Самая простая, и в то же время совершенная геометрическая фигура – точка. Абстрактный объект, не имеющий измеримых характеристик, растет от центра, надувается, приобретает радиус, диаметр и превращается в круг. Круг – это ноль, симметричный, идеальный. Этот ноль может быть большим и маленьким, объемным и плоским. А может стать бубном, стоит только натянуть кожу на обод. И начинает тогда ноль-бубен звенеть, гудеть, резонировать, вводить в транс. Одетый в кожу и дерево, он оживает, обретает тело и душу.
Тело бубна наделяют характеристиками флюиды животных, пожертвовавших ему свою шкуру, и деревьев, поделившихся частью себя.
Кожа животного, натянутая на обод, окропляется и «оживает». Голосом шамана животное повествует о своей жизни, о том, как его убил охотник и заверяет, что окажет посильную помощь камлателю. Свое «высшее предназначение» исполняют, в основном, лошади и козлы. Бубен часто называют «конем» или «козлом шамана». У монголов он зовется «черным оленем».
Древесину для обода шаман выбирает, следуя подсказкам духов. Говорят, что камлатель берет топор, закрывает глаза, идет в лес и наугад выбирает дерево. Затем от него отпиливает сук, на «тело» которого натягивает кожу. Указания относительно места, где растет искомое дерево, могут посылать непосредственно духи. Шаман отправляет по указанному «адресу» помощников, которые находят его и приносят спиленную ветвь. Шаманы также выбирают дерево, в которое ударила молния, а это значит, что из обычного оно, отмеченное небесным огнем, превратилось в прообраз Древа Мира.
Древо Мира – Космическое дерево – Ось мира – растет в Середине Мира. Единый позволяет одной из ветвей этого Древа упасть для того, чтобы шаман смастерил из нее обод для своего бубна. Ударяя в бубен, мастер камлания в трансе переносится к этому Древу и возносится на Небо.
Древо Мира уходит корнями в нижний предел, а кроной – в верхние сферы. Именно туда посредством «крылатого коня» – верного бубна отправляются шаманы в поисках душ. Магический инструмент камлателя – микрокосмос с тремя сферами: Небом, Землей и нижним миром, объединяемый четвертым – Единым, из которого появились первые три. Верхний мир – небо, средний – тело, нижний – Земля, связь миров – Тенгри. Пограничная линия отделяет Небо от Земли, а в некоторых местах – Землю от Преисподней. Переходить из одного мира в другой можно по Радуге.
Все эти символы могут быть нанесены на бубен, призывающий глухими звуками духов-помощников. Он заточает их в своем звеняще-гудящем «нуле», чтобы они облегчили его путешествие в иные миры и помогли вернуться обратно. У якутов, к примеру, на бубен наносятся знаки, нарисованные красной и черной красками, изображения людей и животных. На коже тунгусских камлательных инструментов изображаются птицы, змеи и другие животные. А вот у остяков и самоедов Западной Сибири на внешней поверхности нет ни одного рисунка.
Рисунки, возможно, – дополнительные средства «полета». Самым же главным является звук. Именно для его извлечения и используют бубен, именно он вводит в транс, заставляет резонировать все части вселенной, воскрешает или уничтожает. Повторяясь через определенные промежутки, обретая ритм, звук становится Повелителем всего живого, подчиняя себе биение сердца, жизни, такты времени, вдох и выдох...