Сурдас, легендарный святой-поэт и певец, бывший страстным поклонником бога Кришны, родился в 1476 году в семье брамина в деревне возле Фаридабада (Харьяна). И хотя согласно воспоминаниям его современников, он был слепым от рождения, некоторые последующие ученые считали, что такую яркую, детальную и броскую картину жизни и всего мира, какую он нарисовал в своих сочинениях, не мог создать человек, родившийся слепым. Тем не менее, считается, что он действительно появился на свет слепым.
Родители Сурдаса были очень бедными. У них даже не было средств на то, чтобы прокормить и одеть мальчика. Поэтому он очень страдал, когда его старшие братья или другие мальчишки высмеивали его за слепоту и отказывались с ним играть. Его считали бесполезным, и поэтому образования он не получил. Однажды, когда ему было только 6 лет, мимо его дома проходила группа садху, певших хвалебные гимны богу Кришне. Они направлялись в Матхуру, место, где он родился. Совершенно неожиданно доселе дремавшая в нем вера в бога Кришну и любовь к музыке вспыхнули в нем с новой силой и, словно завороженный, он последовал за садху. Он попросил их принять его в свои ряды и разрешить ему пойти с ними в Матхуру. Садху остановились на ночь возле деревенского пруда и на следующий день рано утром потихоньку отправились в путь, не разбудив мальчика, которого они сочли лишь обузой для себя.
Сидя под деревом, мальчик на манер садху начал петь религиозные песни, восхваляя своего любимого бога. Он пел инстинктивно, и голос у него был мелодичным и нежным. Сурдас сочинял свои песни экспромтом, по наитию. К нему начали стекаться люди, чтобы послушать его песни. Всех их он принимал со скромностью и иногда даже предсказывал некоторым из них будущее. Зачарованные его религиозным пылом и задушевным пением, а также точностью его предсказаний, люди стали толпами собираться возле него и приносить ему дары. Местный помещик построил ему коттедж, нашлись люди и для того, чтобы всячески ему помогать. С течением времени Сурдас почерпнул много знаний о религии от проезжавших мимо его дома пилигримов и мудрецов. Он стал хорошо осведомленным в вопросах духовности. В конце концов, Сурдас обнаружил, что он располагал значительным материальным богатством, которое, как он считал, мешало ему в его поиске Бога.
В один прекрасный день Сурдас покинул свой дом, оставил все свое имущество и направился в Матхуру, увлекаемый сладким зовом Кришны. На своем пути он упал в колодец, но был чудом спасен и ничуть не пострадал. Ему почудилось, что его спасителем был божественный ребенок, в котором он безошибочно узнал своего любимого Кришну. После этого он уже не расставался со своим Гопалом (еще одно имя Кришны), хотя они подчас и играли друг с другом в прятки. Наконец Сурдас прибыл в Матхуру, где спустя некоторое время он получил посвящение от знаменитого ученого веданты и святого-поэта Валлабхачарии. Сурдасу тогда было тридцать с небольшим лет.
Позднее его наставник назначил Сурдаса ответственным за религиозное пение в соседнем храме Шринатха. Все следующие семь десятилетий Сурдас посвятил сочинению поэзии, описывающей события из жизни бога Кришны и делая упор на силу веры и духовности в реализации Бога.
Великий певец-музыкант Тансен тоже исполнял сочинения Сурдаса при дворе императора Акбара. А когда Сурдас отклонил приглашение петь при императорском дворе по причине того, что он не мог покинуть своего Всевышнего Господа и пойти петь куда-либо еще, Акбар сам пришел к Сурдасу и был зачарован его сладостным пением. В знак своего расположения Акбар одарил его огромными землями.
Поэзия и песни Сурдаса были исключительно возвышенными и красивыми, и многие из его религиозных музыкальных сочинений были переняты простыми людьми и даже еще при его жизни стали частью их повседневных молитв. Сурдас сочинял свои стихи на языке брадж бхаша, который благодаря его роли продолжает оставаться популярным и по сей день наряду с хинди. Его поэзия была полностью лишена коммунальных оттенков. Она была возвышенна и проста. Некоторые из его сочинений были включены как баани (священные слова) в священную книгу сикхов Гуру Грантх Сахеб вместе с гимнами и стихами святых-поэтов мусульманской и индуистской вер.
Синтез возвышенной поэзии, музыки и приверженности богу, символом которого был Сурдас, стал уникальной отличительной чертой движения бхакти, преобладавшего в средневековой Индии. В славную плеяду его бардов входили и такие звезды, как Даду, Рамананд, Кабир, Тулсидас и Мира. Слово "бхакти" означает "поклонение" своему личному богу. "Бхакты" (верующие) верили в однозначность Бога и выступали против кастовых разделов, ритуалов и суеверия. Учения и примеры этих секулярных святых иллюминировали умы простых людей и вдохновляли их на то, чтобы они стояли выше узких тривиальных соображений.
Сурдас сочинил множество стихов религиозного содержания, и самыми знаменитыми антологиями его стихов являются "Сурсагар", "Сурсаравали" и "Сахитья Лахири". В "Сурсагар" первоначально входило сто тысяч стихов, из которых сохранилась только одна четверть. Темой его поэзии, охватывающей множество ситуаций, в основном является жизнь бога Кришны как ребенка. Он сосредотачивает свое внимание на его детских шалостях, его игривости по отношению к своей приемной матери Яшоде, на чистой и безграничной любви к нему Радхи и глубокой привязанности гопи (подружек), которые были искренне ему преданы. В литературе на языке хинди преданный своему богу Сурдас возвышается над всеми остальными поэтами. Он также приобрел славу своими беседами с богом.
Строки, сочиненные Сурдасом и распеваемые множеством вокалистов, приносят покой и наслаждение многим поколениям индийцев как на родине, так и за рубежом. Особенно привлекательны и вечны три поэмы, переложенные на музыку композитором Гьяном Даттом и прочувствованно исполненные великим К.Л. Сайгалом в ленте на языке хинди "Бхакта Сурдас" (1943). Вот строки из одной такой поэмы:
По хитроумной подсказке одного из придворных музыкантов-соперников Тансена Акбар попросил его исполнить рагу "Дипак", которая имела такую силу, что могла зажигать лампы. Несмотря на предупреждения Тансена о том, что эта рага может генерировать сильный жар, способный опалить его тело, император продолжал настаивать на своем, и Тансену пришлось подчинится его воле. Он начал петь рагу, и когда его голос достиг крещендо все лампы и свечи во дворце загорелись, что вызвало ликование у Акбара и всех остальных присутствующих. Тансена же бросило в жар, и все тело его начало гореть. Однако он заранее договорился со своей дочерью Сарасвати о том, что в противовес раге "Дипак" она исполнит рагу "Мегх Малхар", что та и сделала, причем так искусно, что вскоре все небо затянули облака и пошел дождь, охладивший жар в теле Тансена. Акбар с облегчением вздохнул. Он уже раскаялся в том, что заставил Тансена петь такую рискованную рагу.
В 1586 году в результате предательского сговора ревнивых придворных скончался Бирбал, самый знаменитый из всех "девяти драгоценных камней" Акбара, очень близкий к Тансену. Примерно в это же время умерла при родах и Сарасвати. Тансену тогда уже было за 80, и он заметно ослаб, особенно после смерти Бирбала и Сарасвати. Его сыновья пели вместе с ним, когда он выступал при дворе. Несколько позднее он серьезно заболел и, несмотря на все усилия придворных врачей, 16 апреля 1589 года он умер.
Скорбя по нему, Акбар воскликнул: "Пришел конец нашим музыкальным собраниям. Вся музыка и радость кончились со смертью Тансена". Согласно другой легенде во время кончины Тансена его сын Билас Кхан с большим чувством исполнял грустную рагу, которая позднее была названа "Биласкхани Тоди". На удивление всем тело Тансена пошевелилось, и он благословил своего сына. После этого Билас Кхан был объявлен кхалифой (главой) школы Тансена.
Тансен был замечательным символом слияния всего самого лучшего в индуистской и мусульманской культурах. Он усовершенствовал классический стиль пения под названием дарбари, или стиль придворной музыки. Он также был первым исполнителем раги "Дарбари Канхада".
Тансен жил в эру, когда творили блестящие поэты-святые и композиторы: Сурдас, Рамдас, Тульсидас, Мирабай, Наик Байджу и другие. Все они глубоко уважали Тансена. Раджа Гвалиора Рам Ниранджан Сингх присвоил ему почетное звание "мия" в знак большого уважение к нему. Рати "Мия Ки Тоди", "Мия Ки Малхар " и "Мия Ки Саранг" были сочинены самим Тансеном. Они поются и исполняются на различных музыкальных инструментах на протяжении веков и не теряют своей свежести.
Хотя Тансен умер в Агре, он был похоронен в Гвалиоре возле гробницы своего первого наставника Мохаммеда Гхауса. Его могила в плачевном состоянии была обнаружена пандитом Вишну Нараяном Бхаткханде (1860-1936), большим знатоком музыки. Теперь здесь ежегодно проводится музыкальный фестиваль в память о Тансене - "Тансен Урс". В Вриндаване же каждый год на самадхи Свами Харидаса, талантливого гуру Тансена, организуют "Харидас Джаянти".