Ганготри, храмовый город, является священным местом для большинства индийцев. Для некоторых из них он знаменует конец паломничества, а для других - его начало. Город находится на высоте 3140 метров над уровнем моря. Здесь можно почувствовать пронизывающую тело остроту горного ветра.
Религиозная важность этого места поистине неизмерима, поскольку с ним связано множество мифов и легенд. Самой популярной из них является история о том, как король Бхагиратх, неспособный вынести страдания своих подданных, вызванные нехваткой воды, начал молить бога Шиву в Ганготри. Бог Шива был так доволен его преданностью, что наградил короля особым даром. Бхагиратх молился о том, чтобы река Ганг была освобождена из волос Шивы на благо всех людей, и Шива исполнил его просьбу, спустив Ганг на землю. С тех пор эта река носит название Бхагиратхи там, где она спускается от Гаумукха в Дев Праяг. В Дев Праяге Бхагиратхи сливается с Алакнандой и после этого называется Гангом.
Посетителей города Ганготри приветствуют арочные ворота, построенные пограничной полицией. Все приезжие должны через них проходить, независимо от того, хотят ли они побывать в храме, совершить омовение на здешних гхатах или же отправится в 18-километровый поход в Гаумукх, откуда берет свое начало Ганг.
Храм Ганготри невелик. Он стоит на священном камне, где, по легенде, король Бхагиратх молился Шиве. Высота храма составляет всего лишь 3.6 метра, и его фасад ничем не украшен. И.Т. Аткинсон в XIX веке писал: "Храм довольно прост, имеет белый цвет с красной лепниной и увенчан обычным украшением в виде арбуза, известным как "турецкая шапка". Он имеет традиционный вид, за исключением комбинации цветов - белого и серебристого".
Серьезные искатели приключений направляются к месту, где гхаты Ганготри и тропа похода сливаются воедино. Вам понадобится трость, которая поможет вам в передвижении. На всем пути в Гаумукх пешеходов сопровождает река Бхагиратхи. Её быстро мчащиеся воды эхом отзываются в горах. Бхагиратхи заставляет их петь. Снежные горные пики, вечно окутанные облаками, гордо высятся над неустойчивыми ледниками. Подняв глаза от реки, я медленно перевожу их на зелень леса, а затем смотрю на черные горные отроги. Мой взгляд наполняет снежная панорама верховий гор. Путь маршрута очень труден: приходится обходить разбросанные там и сям валуны, а порой поднимать клубы пыли. Это поистине испытание на выносливость, особенно для ног. Очень часто встречаются шумные горные ручьи, через которые переброшены стволы деревьев. Пересекать их нужно очень осторожно, балансируя, как акробат, иначе можно упасть в воду, прямо на лежащие внизу камни. Горная тропа то спускается вниз, то идет вверх. Подниматься вверх особенно приятно, потому что перед вашим взором каждый раз встает что-то новое. Черные утесы вызывают благоговейный страх. Глазу ясно видна острота их выступов. Горные пики же представляют человеческие чаяния. Они взмывают вверх, пронизывая облака, оставляя позади реку испытаний и превратностей судьбы. Их вершины поднимаются выше зелени елей, полной соблазна, их не могут остановить обрывающиеся в пропасть, стоящие как стражи черные массивы. Их удел - это сиять как солнечный свет на самой высокой точке и уноситься в небо. Какова их судьба? Какое сокровище они ищут? Может быть, они увидят нечто ослепительно красивое или познают конечную истину?
На пути нам попадается несколько хижин, предоставляющих возможность отдохнуть усталым путникам. Здесь также можно перекусить и напиться воды из пластмассовых бутылок.
Пройдя 9 км от начала похода в Ганготри, мы подходим к Чирбасе. Здесь можно попить чая с солью - это вас подкрепит. Деревушка Чирбаса буквально захоронена в сосновых иглах, сыплющихся с высоты прямо в реку. Маленькие хижины приютились в углублениях между валунами на гребне. Этот гребень надо пересечь. Долго останавливаться здесь не стоит, а-то ноги откажутся вам повиноваться. Бходжбаса находится на расстоянии 5 км от Чирбасы. Сюда мы прибываем на ночь. Перед тем, как рухнуть замертво в сон, можно полюбоваться на великолепный заход солнца.
На всем пути похода встречается множество различных и интересных растений, цветов и деревьев. Особенно часто можно видеть кусты ганга-тульси, листья которых используются во время индуистских религиозных ритуалов. Они источают очень сильный аромат. Вдоль всего маршрута в изобилии растут белые розы. Каждый их цветок имеет лишь 4 лепестка. Дикие желтые цветы усеивают обочины дороги. Группы людей, озабоченных охраной природы, стараются не только просвещать население, но и занимаются лесопосадками. Так что вдоль всего пути мы видим плантации лиственниц, елей, сосен и гималайских кедров. Неподалеку от Чирбасы некоторые энтузиасты - любители природы - открыли питомник для размножения бходжпатры в целях сохранения оказавшихся под угрозой исчезновения разновидностей растений. Бходжпатра утилис имеет особенную белую кору и листья округлой формы. Ботаническое название этого дерева - "betula utilis". Кора дерева в древние времена использовалась как береста для написания священных индуистских текстов. Она в самом деле является такой же тонкой, как и бумага самого высокого качества. Я оторвал небольшой её кусочек и храню как сувенир.
Никаких диких зверей на пути не видно, за исключением стад горных коз и оленей. В этот июньский день солнце играет с нами в прятки. В небе медленно плывут облака неизвестно куда. Иногда они расходятся, и взору предстает заснеженная вершина горы, еле видимая в просвете. Это все равно что смотреть на Венеру, полураздетую, сладострастную и чувственную, которую можно только видеть, а не касаться.
Река Бхагиратхи продолжает петь свою песню, в то время как мы идем вверх по её течению. Наступил вечер. Наш гид говорит о необходимости осторожности - возможны камнепады. Мы подходим к доске с предупреждением и видим, что это действительно так - камни падают сверху словно дождь. У нас с собой нет касок. Я прячусь за огромным валуном, крепко держа за руку своего 10-летнего сына. А камни все продолжают скатываться вниз. Они могут причинить много вреда - сломать кости или даже столкнуть человека вниз, в реку. Сегодняшний инцидент произошел по причине сильного ветра. На этом участке горного массива находится много отдельных камней, лежащих в глине. Их расшатывает ветер, и в результате они скатываются вниз. Последний этап пути в этот день - до Бходжбасы - оказался еще более трудным. Нам пришлось переходить поток воды без какого-либо моста, по камням, лежащим на его дне, да еще так, чтобы не замочить ног. Мой сын восклицает: "Трудный путь, шаткие деревянные мосты, падающие камни, ледяной ветер - смертельная комбинация". И все-таки он завершает 14-километровый маршрут за семь часов. Моё же желание посмотреть на заход солнца в Бходжбасе не исполняется. Облака просто уносят с собой солнце в несколько секунд. Мне придется ждать еще один день, сидя на ветру на гребне Бходжбасы. Здесь есть дом отдыха для туристов, ашрам и несколько хижин, где можно найти укрытие ночью.
Долина Бходжбасы действительно огромна и красива. С вершины горного гребня Гаумукх кажется просто кучкой камней. Здесь берет своё начало река Бхагиратхи, или Ганг. Индийцы веками считают её таинственной и священной. Над Гаумукхом величественно высятся три пика гор Бхагиратхи. Это просто невообразимая картина, которую можно увидеть раз в жизни. Три вершины воспринимаются символами красоты, истины и мира.
Утро наступило очень обнадеживающее. Луна еще не сдала своих позиций на небе, а восходящее солнце возвестило путешественникам о предстоящем хорошем дне. Прямо над Гаумукхом постепенно поднимался облачный занавес, скрывавший три пика Бхагиратхи. И вот они обнажались перед нами, как священные гимны перед слушателями. Это момент абсолютной чистоты, если ты его пропустишь, то они тут же исчезнут, затянутые той силой, которая преобразовывает нынешнее в прошлое вращающимся колесом времени. И действительно, в следующие несколько минут заснеженные пики скрылись из виду за облаками.
Последние 4 км до Гаумукха особенно трудны. Наша тропа практически исчезла - мы должны были скакать от валуна к валуну. Только вера в свою судьбу и железная воля могли нам помочь.
Наконец мы достигли Гаумукха, находящегося на высоте 4000 метров над уровнем моря. Я устроился на камне перед пещерой, источником Ганга, и погрузился в раздумья. Я смотрел на Гаумукх и чувствовал обилие любви, не знающей границ. Любви, которая щедра всегда и навечно. Гаумукх представляет собой пещеру, окруженную зеленоватого цвета льдом. Из пещеры фонтаном брызжет вода, источник и хранитель жизни, как мать, дающая жизнь младенцу.
Люди здесь купаются и молятся. Они верят в то, что эти воды смывают с них все грехи. Я смотрю на льдину, плывущую мимо камня, на котором я сижу. Мой взор снова останавливается на Гаумукхе. Это слово означает "пасть коровы". В следующий момент я уже нахожусь в воде, крепко держась за камень и сдерживая дыхание. Я сделал это, я добился своего! Сколько людей получает возможность побывать у истоков этой священной реки, спрятавшихся в самых глубинах Гималаев, и испытать блаженство совершаемой здесь молитвы. Солнце греет нас своими теплыми лучами. Оно радует глаз и украшает жизнь. Под его сиянием блестит лед. Время от времени с ледяной крыши пещеры падают в воду куски льда.
Гималайские ледники издавна привлекали к себе британских путешественников и исследователей, которые составили их карты и описали их уникальность. Полковник Гордон ("Крыша мира", 17) писал: "…ледники западных Гималаев в два раза больше, чем альпийские, и скорее всего являются самыми крупными в мире или по крайней мере больше, чем любые другие в полярных районах."
После свидания с ледником Бхагиратхи и истоками Ганга мы должны возвратится в Бходжбасу или же, если это возможно, в Чирбасу на ночь. Путь обратно приносит большое удовлетворение как сердцу, так и душе. Мы отправились в путь в 6 часов 30 минут утра. В долине все еще лениво гуляли облака. Воздух напоен ароматами растений и кустарника, особенно ганга-тульси.
Ты словно растворяешься в них, становишься частью природы. В такое время на память приходят молитвы: "Господи, преврати меня в горный поток, чтобы я мог утолить жажду земли, растений и людей. Господи, сделай меня диким цветком, чтобы я мог украсить лесную тропу. Господи, преврати меня в птичью трель, чтобы я мог наполнить лес песней. Господи, сделай меня облаком, чтобы я мог гулять по всему свету. Господи, преврати меня в горный пик, чтобы я высился над всеми. Господи, пусть я стану ветром, чтобы я мог дать жизнь миру. Господи, сделай меня звездой в небе, чтобы я смог наполнить мечтами глаза твоих детей". Любая из этих молитв может быть вашей. Все зависит от того, что вы чувствуете. Мне бы, например, хотелось стать птичьей трелью в лесу!