Бодх Гайя
Бодх Гайя.
Выбор праздничных сувениров.

Буддисты повсеместно отмечают Новый Год, а также день рождения, просветления и смерти Будды. Начало нового года - это, как правило, время для того, чтобы "произвести учет" своей кармы, очиститься и преисполниться благих намерений.

В общинах Тхеравады Новый Год празднуется в середине апреля по лунному календарю; праздник длится два или три дня. Миряне обычно совершают омовение изображений Будды и окропляют водой монахов и старейшин, выказывая почтение и произнося благие пожелания. Монахи благословляют мирян, и они совместно делятся заслугами с усопшими.

Новый Год начинается в наиболее подходящее время: в конце сухого сезона, с началом новой жизни в природе. Окропление водой - это не только способ почтить Будду, монахов, старейшин и усопших, но и средство вызвать обильный дождь и благополучие в ближайшем будущем. В Таиланде, Лаосе и Кампучии миряне насыпают песчаные холмики (ступы) в монастыре или на берегу реки. Каждая песчинка символизирует дурное деяние, и поместить песчинки в монастыре или на берегу, откуда их смоет вода, - значит очиститься от них (грехов). Буддисты Дзэн и "Чистой Земли" празднуют Новый Год по западному календарю. В этот праздник дзэнские монахи публично читают объемистые тома священных сутр, тем самым источая очищающие и оживляющие звуковые волны ради блага всех живых существ. Буддисты "Чистой Земли" дважды в день совершают особые храмовые службы, восхваляя Будду Амиду.

Буддисты Тхеравады празднуют рождение, просветление и смерть Будды в один и тот же день - в майское полнолуние (Вай-шакха). На Шри-Ланке это праздник огней. Дома, сады и улицы украшены фонарями. В других странах, исповедующих буддизм Тхеравады, это не главный праздник, но если он приходится на "день воздержания", то это по меньшей мере повод для особых подношений пищи монахам и более чем обычного усердия в соблюдении нравственных заповедей.

Японские буддисты празднуют день рождения, смерти и просветления Будды в разные дни года; день рождения - 8 апреля, просветления - 8 декабря, а смерти - 15 февраля. День рождения Будды (Ханамацури) - это праздник цветов и время ритуального омовения изображений Будды. День просветления (Бодхи) и день смерти Будды (Нехан, т.е. "Нирвана") - это просто повод для особого поклонения.

В Юго-Восточной Азии День Будды отмечают в день майского полнолуния. Вишакха Пуджа - национальный праздник. Миряне приносят еду монахам в монастырь рано утром, а вечером в праздничной процессии трижды обходят вокруг церемониального зала монастыря с зажженными свечами и благовониями. По завершении процессии монахи и миряне собираются в церемониальном зале для длительных чтений сутр, повествующих о жизни Будды и изображающих его жизнь образцом для любой другой, а также - источником энергии в новом году.

Буддисты Тхеравады отмечают также начало и окончание затворничества, который обычно совпадает с началом и окончанием дождливого времени года. Монахи начинают затворничество сезона дождей в июньское или июльское полнолуние. Этот период - время относительной аскезы, как для монахов, так и для мирян.

Монахи остаются в монастыре, уделяя больше времени, чем обычно, занятиям и медитации. В общине мирян в это время не совершаются бракосочетания и не устраиваются публичные развлечения, миряне более усердны в соблюдении "дней воздержания" и в своих ежедневных подношениях пищи. "День воздержания", которым открывается затворничество в сезон дождей - это повод для всей общины мирян совершить подношение пищи и с большим рвением, чем обычно, провести целый день в монастыре, соблюдая монашеские заповеди. В Ю.-В. Азии старейшины мирян совершают для монахов обряд "сукхван", созывая и связывая их жизненные силы в преддверии затворничества. По окончании этого обряда монахам дарят купальные одежды для сезона дождей, на что монахи отвечают благословениями и краткой проповедью о благих заслугах этого деяния. Вечером организуется процессия со свечами, как в день Вишакха Пуджа, и монахи декламируют завершающую паритту.

Следующий "день воздержания" проводится в полнолуние, завершающее затворничество сезона дождей. Он весьма походит на тот, которым этот период открывается - с той разницей, что монахи собираются в частном порядке и приглашают друг друга исповедоваться во всех нарушениях монашеского устава, совершенных за время затворничества. Настроение в этот "день воздержания" радостное - дожди закончились, монахи могут свободно перемещаться по округе, начинаются публичные торжества. Следующий месяц (с середины октября до середины ноября) - это время праздника Катхина, подношения ткани, из которой монахи изготавливают новые одеяния. Подношения в день Катхина обычно совершаются коллективно - всей деревней, мирянами, объединившимися для накопления благих заслуг, правительственной службой или работниками крупных коммерческих предприятий. Обычно группа приближается к монастырю, следуя веселой процессией. По ее прибытии главный монах преподает мирянам Пять Заповедей, принимает ткань и заявляет о великой заслуге, доставляемой таким приношением. Монахи совместно читают благословляющий стих, а миряне разливают воду, символически передавая предка часть этой заслуги.

В Таиланде осенний праздник Бун Катхин ("заслуга подношения грубого одеяния") длится два дня. Утром первого дня общественный зал монастыря украшают; в деревянный паланкин укладывают подарки для монахов. Обычно их приносят жертвователи из другой деревни. Паланкин искусно украшают, чтобы он выглядел как дворец. Говорят, что это - выражение надежды на будущее рождение на небесах. Резные змеи на его крыше изображают победу Будды над желаниями, а подушечки для иголок, свисающие с четырех углов крыши, обозначают надежду на то, что следующее перерождение обострит ум. Вечером первого дня монахи совершают благословение, а затем начинаются танцы и представления народной оперы во дворе монастыря.

На следующее утро жители деревни собираются на шествие с "дворцом" подарков вокруг общественного и церемониального залов. Процессию возглавляет бывший монах, несущий на голове изображение Будды. За ним следуют монахи, держась за желтый шнур, прикрепленный к паланкину. Между монахами и паланкином идут жители деревни, несущие "денежные деревья" - ветки, на которых висят бумажные деньги и небольшие подарки для монахов. Говорят, что эти "деревья" символизируют великое дерево исполнения желаний, растущее на небе Тушита. Другие участники шествия несут флаги с изображением Нанг Торани - богини земли, и водных животных. (По тайским легендам, богиня земли, свидетельствуя совершенство Будды, испустила из своих волос поток воды вместе с водными животными и тем самым рассеяла воинство Мары). После того, как шествие вступило в общественный зал, еще один желтый шнур пропускается по его окружности, чтобы отметить границы, внутри которых можно будет получить благие заслуги. Обряд начинает старейший из мирян, который просит одного из монахов преподать собравшимся мирянам Пять Заповедей. Затем старейшина преподносит настоятелю новые одеяния, а другие вручают в дар "денежные деревья", и обряд завершается чтением благословляющей паритты.

Буддисты Тхеравады почитают своих предков и передают им заслуги при каждом обряде накопления и разделения благих заслуг. Японские же буддисты воздают особые почести своим предкам трижды в году: в дни весеннего и осеннего равноденствия (в марте и в сентябре) и в месяц, длящийся с 15 июля по 15 августа. Праздники равноденствия, именуемые "Хиган" ("Другой берег"), знаменуют время перехода в природе и потому представляют повод поразмыслить о течении времени и о продвижении существ к нирване - "другому берегу".

Те общины, для которых лунный Новый Год приходит 15 апреля (Таиланд, Бирма, Лаос, Камбоджа), празднуют его в течение трех дней, следующих один за другим: первый отмечает окончание старого года, второй - переходный, а третий - это подлинный первый день нового года. В эти дни женщины приносят пищу в монастырь и рано и поздно утром, а монахи каждый вечер читают паритты (благословения). Актом ритуального омовения изображений Будды и окропления водой монахов миряне очищаются от дурной кармы, накопленной ими за прошедший год и символически освежают Будду и Сангху для наступающего года. Второй день праздника - это время для поминовения предков и передачи им благих заслуг. В этот день монахи читают сутры на кладбище, а некоторые миряне сооружают и украшают песчаные ступы (тайск.: пагоды) во дворе монастыря; молодые люди совершают обряд омовения старших членов своей семьи благовонной водой, прося у них прощения и благословения. Вечером монахи и миряне собираются возле песчаных ступ, и монахи декламируют паритту "Победное благословение". Новый Год - время веселья и проказ; обычно молодежь забавляется, окатывая друг друга водой.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: