Три года тому назад неожиданное заявление моего близкого друга-индуиста Шомбхага Шаха заставило мое сердце екнуть.
- Сай Баба Ширди зовет, - сказал он. - Мы должны отправится в паломничество в Индию.
Я смотрел на Шаха в полном изумлении. Духовное путешествие в Индию, где царит множество религий, где верующие подносят богу цветы, фрукты, курения, воду, где они зажигают во время молитвы лампады! Далекая страна, где поклоняются священным слонам! Нет, это не моя идея паломничества.
Я попытался что-либо сказать, но не смог. Затем я услышал слабый, далекий, успокаивающий голос: "Если ты воспитывался в духе явно европейской веры, что тебе не помогло, то Индия подаст тебе надежду для нахождения твоих африканских корней".
- Это важно для нас обоих, - продолжал Шах. - Мои дни в этой жизни почти сочтены. Ты тоже не имеешь покоя, ищешь смысл жизни с того дня, как год назад угонщики автомобиля пустили тебе пулю в голову и оставили тебя умирать.
Эти слова глубоко запали мне в душу. Шах из 48 своих лет 12 прожил без почек и ходит на диализ три раза в неделю. Последние 8 лет мы побывали у всех самых лучших врачей в Европе, Азии и Африке, но безрезультатно. Бог знает, я сделал все, что мог.
Не знаю почему, но мое сердце как-то сжалось, охваченное сильным чувством волнения. Передо мной предстала картина того, как я сижу со скрещенными ногами в индуистском храме, глядя на образ одного из многочисленных индийских богов. Это было просто поразительно. Мне представлялась отличная возможность для диалога о религиях.
- Когда мы поедем? - спросил я Шаха.
- Завтра ночью, рейсом "Кения Эаруейс". Визы и билеты уже готовы, - ответил он с улыбкой.
Мы прибыли в аэропорт Бомбея рано утром в понедельник. Нас ждал друг Шаха. В машине у него было множество наклеек с изображениями богов и святых.
Они также были наклеены на ветровое стекло. Похожий на мудреца старый человек в робе, строго, но ласково взирал на нас. Это была цветная фотография Сай Бабы Ширди, который умер в 1918 году.
Мы выехали из Бомбея в Ширди в 6 часов вечера. Шах сказал мне, что поездка займет примерно шесть часов по причине загруженности дороги днем и ночью. От Бомбея до Ширди расстояние 285 км.
Проехав около двух часов, я начал замечать интересную вещь: через каждые 10 км на обочинах дороги появлялись любопытные скопления зданий - храм, ресторан и несколько небольших магазинов. И когда мы проезжали мимо таких центров, мы неизбежно улавливали запахи специй и курений.
После трех часов езды мы поравнялись с очень большой группой людей. Они шли посредине дороги босые. Некоторые из них были одеты в сари, лунги, другие - в робы.
- Это поклонники Сай Бабы, идущие в Ширди. Из-за сильной жары днем они предпочитают идти ночью,- объяснил Шах.
По мере того, как мы приближались к Ширди, нам все чаще попадались такие группы пилигримов, направлявшихся туда.
Наконец после полуночи мы прибыли в Ширди. Здесь были сотни таких групп пилигримов. Мы ехали от одной гостиницы к другой, только чтобы услышать, что мест не было. В конце концов мы припарковались у одной из гостиниц и провели почь в машине.
Шах разбудил меня в четыре часа утра.
- Отсюда до храма примерно полкилометра. Мы оставим машину здесь и пойдем пешком, - сказал он.
- Отлично. Заодно и разомнемся, - ответил я.
- Верно. Нам также надо купить кое-что для молебна, - отреагировал Шах.
Мы шли по пыльной улице, по обеим сторонам которой стояли многочисленные лавочки. В некоторых из них можно было видеть странные предметы религиозного характера. Мы остановились возле одной, чтобы купить шали и одежду, подносимые для благословения. Затем мы подошли к другому прилавку, чтобы купить портреты Сай Бабы, и, наконец, мы купили цветы для подношения во время молитвы. Теперь мы были готовы войти в храм.
Сделав поворот на пути, мы оказались прямо перед храмом. Он был хорошо освещен. Я мог видеть, что его архитектура была порывом творческого вдохновения, поразительным и восторженным. Я почувствовал, что, прожив свою жизнь в тисках религии, которую я плохо понимал, я стоял на пороге новой жизни.
Мы встали в очередь в 4 часа 30 минут утра. Перед нами стояла группа мусульман в белых исламистских шапочках. Дальше впереди я видел скопление строго выглядевших сикхов в больших белых тюрбанах. Присутствие этих двух группа как-то придавало больше уверенности. Оно было доказательством того, что индуистские священники приветствовали людей всех вероисповеданий. Наконец, простояв в очереди пять часов, мы смогли дойти до молитвенного зала. На протяжении следующих двух часов все собравшиеся в зале распевали шлоки на санскрите и гимны, которые я совсем не понимал. Вскоре подошел и наш черед быть благословленными священниками. Они обрызгали водой из горшка нас и наши подношения. Мы теперь были очищенными от всего. Я видел, что Шах был очень доволен, как и я тоже.
На пути обратно я спросил у Шаха, какова была значимость церемонии опрыскивания паствы водой из горшка - ведь из тазика эта процедура была бы более удобной. Он улыбнулся и ответил:
- Это является частью молебна и имеет связь со священной троицей.
В эту троицу входят Брахма, Вишну и Шива: Создатель, Хранитель и Уничтожитель. Вот как он перевел молитву для освящения воды:
Мы пошли обратно к машине. Шах шел, весело напевая что-то. Это было новое начало.
В этот же день мы отправились в Бомбей. Мы проезжали мимо множества деревень. Некоторые из них были очень бедными, но люди в них были счастливы, в мире со своими богами.
Через шесть месяцев после этого паломничества Шах скончался. Он ушел из жизни счастливым.