Ганеша является одним из самых популярных богов Индии. Он считается устранителем препятствий, богом знаний и искусств, и к нему взывают "перед началом всех религиозных церемоний, всех обращений к более могущественным богам, письменных сочинений и всех важных дел".
Самым очаровательным аспектом его артистической личности является его умение танцевать. В его аватаре танцующего Ганеши к нему обращают свои молитвы те, кто по традиции выступает на сцене народного театра, чтобы обеспечить успех своего выступления. Они поют:
И действительно в ряде традиционных и народных видов театра Ганеша, или актер, исполняющий его роль, появляется на сцене, танцуя!
Большинство древних образов Ганеши, найденных в северной Индии и хранящихся в Музее Матхуры, относится к III или IV векам. Тем не менее образы танцующего Ганеши мы начинаем встречать со средневековья. Один из самых ранних образов танцующего Ганеши был найден в Кхичинге в Ориссе.
Восхищаясь красотой образа Нритья Ганеши из Кхичинга, один искусствовед писал: "Просто поразительно, как этот на вид гротескный иконический образ мог быть превращен в элегантную скульптуру анонимным ваятелем из глубинки Ориссы".
Как в ТамилНаду, так и в Керале, присутствие Ганеши в стоячей или сидячей позах обязательно во всех храмах. В штате Карнатака в знаменитом храме Халебид имеются некоторые из прекраснейших фризов с образами Ганеши, а также и бронзовые изваяния танцующего Ганеши. Самый популярный образ Ганеши в виде Ганапати можно встретить в Махараштре, где он вышел на политическую арену, и где ему поклоняются целые общины. Ежегодно отмечается праздник Ганеши, когда его огромные изображения устанавливаются в общественных местах в декорированных павильонах. После совершения молебнов образы погружают в реки или в море в шумной церемонии в атмосфере ликования и религиозного экстаза.
Грациозные образы Нритья - Ганеши украшают различные индийские храмы и археологические музеи, особенно в Джханси в Мадхья-Прадеше. Замечателен тонко вырезанный огромный идол Нритья Ганеши в храме XII века Хоясалешвары в Халебиде в штате Карнатака. По обеим его сторонам стоят музыканты, играющие на мридангамах и барабанах.
В некоторых из образов Ганеши можно видеть бога, держащим кобру в обеих своих руках, поднятых над головой. Один такой идол Ганеши с двумя змеями хранится в Музее Бангалора. Полагают, что образ Ганеши в позе тандавы, имеющий восемь рук, ассоциируется с ритуалом тантры, или черной магии.
Ряд видов народного и традиционного театра, все еще существующих, появился примерно в XV-XVI веках, если не раньше. Бхавай является популярным видом народного театра Гуджерата. В начале представления на сцену, танцуя, выходит актер, держащий в руках латунную тарелку. Он символически представляет собой Ганешу. В виде народного театра тамаша Махараштры в начале спектакля Ганеше обращены специальные молитвы. Хвалебные песни, посвященные Ганеше, сами по себе относятся к особому классу и известны, как ганы. Во многих из них дается описание танцующего Ганеши и обращение к самому божеству.
Традиционным видом театрального искусства в Гоа и Махараштре является дашаватар. Здесь три актера - один в облике Ганеши с маской слона и другие двое в ролях его жен Риддхи и Сиддхи - появляются на сцене, танцуя. Затем на сцене совершается сложная молитва Ганеше.
Якшагана - это вид народного театра в Карнатаки. В нем идолу Ганеши актеры молятся еще в гримерной. Иногда на сцену выносят и сам образ, а то и просто его курту. Её показывают зрителям из-за занавеса.
Кучкпуди является классической театрально-танцевальной постановкой, популярной в штате Андхра-Прадеш. Рассказывают, что её создал телугу-брахмин Сидахендра Йоги в деревне Кучигуди. Этой разновидности театра присуща традиция показа на сцене танцующего Ганеши, роль которого исполняет актер в маске. В тхерукутху Тамиланду Ганеша появляется на сцене, танцуя, в то время, как хор певцов и музыкантов исполняет гимн в его честь. В представлении бхагаватамелы Мелаттура спектакль начинается с выхода Ганеши на сцену.
В большинстве видов народного и традиционного театрального искусства Ганеша выходит на сцену, танцуя в стиле пурваранги. Ачария Нандикешвара в своем труде X века "Абхиная Дарпана" дал описание десяти видам танцевальных поступей. В их числе находится и поступь слона гаджа-лила-гати. Это дает нам достаточно хорошее представление о том, как должен двигатся на сцене актер, играющий роль Ганеши.