Хумара Курейши

ТРАДИЦИЯ СУФИЗМА В КАШМИРЕ

Фото: Фал С. Гирота


ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

Суфистская музыка Кашмира
Суфистская музыка Кашмира

Мало кому известно, что Кашмирская долина не только привлекала суфистов из Центральной Азии, Ирана или Ирака, но даже имела свою собственную школу суфизма, единственную в своем роде во всей Азии. Эта школа была построена братом могольского императора Аурангзеба принцем Дарой Шико по инициативе его духовного учителя Аккадца Муллы Мохаммеда Шаха Бадакшани. Её останки можно видеть и сейчас. Школа эта носит название Пари Махал (очевидно, оно произошло от первоначального Пир Махала). Она являлась архитектурным шедевром, что отлично доказывают руины этой семинарии с пятью террасами, ставшие достопримечательным местом, находящимся возле источников Чашм-е-Шахи в Шринагаре.

В самом деле, путешествуя по долине, можно увидеть могилы суфистов. Они уносят нас в ту магическую эру истории, когда суфисты впервые прибыли в долину как беженцы, покинувшие свои родные земли в поисках мира. Они, вероятнее всего, нашли его в этих местах, потому что ни один из них не вернулся обратно на родину. Явно видимая простота этих суфистов приблизила их не только к местному населению, но и к королям и правителям. В самом деле, в мемуарах могольского императора Джехангира и в сочинениях Абула Фазала можно увидеть восторженные отзывы о стиле жизни суфистов.

Путешествуя по долине, можно увидеть, какую поразительную архитектуру имеют дарги этих суфистов. Они построены в виде пагод, и их украшают прекрасная резьба по дереву и впечатляющая инкрустация. В дарге иракского суфиста Сайда Али в Покхор Поре (из Шринагара до него час езды) царят покой и тишина. Видимые вдали горы, прекрасные сады и поразительная для посетителя атмосфера уединенности почти заставляют его медитировать. Люди, приезжающие сюда, чтобы секретно чего-либо пожелать, привязывают яркие цветные нити или кусочки шерсти к решетчатым жалюзи.

Смотритель дарги утверждает, что все загаданные здесь желания (их называют маннатами) сбываются, но предупреждает: есть поверье о том, что если человек посмотрит в сторону могил женщин (расположенных в конце территории дарги), он обязательно ослепнет!

Джами Масджид
Джами Масджид

Даже в самом городе Шринагаре можно увидеть эти суфистские традиции. В Новхатта Чоуке есть несколько таких дарг. Самой известной из них является дарга Шах-и-Хамданы. Король Хамданы, небольшого городка в Персии, был вынужден бежать из дома, чтобы спастись от гнева Тимура. Первоначально дарга была построена в 1395 году, после чего она много раз перестраивалась. В нынешнем её виде эта структура относится к 1732 году.

Находящаяся тоже в Шринагаре дарга иракского суфиста Дастгира Сахиба является довольно любопытной в том смысле, что этот святой, как говорят, сам никогда не был в Шринагаре. Его потомки прибыли сюда и здесь обосновались. Они-то и построили эту даргу. Неподалеку от дарги лежит могила зиарати хазрати Юусы Асоуфа Саида Насируддина. И хотя все еще продолжаются дебаты по поводу того, чья это могила (многие ученые считают, что здесь захоронен важный пророк), любопытно то, что её длина очень необычна - 2.4 метра. Может ли тело человека иметь такую длину?

Прямо у подножья Хари Парбата стоит дарга суфистского ученого XV века Шейха Хамзы Макдума. Она считается, наверное, самой большой в долине и привлекает больше всего посетителей. Её архитектура просто неотразима. К ней ведут ступени, поднимающиеся вверх. По обоим сторонам пути стоят миндальные деревья. Говорят, что этот суфист проводил свое время здесь погруженный в медитацию.

Каждая могила в долине имеет свою историю и каждая мечеть - свое прошлое. Например, я решила побывать в главной мечети Шринагара Джами Масджиде (где религиозный глава Мирваиз читает по пятницам молитвы). Я была потрясена тем, что эта мечеть не раз сжигалась и всякий раз была восстановлена. Она была построена императором Искандером в 1398 году. Самый популярный в Кашмире король Зианул Абидин её расширил. Один из историков пишет, что когда эта мечеть была сожжена в период правления императора Аурангзеба, его первым вопросом был: остались ли в целости деревья-чинары, окружавшие мечеть. Окружавшие императора люди были удивлены тем, что он, похоже, больше беспокоился о деревьях, чем о самой мечети. На что император ответил так: "Мечеть можно быстро построить снова, а полностью выросшее дерево-чинар быстро заменить нельзя".

На одном конце озера Дал стоит Хазрат Бал, где хранится волос пророка Мохаммеда. Это самая священная мечеть для мусульман всего мира.

  • Суфизм: истоки составной культуры Индии
  • Суфии в Индии
  • Традиция суфизма в Кашмире
  • Баба Фарид


  • ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

    .:: Вести из Сансары ::.

    Загрузка...
     nervana.name


    Твоя Йога Турбо-Суслик KrasaLand.ru Слова и Краски