И следующее нужно знать вам для вашей безопасности. Когда представится какое-либо видение, не допусти себе испуга, но, каково бы ни было это видение, мужественно спроси его, во-первых: "Кто ты и откуда?"
Если это будет явление святых, то они успокоят тебя и страх твой обратят в радость. Если же явление - диавольское, то оно, встретив в душе твердость, немедленно придет в колебание, потому что вопрос "кто ты и откуда?" служит признаком неустрашимой души.

Выделенные курсивом слова принадлежат христианскому святому Антонию Великому, который, по свидетельству отцов церкви, "имел видение духов и чувственное, и духовное", причем и то и другое "достигли в нем высшей степени развития" (святитель Игнатий Брянчанинов, епископ Ставропольский, годы жизни 1807-1867).

Мудрейшие из мудрых о правилах безопасности при встречах с привидениями

К призракам и привидениям, усматриваемым как чувственным, так и особым, духовным зрением, церковь всегда относилась с величайшей настороженностью, в частности, и ввиду способности злых духов оборачиваться:

"Хотя демоны, являясь человекам, наиболее принимают вид светлых Ангелов для удобнейшего обмана, хотя и стараются иногда уверить, что они человеческие души, а не бесы, хотя они иногда и предсказывают будущее, хотя открывают тайны, но вверяться им никак не должно. У них истина перемешана с ложью, истина употребляется по временам только для удобнейшего обольщения. Сатана преобразуется в Ангела света и служители его преобразуются, яко служители правды, сказал святой Апостол Павел", - свидетельствует Игнатий Брянчанинов в книге "Слово о смерти" (Спб., 1905).

Его рекомендации о том, как поступать человеку при встрече с духами, в сравнении с советами святого Антония отличаются большей жесткостью:

"Общее правило для всех человеков состоит в том, чтобы никак не вверяться духам, когда они явятся чувственным образом, не входить в беседу с ними, не обращать на них никакого внимания, признавать явление их величайшим и опаснейшим искушением. Во время этого искушения должно устремлять мысль в сердце к Богу с молитвой о помиловании и об избавлении от искушения. Желание видеть духов, любопытство узнать что-нибудь о них и от них есть признак величайшего безрассудства и совершенного незнания нравственных и деятельных преданий православной церкви. Познание духов приобретается совершенно иначе, нежели как то предполагает неопытный и неосторожный испытатель. Открытое общение с духами для неопытного есть величайшее бедствие, или служит источником величайших бедствий".

Подобное же крайне настороженное отношение к являющимся людям чувственным образом призрачным гостям отражено и в светской литературе. Возьмем, например, шекспировского "Гамлета". При первой встрече с призраком отца принца охватывает смятение: а вдруг все это - козни дьявола:

Блаженный ты или проклятый дух,
Овеян небом иль геенной дышишь,
Злых или добрых умыслов исполнен, -
Твой образ так загадочен...

Несмотря на то что призрак отца сообщил сыну имя убийцы, имея в своем распоряжении факты, подтверждающие это, Гамлет тем не менее все еще продолжает сомневаться относительно истинной природы представшего перед ним видения:

Дух, представший мне,
Быть может, был и дьявол; дьявол властен
Облечься в милый образ...

Наиболее же краткую и емкую инструкцию по "технике безопасности" при встрече с привидениями дал М. А. Булгаков. Недаром он первую главу романа "Мастер и Маргарита" так и озаглавил: "Никогда не разговаривайте с неизвестными". Два ее главных героя не послушались совета и поплатились: один потерял голову, другой - разум...

О том, что люди встречаются с привидениями, знают все, даже те, кто не верит в них. Но о возможных последствиях такой встречи бытуют самые разные слухи. Одни говорят, что привидения совершенно безобидны. Другие - что невероятно опасны. Третьи просто заливаются смехом - уж с ними-то ничего подобного не случится. А если? Стоит ли проходить мимо редкостного опыта тех, кому "повезло" столкнуться с привидением? И далеко не всегда подобные встречи проходят безболезненно или даже с выгодой для очевидца, когда привидение, скажем, показывает место, где спрятаны сокровища или ценные бумаги. Бывают и иные исходы. К счастью, редко.

Но все же не зря опытнейшие умы человечества, мудрейшие из мудрых, не раз высказывались о нежеланности встреч с привидениями. "Здоровому человеку их незачем видеть", - предупреждал Ф. М. Достоевский. Но, похоже, иногда встречи планирует не человек, а привидение, которое и проявляет активность в этом отношении. И если оно находится в самой начальной стадии материализации, жертве, то есть очевидцу, от него никуда не спрятаться: привидение проникнет даже в бронированное помещение...

Несмотря на относительно низкую вероятность встречи человека с привидением, все-таки на тот случай следует дать некоторые советы и рекомендации.

Стоит ли напрашиваться на встречу с привидением

В ряде случаев активно ищущей встречи стороной вляется человек, а не привидение. Давно известны и тщательно разработаны древние и относительно современные процедуры организации такой встречи, в частности спиритические сеансы, во время которых, как считается, проявляются и духи умерших, иногда и видимо - в каком-либо образе, свойственном отошедшему в иной мир человеку. Замечено, что нередко душевное, психологическое, а то и физическое (телесное) состояние медиума и участников сеанса со временем ухудшается. Так, Ю.А. Фомин отмечает, что очень часто спириты становятся жертвами своего увлечения: "теряют способность логически и разумно мыслить, совершают абсурдные поступки, постоянно находятся в каком-то отрешенном состоянии, теряют интерес к окружающему. Их поведение и мировоззрение во многом напоминает послушных рабов, подчиненных чужой воле". Бывали и более трагичные исходы - самоубийства и смерти в заранее предопределенные даты.

Несколько иные в сравнении со спиритическим ритуалы вызывания призраков умерших были известны еще в глубокой древности, и уже тогда была осознана их опасность не только для тел и душ, но и для духа вызывающих. Поэтому духовные власти как тогда, так и сейчас предупреждают о возможности необратимых в ряде случаев последствий при занятиях этим опасным делом. Вот что писал в этой связи В. Ф. Войно-Ясенецкий (архиепископ Лука):

"Если бы не были общеизвестны в глубокой древности факты вызывания мертвых, т. е. материализации духа, то зачем бы запрещал Моисей обращаться к вызывающим мертвых: "Не обращайтесь к вызывающим мертвых и к волшебникам не ходите, не доводите себя до осквернения от них" (Лев. 19, 31, также 20 - 6).
"Не должен находиться у тебя обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых" (Втор. 18, 10 - 11).

Разве возможны пустые слова в устах великого пророка Исайи. А он сказал:

"...И прибегнут они к идолам и чародеям, и к вызывающим мертвых, и к гадателям".

Чем чревата встреча с привидением в быту

Серьезные последствия от встречи с привидением, к счастью, редко имеют место. Но в любом случае лицезрение призрака оставляет в душе очевидца неизгладимый след. Люди и животные обычно весьма тягостно воспринимают появление привидений, даже если это призрак живого человека. Но бывают и более серьезные осложнения.

В октябре 1982 года женщина 58 лет из города Кирово-Чепецк во время сбора грибов встретила в лесу привидение в облике ее умершего год назад брата, с кузовком и палкой в руках. Но она не сразу поняла это, а лишь когда спросила у грибника, велик ли сбор. Тот медленно, как бы нехотя распрямился, откинул капюшон, и женщина застыла в ужасе, узнав покойного брата. Но вскоре пришла в себя и продолжила диалог. Он длился три-четыре минуты, после чего призрак сказал ей: "Мне пора, уходи, не оглядывайся". Она все же оглянулась: "Небольшое облачко висело там, где еще недавно было нечто в облике ее брата. Облачко изнутри слабо подсвечивалось. Внезапно из него вырвался пучок розоватых лучей. Женщина невольно зажмурилась, когда один из них скользнул по лицу". После этого два дня ее мучили головные боли, не давали спать фосфены - вспышки света в глазах. Затем все прошло, улеглись волнение и страх. Всего этого можно было бы избежать, если бы женщина прислушалась к рекомендации не оглядываться. Но она поступила по-своему, проявив столь свойственное слабому полу любопытство.

А вот история с другой женщиной, случившаяся в Ирландии конца прошлого века. Вечером она молилась, стоя на коленях в постели. И вдруг почувствовала прикосновение чьих-то рук к плечам. Обернувшись, увидела бледный, едва различимый призрак стоящего над ней священника. Примерно неделю спустя она серьезно и надолго заболела.

В некоторых случаях на теле человека остаются следы видимо приложенного к нему призраком воздействия. Так, в одном из беспокойных домов в Англии, построенном на месте бывшего монастыря, не раз видели призрак монаха, утверждавшего, что его имя Игнатиус и что он умер восемьсот лет тому назад. В том "нехорошем" доме жил священник с женой, которая часто видела этот призрак и однажды даже вступила с ним в беседу. Как-то раз жена священника спала в комнате, предназначенной для гостей. В полночь она проснулась от ощущения, будто что-то давит ей на горло, и увидела склонившуюся над ней неясную черную фигуру, сжимавшую ей горло двумя узловатыми руками, но не смогла сделать ни одного движения. Собака, обычно спавшая в ногах у хозяйки, рычала и щелкала пастью в направлении фигуры, но та не обращала на это внимания. Внезапно женщина узнала в призраке того, с кем уже не раз встречалась: он все сильнее сдавливал ее горло. Женщине все-таки как-то удалось вырваться, и она опрометью бросилась в комнату мужа. Тот вначале подумал, что его половина просто-напросто видела кошмарный сон, но когда взглянул на ее горло, обнаружил синяки и кровоподтеки. Следы от нападения призрака сохранялись несколько недель.

Бывает, что прикосновение руки привидения к телу человека вызывает ожог кожи. Весной 1990 года оказалась "беспокойной" больница города Хрутфонтейна в Намибии: в ней стали видеть призрак погибшей в автокатастрофе сиделки. А одна из ее живых коллег обнаружила на шее небольшой ожог, возникший как раз в том месте, к которому любезно прикоснулось привидение. В других, не спровоцированных человеком случаях встреч с подобным призраком сообщалось, что кожа людей при прикосновении к нему сморщивалась, как печеное яблоко, и что существо способно "опалить" тех, с кем оно соприкоснулось.

Иногда оказываются крайне опасными сознательные или непроизвольные действия очевидца в адрес привидения, предпринятые для защиты от совершаемого или предполагаемого нападения. Так, сообщалось, что в середине прошлого века в одной из местностей Восточной Англии возница наехал на призрак, именуемый "черной собакой", в результате чего дотла сгорели и ездок, и повозка. Там же один фермер ударил "черную собаку" по горевшим в темноте глазам. Свечение исчезло, но нападавший оказался парализованным и навсегда лишился речи. Вспомним и результат встречи в Тауэре, примерно в 1800 году, часового с привидением в образе огромного, стоящего на задних лапах медведя. Смельчак, несмотря на испытываемый им ужас, пронзил чудовище штыком, но тот встретил лишь пустоту. Нападавший в итоге попал в больницу в бессознательном состоянии, ненадолго пришел в себя, рассказал о случившемся, затем впал в кому и спустя несколько дней умер.

И отнюдь не вымышлены все рассказы о том, как некий злостный скептик, задавшийся целью посрамить утверждающих, что в данном беспокойном доме водится привидение, отправлялся на встречу с ним, предварительно все-таки захватив оружие. Бывало, стрельба по призраку не отражалась на смельчаке. Но случалось, его находили в плачевном состоянии. Все-таки призраки иногда наказывают за легкомысленное к ним отношение.

Прикосновение привидения к человеку, даже если тот спит (а может быть, благодаря этому?), способно вызвать и непоправимые последствия. Вот что случилось в начале последнего десятилетия прошлого века в доме управляющего одним имением в одной из центральных губерний России. У него было шестеро детей, за которыми смотрела старшая, шестнадцатилетняя Екатерина. В спальне, на большой старинной кровати спали, лежа поперек, по порядку, считая от двери, Павлик четырех лет, Соня пяти, Мария двух и Эрнестина семи. Четырехмесячный ребенок спал в колыбельке напротив, а в противоположном конце комнаты, слева от двери и на той же стороне, где колыбелька, стояла кровать Катерины. Справа от двери располагалась русская печь. И вот что произошло однажды вечером в спальне с едва светившейся лампадкой, когда старшая дочь управляющего, уложив младших и едва успокоив малютку, собиралась прилечь сама:

"Вдруг она слышит, что дверь осторожно отворяется и кто-то тихонько входит. Думая, что это мать, она села на кровати и знаками давала понять, что малютка только что заснул. Но тут увидела, что это не мать, а какой-то незнакомый мужчина, у которого лицо и руки как-то странно светились. Он стоял спиной к печке, а лицом к иконе, перед которой, склонив голову по русскому благочестивому обычаю, шептал молитву. Затем тихо подошел к большой кровати, остановился перед ней, прочел молитву над спящими детьми и положил левую руку на голову Эрнестины, а правую на лоб Сони. Катерина онемела от ужаса. Когда же затем этот человек на ее глазах поднялся в виде дыма вверх и исчез, она бросилась в спальню к родителям и стала отчаянно призывать их. Прибежав в детскую, они нашли детей мирно спящими и не заметили ничего особенного. Наружная дверь оказалась запертой и железный крюк задвинутым - все точно так же, как это каждый вечер делал отец. На стенных часах пробило два ночи. Дети были здоровые, толстощекие деревенские дети. Чтобы не пугать их, отец запретил Катерине говорить им о привидении. В описанном старшей дочерью призраке он нашел большое сходство со своим отцом, давно умершим, которого она не знала и о котором давно уже не говорили в семье. На другое утро, за завтраком, Эрнестина стала жаловаться на боль в голове. Лежала она в тот вечер лицом к стене с окном, то есть на правой щеке, и тяжесть чувствовала в левой стороне. Вечером у нее открылся жар, а на четвертый день ее не стало. Соня была на следующее утро бледна, печальна и плаксива. Пробовали уложить ее в постель, но она не шла с рук отца. Соня умерла во время похорон Эрнестины. Остальные дети остались здоровы".

Подобные же исходы описаны и в таком жанре устного народного творчества, как былички. Особо опасными оказываются дотрагавания различных персонажей русской народной демонологии до головы человека. Вот одна такая быличка из В. П. Зиновьева в кратком пересказе.

Возвращается около полуночи парень домой.
"Видит: кукла пляшет. Как пройти домой? Кукла пляшет и все. Как она жива?
Он:
- Аи, черт побери! Че она мне, эта кукла-то?! - Ворота-то открыл, только вошел - она стук ему сюда! В голову. Пришел домой, лег спать. У него жар поднялся. Вот заболел, заболел. Его отец туды возил, сюды... Ниче не могли сделать. А он не сказал,что его кукла в голову стукнула. Высох он, и вот уже осталось ему два дня или три, как помереть".
Но все же рассказал и вскоре умер: "Он вычах, ну прямо одне кости".

В другой быличке ее героиню душили:

"А потом как-то рукой его схватила. Рука-то моя - как в пух: мягко че-то тако, пушисто. (...) А потом (уж много время прошло) я взглянула в зеркало-то: а у меня на шее, на этой стороне три и на этой два, пальцы-то..." След остался.

Верования практически всех народов мира отражают опасность для человека встречи с привидением. Так, в начале восьмидесятых годов текущего столетия, то есть совсем недавно, профессор социологии Чарлз Эммонс из США опросил 3500 китайцев на предмет их отношения к привидениям. Оказалось, что половина опрошенных верит в привидения, а 176 из них даже рассказали о своих встречах с призраками. Китайцы считают привидения значительно более опасными существами, чем это представляется американцам: встреча с привидением, твердо верят они, может быть причиной болезни, а то даже и смерти.

Какими они бывают

Готовясь или, наоборот, опасаясь встречи с привидениями, надо знать, какими они бывают. Имеются в виду их разновидности. Ведь наряду со сходством привидений между собой по целому ряду признаков, благодаря чему они и были выделены в самостоятельный класс аномальных явлений, внутри этого самого класса можно выделить отдельные как бы подклассы, то есть группы привидений, объединяемых общими для них, но более частными признаками. В данном случае речь идет о классификации привидений.

Зарубежные фантомологи выделяют три основные категории привидений: так называемые кризисные, привязанные к месту и воспринимаемые коллективно. Иногда добавляют еще две: посмертные и информативные.

К категории кризисных относят привидения, являющиеся очевидцу незадолго до, во время или вскоре после какого-либо переломного, крайне тягостного, ужасного события в жизни оригинала, например несчастного случая, тяжелого и опасного для жизни заболевания, а также смерти. Привидения этой категории, или группы, являются людям чаще всего, они обычно принимают облик тех родственников или друзей очевидца, то есть оригиналов, с которыми происходит, еще произойдет или уже произошло несчастье, и наблюдаются или одновременно с последним, или преимущественно в течение полусуток до или после него, хотя бывают исключения, когда привидения являются и за пределами полусуточного интервала времени. При этом расстояние между оригиналом и тем, кто увидел его привидение, не имеет значения, будь они в разных квартирах одного и того же дома или на противоположных концах Земли.

Привидения этого типа часто являются людям во время войн, когда их охватывало глубокое беспокойство за судьбу близких, особенно если они воевали где-то за тысячи миль. Имеется множество свидетельств людей, которые ясно видели родственника, на мгновение посетившего их и тут же исчезнувшего. Позднее становилось известно, что тот, кого видели, погиб именно тогда, когда явился его фантом.

К категории коллективно воспринимаемых относят случаи, когда несколько человек независимо друг от друга видят одно и то же привидение в одном и том же месте в одно и то же время. Такие случаи относительно редки. Разные авторы сообщают разные цифры, в каком проценте случаев привидения воспринимаются коллективно: 8 процентов (данные 1974 года), 23 процента (1975 год, в 3 случаях из 13), 33 процента (1894 год, в 95 случаях из 283), 56 процентов (1956 год, в 26 случаях из 46) и 66 процентов (1886 год). Важно отметить, что если привидение возникло на глазах коллектива, то не обязательно все его члены видят призрак. Обычно бытовые привидения коллективно воспринимают группы от двух до восьми человек, иногда до сорока - восьмидесяти. Призраки религиозного плана одновременно видят тысячи. Доктор медицинских наук В. Ф. Войно-Ясе-нецкий писал относительно коллективно воспринимаемых привидений:

"Если двое нормальных, разумных людей точно описывают одно и то же видение, одновременно восклицают, сообщают друг другу свои впечатления еще в присутствии фантома, то было бы абсурдно говорить о галлюцинации у обоих, совершенно объективной и идентичной".

Еще одна разновидность привидений - привязанные к месту. Это те, что наблюдаются неоднократно разными людьми в разное время в том же самом месте.

Также можно выделить особую категорию посмертных привидений, которые являются спустя некоторое, иногда довольно продолжительное время после смерти оригинала и не связаны с каким-либо определенным местом или событием. В эту категорию входят случаи, удовлетворяющие одному из трех условий: увидевший привидение не знает или не имеет повода подозревать, что оригинал умер; очевидец, вначале не узнавший умершего в привидении, впоследствии сделал это по фотографии или подробному описанию; привидение обладало сведениями, известными только усопшему.

Информативными называют привидения, сообщающие очевидцу неизвестные ему сведения, которые он не может получить никаким другим способом.

В основу приведенной классификации положены, как можно заметить, особенности "поведения" привидений и восприятия последних очевидцами. Но поскольку среди названных особенностей есть совпадающие, классификация страдает рядом недостатков. Например, информативными, как и коллективными, могут быть некоторые привидения остальных категорий. Подобного рода недочеты сглажены в классификации профессора Вемза, в основу которой положена главным образом степень материализованности, или "телесности" призраков. Согласно этой классификации призраки следует подразделять на галлюцинаторные и фантомальные, в зависимости от их материализованности - от едва наметившейся и до полной. Помимо этого, выделяется особая группа являющихся в течение очень долгого времени привидений умерших, которые могут быть как галлюцинаторными, так и фантомальными.

Галлюцинаторные призраки не оставляют физических следов пребывания на грешной земле, а если что и оставляют - то лишь в памяти и душах очевидцев. Фантомальные же способны вести себя, как живые люди, совершают нормальную последовательность действий - звонят, входят, здороваются, беседуют, прощаются, уходят и, главное, бывает, что оставляют физические следы своего пребывания - записки, передвинутые с места на место предметы домашнего обихода, открытые или, наоборот, закрытые двери, отпечатки ног на полу и тому подобное.

Среди фантомалъных призраков, помимо тех, что возникают в повседневной жизни как бы сами по себе, профессор Вемз выделяет еще две категории: самопроизвольно порождаемые медиумом в ходе спиритического сеанса и возникающие в процессе магнетического воздействия на сенситива с введением его в сомнамбулическое состояние (особый род гипноза). Такие "магнетические" фантомы также могут иметь разную степень материализованности (вещественности) - от самой начальной, когда они способны проникать сквозь материальные преграды, скажем, стены, и до все более полной - отражаться в зеркале, оставлять следы или образ на фотопленке, вызывать ощущения холода или влажности, а затем и перемещать предметы. Однако наиболее полно "овеществленные" призраки возникают лишь при медиумических материализациях.

В отношении обычных, "повседневных" призраков, являющихся неоднократно, замечено постепенное ослабление проявлений их "жизнедеятельности" со временем, что связывается с накоплением "световой усталости" - разрушающего влияния света. Возможно, именно поэтому привидения являются одетыми, избегают появляться на свету и выбирают сумеречное или темное время суток, а иногда ограничиваются лишь тем, что проявляют свое присутствие невидимо, но в таких случаях их иногда распознают сенситивы или животные.

Можно ли отличить привидение от человека?

Известны случаи, когда очевидцы сталкивались с привидениями, которые на первый взгляд выглядели обычными смертными. С призраком такого рода встретился бывший лидер либеральной партии Великобритании Джереми Торп, отдыхавший с друзьями в Третеви, Корнуэлл. Возвращаясь к столу после похода по естественному зову природы, Торп оглянулся и заметил в коридоре монаха в коричневой рясе, который направлялся в сторону ванной комнаты. Монах проигнорировал вежливое приветствие политика, однако у Торпа сложилось мнение, что это реальный человек - даже несмотря на то, что вскоре хозяева объяснили ему природу незнакомца. Это привидение было известно в замке под именем Настоятель уже несколько столетий.

В наше время мы вряд ли будем иметь шанс лицезреть медиумически или магнетически порожденные призраки, но самопроизвольно являющиеся не спрашивают разрешения у очевидца, они просто ставят его перед свершившимся фактом. А потому стоит на тот случай вооружить читателя кое-какими знаниями о том, что может представлять собой такое привидение. При этом не забудем - некоторые его особенности зависят от степени материализованности, или "телесности", призрака на момент его явления очевидцу.

Можно вообразить себе как бы обобщенный портрет привидения, практически неотличимый от живого человека. Представьте, что вы находитесь в комнате, где, помимо привидения, в поле вашего зрения попадает и какой-либо человек. В ряде случаев отличить человека от привидения подчас оказывается почти невозможным. Обе фигуры выглядят живыми и телесными. Очевидец может обойти вокруг как привидения, так и человека, разглядывая их со всех сторон. Чем лучше освещение, тем более подробно мы сможем разглядеть и ту и другую фигуру; если свет выключить, обе они исчезнут в темноте. И человек, и привидение закрывают собой от глаз то, что за ними. Если привидение явилось со свежей розой в петлице, мы можем почувствовать ее запах. По мере приближения к призраку мы услышим его дыхание, шелест одежд, шарканье подошв по полу, он даже может оставить на нем свои следы.

Привидение способно вести себя так, будто осведомлено о нашем присутствии: улыбаться в наш адрес, поворачивать голову, следя за нашими движениями и перемещениями, и даже положить руки на наши плечи - в этом случае мы ощутим как бы прикосновение человека. Призрак способен разговаривать с нами и даже отвечать на вопросы, но недолго - болтливость редко свойственна привидениям. Последние, как и человек, способны отразиться в зеркале и отбросить тень; тень также может пасть и на само привидение. Если мы закроем глаза, то и привидение, и человек исчезнут, но станут видимы, как только мы вновь откроем их. Помимо одежды и прочих аксессуаров, обе фигуры могут явиться в сопровождении, скажем, собаки или человека. Также они подчиняются закону перспективы - чем дальше от нас, тем меньше кажутся.

В целом же можно говорить о том, что привидения способны весьма умело "маскироваться" под человека из плоти и крови (как, впрочем, и под животных и неодушевленные предметы). Иногда привидения предпочитают проявлять свою нечеловеческую сущность. В ряде случаев очевидец по первому взгляду, ощущению или впечатлению, бывает, и не вполне осознанно, при встрече с призраком мгновенно проникается мыслью, что дело нечисто - уж больно необычно ведет себя то, что предстало перед ним! Особенно в случаях, когда видит призрак человека, о котором точно известно, что тот уже давно на том свете. Но и неопознанные привидения способны более чем озадачить очевидца. Так, от привидения может нести могильным холодом. Если схватить призрак, руки могут ощутить пустоту. На посыпанном пудрой полу призрак скорее всего не оставит следов. Привидения способны возникать в запертых изнутри помещениях, а также исчезать из них, обычно внезапно, иногда прямо на глазах очевидца. Бывает, они являются уже прозрачными или полупрозрачными. А иногда делаются все прозрачнее и в конце концов становятся совершенно незаметны. Нередко не все из присутствующих видят или слышат привидение, хотя для этого и нет никаких чисто физических препятствий. Привидения способны проходить сквозь стены, закрытые двери, встретившихся на пути людей. Некоторые призраки выглядят слегка светящимися. Другие кажутся плывущими над полом или землей, но могут и парить в воздухе без какой бы то ни было физической поддержки. Также они способны мгновенно перемещаться с места на место. Бывает, некоторые бросающиеся в глаза детали облика привидений, например шрам на лице, необычная деформация кисти, странный предмет в руке и тому подобное, неизвестны никому из живущих, но при последующей проверке, если выпадает такая возможность, подтверждаются.

Иногда очевидцы сообщают, что им издалека почему-то удается разглядеть на призраке такие мелкие детали, которые с того же расстояния в нормальных условиях невозможно различить, как это, например, произошло с Луизой Боурн, дочерью английского священника, около ста лет тому назад. В тот день она с сестрой принимала участие в проводимой отцом охоте на лис. Вскоре девушкам это надоело, и они решили возвратиться. Вот как описывает Луиза то, что произошло далее:

"Как только коляска развернулась, чтобы ехать домой, мы вдруг увидели отца. Он стоял на склоне невысокого холма, отделенного от нас оврагом, и отчаянно размахивал шляпой, явно подзывая к себе. Мы с сестрой, да и кучер тоже, узнали его в ту же секунду. Каждый раз, когда отец взмахивал шляпой, мне в глаза почему-то бросался торговый знак фирмы "Линкольн и Беннет" на подкладке, что было очень странно, учитывая весьма значительно нас разделявшее расстояние". Сестры с кучером тут же поспешили на зов отца. Спустившись в овраг, на несколько секунд упустили его из виду, а когда выбрались наверх, отца уже нигде не было. Обыскали окрестности, но попусту. Пришлось отправляться домой без отца. Когда тот возвратился позже, оказалось, что он и близко не был от того места, где его видели дочери и кучер.

Интересно, что и некоторые гипнагогические видения, то есть испытываемые в просоночном состоянии, отличаются похожей особенностью: люди удивляются, что представившиеся им объекты, скажем, паспортное фото или почтовая марка, несмотря на малые размеры, воспринимались исключительно четко, вплоть до мельчайших деталей!

Можно встретиться и с другими столь же странными "поступками" привидений, скажем, с их "нежеланием" отбрасывать тень, отражаться в зеркале. Может случиться, что мы увидим, как привидение прямо на наших глазах внесет в комнату какой-либо предмет или откроет и закроет дверь, хотя физически это не происходит. И наконец, в некоторых случаях оказывается, что привидения способны общаться с очевидцами, не прибегая ни к словам, ни к жестам, то есть телепатически, как это часто любят делать их близкие родственники - "пилоты НЛО" (Следует помнить, что черты как сходства привидения с человеком, так и различия в каждом отдельном случае проявляются выборочно, а не все сразу).

Большинство названных отличий можно объяснить тем, что очевидцы столкнулись с призраками, которые остановились или находятся на самых начальных стадиях материализации. Однако "могильный" холод присущ и привидениям в более "плотном" теле. Это связано с тем, что необходимые для материализации и поддержания "жизнедеятельности" вещество и энергию они черпают главным образом у наиболее полюбившегося им элемента окружающей среды - человека, поскольку похоже, что призраки легче всего усваивают именно "живые" вещество и энергию. Этим и обусловливается возможное, но необязательное негативное воздействие подобного биовампира на человека. Все зависит от того, сколько вещества и энергии вычерпает этот вампир у очевидца, как быстро последний способен восстановить заимствованное, а также от величины первоначального запаса изъятого.

Помимо сравнения черт сходства и различия привидений от человека стоит отметить, что фантомам свойственно возникать преимущественно вблизи очевидца и в виде уже завершенной фигуры. Они редко "строятся" прямо на глазах. Интересно, что иногда действия и движения очевидца во время контакта с привидением оказываются совсем не такими, какими он их себе представляет. Видимо, это связано с тем, что формированию привидений вблизи очевидцев из эктоплазмы последних благоприятствует измененное состояние сознания человека, в которое он впадает так же, как это случается во время медиумических сеансов. И потому очевидец не всегда оказывается в состоянии дать себе и другим адекватный отчет о своих действиях при встрече с призраком.

Надо также помнить, что примерно четверть узнанных очевидцами привидений выступают в обличье усопших, от двух третей и до трех четвертей (по данным разных исследователей) - в обличье здравствующих, живых людей и от двух до четырех процентов - в образе религиозных персонажей, остальные - в виде призраков неодушевленных объектов.

Поведение привидений

Реакция человека на привидения в значительной степени зависит от поведения последних и принимаемого ими облика. Известны случаи, когда человек с воплями убегал от призрака, даже когда тот являлся в образе его любимой, но скончавшейся матери. Привидение редко ведет себя как нечто, что пытается достучаться до нас с того света. Они частенько просто стоят или парят вблизи очевидца, не проявляя ни малейшего желания что-либо сказать или показать ему. Неразговорчивость привидений, свойственная большинству из них, как бы провоцирует некоторых исследователей наклеивать на все без исключения призраки ярлык безжизненных обрывков или застывших, мертвых образов, исторгнутых сознанием. Однако это не так, поскольку разнообразие форм поведения привидений достаточно велико. Некоторые из них являются, вроде бы не имея за душой никакой определенной цели, и очевидец оказывается не в состоянии понять намерения необычного гостя. В других случаях они выказывают явные признаки интеллекта и разумно спланированной цели, а также проявляют инициативу в ее достижении. Иногда призраки выглядят вполне серьезными, но, бывает, ведут себя игриво или как бы ангельски, а то даже и демонически.

Нередко привидения подражают поведению человека и ведут себя настолько естественно, что очевидец не догадывается, с чем он имеет дело. Чаще всего они похожи внешним обликом на человека, но редко оставляют физические следы. Так, согласно одному исследованию, проведенному в 1990 году, в 30 из 40 изученных случаев (то есть в 75 процентах) призраки являлись и исчезали физически бесследно.

Бывает, поведение привидения свидетельствует о том, что оно испытывает эмоциональную привязанность к месту обитания или человеку, к которому неоднократно является. В целом же можно сказать, что их поведение многообразно и почти непредсказуемо. С этим зачастую связаны затруднения, испытываемые исследователями в попытках дать такое определение феномена, которое устраивало бы всех. Вот некоторые примеры:

(1) "Привидение - образ человека или иного биообъекта, имеющий вид туманного свечения, расплывчатого очертания, дымки" (А. Г. Ли).
(2) "Привидение - видимый призрак, обычно возникающий редко или только однажды вне чувственных возможностей очевидца и подразумевающий как бы присутствие в месте наблюдения живого или умершего человека или животного" (Лаура Дейл и Ри Уайт).
(3) "Привидение - видимый призрак реально отсутствующего в данном месте человека" (Р. Броутон).
(4) "Встретиться с привидением означает как бы воспринять его посредством одного или нескольких известных органов чувств, но не ими непосредственно, и при условии, что воспринятое не порождено такими известными факторами, как наркотики, стресс, внушение, оптическая иллюзия и прочее" (Стивен Броуд).

При ближайшем рассмотрении каждое из определений оказывается недостаточным. Так, под (1) попадают, например, размытые или неясные фотографии; из (2) выпадают призраки неодушевленных объектов; в (3) то же самое, что и во (2), плюс привидения животных; под определение (4) попадают персонажи и сцены сновидений.

Подобную феноменологическую противоречивость привидений изумительно точно отразил английский фантомолог Э. Маккензи в книге "Привидения и духи" (Лондон, 1971):

"В этой книге мы рассматриваем современные сообщения, в которых привидения столь же телесны и реальны, как люди; они иногда (здесь и далее выделено Маккензи. - И. В.) разговаривают, но произносят лишь несколько слов; они внезапно исчезают, иногда в стену; бывает, что привидение воспринимается коллективно; временами привидение принимают за живого человека; иногда же возникновение привидения предшествует сообщению о смерти или каком-либо другом печальном событии".

Правила безопасности при встрече с привидениями

В силу непредсказуемости поведения привидений от них при возможности следует держаться подальше, но это не всегда удается. Ведь иногда они как бы привязываются к определенному человеку и не оставляют его до тех пор, пока не добьются желаемого. К счастью, лицезрение привидения и общение с ним производят на нас столь сильное впечатление, что, получив совет, просьбу или указание, мы стремимся тут же исполнить требуемое, не дожидаясь его - призрака - второго пришествия. Но если намек не понят, призрак будет продолжать досаждать до тех пор, пока не растолкует, что ему от нас требуется. Поэтому при первой же встрече с привидением умершего надо понять, чего же оно хочет, - ваше будущее спокойствие в ваших руках!

Следует также сказать и о возможных последствиях контакта человека с близкими родственниками привидений - гуманоидами, инопланетянами, пилотами НЛО и прочими на первый взгляд неземными созданиями. Независимо от того, кем или чем они на самом деле являются, несомненно одно: контакт с ними может привести к тяжелым последствиям. Более того, опасные для человека последствия при контактах с "пилотами НЛО" наблюдаются значительно чаще, чем при встречах с привидениями. Этой теме посвящено много уфологических публикаций.

В статье Виталия Алексеева "Медико-биологические аспекты контактов с НЛО" говорится о "технике безопасности" при таких контактах. Примечательно начало статьи:

"В результате проведенных медико-биологических исследований установлено, что у людей, так или иначе вступавших в контакт с НЛО или гуманоидами, частично или полностью отобрана (забрана, откачана) биоэнергия. Без восполнения собственной биоэнергии человек погибает или серьезно заболевает. При экстрасенсорном обследовании подобных больных выявлены также случаи "замены" в организме свидетеля его собственной биоэнергии на "чужую".

Типичный случай подобного рода описан в брошюре известного уфолога В. Г. Ажажи "НЛО: психофизический аспект". Случай изложен в разделе под названием "Заимствование энергии у контактера".

Вот как выглядит то событие. В Москве, ближе к полуночи, женщина, готовясь ко сну, выключила весь свет, кроме настольной лампы:

"Вдруг две ее болонки забеспокоились, стали поскуливать, жаться к ногам хозяйки. А через какое-то время в оконном проеме показалась темная фигура баскетбольного, видимо, роста, поскольку обычного роста не должно было хватить на заглядывание в окна хотя и первого, но высокого этажа... Н. не успела испугаться и не ушами, а затылком, как она говорит, восприняла громкую и четкую фразу, повторенную трижды: "Нужно мне твое сознание, нужно мне твое сознание, нужно мне твое сознание". Голос был спокойный, мужской, но какой-то механический - "как у робота". (...). Затем Н. ощутила резкую боль в затылке и висках и потеряла сознание. Утром на работе ее не было, домашний телефон не отвечал. Обеспокоенные коллеги вечером поехали к Н. За дверью поскуливали собаки. Дверь вскрыли в присутствии понятых. Н. лежала без чувств. С помощью медиков она пришла в себя, не будучи в силах пошевелиться. Слабость была такова, что Н. сказала: "Такое впечатление, что из меня выпили всю энергию". Эта была прострация, или, как сказано в словаре, угнетенное состояние, сопровождающееся полным упадком сил и безразличным отношением к окружающему. Немало прошло дней и ночей, пока Н. не почувствовала себя хорошо".

В статье "Медико-биологические аспекты контактов с НЛО" перечислены возникающие вследствие них заболевания. Прежде всего это эмоционально-психологические расстройства - от неприятного предчувствия до панического ужаса; также отмечены ощущения дискомфорта, беспокойства, подавленности. Далее - функциональные расстройства, которые выражаются головной болью, усталостью, сонливостью, тошнотой, обмороками. Наблюдаются также кожные заболевания, опухоли, изменение состава крови, временные параличи и судороги, лихорадочное состояние с температурой до 41° С и выше, частичная или полная потеря памяти. Как можно видеть, букет неполадок почти идентичен тем, что имеют место во время или после встреч с привидениями, только в последнем случае они наблюдаются значительно реже и обычно не столь выражены.

В. Алексеев рекомендует следующие меры медико-биологической безопасности:

1. При встрече с НЛО или гуманоидами ни в коем случае не следует к ним приближаться. Лучше находиться в укрытии, наблюдать за событиями только в том случае, если есть необходимость. Если таковой нет, выждать, пока НЛО или гуманоид не скроются, и сразу покинуть место встречи. Категорически не рекомендуется вступать в контакт с НЛО или гуманоидами.

2. Если контакт состоялся, ни в коем случае не совершать действия, которые могут быть истолкованы как угроза (замахивания, угрожающие позы и т. п.). Недопустимо применение оружия, ибо возможна молниеносная ответная реакция в виде лучевого воздействия или воздействия на уровне сознания.

3. Если принято решение вступить в сознательный контакт, необходимо провести морально-психологический тренинг, проверить состояние здоровья (обязательно с участием врача-психиатра). В процессе контактов обязательно контролировать состояние крови (клинический и биохимический анализ), а в случае обнаружения отклонений от нормы прекратить дальнейшие исследования.

4. В случае попытки похищения побороть чувство страха и хотя бы мысленно пытаться отговорить гуманоида от подобных действий. Ни в коем случае не принимать предложение посетить НЛО. После подобных контактов проконтролировать самочувствие.

5. Если НЛО испускает видимые лучи, нельзя попадать в зону их действия. Особенно опасен зеленый луч и яркий "светофорный" свет.

6. К возникшей ситуации необходимо относиться спокойно, не перегружая психику отрицательными эмоциями. Не следует удивляться внешнему виду гуманоидов, он не всегда соответствует земным понятиям. Часто гуманоиды описываются как управляемые биороботы, выпускаемые НЛО. Биороботы представляют собой материализованные формы-образы из невесомого материала. Они способны проникать сквозь препятствия (дверь, окна), перемещаться, не касаясь земли. Брошенный в них предмет проходит насквозь, не нарушая внешней формы. ( Пункт шестой написан с сугубо уфологической точки зрения, хотя речь в нем ведется об объектах, свойства которых давно известны фантомологам.)

"Итак,- завершает В. Алексеев свои весьма здравые рекомендации, - разумность, осторожность, самоконтроль!"

Очевидно, что практически все приведенные выше советы применимы и при контакте с привидениями. И все же хотелось бы дополнить ту уфологическую инструкцию по "технике безопасности" при встрече с гуманоидами несколькими моментами применительно к привидениям, а кое-что и особо подчеркнуть. При встречах с ними не проявляйте инициативу первыми, не напрашивайтесь на контакт, они вполне могут вас и не заметить: некоторые из них проявляют отрешенность от всего земного, живут прошлым и чураются живущих, им до вас как до лампочки - не путайтесь у них под ногами! Но и не мешайте им делать свое дело. Если же инициатива исходит от привидения, будьте вдвойне осторожны, проявляйте дипломатичность, но не допускайте, чтобы оно приблизилось к вам очень близко и тем более дотронулось. Как это ни трудно, не пугайтесь, не кричите, не делайте резких движений, не впадайте в панику. Особо осторожны будьте с привидением, оригинал которого уже перешел в мир иной, - в этом случае возможны самые большие сюрпризы. Но не забывайте и о том, что призраки живых и мертвых феноменологически очень близки, так что и от тех, и от других в равной мере есть шанс пострадать. Если же привидение "вещее", то о том, что оно предвещает или о чем оповещает, вы скорее всего узнаете в ближайшие полсуток; если ничего не произошло, то в основном можно успокоиться. Помните, что лишь восемь - десять процентов всех привидений что-то предвещают или о чем-то свидетельствуют, то есть чему-то соответствуют; остальные в этом смысле ничего не значат, но тем не менее могут нанести вред здоровью того, кто с ними встретился.

Народные способы защиты от нежити и нечисти

В народных верованиях, практикуемых человечеством, значительную часть составляют чисто прикладные, в том числе и связанные со способами противостояния всевозможной нечисти и нежити. Среди чисто российских народных средств первое место традиционно занимают поминание Бога, молитва, молебен, благословение, крест, Библия. Они спасают от происков леших, кикимор, покойников. В некоторых случаях помогает несусветная ругань: ведьмы и кикиморы лишаются способности вредить, если их круто обругать, - автор не раз сам был тому свидетелем при посещении "нехороших" квартир. Бывало, что все мыслимые и немыслимые средства уже испробованы, а шумный дух все продолжает проказничать: возникают самовозгорания, в самых неподходящих местах появляются лужи воды, из кастрюли с борщом хозяйка половником извлекает старую подметку... Вышедший из себя хозяин, иногда и обремененный ученой степенью, наконец-то решает использовать последнее из рекомендованных ему сердобольными, но "отсталыми", с его высоконаучной точки зрения, соседками, что еще недавно жили в деревне. Он принимает грозную позу и вначале стеснительно, а затем все более входя в роль, начинает изрыгать потоки крутой ругани в адрес обычно невидимого проказника. Потом обессиленно умолкает, испытывая изрядное смущение. И - все прекращается!

А вот как выглядит та же самая ненаучная процедура в исполнении коренного деревенского жителя:

"...Пробудилась я. Пробудилась, гляжу: возле бочки стоит девочка! Вот така стоит девочка!
- Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?
Я молчу лежу. Она второй раз:
- Тут кто, - говорит, - спит, мальчик или девочка?
Я молчу. Третий раз:
- Тут кто лежит, девочка или мальчик? Счас задавлю! - И раз на меня!
Я - ни вздохнуть, ни охнуть. Ни туда ни сюда. Не могу, никак не могу. Че такое? Я никак. Крутилась-крутилась, крутилась-крутилась. Но, вспомнилось мне: надо материться, по матушке надо сказать, вот так. Я хочу сказать - никак не могу сказать. Но, сказала. Она соскочила с меня..." (Из В. П. Зиновьева).

В некоторых случаях человека при встрече с покойником выручает самая обыкновенная хитрость:

"У одной женщины был мужик, и он скоро умер. Она долго горевала, как будет жить одна, справляться с хозяйством без него. И стал ходить к ней муж помогать. Она стала потихоньку худеть. Соседка спрашивает:
- Ты чего, девка, думаешь все о муже?
И женщина рассказала ей, что муж все время приходит. И бабушка научила:
- Ты сядь на порог, распусти волосы, сиди чешись и щелкай семечки. И он будет спрашивать: "Что ты ешь?" - отвечай: "Воши".
Так женщина и сделала. Когда она все это сказала, он плюнул и перестал к ней ходить". (Из В. П. Зиновьева).

Прежде чем перейти к еще одному, противоречащему "здравому смыслу", народному способу изничтожения нечисти, стоит напомнить, что между призраком и человеком существует какая-то очень глубокая связь. Она более выражена между призрачным двойником и оригиналом и несколько менее - между привидением и очевидцем. Но если последнему является призрак усопшего, то очевидец функционально становится как бы его оригиналом, поскольку фантом тогда формируется почти исключительно за счет эктоплазмы очевидца. В случаях наблюдаемых в быту привидений эта связь не всегда проявляется достаточно наглядно; ее можно распознать по симптомам, характерным для биовампиризма. Напротив, в случаях магнетических и особенно медиумических материализации фантомов связь последних с магнетизируемым или медиумом всегда очень четко выражена: любое внезапное резкое и достаточно сильное чисто физическое воздействие, приложенное к фантому, немедленно отзывается на магнетизируемом или медиуме, ведь фантом и человек в этом случае образуют как бы нечто единое! И самое главное: все наносимые призраку "телесные увечья" тут же передаются магнетизируемому или медиуму.

А теперь познакомимся с бытующим во многих странах "магическим" способом обороны от призрачных напастей, якобы насылаемых - что особенно важно - реальными, живыми людьми с необычными способностями (колдуны, ведьмы, шаманы и пр.). Способ же заключается в том, чтобы бить по тени оборотня, то есть по тени, фантому человека, их напустившего. А тот, кто практикует подобное злодеяние, чтобы остаться неузнанным, придает своей "тени" образ сороки, свиньи, собаки, кошки, кобылы, медведя, волка, змеи и даже - предмета (!). Существенно, что рекомендация бить по тени оборотня возникла задолго до того, как аналогичные результаты были наглядно продемонстрированы в процессе магнетического и особенно медиумического фантомогенеза. И еще одно замечание: способ рекомендован только для борьбы с порожденной человеком нечистью, для нежити (покойник, леший, кикимора и пр.) более действенны молитва, ругань, хитрость - нежить живет своим "умом", нечисть же выполняет замысел того, кто ее породил, это как бы автомат с заданной программой, не подвластной чужим эмоциям, ругани и хитрости.

Вот как согласно быличкам происходит этот примечательный бой с тенью оборотня:

"...В их деревне жили мать с дочерью. Дочери годов восемнадцать было, а матери под шестьдесят - худенька такая, горбатенька. И вот они ночами жили в пещерах, в скалах, а днем дома. Превращались в птиц страшных и нападали на людей. Напугали раз его сестру, Анной звали. Дак вот, один старик его научил:
- Ось снимай с передка, а как они свиньей или птицами побегут, бей в тень.
Он так и сделал. Утром пошли, а у нее, у матери, все расшиблено". (Из Б. П. Зиновьева).

Быличку эту рассказал житель города Нерчинска Читинской области Федот Федорович Колмаков 1902 года рождения. А сам в свою очередь услышал от одного старика в 1924 году. Записана же быличка в 1969 году.

Подобное же поверье существует и в Исландии. О нем сообщает Р. Мазелло в книге "Падшие ангелы... и духи тьмы". В разделе "Послания" он пишет: "Исландский фольклор приводит много примеров того, как люди, превосходно владеющие черной магией, могли сами создавать призраков... или так называемые "послания". Они назначались для совершения убийства. Вот история, которая иллюстрирует их намерения.

За симпатичной вдовой, живущей на ферме, ухаживало много мужчин из поселка, но она не собиралась выходить замуж. Получив отказ, все, кроме одного известного в округе колдуна, смирились, а тот, обидевшись, затаил злобу.
Однажды летним днем вдова готовила ужин для рабочих фермы. Зайдя в кладовую, она вдруг почувствовала себя странно и, оглянувшись, увидела, как по стене ползет черная тень с белым пятном в центре. Женщина поняла, что это "послание" колдуна, и ударила кухонным ножом в это белое пятно - единственное уязвимое место. Тень моментально исчезла, а вместе с ней пропал и нож. Только на следующее утро, выйдя во двор, вдова обнаружила свое оружие - нож лежал воткнутым в человеческую кость".

Согласно былинкам помогает и стрельба по тени (фантому) оборотня:

"Потом случай был... Бабушка рассказывала. Она шла, и вот видит она: ну, птица кака-то летит и все за ими. И вот раза три... А потом отец ее вышел, и вместе он с ней пошел, с бабушкой, и в нее выстрелил. Чувствует, что он в нее попал, в эту птицу, она не падат, ниче... А потом бабушка пришла, дряхла кака-то бабушка. И это... короче, он в тень-то выстрелил - она упала, птица-то (по земле тень-то идет...). Они наутро пришли, значит, к соседке. А у нее рука перевязана и на ноге че-то, но, в общем, кровь. Бабушка спросила (она уже старуха, ей девяносто было):
- Ну, че у тебя рука-то?
- Да я вчера упала, - говорит, - но, зашиблась просто.
А потом это... - бабушка рассказыват, - мы пошли подсматривать (ну, ее не стало, птицы-то, ниче), у ней ставни закрыты и шторки там. Мы ставень один открыли и смотрим: а у ней видно, что выстрелено было, прострелено дробью, рука прострелена, нога... Она как раз перевязывалась, примочки там делала". (Из В. П. Зиновьева).

Эту быличку в 1976 году рассказал житель села Газимуровский Завод Газимурозаводского района Читинской области Виктор Константинович Кузнецов 1952 года рождения.

А вот в отношении такой нежити, как домовой, способы борьбы практически отсутствуют, и понятно почему: главное назначение этого персонажа народной демонологии - охранять человека, а не вредить ему: он помогает по хозяйству, отводит беду, общается с людьми, предсказывает будущее, дает советы. За непослушание же, за нарушение обычаев наказывает. Иногда шалит и даже вредит, но его можно задобрить, надо только понять, что ему надо. Бывает, встреча с домовым даже подсказывает человеку правила безопасности при столкновении с нежитью:

"Лежит женщина одна ночью и слышит, что прядет кто-то. Посмотрела: она сидит, суседка, суседиха. Вся в тряпье, в рубцах, страшная, маленькая. "Не смотри на меня, - говорит, - а то такая же будешь". И скоро у нее пожар был. Все сгорело, и она тоже. Нельзя смотреть на них, не к добру они показываются". (Из "Нежити").

Но не все встречи подобного рода заканчиваются столь трагически:

"С моим дядькой так было. Лег он вместе с сыном спать. А сыну было лет десять. Сыну не спалось. Он открыл глаза и увидел как бы поросячий нос. И он так чмокает, как поросенок. И лезет к нему, а он к отцу под бок. И накрылся одеялом со страху. Потом дядька мой до поросячьего визгу напился, у него вытащили часы и зарплату. Потом моей тетке объяснили: это не к добру, когда видишь домового явно". (Из "Нежити").

Однако наибольшее впечатление на нас производят призраки усопших. Обладая веществом, энергией и информацией, а также своего рода самосознанием, эти странные создания неведомой реальности иногда настойчиво взывают к нам, пробуя решить с нашей помощью проблемы, когда-то волновавшие их живых прототипов. В ряде случаев им удается до нас достучаться. И тогда мы воспринимаем их невероятное вмешательство в нашу жизнь и даже судьбу как некие непостижимые замогильные отголоски.

Из книги «Призраки и привидения»

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: