Рисунок С. Востокова

В 1963 году правительство Индии назвало индийского павлина (pavo cristatus), также носящего имя синего павлина, национальной птицей Индии.

Известный орнитолог покойный д-р Салим Али когда-то мне рассказывал, что выбор стоял между индийским павлином и большой индийской дрофой, которые обе были крупные и хорошо известные типично индийские птицы. Этот вопрос обсуждался в Индийском совете по вопросам дикой природы, и в конце концов был избран индийский павлин, который и был рекомендован правительству не только по причине того, что он больше всех распространен в Индии, но и потому, что он имеет давнюю ассоциацию с жизнью и культурой индийского народа.

Почему-то этот аспект принимается за должное, и в общем-то мало оценивается тот факт, что ни в одной другой стране мира, кроме Индии, не наблюдается таких древних и интимных связей между национальной птицей и народом.

Павлин считается божественным созданием в индийской мифологии, особенно как средство передвижения, или вахана, Картыкеи, сына бога Шивы и командующего армией всех богов. Говорят также, что когда боги принимали виды различных птиц, Деврадж Индра выбрал самый прекрасный из них облик павлина. С тех пор когда бы бог Индра ни посылал на землю дождь, все павлины начинают от радости танцевать, что представляет собой замечательное зрелище, подходящее для богов.

Ассоциация бога Кришны с павлином является поистине легендарной. Его головной убор всегда украшали павлиньи перья, и он был известен как "мор-Мукут". Говорят, что когда Кришна ухаживал за Радхой, он танцевал как павлин, а когда он играл на своей божественной флейте, павлины присоединялись к танцам гопи. Даже сейчас входы в храмы, посвященные Кришне, украшают образы павлинов.

В знаменитом эпосе "Рамаяне" есть много ссылок на эту птицу. Существует также народная сказка, входящая в буддийский сборник "Джатака", под названием "Маха-мор". В ней рассказывается о том, что Гаутам Будда до своего рождения человеком был золотым павлином. В буддийской мифологии павлин является символом сострадания и бдительности. Многие буддийские и джайнистские легенды, народные сказки содержат ссылки на роль и важность павлинов.

Согласно индийской истории самые ранние находки, связанные с павлином, относятся к цивилизации долины Инда, существовавшей примерно 5 тысяч лет тому назад. Раскопки в Хараппе, Мохенджодаро и в некоторых других местах выявили не только свидетельства существования павлина в те времена, но и, что особенно важно, доказательства той большой роли, которую играл павлин для людей тех дней. Существовало также популярное поверье о том, что после смерти душа человека отправляется в рай с помощью павлина и в виде павлина. Позднее на всем протяжении истории Индии так или иначе павлин получал государственное признание.

Правители династий Мауриев и Гуптов предоставили ему особый статус. Они даже держали и разводили этих птиц в своих дворцовых садах. Император Ашока во втором веке до нашей эры внес запрет на убийство павлинов для целей еды, и образ павлина заметно фигурирует в некоторых из его высеченных на камне эдиктов.

Знаменитая ступа Санчи, относящаяся примерно к тому же периоду, тоже имеет образы павлина. В период правления династии Гуптов в V веке были отлиты монеты с изображением павлина. В те времена он был излюбленной темой в искусстве и архитектуре. Эта тенденция в разных вариациях продолжала существовать даже и в период средневековья, когда доминировали мусульманские правители. Например, короли династии Туглаков были настолько зачарованы красотой павлиньих перьев, что они отобразили их узор в своей государственной эмблеме. Они также стремились по-разному их использовать. Головные уборы солдат их армии украшали павлиньи перья. Более того, в судах многих правителей по всей стране, включая и моголов, регулярно использовались веера, сделанные из павлиньих перьев.

В мемуарах Бабура, первого могольского императора, известных как "Бабурнама", содержатся интересные описания птиц Индии. Они начинаются с рассказа о павлине. Бабур так описывает павлина: "Это замечательная птица прекрасной окраски. Её облик нельзя сравнить с её расцветкой и красотой."

Однако самые высокие почести этой птице были отданы пятым могольским императором Шахджаханом, когда он вскоре после своего прихода к власти сделал усыпанный драгоценными камнями Павлиний трон. Это был уникальный и сказочный образец артистического труда. Для того, чтобы его построить, понадобилось 7 лет, а расходы на его создание составили миллионы. Полагают, что они в два раза превысили затраты на строительство Тадж-Махала. Этот трон буквально ослеплял своей красотой и сиянием драгоценных камней, которыми он был усыпан. Над ним возвышался балдахин, удерживавшийся на 12 изумрудных колоннах. Наверху его украшали крупные фигуры павлинов тончайшей работы, буквально покрытые драгоценными камнями - рубинами, бриллиантами, жемчугом и изумрудами.

Шах Джахан хорошо знал исламское предание о том, что павлин является истинным стражем райских ворот, а также и персидский миф, в котором два павлина, стоящие лицом к лицу по обе стороны "Дерева жизни", символизируют собой двойственность человеческой натуры.

В течение века Павлиний трон стал самым престижным символом могольской власти и авторитета. Примерно в 1648 году он был перенесен из Агры в Дели, когда Шахджахан изменил свою столицу. Затем в 1739 году в Индию вторгся Надир Шах. Он разграбил Дели и унес с собой в Персию этот великолепный трон вместе с остальным награбленным добром. Стало известно, что более 200 лет трон находился в Тегеране, а затем таинственно исчез, и с тех пор о нем ничего не известно. Теперь о нем рассказывают легенды.

После кражи подлинного трона могольские императоры вплоть до периода смещения Бахадура Шаха в 1857 году, как говорят, пользовались серебряным павлиньим троном, который, конечно же, был лишь бледной копией оригинала. В период правления императора Аурангзеба в его честь в Дрездене был создан небольшой изумительный по своей красоте павлиний трон, стоявший в сказочной по своей живописности диораме. Затем примерно 100 лет тому назад немецкий король Людвиг заказал себе павлиний трон, богато украшенный тремя покрытыми эмалью павлинами в натуральную величину.

Совершенно ясно, что интерес к индийскому павлину распространился и в другие части мира несколько веков тому назад главным образом через торговцев и налетчиков. Они в разное время привозили павлинов в страны Азии, Африки и Европы. Есть сообщения о том, что павлины встречались в садах египетских фараонов, римских императоров и даже легендарного короля Соломона, который имел украшенный павлиньими образами трон.

Когда Александр Македонский вторгся в Индию в III веке до нашей эры, он увез с собой в Македонию несколько индийских павлинов. В раннем христианском искусстве образ двух павлинов, стоявших лицом к лицу, представлял собой души верующих, пивших из фонтана жизни. Существовало также христианское поверье, приписываемое Святому Августину, о том, что павлин является символом бессмертия души, поскольку его плоть не сгнивает.

Даже в Китае павлин считается символом красоты, достоинства и статуса. Он был эмблемой правителей династии Мингов. В наше время в зоологических парках ряда стран можно увидеть павлинов, которых там считают редкостными птицами. В комплексе Дворца наций в Женеве тоже держат павлинов.

Благодаря непрерывному покровительству знати в течение веков в Индии павлин как символ стал частью самых разных аспектов жизни и культуры индийского народа с самых ранних времен. Примеры тому можно найти в искусстве, архитектуре, скульптуре, живописи, ювелирных украшениях, ручных художественных поделках, текстиле, литературе, музыке, фольклоре и традициях почти всех регионов страны. Все это доказывает, что человечество на протяжении столетий проявляло незаурядный интерес к этой чудесной птице, что нашло свое выражение в различных видах творческого порыва.

Коллаж Амриты

Павлин занимает особое место в жизни индийцев. Он встречается повсюду в стране и с детства становится частью психики обычного индийца. Наверно поэтому-то индийская литература на всех языках и диалектах, начиная с санскритской, полна ссылок на эту замечательную птицу. По своей популярности с ней не может сравнится никакая другая птица. То же самое можно сказать о музыке, фольклоре и песнях разных регионов страны. Даже английский язык не смог избежать её влияния. "Гордый как павлин" - это выражение часто употребляется в английском языке.

Павлин проник в английский лексикон и другим окольным путем. Различные оттенки цветов называют "пикок блю" (павлиний синий), "пикок грин" (павлиний зеленый). Есть птицы, носящие такие названия, как "павлин-фазан" или "павлин-цапля". Ряд цветов имеет названия "павлиний ирис", "павлинья бабочка". Есть еще и "павлиний жук" и "павлиний мотылек", не говоря уже о "павлиньей руде" и "павлиньем угле". А что уж говорить о "павлиньем танце", когда павлин-самец демонстрирует свои чувства к самке! Этот танец также помогает метеорологам, поскольку он исполняется обычно в преддверии муссонов.

Индийский павлин имеет поразительную способность приспосабливаться. Он относится к породе фазанов, которых в Индии насчитывается. 17 разновидностей, что составляет одну треть общего числа разновидностей фазанов в мире, насчитывающих 51. Все эти птицы обычно живут в джунглях и горах. Индийские павлины предпочитают обитать в кустарнике. Они являются единственной разновидностью фазанов, способных жить вблизи людских поселений и даже городов. Это еще один фактор, который способствовал их долгой и давней интимной ассоциации с населением страны.

Индийский павлин по своей красоте и способности приспосабливания несравним ни с какой другой птицей. Величественный и блистательный и в то же время плебейский по своим привычкам, он входит в особую эксклюзивную категорию. Он является истинным символом Индии, и его по праву называют национальной птицей Индии.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: