Акбар, Харидас и Тансен
Император Акбар, гуру Свами Харидас и магический певец Тансен

Имя Тансена окутано множеством самых удивительных легенд. Он был великим музыкантом и певцом, сверкавшим как один из "девяти драгоценных камней" (Навратна) при дворе могольского императора Акбара Великого в XVI веке. Говорят, что он обладал уникальным мастерством и голосом и исполнял классические раги настолько искусно, что совершенно завораживал своих слушателей, с благоговением внимавших каждому его звуку. Силой своего голоса он мог зажигать свечи, успокаивать животных, лечить больных, вызывать дождь и заставлять цвести деревья.

Отсутствие точных фактов и определенных сведений о Тансене привело к множеству догадок и домыслов о его жизни и достижениях. Считается, что он жил в период с 1506 по 1589 годы. Так что история его жизни может быть прослежена с помощью дошедших до нас рассказов и легенд.

О его поразительном музыкальном таланте ходило много сказаний. Они передавались из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении четырех веков. О жизни Тансена писали книги, рассказывали былины. Ему были посвящены два фильма на языке хинди: один из них так и назывался "Тансен" и был снят в 1943 году, а другой, вышедший в 1962 году, носил название "Сангит Самрат Тансен". Первая лента, в которой в главных ролях снимались знаменитый К.Л. Сайгал и популярная в то время актриса и певица Кхуршид, игравшая роль Тани, была большим музыкальным хитом. Песни и дуэты из неё, основанные на классических рагах и замечательно исполненные этими талантливыми певцами, популярны и по сей день. В этом фильме показано, как Тансен укрощает разбушевавшегося слона, превращает часть леса в цветущий сад и зажигает множество ламп во дворце императора, исполняя раги "Шанкара", "Бахар"и "Дипак". Сила его таланта была такова, что по его воле начали играть сами по себе различные музыкальные инструменты, когда он исполнял при императорском дворе рагу "Дхрупад". Когда Тансена от экстаза бросает в жар, Тани своим пением раги "Мегх Малхар" призывает на помощь облака, проливающие целительный дождь на певца и облегчающие его страдания.

Кстати, всем известно, что музыка может успокаивать, возбуждать и гипнотизировать человека. Она также обладает свойством лечить болезни при условии, что пациент восприимчив к ней и верит в её терапевтическую силу. Согласно одному из видных музыкологов-психиатров музыка ускоряет в теле человека, любящего её, производство облегчающих боль элементов. Она излечивает депрессию, мигрень и бессонницу. Больее того, ритм и мелодия вокальной и инструментальной музыки, как известно, находят доступ в самые затаенные уголки души человека и делают его более мягким, более уступчивым. Ведь не зря же Шекспир говорил:

"Человек, не имеющий в себе музыки,
Которого не затрагивают мелодичные звуки,
способен на предательство, интриги.
Его дух темен и скучен как ночь,
Его чувства зловещи как Эребус.
Такому человеку нельзя доверять".

Еще один из "девяти драгоценных камней" Акбара Абул Фазал назвал Тансена "несравненным музыкантом тысячелетия".

Тансен родился в деревне Бехат возле Гвалиора. Отец его был брамином. Его звали Муканд Пандей, а мать - Парвати. Они назвали сына Рамом Раттаном, однако у него был целый ряд ласкательных прозвищ - Рамтану, Тана и Трилочан. Согласно поверью, Тансен принял мусульманскую веру, когда суфий-аскет и певец Мохаммед Гхаус из Гвалиора, благословляя его, дал ему съесть половину съеденного им самим бетеля.

Перед рождением мальчика его родители совершали молитвы богу Шиве в деревенском храме. Они также просили у Гхауса благословения, чтобы он дал им сына. Гхаус предсказал, что у них родится сын, который будет награжден особым талантом и прославится на весь мир. Они согласились отдать ребенка на воспитание Гхаусу. Тансен рос под покровительством этого святого-суфия. Тот учил его вести аскетический образ жизни и следовать философии, ни к чему не привязываться и полагаться на Бога. Гхаус также давал ему уроки музыки. Тансен так больше и не увидел своих родителей, поскольку в один несчастливый день они утонули в своей лодке.

Еще будучи ребенком, Тансен открыл для себя музыку в природе - в дуновении ветра, пении птиц и звуках, издаваемых животными. Он начал с того, что пел гимны Богу как его наставник Гхаус. С ранних лет он был помещен в музыкальную школу в Гвалиоре, где его учил большой знаток искусства Раджа Ман Сингх Тамар (1480-1518). Позднее Тансен переехал в Вриндаван, где на протяжении четырех лет он проходил обучение у Свами Харидаса (1537-1632), великого ученого, святого и музыканта, поклонявшегося богу Кришне, который верил, что Бога можно постичь через музыку. Под его наблюдением Тансен стал блестящим вокалистом и инструменталистом, глубоко погруженным в искусство музыки. Изменилось и его имя: из Таны он превратился в Тансена.

Покинув Вриндаван и получив благословение своего гуру, Тансен прибыл в Гвалиор, где он был назначен махараджей Рамом Ниранджаном Сингхом придворным музыкантом. Позднее он поступил на службу при дворе раджи Ревы Рама Чандры. Прослышав о его большом таланте, император Акбар призвал его к себе. Пение Тансена так ему понравилось, что он сделал его своим главным придворным певцом. Так Тансен стал одним и последним из "девяти драгоценных камней" императорского двора.

Тансен женился на Хуссаини Брахмани, чье первоначальное имя было Прем Кумари. Однако когда она приняла ислам, её назвали Хуссаини. А поскольку её предки были браминами, ей дали фамилию Брахмани. Она была одаренной певицей при дворе рани Мригнаяни из Гвалиора. У Тансена было пятеро детей. Первой родилась девочка, которую назвали Сарасвати. Его четырех сыновей звали Билас Кхан, Суратсен, Саратсен и Тарангсен. Все они с течением времени стали превосходными певцами.

По хитроумной подсказке одного из придворных музыкантов-соперников Тансена Акбар попросил его исполнить рагу "Дипак", которая имела такую силу, что могла зажигать лампы. Несмотря на предупреждения Тансена о том, что эта рага может генерировать сильный жар, способный опалить его тело, император продолжал настаивать на своем, и Тансену пришлось подчинится его воле. Он начал петь рагу, и когда его голос достиг крещендо все лампы и свечи во дворце загорелись, что вызвало ликование у Акбара и всех остальных присутствующих. Тансена же бросило в жар, и все тело его начало гореть. Однако он заранее договорился со своей дочерью Сарасвати о том, что в противовес раге "Дипак" она исполнит рагу "Мегх Малхар", что та и сделала, причем так искусно, что вскоре все небо затянули облака и пошел дождь, охладивший жар в теле Тансена. Акбар с облегчением вздохнул. Он уже раскаялся в том, что заставил Тансена петь такую рискованную рагу.

В 1586 году в результате предательского сговора ревнивых придворных скончался Бирбал, самый знаменитый из всех "девяти драгоценных камней" Акбара, очень близкий к Тансену. Примерно в это же время умерла при родах и Сарасвати. Тансену тогда уже было за 80, и он заметно ослаб, особенно после смерти Бирбала и Сарасвати. Его сыновья пели вместе с ним, когда он выступал при дворе. Несколько позднее он серьезно заболел и, несмотря на все усилия придворных врачей, 16 апреля 1589 года он умер.

Скорбя по нему, Акбар воскликнул: "Пришел конец нашим музыкальным собраниям. Вся музыка и радость кончились со смертью Тансена". Согласно другой легенде во время кончины Тансена его сын Билас Кхан с большим чувством исполнял грустную рагу, которая позднее была названа "Биласкхани Тоди". На удивление всем тело Тансена пошевелилось, и он благословил своего сына. После этого Билас Кхан был объявлен кхалифой (главой) школы Тансена.

Тансен был замечательным символом слияния всего самого лучшего в индуистской и мусульманской культурах. Он усовершенствовал классический стиль пения под названием дарбари, или стиль придворной музыки. Он также был первым исполнителем раги "Дарбари Канхада".

Тансен жил в эру, когда творили блестящие поэты-святые и композиторы: Сурдас, Рамдас, Тульсидас, Мирабай, Наик Байджу и другие. Все они глубоко уважали Тансена. Раджа Гвалиора Рам Ниранджан Сингх присвоил ему почетное звание "мия" в знак большого уважение к нему. Рати "Мия Ки Тоди", "Мия Ки Малхар " и "Мия Ки Саранг" были сочинены самим Тансеном. Они поются и исполняются на различных музыкальных инструментах на протяжении веков и не теряют своей свежести.

Хотя Тансен умер в Агре, он был похоронен в Гвалиоре возле гробницы своего первого наставника Мохаммеда Гхауса. Его могила в плачевном состоянии была обнаружена пандитом Вишну Нараяном Бхаткханде (1860-1936), большим знатоком музыки. Теперь здесь ежегодно проводится музыкальный фестиваль в память о Тансене - "Тансен Урс". В Вриндаване же каждый год на самадхи Свами Харидаса, талантливого гуру Тансена, организуют "Харидас Джаянти".

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: