"Тридцать дней и сорок праздников" - так гласит старая поговорка, описывающая склонность делийцев отмечать каждый праздник со всем энтузиазмом и рвением. Однако "Фул Валон Ки Саир" - это особый праздник. Его празднуют вместе индуисты и мусульмане.

В основу этого праздника легли события, происшедшие в период правления Акбар-Шаха II, чей старший сын Абу Зафар в конечном счете стал последним могольским императором Бахадур-Шахом Зафаром. Первоначально Акбар Шах намеревался обойти Абу Зафара и объявить наследником трона своего сына от королевы Мумтаз Махал. Им был избалованный и злой Мирза Джахангир. Поскольку моголы к тому времени уже были полностью подчинены англичанам, Акбар-Шах попросил тогдашнего британского резидента в Дели передать генерал-губернатору Калькутты письмо, уведомляющее о желании сделать своим наследником Джахангира. Эта просьба была удовлетворена, однако ответа на письмо долго не было. Между тем Мирза Джахангир, который с каждым днем становился все более развращенным, непоправимо испортил свое дело. Развлекаясь на крыше дворца вместе со своими одинаково разгулявшимися компаньонами, он увидел, как к дворцу приближался британский резидент Сетон. Мирза заставил одного из своих сомнительных приятелей прицелится и стрельнуть по англичанину, благо ружье лежало поблизости. Пуля прошла через шляпу Сетона, не затронув его самого. Сетон воспринял этот инцидент внешне спокойно, однако на следующий день английские солдаты вступили во дворец в поисках Мирзы Джахангира. Тот бросился в покои своей матери, куда было запрещено входить посторонним, и спрятался за подушками. Тем не менее, солдаты промаршировали прямо в покои и арестовали принца. Короля же убедили передать Мирзу Джахангира в руки англичан. Те же решили отправить его в Аллахабад, где намеревались держать его в роскоши и комфорте в надежде, что дисциплина, учеба и разлука с потворствующими ему во всем родителями, избавят его от пороков.

Королева Мумтаз Махал сильно по нему скучала. Она дала обет преподнести в дар полог для кровати с четырьмя стойками, сделанный исключительно из цветов, дарге Кхваджи Кутубуддина Бахтияра Каки в Мехраули, если её сыну будет разрешено возвратится в Дели. Однако Джахангир вел себя в Аллахабаде ничуть не лучше, чем в Дели. После неоднократных просьб англичане согласились вернуть его родителям, но только при условии, что наследником престола станет Абу Зафар.

Как только Джахангир возвратился, Мумтаз исполнила свое обещание. По её приказу был изготовлен полог из роз и жасмина с обрамлением из бархатцев и доставлен в даргу. Продавцы цветов Дели, со своей стороны, прибавили к нему красивый веер (панкху), сделанный из цветов.

Так было положено начало празднику продавцов цветов. Мирза Джахангир был снова выслан в Аллахабад, где и умер в возрасте 31 года по причине множества злоупотреблений, в том числе и французским коньяком. Однако праздник, основоположником которого он неумышленно стал, продолжают отмечать и до сих пор.

Он достиг зенита своей популярности в период правления Бахадура Шаха Зафара, когда по традиции весь двор переезжал в Мехраули, чтобы его отмечать.

Даже и сейчас этот праздник отмечается по традициям, сложившимся в те времена. В первый день празднований процессия начинает свой путь от фонтана Джхарны в саду, первоначально разбитом Фироз-Шахом Туглаком (1298-1338). Этот фонтан является частью комплекса красивого дворца Джахаз Махала, раскинувшегося на окраине деревни Мехраули. Говорят, что он был построен какими-то торговцами в период правления Лоди для местного святого. Затем эта процессия с веерами и цветами в сопровождении спортсменов и музыкантов направляется к храму Йог Маи. Считается, что этот храм был первоначально построен королем Пандавов Юдхиштхирой и посвящен сестре бога Кришны Йог Мае. Тем не менее, нынешний храм был построен в 1827 году придворным императора Акбар-Шаха II Саидом Мулом.

Далее участники процессии, неся в руках веера, идут к дарге Кхваджи Кутубуддина Бахтияра Каки, последователя и ученика великого святого-суфи Кхваджи Моинуддина Чисти из Аджмера. Кхваджа Кутубуддин Бахтияр был иранцем, а его последователями были и индуисты и мусульмане. Имя "Каки" было с любовью дано ему, поскольку слово "как" означает буханка хлеба. Считалось, что он мог с помощью своей сверхестественной силы накормить хлебом всех бедных и голодных, которые к нему приходили. Его надгробие было построено его учеником Хазратом Бабой Фаридуддином, но ограду вокруг него построил Шер-Шах Сури. Их ремонт и последующие добавления были произведены Аурангзебом и Бахадур-Шахом Зафаром. Позднее новые пристройки сделали наваб Хайдерабада (1930) и пандит Джавахарлал Неру (1957). Неру выполнил просьбу Махатмы Ганди, посетившего даргу за три дня до своей смерти.

Империя моголов расцвела и пришла в упадок, но этот праздник все еще продолжают отмечать с тем же энтузиазмом и пылом. Англичане поощряли его празднование. Рассказывают, что когда один из заместителей британского уполномоченного в Дели, решил, ехать домой в отпуск, его жена настояла на том, чтобы сроки отпуска не совпали с праздником, поскольку она не хотела его пропустить.

"Фул Валон Ки Саир" продолжали отмечать в дождливый сезон до начала движения "Вон из Индии" в 1942 году, когда его перестали праздновать. Однако спустя несколько лет после достижения независимости Джавахарлал Неру осознал, что этот праздник был не только очень популярен среди простого народа, но являлся также средством поощрения национального единства и общинной гармонии. И поэтому в 1962 году его снова стали отмечать. Так что сейчас жители Дели продолжают праздновать свой собственный уникальный праздник с таким же энтузиазмом, с каким они делали это тогда, когда ему было положено начало.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: