Регион Терай опоясывает северо-восточную часть штата Уттар-Прадеш, где он граничит с подножьями гор недавно образованного штата Уттаранчал. Его величественные горные гряды почитаются жителями как священные. Они широко раскинулись, охватывая собой районы Кумаона и Гархвала, и являются венцом славы этих мест. В этом новом штате есть много самых привлекательных для туристов мест. Сюда часто устремляются и паломники.
Мы оставили позади пыльный, но коммерчески оживленный город Барейли. Было трудно не заметить, как менялась флора по мере того, как мы удалялись от этого города. Постепенно становились гуще рощи деревьев, и можно было уже вообразить, что далеко за горизонтом, окутанные синеватой дымкой, видны очертания горных массивов. Мы быстро ехали по просторному шоссе, и настроение у нас было бодрое. С каждым новым километром пути воздух становился прохладнее. Сильно пахло влагой и запахами леса. Вскоре мы миновали Банбасу с её лесными угодьями, где можно увидеть тик, березы и сап, которые со всех сторон обступают дорогу. Кое-где встречаются и сосны. Это указывает на то, что до гор рукой подать.
Мы сделали остановку, чтобы побродить по лесу и насладиться его ароматами. Земля между деревьями была густо покрыта ковром опавших коричневых листьев тика, которые громко шуршали под ногами. Инспекторское бунгало стояло на возвышении возле реки в очень живописном окружении. Отсюда открывался замечательный вид на петляющую ленту реки, когда она, проходя через подножья гор, вытекает на равнины. Её берега покрыты галькой. Между низкими холмами бесцельно зависли белые как взбитая пена облака. Это зрелище нас совершенно заворожило.
Банбаса, Танакпур, Чампават - все эти названия звучат как звон цимбал. Они являются частью знаменитых угодий Корбетта, того самого Джима Корбетта, который здесь часто охотился и избавлял запуганных деревенских жителей от набегов тигров-людоедов Кумаона. Чампават, наверно, был в самом центре их владений, и "Карпет Сааб", как с любовью все здесь звали Корбетта, да и сейчас зовут, пользовался в этих краях особым уважением. В самом городе и на здешних дорогах можно увидеть знаки, информирующие нас о том, где и когда был убит Корбеттом тот или иной тигр.
С точки зрения исторической, Чампават является древним городом, где еще не проявили себя многие человеческие прегрешения. Этот город был столицей многих кумаонских королей, включая и основателя династии Чандов короля Сома Чанда. И хотя период вступления на престол короля Сома Чанда точно не известен, историки утверждают, что он правил где-то между IX и XII веками. В этих местах с ним связано много легенд, однако особенно интересной является история о выборе короля после того, как предыдущий правитель был бесцеремонно сброшен в пропасть его же разочарованными подданными, поскольку был жестоким и жадным владыкой. После долгих поисков наследника местные жители выбрали принца Чандраванши из Каннауджа, который женился на принцессе-дочери предыдущего правителя Чампавата и был коронован.
Есть и другой вариант этой легенды, в соответствии с которым принц Каннауджа совершал паломничество в этих местах. Правителю Чампавата он пришелся очень по душе и тот предложил ему руку своей дочери, отдав в качестве приданого большую часть этого региона.
И хотя эти легенды по большей части мифические, сам город полон старосветского очарования. От королевского форта, возможно, относящегося ко времени этих легенд, почти ничего не осталось, кроме огромных ворот и останков крепостных стен. Заслуживает посещения храм Нагнатха, находящийся вблизи форта. Вокруг него вся территория усеяна тришулами, оставленными верующими.
В центре города в нескольких шагах от автобусной остановки и пульсирующего жизнью рынка раскинулся храмовый комплекс Балешвара, еще одного аватара Шивы-Уничтожителя, являющегося членом Святой троицы индуистов. Большая его часть лежит в руинах. Уцелел только Рани Чхабутар (угол королевы), относящийся, как полагают, к IX-X векам. Его близость к форту указывает на то, что здесь часто совершали молитвы короли династии Чандов. Этот комплекс представляет собой предмет особого интереса для историков, а также и для любителей искусства благодаря его дизайну, на который, как видно, оказал большое влияние стиль архитектуры Гуджерата, преобладавший во время правления династии королей Соланки.
Этот комплекс, имевший в дни своей славы целый ряд образов, сейчас является немым свидетелем жадности людей и стремления их к власти. Ходили слухи о том, что сменявшие друг друга короли упрятали здесь большие сокровища, что побудило соседних вождей Рохилкханда совершать неоднократные набеги на это горное королевство. Атаки и налеты были в основном нацелены на храмы и находившиеся в них образы, которые были безжалостно разграблены и изуродованы. Решение королей династии Чандов перенести свою столицу из Чампавата в Алмору из стратегических соображений привело к упадку в покровительстве и запущению храмов, что еще больше ускорило их разрушение.
Неумолимые силы природы взяли свое, и комплекс оказался на грани полного исчезновения. Тот факт, что он сейчас существует, можно объяснить уходом за ним местными жителями. Трудно сказать, что их на это мотивирует - стремление сохранить наследие прошлого или же религиозные убеждения. Тем не менее, сейчас принимаются меры к тому, чтобы сохранить это историческое наследие.