«По этой причине поклонение и хвала (поднесенные Ему) не останутся невознагражденными; и если в таком случае поднесен даже один цветок, то это влечет за собой награду, называемую раем и конечным освобождением».
Вход в пещеру № 17.
Образы семи ликов Будды-Мануши, а также Майтреи - будущего Будды, - украшают его сверху

Эти слова начертаны на стене пещеры № 26 в Аджанте, в штате Махараштра. Они указывают на то, что монах Буддхабхадра отдал распоряжение произвести горную выемку этой пещеры в конце V века.

Буддхабхадра, ранее бывший купцом, отрекся от мира и уединился в Аджанте, по-видимому, с большинством своих богатств. В этой надписи делается тонкий намек на такую цель: если даже поднесение верующим цветка вознаграждается Богом, то принесение Ему в дар великолепного молитвенного зала, украшенного росписями и скульптурами, повествующими о жизни Будды, наверняка щедро вознаградит дарителя.

Монархи и купцы, верившие в философию Будды, покровительствовали в деле выработки из породы пещерных укрытий. Таким образом, в массиве уединенной горы, с которой предстает вид на реку Вагхору, в Аджанте появился целый ряд декоративных буддийских пещер, высеченных из горной породы. Так открылась одна из самых интересных глав в истории искусства древней Индии.

На протяжении веков после кончины Будды приблизительно в 486 году до нашей эры проходили дебаты относительно интерпретации его посланий и философии. Расхождение мнений в них привело к появлению различных сект. К первым векам христианской эры появилась буддийская секта махаяна. Её философия отличалась от убеждений секты хинаяны, утверждавшей, что её последователи более точно придерживались учения Будды.

Ортодоксальные члены хинаяны не создавали образов Будды, а лишь намекали на его присутствие такими символами, как фигура лошади (знаменующая собой его самоотречение), дерево бодхи (символ его просветления), колесо (указывающее на его первую проповедь в Оленьем парке в Сарнатхе) и ступа (место, где он обрел вечный покой). Последователи махаяны же, напротив, считали вполне приемлемым создавать его образы, скульптуры, картины. Это привело к новому подъему в индийском искусстве.

Важной концепцией, подчеркиваемой верующими секты махаяны, была их вера в бодхисаттву, духовное существо, оттягивающее момент наступления своего просветления, чтобы помогать человечеству в его стремлении к самоосознанию. Буддисты верят, что до того, как Будда родился Сиддхартхой Гаутамой, он прожил множество жизней в виде человека и животных. Следователи махаяны подчеркивают роль Будды как бодхисаттвы, когда он брал на себя страдания других и указывал им путь. Таким образом, согласно вере сторонников махаяны (где упор делается на то, что превыше всего стоит принцип оказания помощи другим в их поиске), в центре внимания находилась монастическая организация, а не одиночный аскетизм. В результате этого от единичных келий аскетов они перешли к практикованию системы совершения молитв в молитвенных залах больших пещер и монастырей.

Роспись «Апсара»
на внешней стене пещеры № 17

Более того, вера следователей махаяны в то, что достоинства и заслуги могут быть переданы от одного человека другому посредством благочестивого акта, привела к тому, что богатые купцы стали наделять щедрыми дарами буддийские сангхи. Этот акт тоже помогал им приобретать заслуги. Пожертвования приобретали и форму финансирования экскавации чаитий, или молитвенных залов, и вихар, или монастырей. А поскольку сторонники махаяны считали, что бодхисаттв и Будду можно представлять в виде образов, то эти священные места уединения украшались картинами и скульптурой.

Именно так мы унаследовали прекрасные чаитьи вихары в Аджанте, сейчас включенной в список ЮНЕСКО как памятник мирового наследия. Из 1100 высеченных из камня пещер, находящихся в Ориссе, Бихаре, Гуджерате, Карнатаке, Андхра-Прадеше и Махараштре, около 900 сосредоточено в Деккане, причем большинство из них являются уддийскими. Из них особо выделяются пещеры Аджанты благодаря их артистическому выражению.

В пещере № 10, самой ранней чаитье и, возможно, самой первой, высеченной пещере Аджанты, можно видеть картины, относящиеся к середине II веке до нашей эры, имеющие такие символы, как дерево бодхи и ступу. Однако на более поздних картинах (относящихся к V и VI векам нашей эры) и в скульптурах пещеры № 10, а также и в других пещерах Аджанты, изображены бодхисаттва и события из жизни Будды. В комментариях по поводу периода, охватывающего историю Аджанты, д-р А.П. Джамкхедхкар, бывший директор Департамента археологии и музеев Махараштры, говорит, что "Аджанта повествует нам о непрерывной истории развития религиозной архитектуры буддизма, охватывающей период в 700 лет, хотя в промежутке между двумя этапами деятельности было затишье, длившееся примерно 4 века".

Вторая фаза религиозной и артистической деятельности здесь поднимает искусство Аджанты на новую высоту. "В Аджанте правители династии Вакатаки, которые были через брачные узы в родстве с легендарными правителями династии Гуптов в северной Индии (в начале V века), предприняли выемку пещер в горном массиве. Они зажгли здесь последний факел, освещавший классическое искусство Индии, и он горел ярко, поскольку Аджанта остается уникальной по своей скульптуре, архитектуре и живописи, являющимися образцами редкой красоты и мастерства". Фрески на стенах, потолках и колоннах оживают жизнью целого мира. Короли времен Будды и простолюдины фигурируют в этих живописных повествованиях и обретают плоть в сказаниях и былинах, давая моральные наставления зрителю и позволяя ему достичь самоосознания. "Таким образом через искусство Аджанты можно познакомится с различными аспектами древней жизни, начиная с того, как одевались наши предки, какими талантами они владели, и кончая их религиозными убеждениями и политической и экономической позицией их правителей."

Стены пещеры Аджанты расписаны картинами из «Джатаки»

Д-р Джамкхедхкар рассказывает, что в то время, как правители династии Гуптов (период их правления считается "золотым веком") отражали атаки гуннов с Запада, короли клана Вакатаков оставались незатронутыми их нашествием и продолжали обогащать наследие страны в Аджанте. Правитель Харишена (462-483) и его вассалы, а также богатые купцы финансировали работы по созданию пещер, считая, что это принесет им новые достоинства и, может, даже сделает их бодхисаттвами. "При Харишене (чье королевство простиралось от Уджджайна до Карнатаки, от Андхра-Прадеша до Гуджерата и далее к побережью Конкана) казалось, что весь его двор был поглощен работой в Аджанте, где шла интенсивная деятельность: создавались новые пещеры, богато расписанные и украшенные скульптурой". Д-р Джамкхедхкар далее цитирует д-ра Уолтера Спинка, который был так зачарован Аджантой, что считал, что Аджанта была создана величайшим правителем в мире и что она является его величайшим монументом. Артистическое выражение Аджанты, её уникальность вышли за границы Индии в другие страны и, как полагают, именно ими были навеяны настенные росписи в буддийских молитвенных залах и монастырях на Шри Ланке, в Афганистане, Непале, Тибете, Монголии, Китае и Японии.

К VII веку буддизм начал постепенно увядать, и Аджанта была забыта и заросла джунглями. Её пещеры были обнаружены спустя несколько веков, в 1819 году. Их нашел не кто иной, как служащий компании "Ист Индиа", охотившийся на тигра.

Заинтригованные видом необычной формации на горном склоне, который предстал перед ними внизу в долине с места, называемого сейчас "видом на Аджанту," охотники решили спуститься вниз и обнаружили это потерянное наследие. С тех пор здесь были начаты работы по реставрации и сохранению пещер, особенно фресок. Сейчас пещеры Аджанты являются одной из главных достопримечательностей Индии. Их предпочтительно посещать во время муссонов, когда кругом буйствует зелень, и река полна воды. Красота природы здесь неповторима, так же, как и красота пещер Аджанты. Она надолго остается в памяти.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: