Эрух Фанибунда

Г А Я Т Р И

Из книги «Увидеть Божество»



ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

 Гаятри

Автора посвятил в таинства Гаятри мантры при немного необычных обстоятельствах сам Саи Баба. Это было на четвертый день после празднования Дня рождения Бабы в 1972 году. Этот день стал чрезвычайно благоприятным днем для автора. Во время предыдущей Гуру Пурнимы Баба велел автору заниматься духовными исследованиями и продолжать служение людям, рассматривая это как личную садхану. Автор был абсолютно несведущ даже в самых элементарных духовных вопросах и постоянно задавал вопросы Бабе, раздражая пандитов. В тот день автор с доктором Пателем (из Бароды) и несколькими другими людьми слушал Бабу, высказывавшегося по различным духовным вопросам в Своей комнате. Доктор Патель спросил о Гаятри мантре. Баба объяснил ее очень кратко и встал со Своего стула. Санскритские слова были для автора подобны греческим или латинским, поэтому он попросил Бабу объяснить смысл Гаятри простым языком. Тот ответил: "Не сейчас, позднее, - и шутливо добавил, - Мои пациенты ждут Меня". Очень неохотно автор покинул комнату Бабы и сел на ступеньках веранды вместе с доктором Пателем. Вечерние бхаджаны начались, и Баба вышел из Своей комнаты. После даршана Он вернулся и поговорил о чем-то с доктором Пателем. Автор воспользовался возможностью и снова спросил о Гаятри. Однако, к его удивлению и растерянности, Баба, вместо объяснения мантры, попросил автора повторять Гаятри за Ним. Волей-неволей, автору пришлось ее повторять, хотя из-за громкого пения бхаджанов он не мог точно слышать слова Гаятри. Автор был расстроен и раздражен своим невежеством. Сам Господь произносил мантру, а автор не был готов к этому.

Гаятри

Позднее, в начале 1973 года, когда Баба снова начал учить автора читать Гаятри с правильным произношением и надлежащим ритмом, автор был готов лучше. Баба был настолько добр, что многократно поправлял его, пока, наконец, автор не почувствовал себя уверенно. Наконец автор спросил: "Свамиджи, говорят, что если неправильно повторять мантру, то она может повредить человеку. Соответствует ли это действительности?" Баба ответил: "Да, тогда она будет иметь противоположный эффект, порождая духовное невежество, но если вы произносите мантру с любовью, Бог примет ее". Так автор узнал, что мантру нужно произносить с любовью в сердце, чтобы призвать Его Милость.

"Что такое Гаятри, Свамиджи?" - "Гаятри - это Шабда Брахман. Она вездесуща, как Брахман", - сказал Баба. Шабда означает звук, а что такое Звук Брахмана? Звук Брахмана - это Веды. Поэтому можно сказать, что Гаятри лежит в основе Вед и заслуживает имя Веда Мата, или Мать Вед. Она пронизывает Собой весь проявленный космос. Она - его основа, Реальность, кроющаяся за постигаемой Вселенной, данной нам в ощущениях. Читатели-зороастрийцы могут припомнить вторую строфу Ахунвара, где можно найти другое название Гаятри - Маздаи, Основа проявленного космоса.

Гаятри мантра написана размером, состоящим из двадцати четырех слогов и обычно записывается триплетом по восемь слогов в каждой строчке. Поэтому этот метр (три-падхи) также известен как метр Гаятри. Этим метром написан целый ряд ранних стихов Риг Веды. Некоторые из них стали называться "Гаятри". Их нельзя смешивать с Гаятри мантрой, являющейся десятой мантрой шестидесятой сутры третьей мандалы Риг Веды.

Здесь необходимо разобраться, почему именно эту мантру назвали Гаятри. Само название образовано из ГАЯнтам ТРИяте ити, означающее: "То, что спасает (защищает) певца, есть Это". Таким образом, священное слово ГАЯТРИ само объясняет причину существования этой мантры. Также является непонятным, почему в самой мантре отсутствует слово "Гаятри"? "То, что спасает и защищает певца, есть Это". Что "Это"? "Это" есть Шабда Брахман, или, другими словами, Ведические мантры. В связи с этим нам необходимо поговорить о слове "мантра". Сказано: "Брахманам Брахмана Ваханам", и это значит "Брахма - носитель Брахмана". Баба сказал: "Здесь слово "Брахма" означает "мантра", и смысл этого изречения таков: "Мантра - носитель Пуруши, являющегося воплощением Вед". Простое произнесение таких слов, как "Ом Намо Нараяна (Ом Почтение Нараяне)" или "Ом Намо Шивая (Ом Почтение Шиве)" еще не составляет мантру. Мантра имеет два аспекта: первый - Манана - означает, что все узнанное необходимо обдумывать, и второй аспект - Трана - означает, что все обдуманное необходимо хранить в памяти. (Трияте, Трат и Трана образованы от Трай, что означает: "защищать, сохранять или спасать".) Если вы будете жить и выполнять предписанную вам работу, обдумывая и храня в памяти Божественные предписания, ваша жизнь всегда будет наполнена счастьем. В данном случае мы видим, что сокровенное значение этих слов, поддерживаемых авторитетом Вед, отличается от значения, придаваемого им различными учеными-исследователями, ибо они привнесли свои собственные идеи в толкование Вед. Веды не были созданы людьми, в то время как наука - это порождение человеческого ума, и потому всегда существует возможность различных изменений и добавлений. Но в Ведах такая возможность отсутствует. Веды были услышаны, и потому их называют Шрути (услышанное). Они непосредственно связаны с дыханием Господа. Брахман управляет этими мантрами, и поэтому Его называют Брахманаспати. ("Пати" означает "контролирующий ситуацию".) Если мы хотим слиться с Брахманом или снискать Его Милость, то сначала необходимо овладеть Его носителями, т.е. мантрами, которыми Он управляет.

В связи с этим перед нами открывается еще один аспект Божества. Читатель помнит слова Бабы: "Я - Гхоша (Звук)". Здесь это означает, что Баба - Брахман и управляет мантрами. В Риг Веде было сказано, что для слова и для речи Брахман является основой. Слова ассоциируются не только с различными объектами, окружающими нас, но и с различными аспектами нашей жизни. В связи с этим Баба сказал: "Шабда, или звук, - основа всего. Звук порождает слова, а мы словами определяем то, что мы видим вокруг. Все видимое и определяемое словами имеет восемь различных аспектов:

Шабда Брахман - аспект, относящийся к звуку;
Чарачар Майи - аспект, относящийся к движению и неподвижности;
Джьотир Майи - аспект лучезарности;
Ванг Майи - аспект речи;
Ритьянанд Майи - аспект непрерывного счастья;
Парапара Майи - аспект этого мира и других миров;
Майя Майи - аспект иллюзии;
Шри Майи - аспект процветания.

Все эти аспекты - Брахман - содержатся в Саи Бабе, и чтобы постичь Его грандиозность и величие, нужно овладеть глубокими медитативными состояниями.

Говоря о Гаятри и Ведах, нам необходимо понять смысл еще одного слова - "Чандасс". Оно означает "метр", то есть стихотворный размер, науку о метричности речи, стихов, и также применимо к Шрути (Ведам), содержащим мантры и Брахманы (часть ведического канона). Баба сказал, что этим словом нельзя называть любой стихотворный размер. Его нужно использовать, говоря лишь о ведическом размере. Так как Гаятри - это Шабда Брахман, она является основой всех известных метров, и потому к ней также можно применить название Чандассам Мата. Однако само происхождение слова "Чандасс", как было указано Бабой, придает ему такую глубину и святость, которую не могут передать никакие словесные определения. Баба сказал: "В некоторых авторитетных источниках говорится, что "Чандасс" следует называть мантры, наделяющие человека бессмертием и держащие смерть на расстоянии. Вот почему великие Риши, отождествлявшие себя с Брахманом, искали бессмертия с помощью мантр Риг, Яджур и Сама Вед. Предлагая Господу гхи (очищенное масло) и возжигая его на огне, Риши произносили дарующие жизнь мантры и обеспечивали себе этим бессмертие. Произнося эти мантры, Риши придали специфическое значение слову "Чандасс".

Здесь слово "бессмертие" не означает состояния, при котором жизнь вечно сохраняется в теле. Как сказал Баба: "Тело подвержено рождению и смерти, но для Атмана не существует ни рождения, ни смерти, и достичь бессмертия - означает воссоединиться с вечностью. Это достижимо только через добрые дела, общение с праведными людьми и позитивное мышление, а также соединяясь с Шакти, сила которой возрастает при произнесении священных мантр. Риши показали нам этот путь. В нашей повседневной жизни все совершаемые нами добродетельные дела подобны отрицательному полюсу электричества, а Божественная Шакти, получаемая при произнесении ведических мантр, подобна положительному полюсу. Отрицательный и положительный полюса должны обладать необходимой энергией. Совершая добродетельные поступки, мы можем поднять на довольно высокий уровень энергию отрицательного полюса, но если при этом наш положительный полюс не будет иметь достаточно силы и энергии, получаемой при произнесении Божественных мантр, полной силой обладать мы не будем. Между положительным и отрицательным полюсами существует тесная взаимосвязь. Повторяя мантру, мы вступаем на определенный, присущий только этой мантре, путь, причем она и указует нам этот путь. Повторяя мантры, наши предки соблюдали необходимую чистоту и другие условия, которых требовала та или иная мантра. Сама работа, ее выполнение и субъект, выполняющий работу, должны соответствовать друг другу и, так сказать, быть созвучны. Только при таких условиях работу можно считать священной. Сама мантра, ее произнесение и плод мантры должны соотноситься друг с другом в строгом соответствии с определенными правилами".

Выяснив значение слова "Чандасс", мы теперь сможем лучше понять истинный смысл слова ГАЯТРИ. Он раскрывается в следующих словах: "Это То, что сохраняет, защищает или спасает певца от смерти". Это высказывание означает, что мантра генерирует необходимое количество Шакти у положительного полюса, и когда он сочетается с отрицательным полюсом, или тапасом (подвижничеством), в повседневной деятельности, человек обретает бессмертие, то есть состояние неизменной кристальной чистоты, не имеющей начала и конца, рождения и смерти, также известной, как Аджаха.

Гаятри

Связь Гаятри с Ведами традиционно передают следующим образом. Гаятри Парамешвари, Высшая Богиня, изображается с тремя ногами, обозначающими Яджур, Риг и Сама Веды. Ее тело символизирует Мимансу (одну из шести дарсан, или систем индийской философии), а голова - Атхарва Веду. Может возникнуть вопрос: почему из всех Вед именно Атхарва Веде придается такое важное значение? Баба объяснил это так: "Из всех Вед Атхарва Веда является наиболее древней и важной. Атхарва Веда говорит нам о том, что такое природа, и какие законы управляют материальным миром и духовным миром. Из этой Веды мы также можем узнать, что нужно делать, чтобы избежать страданий и боли, присущих этому миру. Атхарва Веда не является чем-то отличным от трех других Вед. Фактически, она в скрытом состоянии присутствует во всех других Ведах. Все мантры в Ведах начинаются и кончаются одним звуком - Пранавой, то есть изначальным звуком ОМ. В Атхарва Веде было провозглашено, что Пранава идентична Атхарве (непоколебимая и неизменяемая). Атхарва Веда говорит нам, что если мы хотим увидеть в творении Брахмана, то мы должны наполнить свой взор любовью". Зороастрийская Авеста имеет много общего с Атхарва Ведой, и понятие о духах-близнецах перекликается с упоминаемыми в Атхарва Веде аспектами Брахмана Гхора и Агхора (ужасное и не-ужасное).

Мантра Шакти - это нечто такое, чего нельзя увидеть, но наличие чего можно предположить на основе определенного вывода. Например, когда мы произносим мантры и делаем приношения огню, мы видим, как наше приношение превращается в пепел, и это непосредственное восприятие называется Пратьякша. Однако приношение, превращенное в пепел с помощью мантры Шакти, попадает к тому, кому оно предназначалось, и плоды приношения пожинает тот, кто его совершал. Этого нельзя видеть, но можно предполагать, что так оно и есть на самом деле. И такое восприятие с помощью предположения и вывода называется Парокша. Плоды приношения может получить только тот, кто стяжал необходимую мудрость и совершил надлежащий тапас. Другими словами, только когда негативный и позитивный полюса достаточно чисты, можно наладить контакт, и результаты не замедлят сказаться. Нет ни малейшего сомнения в том, что с помощью мантры Шакти достигается ощутимый результат, потому что все это можно проверить на собственном опыте. Баба сказал, что только те, кто полностью овладел Ведами, могут понять, как все это осуществляется. Чтобы проиллюстрировать данную мысль, Баба приводит следующий пример: "Предположим, что вы летите самолетом из Бангалора в Дели. Вы знаете, что пилот самолета поддерживает радиосвязь с аэропортами Дели и Бангалора, хотя и не можете убедиться в этом визуально. В данном случае у вас нет Пратьякши, или непосредственного восприятия, однако техника, находящаяся на борту самолета и в здании аэропортов, позволяет осуществлять эту связь. Это пример Парокши, заочного восприятия с помощью предположения и вывода. Мы не можем непосредственно видеть связь, существующую между Божественным и человеческим началами. Однако с помощью Парокши мы можем предполагать и чувствовать эту связь, осуществляемую с помощью мантр. Предположение, что жертвоприношения, сделанные одновременно с повторением имен Индры, Рудры или Варуны действительно попадают к ним, называется Парокшей, и данный факт хорошо известен тем, кто знает силу этих мантр. Для них это так же убедительно, как и непосредственное восприятие. Поэтому, если вы произносите необходимую мантру, относящуюся к тому месту, где вы хотите увидеть проявление ее силы, то вне всякого сомнения результат будет достигнут, и именно там, где он должен быть достигнут".

Баба сказал, что если вы даже не знаете места, куда направляется приношение, или не знакомы с человеком, выполняющим обряд, это не имеет значения. Он приводит в пример письмо, написанное и отправленное человеку, проживающему за границей по определенному адресу. Вы же не сомневаетесь в доставке вашего письма из-за того, что вы не знакомы с людьми, работающими в почтовом отделении, и из-за того, что никогда не видели места, куда отправили письмо? Конечно, нет. Мантра Шакти - это почтовое отделение, в обязанность которого входит доставка писем. Нашей обязанностью является просто правильно написать адрес на конверте и приклеить необходимое количество марок, которые символизируют тапас. Баба говорит: "Только когда вы углубитесь по-настоящему в изучение Вед и хорошо поймете их, тогда значение мантр, встречающихся в Ведах, покажется вам уместным и связным. До тех пор, пока вы не поймете, что существует тесная и нерасторжимая связь между мантрами Вед и Самим Господом, Веды будут казаться вам похожими на любое другое тривиальное произведение, написанное неизвестным заурядным автором".

Сегодня так называемые "научные" работники считают, что мантры - это обычные слова, и они полагают, что в качестве мантры можно использовать любое слово (например, слово "цветок"). Они даже используют различное электронное оборудование для записи реакции на такие псевдомантры тех, кто их произносит, и называют все это трансцендентальной медитацией (ТМ) или как-нибудь еще. Здесь нужно понять, что слова, не связанные с Божеством, нельзя назвать мантрами, так как они не относятся к категории, обозначаемой словом "мантра", и потому вышеназванные псевдоисследования не являются строго научными. Они не относятся и к духовной сфере, находящейся за пределами чувств. Здесь напрашивается следующее сравнение. При показе фильма в кинотеатре человек видит иллюзорные изображения на экране. Если же кинопроектор выключен, то мы видим лишь белый экран, являющийся необходимым условием для показа иллюзорных изображений. Можно ли видеть экран и исследовать его во время показа фильма? Можно ли узнать что-нибудь об экране, исследуя отдельные кадры фильма? Существование экрана не зависит от этих отдельных кадров, но экран совершенно необходим для их показа. Все научные знания и приборы, наша речь и мышление подобны кадрам фильма, и их существование зависит от Брахмана, экрана.

Главной ошибкой человека является то, что он думает будто его возможности и силы не зависят от Господа, в результате чего он пытается исследовать Господа с помощью этих сил. Людям следует выйти из этого добровольного ступора, в котором они пребывают созерцая изображения материального мира, если они хотят увидеть и познать Основу. К сожалению, сегодня ситуация в мире подобна ситуации в кинотеатре, где людей интересуют только иллюзорные изображения. После того, как фильм окончен, все встают и выходят из зала. Неизменный и постоянный экран никого не интересует. Многие люди, не знающие о Божественной природе мантр, пытаются получить их за деньги у людей, делающих на духовности бизнес. С помощью таких мантр они достигают определенных медитативных состояний. Подобные состояния являются самогипнозом и достигаются с помощью внушения. Эти состояния временно вызывают ощущение физической эйфории или внутренней комфортности. Такой опыт не имеет ничего общего с подлинной духовностью, являясь обычной концентрацией. Читатель должен научиться отличать зерна от плевел и не путать подобный опыт с опытом, полученным в результате повторения Божественных мантр. В наши дни это псевдодуховное надувательство распространилось в США и других западных странах в таких масштабах, что даже солидные научные и медицинские журналы принимают эту чепуху всерьез, наводя на нее глянец респектабельности.

Истинный смысл Ведических изречений понять очень сложно, если только Бог, или Брахман, сообщивший их Риши, Сам не объяснит эти изречения. Поэтому говорят, что объяснять и толковать ведические изречения могут лишь сами Веды. Священные ведические изречения передавались с незапамятных времен (Санатана) через непрерывную преемственность от гуру к шишье (ученику), пока Вьяса не записал их для последующих поколений. Веды существовали задолго до появления современных религий и задолго до появления на земле Аватаров. Вот почему Баба сказал, что Веды принадлежат всему человечеству, а не какой-то определенной религии. Ведические мантры также существовали задолго до появления современных языков. Поэтому любая попытка объяснить Бесконечного Шабда Брахмана с помощью современных языков подобна попытке измерить необъятное космическое пространство с помощью линейки или промерить глубину океана с помощью палки длиною в один фут. По этой самой причине невозможно адекватно перевести эти мантры и читать их, например, на английском или хинди, потому что вибрации, или звук, будут сильно отличаться от оригинала. Также говорят, что поскольку Брахман существовал задолго до появления ума и интеллекта, с их помощью нельзя понять Брахмана. Часть не может объяснить целое. По этой же причине современная физика, биология, психология и парапсихология, являясь продуктами ограниченного человеческого мышления, речи и восприятия (усиливаемых с помощью технических приспособлений), не способны понять Брахмана, или Божество. Баба сказал об этом так: "Невозможно описать бесконечность конечными словами. Махариши, которые хорошо знали Веды и мантры, понимали, что с помощью обычных слов нельзя объяснить и описать Брахмана, и потому указывали на Него своим молчанием. Они говорили, что познать Брахмана можно, лишь став Им. Разговорами Брахмана не познать".

Как же тогда нужно изучать Ведические мантры, чтобы понять их сокровенный смысл? Тот, Кто провозгласил: "Я - Гхоша", и Кто также является Ведапурушей, дал ответ на этот вопрос. Этот ответ: "АМНАЙЯ". Баба говорит: "Слово "Амнайя" имеет особое значение в Ведах. Непрерывная и продолжительная практика шраваны, мананы и нидхидхйасаны, т.е. слушания, обдумывания и усвоения называется одним емким словом Амнайя. Не практикуя Амнайи, невозможно достичь Того, на что направлено повторение мантр, и познать единство Того с этим".

Ознакомившись с некоторыми аспектами ведических мантр, мы можем сейчас попытаться понять Гаятри мантру, разобраться в ее произношении и узнать о ее плодах.

Гаятри состоит из Пранавашабды, Махавьяхрити и Мантры.

АУМ

Бхур Бхувах Свах

Тат Савитур Вареньям

Бхарго Девасья Дхимахи

Дхийо Йо Нах Прачодаят


АУМ, или Пранавашабда

Баба сказал, что имеется три разновидности звука, и они известны как Саманья, Варна и Муука. Он описал их следующим образом:

Саманья - это звук, ассоциирующийся с объективным миром. Этот звук возникает при падении, разрушении, слиянии или движении любого объекта. Например, шум дождя, раскаты грома, журчание реки, шорох век, звуки при пищеварении или при падении капель росы на нежные лепестки розы.

Варна - это звук произнесенного слова. Он наделен особым значением. Это биение сердца одного человека, отвечающего на биение сердца другого.

Муука - это звук тишины или звук первоначального движения, вызывающий сокрытие Брахмана Майей (что также исходит от Брахмана). Это АУМ, или Пранашабда. ("Прану" означает "вибрировать".) АУМ Ити Эк Акшара Брахман - АУМ - этот один слог есть Брахман. Повторяйте АУМ медленно, размышляя о его безграничных возможностях. "А" возникает из горла (зарождаясь в области живота), "У" скатывается с языка и "М" звучит на губах. Эти звуки являются сущностью всех слов, какие только могут исходить из человеческого горла. АУМ - это сумма всех учений Вед и всех форм почитания Господа. Это первоначальный, основной звук, символизирующий собой Всеобщий Абсолют. После звука "М" возникает неслышный резонанс (Муука), символизирующий не имеющего качеств, бесформенного, абстрактного Ниракар Парабрахмана. АУМ необходимо произносить как можно медленней, крещендо, пока он не достигнет своей максимальной громкости на звуке "М". Затем громкость звука должна уменьшаться так же медленно, как она увеличивалась, постепенно замирая и создавая тишину и молчание в глубине сердца. Не произносите АУМ в два этапа, думая, что вам не хватит дыхания. Звуки "А", "У" и "М" представляют состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна, в то время как четвертое состояние (также известное как Турия), находящееся за пределами этих трех, выражается тишиной и молчанием. Если в эту тишину погрузиться достаточно глубоко, то можно услышать Космический АУМ или Пранаву, исходящую из Праны (жизненной вибрации), которая наполняет всю Вселенную; чтобы услышать этот звук, нужно максимально приблизиться к сердцевине своего Бытия. Вот почему Упанишады называются Упанишадами. "Упа" означает "около" и "Нишад" - "сидеть". Иди и сиди около, чтобы услышать, как Сверхдуша шепчет Душе. "АУМ Тат Сат", - говорит Гита. "Тат" означает объективный мир, познаваемый чувствами, как нечто отдельное. "Сат" означает Истину, Бытие, или вечное Есмь. Когда вы осознаете, что Тат есть Свет, Тат станет "субъектом". Он более не будет отдельным объектом. Это слияние субъекта с объектом проявляется как АУМ. Оно также означает, что цветок индивидуальности превратился в плод, наполненный сладким соком своей собственной внутренней сущности, и, наконец, отделился от дерева".

АУМ, или Аумкар, нужно петь следующим образом. В самом начале не следует приводить в готовность весь речевой аппарат (язык, рот, губы) так, как это делается для обычного слова. Пусть язык лежит в расслабленном состоянии на дне ротовой полости. Глубоко вдохните и, слегка открыв рот, произведите горлом звук "А". Почувствуйте, как он вибрирует в горле. Пусть звук спонтанно поднимается вверх, и когда он достигнет пространства, находящегося за языком, то пусть незаметно перейдет в "О". По мере того, как звук катится по языку, и вибрации ощущаются внутри рта, губы должны начать постепенно закрываться. Расстояние между губами должно становиться все меньше и меньше, и звук одновременно должен переходить в "У". Наконец, когда губы смыкаются, звук начинает звучать, как "М", и его вибрации чувствуются не только во рту и на губах, но и в носу, вокруг глаз и во всем черепе. На этом звуке Аумкар достигает максимальной громкости и постепенно начинает затухать. Во время ослабления звук "М" постепенно сходит на нет и растворяется в тишине. Эта тишина должна совпадать с паузой между двумя дыхательными циклами и продолжаться столько, сколько возможно без возникновения чувства дискомфорта. С прекращением дыхания останавливается мысль, и безмятежный покой незаметно охватывает ум. Наслаждайтесь им и вкушайте блаженство, ибо это - Шанти, мир, превосходящий всякое понимание. Пусть следующий Аумкар поется уже с этим потенциалом безмятежности, и с каждым разом мир и покой будут становиться все глубже и глубже, пока ум окончательно не растворится в них. Это порог местопребывания Внутреннего Я, Истинный Прашанти Мандир. Исследование внешнего космоса - всегда волнующее переживание, но исследование нашего внутреннего космоса несравненно более волнующе, потому что Внутреннее Я вездесуще и тождественно Брахману. Это Истинная природа человека. "Будь покоен и знай, что Я ЕСМЬ Господь", - говорится в псалме. Чтобы войти в священные пределы этого внутреннего космоса, необходимо снискать Милость Внутреннего Я. Чтобы установить связь с внутренним космосом, положительный и отрицательный полюса должны быть чистыми и сияющими.

Баба объяснил, что Гаятри, являющаяся Шабда Брахманом (Воплощением Бога в звуке), - это развитие Пранавы, и она дарует ясный интеллект, чтобы Истина (Я) могла отразиться в нем без всяких искажений. Таким образом, посвящение в Адхьятмическую (духовную) жизнь достигается с помощью размышления над сокровенным смыслом Гаятри.

Способ произнесения Пранавашабды делает ясным тот факт, что между звуками "А" и "М" находятся все звуки любого языка. Поэтому любой звук, исходящий из груди всегда будет являться их комбинацией, с небольшими отличиями в движениях речевого аппарата, положении мягкого неба, языка, подъязычия, щек, зубов, губ и давления воздуха, исходящего из груди. Речь любого языка, в конечном счете, звучит внутри диапазона АОУМ. Можно сказать, что звук Пранавашабды содержит в себе все звуки, производимые с помощью дыхания. Поэтому говорят, что АУМ является сущностью Вед и вследствие этого идентичен Веда Гхоше, или Брахману. Установив идентичность АУМ с Всепроникающим Вездесущим Высшим Началом, мы можем по достоинству оценить способность этой мантры создавать благоприятные духовные условия для осознания или отражения Божественного Начала, или Истины. Именно поэтому АУМ ставится в начале и в конце Ведических мантр.

Есть еще один аспект Аумкары, о котором поведал нам Баба. Он говорит: "Из Аумкары, этого основного звука, появилось много других звуков, и эти звуки являются простой трансформацией Аумкары. Именно этой идеей руководствовались Махариши, когда они обращались к Раме, как к воплощению Дхармы (Рамо Виграхаван Дхармаха). Подобно трем основным звукам "А", "У" и "М", Рама, как воплощение Дхармы, также имел трех основных спутников: Лакшману, Бхарату и Шатругну. Звук "А" можно сравнить с Лакшманой, "У" - с Бхаратой и "М" - с Шатругной. Таким образом, Лакшмана, Бхарата и Шатругна вместе составляют Раму и также являются Аумкарой. Следовательно, внутреннее значение таково: Рама, являющийся не кем иным, как Аумкарой, родился для того, чтобы восстановить на Земле Дхарму". Это объяснение Бабы добавляет новое измерение и к сокровенному значению распределения Божественных сил во время пребывания Рамы на Земле. Читатель может вспомнить первую главу, где говорилось о шестнадцати кала. Рама имел пятнадцать кала, а последняя кала была распределена между Лакшманой, Бхаратой и Шатругной.

Баба далее сказал, что имя Рамы, так же, как и Пранава, является сильной мантрой, которая может трансформировать личность и помочь стяжать милость Господа. Он указал, что в обеих мантрах присутствуют одинаковые нумерологические вибрации. "А" равно 0, "У" равно 2, и "М" равно 5, поэтому АУМ равняется 7. В мантре РАМА "Р" равно 2, "А" равно 0 и "М" равно 5, поэтому РАМА также равняется 7. Когда Рамаяна рассматривается в таком свете, она становится Божественным эпосом всего человечества, а не просто индийским классическим произведением. "Величайший урок, которому учит Рамаяна, - это то, что кама (желание, похоть) вызывает падение человека, несмотря на его богатство, власть и ученость, в то время как Рама приносит успех. Раване был преподан горький урок. Он понял, что Рама - это воплощение Дхармы, и потому ничто не может расстроить Его планы. Дашаратха изгнал своего любимого сына, уступая несправедливым требованиям любимой жены, а Рама изгнал Свою жену, так как чувствовал, что этого требует Дхарма, хотя Он и провел много лет в поисках и борьбе за жену, чтобы спасти Ее и вызволить из плена Раваны. Это всего лишь несколько примеров, приведенных Бабой и демонстрирующих непреходящие ценности, заключенные в Рамаяне.

В Ведах лучезарный Брахман, пребывающий в человеческом теле, носит три различных имени. Это Вишва (существо, всеобщий), Тайджас (светящийся, осиянный, исполненный сознания) и Праджна (Божественная Мудрость). Ранее мы говорили, что Тишина, или Турия, четвертая стадия Аумкары, является порогом внутреннего местопребывания Брахмана, и читателю предлагалось насладиться духовным миром, которым исполнена эта Тишина. Но сейчас возникает вопрос, как пересечь этот порог, чтобы получить даршан Атмана? Баба открыл этот Божественный секрет, говоря об Аумкаре и ее связи с аспектами Брахмана в человеческом теле. Он сказал: "В Аумкаре звук "А" связан с осознанием и называется Вишва. Звук "У" связан с Тайджасом, являющимся тонким аспектом, и звук "М" связан с Праджной, относящейся к причинному аспекту. Эти три аспекта Брахмана присутствуют как в теле, так и в мире под названием Вирата, Хираньягхарбхи и Авьякрут. Индра, присутствующий в состоянии бодрствования, имеет форму Вирата и дарует нам всем Айшварью (процветание). Сурья (Солнце, Адитья) присутствует в состоянии сна со сновидениями и имеет форму Хираньягарбхи, или тонкого тела, покрывающего душу. Васу - это тот, кто присутствует внутри и отвечает за состояние глубокого сна без сновидений. (По отношению к Авьякрут - это элементарное, первоначальное, или причинное, состояние.) Эти три аспекта, присутствующие в трех состояниях бытия, не могут функционировать независимо, сами по себе. Полностью независим лишь Брахман, являющийся основой и заставляющий их действовать согласно Своей воле". Три аспекта Брахмана, содержащиеся в человеческом теле, Вишва, Тайджас и Праджна, так же соответствуют бодрствованию, сну со сновидениями и глубокому сну без сновидений. Поэтому Баба сказал: "Аумкара, или Пранава, находится там, где Вишва, Тайджас и Праджна переходят друг в друга и сливаются. Если мы хотим узнать, что находится за Пранавой, или Аумкарой, мы должны погрузить Вишву в Тайджас, а Тайджас - в Праджну. Только соединив таким образом все три аспекта, мы можем получить даршан Атмана, или Божественного Начала человека. Мы получаем полный звук АУМ, только когда звук "А" соединяется с "У" и звук "У" соединяется с "М". Если три этих звука не сольются друг с другом, мы не получим полные звуки Аумкары. Подобным же образом, когда мы сумеем соединить состояния бодрствования, сна со сновидениями и глубокого сна без сновидений, или грубый, тонкий и причинный аспекты тела в одно целое, мы получим возможность увидеть Божественную Душу".

Махавьяхрити:
БХУР, БХУВАХ, СВАХ

Эти мистические слова обозначают три мира: землю (бхур), атмосферу (бхувах) и находящиеся за пределами атмосферы небеса (свах). Согласно учениям древних Риши, имеется четырнадцать сфер (миров), доступных индивидуальной душе, и вышеназванные сферы являются первыми тремя из высших миров. Говорят, что рождение, смерть и перерождение происходят в этих трех локах (мирах), и когда мы повторяем их названия, то тем самым взываем к Господу, прося Его освободить нас от цикла рождений и смертей. Однако понять сокровенное значение этих трех мистических слов без надлежащего знания и понятия о том, что эти три мира едины, очень трудно. Три-Лока, или три мира, обозначают пространство. Пространство, как известно, не может существовать без времени, поэтому Три-Лока соотносятся с Три-Калам, или прошлым, настоящим и будущим, или с утром, днем и вечером. Обусловленные пространством и временем, Три-Лока характеризуются Три-Гунами, или тамасом, раджасом и саттвой, и также грубым, тонким и причинным аспектами, соответственно, становясь все тоньше и тоньше. Баба говорит по этому поводу: "Лишь постигнув единство этих аспектов, мы сможем понять и осознать, что слова Бхур, Бхувах и Свах непосредственно связаны с Праджапати (Стоящим во главе творения). По отдельности они представлены Индрой (Бхур, или Земля), Ваю (Бхувах, или атмосфера) и Адитьей (Сваха, или Небеса), но слово Праджапати означает всеобщность этих трех миров".


МАНТРА

Гаятри - это универсальная молитва. При ее произнесении не просят о милости или прощении, но обращаются с просьбой о даровании ясного интеллекта, чтобы Истина могла отразиться в нем без всяких искажений. Баба сказал, что Гаятри могут использовать мужчины и женщины любой национальности и веры, ибо она взывает к Чудесной Силе, пронизывающей Солнце и три мира, и просит пробудить и укрепить интеллект, чтобы он мог вести человека к успеху с помощью интенсивной садханы.

Общеизвестно, что прежде чем делать какую-нибудь работу, необходимо сначала подготовиться к ней. Если мы хотим научиться водить автомобиль или собираемся прочесть лекцию, или спланировать стратегию маркетинга нового продукта, или предпринять какую-либо научно-исследовательскую работу, то прежде, чем приступить к работе, мы должны сделать определенные приготовления. Подобным же образом, прежде, чем приближаться к Божеству, необходимо подготовить себя к тому, чтобы осознать Его присутствие в себе и познать Истину - стать единым с Ней. Если мы хотим познать Господа, не выполняя садханы (духовной практики) и не жертвуя ничем, то мы уподобляемся собаке, лающей на звезды и ожидающей, что они к ее удовольствию упадут вниз. Судите сами, если любая научно-исследовательская работа, проводящаяся в сфере, ограниченной пространственно-временными рамками, требует предварительного обучения и подготовки на протяжении двух или трех десятилетий, то насколько больше усилий и подготовки требуется для познания того, что является бесконечным и вечным. Вот что об этом говорит Баба:

1. "Вера должна быть такой, чтобы она устояла при насмешках, придирках и открытом осмеянии невежественными и низкими людьми".

2. "Пусть вас не волнуют превратности жизни, потери или приобретения, радость или горе. Вы сами порождаете эти превратности, и если захотите, ваша жизнь будет течь ровно и спокойно".

3. "Хорошо подумайте и утвердитесь в Истине: Сарва Брахмамайам (Вся вселенная наполнена Господом; Все есть Брахман)".

4. "Будьте упорны в садхане и, решившись, не отступайте от намеченной цели".

5. "Посадите в сердце деревце Божественной Мудрости. Поливайте его любовью, удобряйте верой и решимостью и боритесь с вредителями такими средствами, как бхаджаны и сатсанг".

Гаятри мантра тождественна Господу, и мы должны относиться к ней так, как мы относимся к Господу - с должным смирением, почтением, верой и любовью. Веды - это дыхание Бога, а Гаятри - основа Вед, к ней нельзя относиться легкомысленно. Это нечто глубоко священное, и если мы хотим, чтобы она принесла плоды, мы должны обращаться с ней, как предписано. Все, что написано здесь о Гаятри, автор узнал от Баба благодаря Его милости и состраданию. Баба, как Ведапуруша, является высшим авторитетом.

Гаятри состоит из трех частей. Первая часть содержит Пранаву и Махавьяхрити: АУМ, Бхур, Бхувах, Свах.

Здесь произносящий мантру размышляет над Величием Света, озаряющего три мира, доступные чувственному и сверхчувственному восприятию.

Вторая часть описывает Славу, Великолепие и Милость, исходящие из этого Света:

Тат Савитур Вареньям
Бхарго Девасья Дхимахи.

Третья часть - это молитва об окончательном освобождении с помощью Высшего Сознания в виде света, пронизывающего всю вселенную: Дхийо йо Нах Прачодаят.

После того, как человек научится читать эту мантру, он считается дважды рожденным (Двиджа). Произносящий мантру очищается ею и постепенно становится умнее (випраха). Ум избавляется от всего нечистого, и можно приступать к изучению Вед. Таким образом, Гаятри наделяет правом изучать Веды.

Шабда Брахман - это звук, а звук - основа слов, слова же являются основой речи, или Вак. Слово "Вак" используется только в связи с Ведами. Оно является носителем Божественной Мудрости. Этот аспект Господа известен как Сарасвати, Богиня речи. Ее обычно изображают восседающей на Лебеде, или Хамсе. Она превращает наши мысли в речь, и для этого использует наше дыхание, в качестве носителя слов. Как уже говорилось ранее, само дыхание образует слово "Сохам". Оно обозначает мысль, то есть слово, перемещающееся на Лебеде. Гаятри - это Шабда Брахман и она связана с бессмертным аспектом Чандасса. Слово "Сохам" иногда называют Хамса-Гаятри. Баба сказал: "Звук "Сохам" синонимичен аспекту Хамса-Гаятри, исходящему из глубин нашего сердца. Поэтому он священен и называется Васуху. Три имени: Васу, Рудра и Адитья тождественны друг другу. Они кажутся различными, но обозначают одно и то же. Три-Кала, Три-Лока и Три-Гуна также являются единым целым и выполняют одну и ту же функцию. Ваквани принимает форму Вед и входит в сердца лишь тех людей, которые всегда живут с Богом и думают только о Нем. Бесполезная деятельность и причинение вреда идут вразрез с предписаниями Вед. Веды не одобряют приобретение бесполезных знаний и чрезмерного погружения в мирскую деятельность. Ум дан человеку для того, чтобы он питал благородные мысли и речь, для того, чтобы он произносил лишь добрые, полезные и приятные слова".

Баба объяснил еще один аспект слова "Сохам", как мантры, относящейся к Земле (Бхур). Он сказал: "Если писатель хочет создать художественное произведение, он сначала придумывает сюжет и затем начинает писать. Когда Господь захотел создать мир (в Своем аспекте Парабрахмана), Он также создал сначала сюжет, или основу, и этой основой был звук. Этот изначальный звук был первым из того, что было создано. Он был назван Вачаспати, Брихаспати и Праджапати. Первое сотворенное существо, Хираньягарбха, произнесло самый первый звук "Бху". После произнесения звука Оно создало форму Бхуради, и поэтому наша Земля, согласно Ведам, называется Бхуми или Бхумаму. Ее также называют Стхараправахам (твердый, незыблемый). Бхумаму также означает священную и неизменную мантру. Сокровенное значение этого слова состоит в том, что Бхуми, или наша Земля, рождается в форме мантр и Брахмана. По этой причине в Шастрах (Писаниях) говорится, что человек состоит из Янтры, Мантры и Тантры, то есть тела, дыхания и сердца. Рассмотрим, как дыхание становится мантрой. Это происходит потому, что слово "Сохам" содержится в самом дыхании, и когда мы вдыхаем и выдыхаем, мы непрестанно повторяем слово "Сохам". Оно означает: "Я есмь Бог". Поэтому эта мантра является Сва-Сварупой, то есть формой нашего собственного Я.

Баба в июне 1974 года провел в Уайтфилде церемонию Упанаяны (Посвящения) для детей. Их было около четырехсот. После церемонии Баба прочитал лекцию о Гаятри. Он сказал, что первые девять слов мантры содержат девятикратное описание Высшей Реальности:

1. АУМ - звук, как основа творения, Брахман;
2. Бхур - Земля, грубое начало;
3. Бхувах - атмосфера, Эфир, тонкое начало;
4. Свах - небеса, область, находящаяся за пределами Бхувах, причинное начало;
5. Тат - обозначает "То", конечную Реальность называют просто "То", потому что Ее нельзя описать словами;
6. Савитур - обозначает Божественную Савитри, равную животворящей силе солнца;
7. Вареньям - поклонение;
8. Бхарго - сияние, блеск.
9. Девасья - Божественное сияние, или Милость.

Последняя строка составляет молитву:

Дхимахи - мы созерцаем.
Дхи йо - означает Интеллект.
Нах Прачодаят - просить, молить.

Баба сказал, что эта молитва обращена к Божественной Матери: "О Божественная Мать, наши сердца погружены во тьму. Молим Тебя, разгони эту тьму и просвети нас".

Баба далее сказал, что Гаятри также называют Панча-Мукхи, или Пятиликая Богиня. Эти пять ликов, или аспектов, выражают Брахмана.

Вот эти пять аспектов:

АУМ;
Бхур Бхувах Суваха;
Тат Савитур Вареньям;
Бхарго Девасья Дхимахи;
Дхийо Йо Нах Прачодаят.

"Панча" означает "пять", и эти пять аспектов отражают все, что содержится внутри и состоит из Панч-Бхут (Акаши, Ваю, Агни, Джаламы, Притхви - то есть эфира, воздуха, огня, воды, земли) и Панч-Кош, или пяти оболочек человеческого тела. Чтобы полностью понять значение этих пяти аспектов и их отношение ко вселенной, читатель должен ознакомиться с первыми двумя главами Прашноттара Вахини, содержащейся в написанной Бабой Гита Вахини. Здесь же достаточно будет сказать, что если читатель разберется и поймет взаимосвязь Панч-Бхут в своем теле, то он постигнет сокровенный смысл пяти ликов Гаятри и будет знать, как эта мантра очищает не только тело, но и все карма-индрии (органы действия), освящая тем самым любую выполняемую ими работу. Абсолютная вера в силу и могущество Гаятри мантры появляется у садхака только тогда, когда он начинает относиться к Ней с должным почтением и любовью. Баба говорит: "Делайте Гаятри-джапу каждое утро с неослабевающим усердием. Повторяйте ее радостно и с наслаждением, для себя и для всего человечества".

Знаменитый ученый Б.С. Халдане сказал буквально следующее: "Гаятри мантру нужно вырезать на дверях всех лабораторий мира".

Баба советует школьникам и студентам: "Повторяйте Гаятри каждый день, и Она приведет вас к познанию Брахмана, освобождая от ограничений, сковывающих три мира - трех гун и трех аспектов времени. Гаятри нужно повторять для того, чтобы очистить ум, и подобно лучам Солнца Она рассеет внутреннюю тьму. Дети, откройте ваши сердца и повторяйте мантру, и вы достигнете успеха в жизни. Подобно стволу дерева, Гаятри поддерживает человеческий организм, и без Нее Древо Жизни будет сухим и бесплодным. Если вы будете повторять Гаятри и почитать родителей как Господа, то эти две добродетели придадут вашей жизни блеск и великолепие".

Произношение отдельных слов в Гаятри мантре немного отличается от того, как они пишутся на санскрите. Следующее может служить руководством по правильному произнесению мантры:

АУМ;
Бхур Бхувах Сува-ха;
Тат Савитур Варе-уньям;
Бхарго-О Девасья Дхимахи;
Дхийо-Йо Нахф Прачо-дайат.

Традиционно второй АУМ должен произноситься перед ТАТ. Однако, Баба говорит, что это не обязательно, и потому мы не отметили его здесь. Читателю следует послушать, как произносит Гаятри сведущий в этом деле человек, ибо тонкие нюансы произношения невозможно передать в письменной форме, особенно если используется отличный от оригинала алфавит. Баба советует произносить каждое слово ясно и отчетливо, без спешки. Он рассказывал историю про одного мальчика, которому отец дал эту мантру и велел повторять ее 108 раз. Спустя некоторое время отец заметил, что его сын слишком быстро заканчивает повторение мантры и решил проследить, как тот это делает. К своему огромному изумлению, он обнаружил, что сын произносил мантру только один раз, а затем говорил: "То же, то же, то же..." - и так 107 раз. Повторение мантры нельзя превращать в рутину.

Когда нужно повторять Гаятри мантру?

"Мы моем и чистим посуду три раза в день, то же самое мы должны делать и со своим сердцем. Мы должны очищать его три раза в день. Это называется Три-Кала Сандхья". Эти слова принадлежат Бабе. Обычно это делают на рассвете, в полдень и на закате. Кроме того, Баба разрешил повторять мантру в любом месте и в любое время, включая и ночное. Ее нужно повторять перед едой и обливая голову во время принятия душа или ванны. Баба объяснил, что мантра очищает пищу и устраняет дурные последствия плохих мыслей, которые могли на тонком уровне проникнуть в пищу, если у человека, приготовлявшего ее, они в тот момент были. Во время произнесения мантры нужно сделать глоток воды. Когда человек поливает водой голову, он совершает Абхишеку (омовение) Шабда Брахмана, пребывающего внутри него. В то время как вода и мыло очищают тело, мантра очищает внутренний мир человека. Мантру можно также повторять во время путешествия, ходьбы, работы и даже во время сна.

Сколько раз нужно повторять Гаятри мантру?

Баба советует нам повторять ее три, девять или одиннадцать раз перед едой. Никаких ограничений для джапы (повторения) Гаятри не существует, однако, традиционно ее повторяют 108 раз. К сожалению, когда существует определенная норма, то спонтанность усилия пропадает и удовольствие от созерцания могущества и величия мантры вытесняется усилием, необходимым для подсчета нужного количества повторений. Любовь и благоговение перед мантрой, а также вера в ее действенность гораздо важнее механического повторения, во время которого ум блуждает и пребывает где-то в другом месте. Бога нельзя обмануть суррогатом типа "то же". Тем не менее, чем большее количество раз человек повторяет мантру, тем выше эффект.

В конце Баба сказал: "Солнечную энергию необходимо привлекать для того, чтобы укрепить духовные силы человека. Если человек обладает достаточной силой духа, то интеллект, чувства и высшие эмоции оживают и начинают действовать в нужном направлении. Когда светит Солнце, темные мысли не могут возникнуть в уме человека и скрыть Истину. Когда Божество, сияющее как Солнце, озаряет вас своими лучами, невозможно испытывать горе или пребывать во мраке невежества и эгоизма. Поэтому положитесь на Гаятри, и она привлечет сияющие лучи Солнца, которые озарят ваш интеллект".


МАНТРА  ГАЯТРИ

Шри Сатья Саи Баба, mp3, 187 kb

скачать (mp3-zip-181 kb)



ИндияБуддизмМистикаРелигияУчителяПрактикиРазное

.:: Вести из Сансары ::.

 nervana.name


Твоя Йога Книга для тех, кто хочет, готов и будет меняться