Когда с помощью хатха-йоги и техник, описанных выше, появляется возможность воспринять тело как цельное поле энергии, и существо становится централизованным, когда нет более трудностей с расслаблением, тогда приходит направленное сознание, обращенное внутрь нашей центральной нервной системы. Это можно сделать с помощью часто цитируемой и тем не менее до их пор удерживаемой в секрете крийя-йоги ("крийя" означает "действие"). Это потому, что невозможно обнародовать это учение без определенной подготовки и полного выполнения предписываемых условий. В Монгхире только несколько групп посвящены в эту наиболее действенную из всех техник. Подготовка включает специальную диету, многочасовую ежедневную практику, молчание по нескольку недель. Крийя-йога пропагандировалась Парамахамсой Йоганандой ("Автобиография йога"), который основал учебный центр в США, правда, в самом предварительном варианте. Благодаря этому действию создается огромный жар, взрывом открывающий все подавленные области подсознания и необычный прилив сознания, так что могут произойти самые невероятные вещи. Поэтому работа должна идти под строгим руководством опытного гуру, который знает все законы мыслительных феноменов и мастерски владеет ими. Это одна из причин, по ко торой крийя-йога держится в секрете. Когда же она практикуется без контроля, она может представлять большую опасность для ученика.

В общем крийя-йога состоит из различных практик, которые, взятые по отдельности, обладают лишь фрагментарным эффектом. В ней сочетается сила восстановления наиболее важных мудр с определенными движениями сознания по телу и координированным дыханием. Аджапа-джапа играет центральную, основную роль в этой системе и дается здесь в ее простейшей форме, которая тем не менее имеет достаточно сильный эффект.

При подготовке должна практиковаться пранаяма около десяти минут, предпочтительно альтернативное дыхание и бхастрика; затем принимается пададирасана (то есть ваджрасана в японской позиции, когда сидят на икрах; руки давят под мышками, правая под левую и наоборот). После десяти минут обе ноздри ста новятся совершенно свободными. Начинает действовать сушумна, центральный психический канал в позвоночнике, создавая симметрию, между идой и пингалой, солнцем и луной. Автономная и вегетативная нервные системы уравновешиваются. Используется ваша мала. Отсчитывается 13 или 14 бусин.

ТЕХНИКА:

1. Сядьте выпрямившись и расслабьтесь. Концентрируйтесь на вашей спине. Вдохните улжайей пранаямой и ощутите, как дыхание наполняет позвоночник, поднимаясь от ягодиц (из муладхара-чакры) до вершины позвоночника (около аджна-чакры).

Хотя ясно, что воздух идет в легкие, он просто координирует движение сознания вдоль позвоночника в соответствии с дыханием. Когда вы достигните вершины позвоночника, исторгните звук ОМ (не АУМ, но ОМММММ, с коротким О и длинным жужжанием МММММ). Вместе с М сознание должно скользить вниз по позвоночнику. Если вы достигните ягодиц раньше окончания дыхания (и звука М), вы должны ощутить, как сознание накапливается там подобно струйке меда, спирально закручивающейся и образующей некое подобие рта. Затем прибываете вы сами, и к началу вдоха все ваше сознание с силой свернуто внизу. Затем, с началом вдоха, вы снова начинаете поднимать его вверх.

Весь процесс надо повторить тринадцать раз. Начинайте вместе с отсчетом мала.

2. Загните ваш язык и давите на внутреннюю сторону, напротив неба. Это кхечари-мудра.

а) Вдохните из манипура-чакры (пупка) к вишуддха-чакре (горлу) и выдохните от вишуддхи к манипуре. Если этот процесс для вас слишком прост, то замените его на следующий.

б) Вдыхайте и выдыхайте между муладхарой и аджна-чакрами. Повторить этот цикл сорок девять раз.

3. Подобно пункту 2, но при этом слушать дыхание, которое производит на вдохе звук, похожий на СО и при выдохе на ХАМ. Не произносите мысленно эти звуки, а только слушайте их звук при дыхании.

Повторить пятьдесят девять раз.

4. Подобно пункту 3, но вы начинаете координировать СО со вдохом и ХАМ с выдохом. На этот раз начните с выдоха ХАМ и переходите ко вдоху СО.

В п. 3 у нас было СОХАМ, СОХАМ и т. д. Теперь у вас будет ХАМСО ХАМСО и т. д. Повторите девять раз.

5. Если в предыдущих пунктах вы могли при необходимости изменить позу, то с этого пункта вы должны оставаться совершенно неподвижным.

Опять не концентрируйтесь на дыхании, но слушайте звук его. Затем начинайте переворачивать сознание СОХАМ-ХАМСО, координировать его постоянно с циркуляцией сознания по позвоночнику.

Сахасрара

Начните в муладхаре с СО, поднимите его в голову так, чтобы он достиг не только аджны, но и макушки, продолжая СО с коротким напряжением, хотя вы уже начали выдыхать. Смените его на ХАМ без перерыва и продолжайте снова с коротким напряжением без перерыва до СО. Хитрость этого приема заключается в наведении моста через пропасти, разделяющие вдох и выдох. В результате сознание циркулирует, если вы достигнете успеха, без пауз, и приведет вас прямо в пратьяхару.

В общем, движение направлено с СО назад и с ХАМ вперед по позвоночнику.

6. После пратьяхары концентрируйтесь на мозге, визуализируйте его в форме комнаты с четырьмя стенами, потолком и полом. Ощупайте все изнутри вместе с вашим сознанием: лоб, правое полушарие, затылок, левое полушарие, поверхность, верхнюю часть, низ. Здесь у затылка открывается в полу приход в сушумну.

7. Концентрируйтесь на вашем Иштедэвате или выбранном вами символе в бхрумадхье.

Примечание. Этим наиболее важным техникам обучают в бихарской школе йоги в Мангхире под руководством Свами Сатьянанды. В этой школе практикуются и другие методы, но они должны осваиваться только под строгим руководством до тех пор, пока ученик не освоит основные принципы и не станет близко знаком с обращением с чакрами. Однако, несмотря на множество всевозможных видов медитации, каждый может войти в свой внутренний лабиринт (после уничтожения первых барьеров). Используют всего один метод, который наиболее соответствует его структуре и его личным возможностям по достижению конечной цели. Для того, кто ее достиг, все медитации равнозначны.

Содержание:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: