и ограничения уводят устремленных от их Учителей. Некоторые люди доходят до определенной точки, и затем на первый план выходит их витал или эго, и они не хотят продвигаться дальше.

Приняв духовную жизнь, после двух лет, шести лет, даже десяти лет, некоторые люди устают. Если кто-то устает идти духовным путем и покидает этот путь, это не значит, что таков был План Всевышнего. Поэтому не пытайтесь судить Учителя просто потому, что его покидает много учеников. Многие уйдут, но придет и много других.

Даже если это подлинный Учитель, возможно, он предназначен не для вас. Как вы можете узнать, что нашли своего собственного Учителя? Примерно так...Вокруг вас может быть множество людей, но когда вы видите определенного человека, вы немедленно испытываете радость. Это означает, что ваша душа каким-то образом связана именно с этим человеком. Перед вами может быть десять человек, и к девяти из них вы можете не испытывать никаких чувств. Но лицо одного человека или само его присутствие дает вам радость. В таком случае вам следует знать, что этот человек имеет внутреннюю связь с вами.

Если у вас есть внутренняя связь с подлинным Учителем, вероятнее всего, она существует на протяжении многих инкарнаций. Поэтому в тот миг, когда вы видите именно этот Учителя, вы получаете ощущение безграничной, переполняющей вас радости. Все ваше существо будет наполнено внутренней радостью и светом. Вы почувствуете, что ваша жизнь наконец-то обрела свой источник в Учителе. Вы почувствуете, что вы - лист, а Учитель - дерево. Духовный Учитель, который дает ощущение немедленной радости, спонтанной, безграничной радости - это ваш Учитель. Иногда, если вы достаточно везучи, вы можете найти своего Учителя при первой же встрече с духовным Учителем. В другом случае вам может понадобиться встретиться с несколькими духовными Учителями.

Когда вы находите Учителя, само присутствие которого дает вам немедленное воодушевление, радость, покой и восторг, тогда вы должны задать себе последний и абсолютно важный вопрос: "Если этот Учитель не даст мне реализации, освобождения или чего-нибудь другого, чего мне хочется, буду ли я способен отдавать ему свою любовь, свою преданность, свое отречение, свою жизнь? Если ответ на этот вопрос: "Да, я не хочу от него ничего, кроме того, чтобы мне было позволено служить и отдавать ему то, что у меня есть и чем я являюсь", тогда вы точно будете знать, что это ваш Учитель. Это именно ваш Учитель.

Есть такая поговорка: "Когда ученик готов, появляется учитель". Но очень часто, сотни раз, происходит так, что Учитель пришел и ученик тоже готов, но перед учеником висит завеса невежества. Он не видит свет, хотя свет находится прямо перед ним. Если ваш собственный учитель стоит перед вами и благословляет вас двадцать раз, даже после этого вы можете не признать его. Учитель узнает вас, но он не может сказать вам: "Ты мой ученик", так как вы неправильно это поймете. Вы подумаете, к примеру: "У меня миллионы долларов. Вот почему он говорит мне, что я - его ученик. Он просит меня стать его учеником просто для того, чтобы завладеть моими деньгами или еще чем-то моим".

Этот мир устроен так, что только когда мы сами открываем что-либо для себя, мы начинаем верить в истинность этого. Когда кто-нибудь другой обнаруживает что-нибудь и говорит об этом нам, мы не верим этому, мы сомневаемся. Если понимание того, что я ваш Учитель, приходит к вам изнутри, тогда вы чувствуете, что это ваше собственное открытие; но если об этом скажу вам я, тогда вы чувствуете, что у вас есть полное право сомневаться в этом. Мне приходилось видеть довольно много искренних ищущих, которым было суждено стать моими учениками, и которые рано или поздно стали моими учениками; но что-то в течение некоторого времени не давало им принять меня. Мои объяснения не ускорили бы их приход ко мне. Напротив, это могло бы задержать их еще дольше. Поэтому я пребывал в молчании для того, чтобы они могли получить удовлетворение от своего собственного открытия, когда для этого наступит время.

В духовной жизни встречаются такие учителя, которые могут обучать вас пару лет, и такие, которые могут учить вас, начиная с возраста детского сада вплоть до высших университетских курсов. Они обладают способностью вести вас к высочайшей вершине. Даже если учитель искренен, если у него отсутствует способность привести вас к высшему, естественно, вы оставите его, когда достигнете того предела, куда он мог вас довести. Опять же, есть так называемые Учителя, у которых вообще отсутствует способность учить, но которые пытаются держать вас так долго, как только смогут, просто для того, чтобы эксплуатировать вас. Но именно вам следует знать, способен ли учитель помочь вам. Ваша внутренняя сущность скажет вам, совершаете вы достаточный прогресс или нет. В тот момент, когда вы почувствуете, что у вас нет абсолютно никакого прогресса, несмотря на вашу искренность, тогда не теряйте больше своего времени. У вас есть полное право оставить учителя, когда бы вы ни захотели сделать это.

Но иногда случается так, что учитель обладает истинным, подлинным знанием, но ученик не желает познавать истину так, как ее предлагает учитель, или даже больше: так, так того желает Божественное. К несчастью, очень часто происходит так, что когда учитель сообщает или открывает истину, он бывает неправильно понят сомневающимся умом устремленного ученика. Ученик задает вопрос, но его умственные сомнения не позволяют ему принять ответ. Тогда, каким бы истинным, каким бы значительным и важным ни был бы ответ, он бесполезен для ищущего.

Некоторые ищущие меняют учителей почти каждый месяц. Сегодня этот учитель, завтра другой, послезавтра еще кто-нибудь. Они чрезвычайно беспокойны и никогда не обретут озарения.

Учитель подобен лодке. Если вы находитесь в лодке, вы в безопасности. Если у вас одна нога находится в одной лодке, а другая - в другой, тогда вы просто упадете в море невежества. Если вы спокойно сидите в моей лодке или в чьей-либо другой, тогда лодочник способен доставить вас на другой берег. Тогда вы, достигнув места назначения, увидите, что все лодки прибывают различными маршрутами. Цель одно, но путей к ней много. Вы не можете постоянно менять пути и надеяться сохранить высокую скорость движения. Ищущий должен быть мудрым, внимательным и разборчивым.

Рим один, но к нему ведет множество дорог, и каждый путешественник выберет свой путь. Каждый Учитель прав по-своему. Но если вы выбрали Учителя, вы должны придерживаться его пути со всей преданностью и отречением. Ведь вы не можете путешествовать одновременно разными дорогами.

Один Учитель учит одному, другой - чему-то еще, и третий - чему-то совершенно другому. Вам может показаться, что это похоже на разные предметы в школе: история, география, философия и так далее. Но я хочу сказать, что в духовной жизни есть только один предмет: Богореализация. Чтобы изучить этот предмет, наиболее глубокий из всех, вы должны следовать по определенному пути. Если это путь преданности - замечательно. если это путь знания - замечательно. Если это путь самоотверженного служения - замечательно. Опять же, вы можете объединить эти три пути в один. Когда вы реализуете Бога, все пути становятся одним; три главных пути: преданности, знания и самоотверженного служения - неизбежно сливаются в один.

Мы не можем сказать, что наш путь является самым лучшим для каждого. Давайте не будем такими глупыми. Мы можем сказать лишь, что наш путь - это путь любви, преданности и отречения. Если другие хотят принять его, очень хорошо. Наш путь - лучший для нас, и мы остаемся на этом пути, потому что это тот путь, по которому мы идем по Воле Всевышнего. Другие тоже должны найти путь, который будет самым лучшим для них.

Духовный путь, путешествие внутренней жизни - это процесс, длящийся всю жизнь. Если вы готовы пройти сквозь столь продолжительную дисциплину, тогда вы получите настоящего Учителя. Когда вы учитесь, вам следует быть серьезными, чтобы сдать экзамены. Точно так же, вы должны быть чрезвычайно серьезными, искренними в своей духовной жизни. Поэтому сначала, пожалуйста, погрузитесь глубоко внутрь и почувствуйте, нужен ли вам духовный Учитель, который будет направлять вас в течение всей вашей последующей жизни, и сможете ли вы слушаться его полностью и безоговорочно. Если вы чувствуете, что можете следовать за Учителем верно и преданно, и отдать свою жизнь его пути, тогда учитель непременно придет к вам. Если вы чувствуете, что вы не живете и не можете жить без духовной жизни, тогда будьте уверены, что вы готовы к духовной жизни. Если вы чувствуете, что не можете пребывать на земле без внутреннего покоя, без внутренней радости, без живого руководства Бога через духовного Учителя - если вы дошли до этого уровня - тогда вы непременно обретете духовного Учителя очень скоро.

Нет на земле такого ищущего, который останется без учителя, если он отчаянно нуждается в нет. Если его устремленность интенсивна, если его внутренний зов постоянно нарастает, как Бог может оставаться спящим? Это бог зажег пламя устремления именно в этом ищущем, и Бог направит к нему духовного Учителя или поместит его у ног духовного учителя.

Шри Чинмой

Разделы сайта:
Вести из Сансары: