Тратака является частью как классической хатха-йоги, так и раджа-йоги; первая является физической йогой, которая пытается достичь равновесия "ХА", левой стороны тела или луны, с "ТХА", правой стороны тела или солнца, в то время как королевская или раджа-йога старается использовать волю как средство.
Гхеранда Риши, классический интерпретатор хатха-йоги, считает тратаку одним из процессов "шаткармы", шести очистительных процедур. Она укрепляет мышцы глаз и нервы.
В раджа-йоге тратака служит подготовкой к дхаране. Тратака является наилучшим упражнением для удержания символа или формы в медитации, когда в состоянии пратьяхары должно быть оставлено сознание. "Дхарана" обычно переводится как высшая концентрация, но это неправильно. Тратака, с другой стороны, также может быть названа концентрацией, поскольку глаза фиксируют объект. Дхарана является не только внутренней концентрацией, но и включает рассматривание и восприятие формы, которое в этом состоянии не может быть отвлечено или разрушено ни шумом, ни внутренним беспокойством, тревожащими мыслями и т. д. Это отвлечение начинается уже на уровне пратьяхары. Если символ, который есть форма сознания, исчезает, тогда сознание разрушается и опускается в подсознание или сон.
В Индии тратака рассматривается как наиболее важное упражнение для достижения оккультных сил. В тантре она служит для пробуждения таинственных скрытых сил, когда комбинируется с мауной, сохранением молчания. Когда кто-либо сохраняет молчание определенное время, то каждое его слово в результате становится истиной. Это не столько сила, сколько чистота. Если подсознание у личности становится просветленным и его ассоциации объективными, то просто реализует то, что приходит к нему в виде мыслей и выражений их; поэтому он говорит только реальное, а не объект становится реальным, потому что он сказал это.
Тратака практикуется в Индии на следующих объектах:
Обычно применяются первые три метода; 4 и 5 эффективно действуют только, когда достигнуто действительное спокойствие и их действие обращено на Аджна-чакру или соответственно на Сахасрару; 11 и 14 называются чхайя-упашана и описываются ниже; 17 называется Антар-тратака; все другие являются более упражнениями посвящения, чем объектами концентрации и 9, 12, 13, 15, 16 должны разучиваться над "дешикой" тантра гуру; 18 применяется во всех школах махаянистского буддизма, особенно в Тибете, где геометрические янтры замещены картинами мандалы.
Тратака должна всегда сопровождать медитацию на Иштадэвате в Чидакаше или йога-нидре. Люди, носящие очки, должны снимать их во время этого упражнения.
Поместите объект концентрации на уровне глаз и на расстоянии, которое дает возможность отчетливо видеть его. Тело должно быть совершенно неподвижно, желательно в одной из медитативных йогических позиций. Дыхание совершенно спокойное, медленное и нормальное. Глаза должны быть расслаблены, таращить их не следует. Если почувствуете напряжение, закройте глаза и еще раз расслабьте их. Вы можете увидеть различные цвета и вспышки; следите за ними как бы со стороны, так как они являются результатом продолжительного воздействия на аджна-чакру.
1. Следите за движением воздуха в носу, как он входит и выходит. Закройте глаза и совершенно расслабьте и успокойте их.
2. Когда делаете тратаку на пламени лампы или свечи, концентрируйтесь на яркой раскаленной точке на конце фитиля. Избегайте моргания - когда ваши глаза заслезятся или почувствуют напряжение, закройте их немедленно. Во время смотрения они не должны ощущать никакого напряжения. Цель упражнения - удержать глаза раскрытыми и расслабленными как можно дольшее время (примерно 15-20 минут).
Когда выполняете тратаку на черной точке, она должна фиксироваться на фоне белой стены.
3. Закройте ваши глаза: вы увидете множество предметов, но старайтесь следить за ними без всякого движения ваших глаз. Для этого сведите их в центр и смотрите в точку между бровями, и эти картины через некоторое время исчезнут. Если они начнут уплывать в сторону или вниз, не следуйте за ними глазами. Когда эти фигуры исчезнут полностью, откройте глаза и второй раз повторите упражнение, начиная с пункта 2.
4. Снова выполняйте пункт 3, до тех пор, пока не получите темноту вместо вспышек и образов; на этот момент обратите особое внимание к центру. Когда это будет испытано, тратака должна выполняться вместе с нада-йогой или же в йога-нидре, или же сопровождаться концентрацией на вашем символе.
С самого начала кто-либо может не увидеть никаких образов; так же как кто-либо может обнаружить, что не видит никаких вспышек или звезд. Если же и после некоторого времени практики это не будет наблюдаться, то следует посмотреть прямо на электрическую лампочку, и когда снова закроете глаза, то увидите отражение на сетчатке. Если и это не поможет, тогда обратитесь к другому методу медитации. Возможно, что ваш слух окажется более чувствительным, чем ваше зрение, и тогда вы должны заняться нада-йогой.