Национальный парк в центре шумной метрополии Бомбея, столицы штата Махараштра? А если вам еще скажут, что этот покрытый лесом район является и местом, где в древности жили буддийские монахи, то вы, наверное, этому не поверите. Однако это так. Мы говорим здесь о Канхери, расположенном на восточном краю Национального парка Боривили.
Этот парк является одним из крупнейших по своему лесному покрову в Азии и богат разнообразием флоры и фауны. Войдя в парк и двигаясь в сторону буддийских пещер Канхери, на своем пути вы увидите множество разнообразных деревьев - бамбук, стеркулию, розовое дерево, шелковую акацию, фикусы, эвкалипты и т.д. К тому времени, как вы приблизитесь к пещерам, вас уносит в иной мир покоя и безмятежности, далеко от суеты и шума Бомбея.
Пещеры Канхери высечены из склонов холмов. Отсюда открывается прекрасный вид на окружающие их ущелье и лес, особенно на восточную сторону. Махараштра не только может похвастаться самым большим количеством высеченных из скал пещер в Индии: Канхери является крупнейшим буддийским монашеским поселением на побережье Конкана. Полагают, что эти пещеры были созданы в период с III века до нашей эры по VI век нашей эры. И насчитывается их здесь около 100. Археологическая служба Индии, ведущая уход за этим важным местом, пронумеровала все пещеры. Их все невозможно посетить, однако нельзя не посмотреть на пещеры № 3, 10, 11 и 90.
Среди них находятся огромная чаитья (буддийский храм), многочисленные вихары (кельи), кухня и большой зал для молитв. Самая впечатляющая из всех пещер - № 3, имеющая большую чаитью. По обеим сторонам от входа в неё стоят две гигантских статуи Будды высотой почти 7 метров. Эта чаитья является не архитектурным чудом, а скульптурным шедевром. Процесс создания чаитьи начался с постепенного срезания слой за слоем вершины горы, с движением затем вниз и внутрь. Эти пещеры свидетельствуют о высоком уровне мастерства ремесленников, их создавших. Португальский вице-король Дон Хоао Красто, побывавший здесь, был настолько ими зачарован, что сказал: "Эти пещеры так замечательны, что вместо того, чтобы принимать их за творение рук человеческих, мы видим в них результат труда духов, плод дьявольского Искусства, в чем у меня нет никаких сомнений".
Надпись на одной из колонн, стоящей перед чаитьей, указывает на то, что она была изваяна в период правления знаменитого короля династии Сатваханов Гаутами Путры Сатакарни, который правил со 106 по 130 год. Сатваханы пришли к власти в этих местах после падения империи Мауриев. В надписи также говорится, что граждане из таких соседних городов, как Кальяна, Сопара и Тхане, помимо богатых торговцев, проезжавших через эти города, пожертвовали большие суммы денег на создание чаитьи и вихар.
В зале чаитьи стоит большая цилиндрическая ступа, окруженная колоннами. Ступы использовались для хранения реликвий Будды или других видных проповедников буддийского ордена. Тот факт, что Будда не изображен здесь в человеческом виде, показывает, что чаитья была первоначально высечена буддийскими монахами, принадлежавшими к направлению Хинаяна. Они установили ступу в зале чаитьи для поклонения, только слегка декорировав колонны и стены скульптурой. Позднее из числа всех других направлений выделилась Махаяна, и в это время были созданы изображения Будды и других - в различных позах и разных размеров. Головные уборы мужчин и женщин, воспроизведенные на передней стене веранды чаитьи, проливают свет на образ жизни людей тех времен. Советуем посетить Канхери вечером, потому что мягкие лучи западного солнца не только охлаждают скалистые горные склоны и все вокруг, но и заставляют фасад смотрящей на запад чаитьи и ступу внутри её светится золотистым сиянием.
Двигаясь вперед на восток от чаитьи, мы наталкиваемся на ряд пещер различных размеров, находящихся на разных уровнях. Большинство из них является вихарами. Первоначально вихары представляли собой простые кельи, дававшие укрытие бродячим буддийским монахам. Позднее их несколько благоустроили, чтобы монахи могли здесь некоторое время жить. В большинстве из них можно увидеть каменную скамью для сна и отдыха и веранду спереди. Для обитателей пещер были созданы подземные резервуары для хранения дождевой воды, были также приняты меры к тому, чтобы она текла.
В пещере № 10 располагалась большая кухня. Сейчас же от нее едва что-либо осталось. В этой кухне можно было готовить еду для 60-70 монахов, регулярно живших здесь. Напротив этой пещеры находится пещера № 8, где надпись указывает на то, что здесь была построена купа (колодец) для обеспечения водой жителей.
Пещера № 11 представляет собой большой зал для молитв с несколькими кельями, расположенными спереди. В центральной келье стоит огромная статуя Будды в сидячей позе. Прилегающие к этой келье с обеих сторон камеры использовались буддийскими учителями для медитации. Перед кельями можно видеть повышенные платформы в два ряда, на которых сидели ученики во время религиозных лекций. Существование большого числа самообеспеченных вихар с большими кухнями и залами для молитв подтверждает тот факт, что Канхери когда-то был известным буддийским университетом.
Поднявшись выше по высеченным из скальной породы ступеням, мы обнаруживаем несколько изумительной красоты вихар на более высоком уровне. Пещеры № 55, 67 и 90 украшены замечательными панелями с образами Будды и его приближенных. Будда представлен здесь в таких различных мудрах (позах), как падмасана (лотоса), дарма чакра правартана (в движении священного колеса), бхуми спарш (касаясь земли), дхьян (медитации) и т.д. Такие панели с их тонкой искусной резьбой убедительно доказывают, что эти вихары были созданы буддийскими монахами направления Махаяна.
Хотя Канхери знаменит своими превосходными скульптурами, высеченными из скальной породы, мало известен тот факт, что на потолках в нескольких темных кельях все еще сохранились редкие росписи. Хотя они выполнены только в красном и белом цветах и не отличаются колоритностью фресок Аджанты, они позволяют нам получить представление о ранних стадиях индийской живописи.