Кошки в Индии

Одна история из Жизни Ширди Саи Бабы

Один из последователей - брамин - жаловался на диспепсию. Саи Баба из Ширди предписал ему не есть кислый кефир. Но тот никак не мог отказаться от него. Однажды бродячая кошка съела этот кефир. На следующий день он подвесил свой кефир к потолку, но кошка залезла и туда и снова испортила кефир. Однажды брамин подстерег кошку и ударил палкой. Когда он пришел на следующий день в мечеть, Саи Баба сидел среди своих последователей, потирая шрам на плече, и шептал: «Они сами себе создают болезни, поедая кислый кефир, но если вы у них отбираете его, то они вас бьют палкой».

А теперь известная история из Жизни Шри Сатья Саи Бабы

Из далёкой Гаухати, столицы штата Ассам, прибыло шестьдесят преданных Саи. Они семь дней томились в специальном вагоне, чтобы добраться до Бангалора, и им предстояло такое же недельное испытание на обратном пути. Баба оценил их благочестие, дав им даршан и проведя с ними небольшую беседу в молитвенном зале. Он наполнил их руки ценным даром вибхути. Увидев в группе девочку по имени Лакхи, Он дал ей вибхути ещё раз, сказав: «А это для кошки».

Той кошкой была Минки, которую девочка спасла, вытащив в один дождливый день из городского водостока, и принесла домой - обогреть и накормить. Но котёнок пришёлся не по нраву её старшей сестре, работавшей медсестрой в самой крупной больнице города, которая терпеть не могла кошек. Она ругала Лакхи за то, что та принесла в дом эту «жуть», да ещё и балует её. Однажды, когда к обеду пришло несколько гостей, кошка прокралась на кухню и выскочила оттуда с куском рыбы. Это так разгневало женщину, что она схватила Минки за шкирку и стала жестоко избивать её палкой. Бедняжка жалобно мяукала от боли. Вдруг все портреты Саи Бабы в доме, а их было целых шестнадцать, с гирляндами после очередных бхаджанов в четверг, упали на пол! Гости выбежали из дома во двор, так как были уверены, что началось землетрясение. Но они заметила, что попадали только портреты Саи, все же другие остались на стенах! Тогда они поняла, что это Баба дал знак спасти кошку. Лакхи положила Минки на стол. Девочка была в слезах, и сестра тоже расплакалась. Кошка, вздрагивая всем телом, пыталась облегчить свою боль. Гости к тому времени возвратились и тоже стали свидетелями попыток кошки вернуться к жизни. И вдруг! Что же это! От встряхиваний Минки с её шёрстки клубами посыпался ароматный вибхути, густым слоем покрывая стол! Этот аромат возвещал, что Бхагаван благословил кошку. И вот спустя полгода, когда Лакхи с другими преданными Свами из Ассама оказалась в молитвенном зале Прашанти Нилаяма, Бхагаван в Своём бесконечном сострадании вспомнил о Минки, этой нежеланной кошке - и послал ей Свой самый ценный подарок - прасад, милость.

Он мгновенно улавливает недостаток любви и предостерегает нас, когда мы сбиваемся с пути. Рука Его простирается за горизонт пространства и хронологию времени. Он учит нас Своим примером желать добра всякой форме жизни, будь то человек, животное, птица или растение. Любовь Его не имеет предела, ибо Он - во всех.

(из книги Н.Кастури "Сатьям, Шивам, Сундарам")


В одной старой бенгальской народной сказке рассказывается о самой младшей из семи дочерей, живших в процветающей и богатой семье, которая была обжорой. Она тайно ела еду, а затем винила черного кота, которого избивали в качестве наказания. Черный кот оказался ваханой Саштхи и пожаловался ей на плохое обращение, и она пообещала помочь ему. Когда младшая дочь родила сына, кот украл ребенка ночью и отдал ее богине, и сделал то же самое со следующими шестью сыновьями.

Соседи обвиняли молодую мать за неосторожность и вообще начали полагать, что она, возможно, ведьма, которая съела своих детей. Наконец, когда родилась дочь, молодая мать решила бодрствовать всю ночь, чтобы решить загадку. Ей удалось поймать кота во время кражи и ранить его своим браслетом, но кот убежал с ребенком, оставляя за собой кровавый след. Мать последовала этому следу и попала в обитель Саштхи. Там она увидела своих играющих сыновей, а маленькая дочь матери сидела у богини на руках. Саштхи объяснила причину испытания матери и сказала ей, чтобы та попросила прощения у кота. Мать попросила у него прощения и обещала Саштхи, что она будет поклоняться ей, совершать пуджу и исполнять все ритуалы, ей посвященные, что потом стало известно, как Jamai-Shasthi Врата. После возвращения матери домой со своими детьми культ Саштхи, благословившей ее семью детьми, богатством и счастьем, стал широко распространяться. Сказки сказками, но Богиня Саштхи (Шаштхи) почитается как хранительница семейного очага. Иногда изображалась как кошка или как женская фигура, стоящая верхом на кошке с одним или несколькими детьми.

Также Саштхи (буквально «шестой») почитают как благодетельницу и защитницу детей (и особенно, как дарующую ребенка мужского пола). Она также является божеством плодородия и размножения и, как полагают, дает помощь во время рождения детей. Она символически представлена в различных формах, в том числе как глиняный кувшин, дерево баньян или его части, или в виде красного камня под таким деревом. Открытые пространства, освященные для поклонения ей, называются shashthitala.

Поклонение Шаштхи и ритуальная пуджа происходит на шестой день Васанта Наваратри , и также и на шестой день после рождения ребенка. Бесплодные женщины, желающие иметь детей, и матери, стремящиеся обеспечить защиту своих детей, поклоняются Саштхи и просят ее благословения и помощи. Особенно почитаема богиня Саштхи в Восточной Индии.

Одна из двух супруг Сканды, Девасена, идентифицируется с Саштхи. Ей, как Великой Богине-Матери, посвящена красивая стотра - Шаштхи Деви стотрам.

Вообще древние индусы считали, что каждый верующий должен иметь кошку у себя дома или подкармливать их. Иногда скульптуры кошек помещали в храмах, созданных в виде огромных башен, напоминающих гигантские экзотические плоды. Стены храма покрывали рельефами и фресками, на которых нередко изображались кошки, либо боги с кошачьими головами. Индусы верили, что, как человек может стать кошкой в следующей жизни (что не считалось особым наказанием), так и наоборот - кошка в следующем своем воплощении может родиться в человеческом обличье (за особые ее заслуги перед человеком), потому что имеет это полное право - взойти на более высокую, человеческую, ступень.

Кошки и ислам

Здесь можно увидеть особенное отношение к кошкам... Еще до появления ислама арабы почитали их. Но именно в мусульманский период симпатия к этим четвероногим получила особое распространение. Некоторые приверженцы ислама даже считают, что кот родился в ковчеге Нуха (в Библии – Ной) от львиного чиха.

В исламе нет понятия «священное животное», как, к примеру сказать, корова в Индии. Но наносить вред животным у мусульман запрещается: бить животных, издеваться над ними (например, нельзя подстригать когти у кошек). В то же время нет и поклонения им. В доме разрешается содержать кошку, если это не несет вред хозяину.

Пророк Мухаммад любил кошек и советовал своим единоверцам заботиться о них. У Пророка была любимая кошка. Он опекал ее, никогда с ней не расставаясь, даже во время молитвы. Существует даже хадис о том, что Мухаммаду нужно было срочно уйти, а кошка уснула на рукаве одежды, он отрезал рукав, лишь бы не побеспокоить ее сон. Когда он вернулся, кошка проснулась и поклонилась ему. Тогда Пророк погладил ее три раза. Известна история, как кошка спасла Мухаммада от ядовитой змеи. Как считают некоторые мусульмане, с тех пор на лобиках некоторых кошек появились четыре полоски. А после того, как Пророк коснулся спины животного, та приобрела способность всегда приземляться на все четыре лапы. Из-за его любви к кошкам у него было прозвище «отец кошек». Известна также фраза Пророка о том, что «кошки не нечисты и не мешают молитве, они подобны пастырям».

Один из хадисов рассказывает о том, что одна женщина, которая держала взаперти свою кошку без воды и еды, попала в ад. Передают от Абдуллы, что Посланник Аллаха, сказал: «Была наказана женщина из-за кошки, которую она держала в тюрьме, пока та не умерла. И из-за нее эта (женщина) вошла в Огонь – она и не кормила ее, и не поила, как заключила ее, и не отпускала ее питаться стрекунами (насекомыми) земными» (сборник хадисов Сахих Муслим). В одном из хадисов говорится так: «Передают от Абу Аль-Зубайра, сказавшего: «Я спросил Джабира о выручке за собаку и кошек. Он ответил: «Пророк резко высказался и предостерег от этого» (сборник хадисов «Сахих Муслим»).

Известно отношение к кошкам проповедника ислама и передатчика хадисов о жизни Пророка Мухаммада по прозвищу Абу Хурайра («отец кошечки»). Его настоящее имя было Абд ар-Рахман бин Сахр. Прозвище возникло потому, что он носил в рукаве одежды кошку. Другое его известное прозвище Абу Хирр («отец кота»).

Жена Пророка Мухаммада Айша во время молитвы увидела, что кошка поела стоящую на полу еду. Завершив молитву, она стала есть после животного, сказав, что Пророк делал омовение водой, которую они пили. В одном из хадисов говорится: «Дауд ибн Сахих ибн Динар ат-Таммар привел слова своей матери о том, как ее хозяйка послала ее с блюдом (харисы) к Айше, когда та совершала молитву. Она сделала мне знак, чтобы я опустила его на пол. Кошка подошла и попробовала немного из него, а когда Айша закончила молитву, она поела, взяв еду из того места, где ела кошка. Она сказала: «Посланник Аллаха сказал: «Они не нечистые: они – ваши домочадцы». Она добавила: «Я видела, как Посланник Аллаха выполнял омовение водой, к которой прикасалась кошка»

(хадис Дауд, рассказал Джабир ибн Абдулла)

Кошки помогали не только в решении практических нужд, уничтожая грызунов, скорпионов, но служили в назидание людям. Вот история Ибн Бабшада, записанная в конце XIV века египетским теологом и зоологом Дамири: «Грамматист Ибн Бабшад со своими друзьями однажды сидел на крыше мечети в Каире. Друзья чем-то закусывали. Когда мимо проходила кошка, они дали ей несколько кусочков еды. Она взяла еду и убежала, но потом возвращалась - снова и снова. Ученые мужи проследили за кошкой. Они увидели, что она убегает в соседний дом, на крыше которого сидела слепая кошка. Рядом с ней наша кошка оставляла принесенные кусочки пищи. Ибн Бабшад усмотрел в этом заботу о слепом животном со стороны Аллаха, и это настолько потрясло ученого, что он оставил все свои пожитки и стал жить в нищете, всецело полагаясь на Аллаха до самой своей смерти в 1067 году».

Множество историй суфиев также рассказывают о кошках. Например, известный суфий X века аш-Шибли увидел сон, в котором ему были отпущены грехи за спасение одного котенка. Среди суфиев были и шейхи, и врачи, и математики, и учителя, и государственные деятели. Они постигали астрономию и строение веществ. Исходя из своих (наблюдений), они заключили, что урчание кошки часто сравнимо с зикром - ритмическим монотонным повторением священных текстов, которое использовали для лечения больных. Так, упомянутый выше аш-Шибли рассказывал: «Я пошел повидаться с Саури. Я увидел, что он пребывает в медитации и при этом настолько неподвижен, что у него не шевелится даже волосок. Я спросил: «У кого ты научился такой глубокой медитации?» «Я научился этому у кошки, поджидающей мышь у норы. Кошка шевелилась гораздо меньше, чем я». Современная медицина, подтвердила изыскания прежних врачей и действительно, урчание кошек действуют на частотах, которые способствуют заживлению переломов костей. Симпатия к нашим четвероногим друзьям сказалась не только в изобразительном искусстве, но и в мифах и легендах. Сложилось даже поверье, что ночью «добрый дух» вселяется в домашних животных (кошек, собак). Потому, причинившего им вред, ждет суровая кара. В своей книге современный исследователь Дж.В. Толан пишет о шахе Исмаиле Сафави (жил в XV-XVI вв.): «С ним всегда был его кот и врагом становился ему тот, кто его обижал. У (Исмаила) был шатер, в котором было 365 или 366 входов, круглых как мир, и утром открывался тот, которым ежедневно пользовался кот... Говорили, что в облике этого кота (Исмаил) имел духа-защитника, помогавшего и советовавшего ему, и совершившего с ним много чудес...»

Образ кошки нашел свое отражение и в литературе, и в декоративно-прикладном искусстве. Существуют упоминания кошек в полузабытой истории мусульманской науки, например, о кошках пишется в научной книге IX века под названием «Китаб аль-Хайаван» («Книга о животных»).

Кошки в Японии

Кошки в Японии занимают почитаемое положение. Для почитания кошек предназначается особый буддийский храм, расположенный в Токио. К нему верующие люди приносят после смерти своих питомцев их изображения в дар. Кошки хоронятся на территории храма, а их портреты или статуи устанавливаются на алтарь. Как гласит легенда, это облегчит их путь к нирване. Этот обычай позволяет освободить человеческую душу, заключенную в теле этого животного на земле, для достижения вечного блаженства.

В Японии есть еще Храм кошек, построенный в память о семи котах, которых один правитель в 1600 году взял с собой в военный поход. Часов тогда не было, и по расширяющимся или сужающимся зрачкам котов определяли время. Сейчас в этот храм приходят часовщики и молятся о процветании своего дела.

Заметим, что изображения спящей кошки, японского символа мира и спокойствия, украшают многие храмы. Одно из самых известных располагается в Никко, древнейшей столице Японии, а именно в храме Тошогу. Храм Тошогу (Toshogu) – мавзолей основоположника сёгуната Токугавы построен в 1617 году. Чтобы создать достойное заказчика произведение, 15000 ремесленников не покладая рук, работали в течение двух лет, при этом было использовано 2,5 миллиона листов сусального золота.

Спящий Кот - знаменитая работа архитектора и скульптора эпохи Эдо, Хидари Дзингоро. Барельеф находится на «каерумата» - опорной конструкции галереи, ведущей к лестнице, по которой следуют к гробнице Токугавы Иэясу. Этого котика воспроизводят на амулетах, открытках, вывесках, этикетках и вообще везде. Смысл барельефа, однако, толкуется по-разному. Например, ничто нечистое, даже мышь, не должно переступать этот порог. Или, возможно, это ребус, указывающий на местоположение храма. (Никко - почти точный омофон слова «никко» - «солнечный свет», изображённый кошкой, дремлющей на солнышке среди пионов). Наконец, это может быть иллюстрация к известному «дзен-мондо»* - «Что привлекательнее, цветущие пионы или спящая кошка?» (Правильный ответ – «Ко мне ни кошки, ни пионы никак не относятся»). (Оригинал названий:Toshogu, Nikko, «Sleeping Cat»)

*Мондо - понятие, используемое в дзен-буддизме. Означает внезапный вопрос, заданный учителем, на который ученик должен, не задумываясь, дать немедленный ответ, тем более что вопрос обычно формулируется таким образом, что логический ответ на него невозможен.

Кошка в Египте

«О чудесная кошка, дарованная навеки.»
(Надпись на обелиске в Небре, Древний Египет)

Нигде и никогда, ни в одной стране древнего мира, кошка не почиталась так, как в Древнем Египте. Воистину, это был золотой век в истории кошки, время поклонения и обожествления. Культ поклонения кошке появился в один из самый ранних периодов древнеегипетской истории. Упоминания о божественности кошек встречаются ещё во времена второй династия древних царств. Кошек продолжали почитать ещё очень и очень долго.

Немногим позднее, после объединения верхнего и нижнего Египта под властью одного царя, сформировался весьма значительный и влиятельный культ богини – кошки Бастет (Баст), считавшейся также олицетворением солнечного и лунного света. Богиню изображали в виде женщины с головой кошки, и она входила в «священную девятку» (девять верховных богов Египта). Уподобляемая солнечному и лунному свету, царственная Баст была наделена властью открывать зарю нового дня. На обелисках и основаниях статуй богини высекались священные тексты-молитвы: «Я кошка, мать жизни. Она может даровать жизнь и силу, всё здоровье и радость сердца».

Была у египтян ещё одна богиня, имеющая непосредственное отношение к кошкам. Это львица Сохмет (или Муут), могучая, великая владычица пустыни. Грозная и беспощадная богиня войны и палящего солнца. В состоянии ярости превосходила все рати врагов. Её оружием были знойные ветры самума и стрелы, которыми она поражала сердца врагов. В одном из древних мифов о наказании непокорных людей богом Ра, Сохмет превзошла все дозволенные границы и устроила беспощадную резню людей. Испугавшись, как бы Сохмет вовсе не истребила всех людей, боги пролили на землю красное вино. Приняв его за кровь, Сохмет набросилась на него, опьянела и уснула, прекратив бойню. Несмотря на гневливый характер, была хранительницей мира и защитницей людей. К Сохмет возносили молитвы в минуты опасности и просили зашиты от врагов.

Религиозным центром поклонения богине-кошке был город Бубастис, недалеко от дельты Нила. По описаниям древнегреческого историка Геродота, там находился самый прекрасный храм Египта, посвящённый Баст. А в храмовом комплексе Саккары, недалеко от ступенчатой пирамиды Джосерра, в ее честь был воздвигнуто главное святилище храма Баст. Там возвышалась огромная статуя богини, высеченная из дорогого Ассуанского мрамора. Во время ежегодных религиозных празднеств статую выносили из храма и торжественно провозили на ладье вдоль берегов Нила.

В подобном обожествлении проявилось восхищение египтян чистоплотностью кошки, её заботой о котятах. Кроме того, загадочный ночной образ жизни, светящиеся во мраке глаза и невероятная способность мгновенно и бесшумно исчезать и появляться, неслышно ступая мягкими лапками. Всё это вызывало удивление, смешанное со страхом. Возможно, кошка завоевала уважение и своим свободолюбивым характером и независимостью. Она хоть и живёт рядом с человеком, но в то же время гуляет сама по себе и вхожа в иной, потусторонний мир.

Храмовые кошки жили припеваючи, питаясь самой лучшей пищей. Специально для них в прудах разводили рыбу, а приставленные рабы денно и нощно стерегли и ухаживали за хвостатыми богинями. Им служили свои жрецы, поклонялись многочисленные почитатели. Присматривать за кошкой считалось делом почётным и особо уважаемым. Жрецы Баст внимательно следили за каждым движением храмовой кошки, чтобы истолковать знаки, которые таким образом подаёт через своё земное воплощение богиня.

Почти в каждой семье простых египтян была дома кошка. За ней ухаживали, как за самым дорогим существом. Если, не допустите Боги, в доме начинался пожар, кошек выносили из огня в первую очередь, раньше, чем детей. Если кошка умирала, то ее похороны проходили с большими почестями. Члены семьи, скорбя о ее утрате, надевали траурные одежды, пели погребальные песни и брили головы и брови в знак траура. Умерших кошек оборачивали льняной тканью, умащивали благовонными маслами и мумифицировали, используя бальзам. Только тогда, согласно верованиям и представлениям о загробной жизни, душа семейной любимицы могла возродиться в новом теле после смерти. Чтобы кошка хорошо себя чувствовала в загробном мире, к ней в могилу клали игрушки, любимые ею при жизни, и даже мумии мышек.

Кошки богачей заворачивались в тканное льняное полотно с узорами и священными текстами, на голову накладывалась золотая маска. Мумии помещались в деревянные или известняковые саркофаги, иногда украшенные золотом. Даже котят хоронили в маленьких бронзовых ящичках.

В результате археологических раскопок, проводившихся недалеко от Бубастиса в 1980 году, было обнаружено кладбище, своеобразный кошачий Город Мертвых, на котором покоились сотни тысяч кошек. Большинство из них были погребены в богато украшенных саркофагах. Всего археологами было обнаружено около трёхсот тысяч мумий кошек, относящихся к правлению второй–четвёртой династии (третье тысячелетию до н. э). Закон был также на стороне этого священного животного. За убийство кошки, даже непредумышленное, грозило суровое наказание вплоть до смертной казни.

Поклонение кошке однажды подвело египтян. Согласно историку Птолемею, в 525 г. до н. э. кошки решающим образом повлияли на исход осады пограничного города Пелузия войсками персидского царя Камбиза II. Персы не умели штурмовать укрепленные города и были вынуждены остановиться у стен города. Однако персидский царь Камбиз прекрасно знал о том, какое влияние на египтян оказывает кошка. Был отдан приказ найти в округе кошек и привязать их к щитам впереди идущих воинов так, чтобы они хорошо были видны (по другой версии, кошки были просто нарисованы солдатами на своих щитах). Когда армия персов двинулась вперед, защищенная щитами с привязанными кошками, фараон не осмелился обратить стрелы и копья во врагов, боясь убить кошек. Возникло замешательство и сумятица. Бой был проигран. Тем не менее, кошки в Египте не утратили своего положения бога до завоевания страны греками, а чуть позднее и римлянам.

Что интересно. Распространению кошек за пределы страны препятствовали сами египтяне. Вывозить кошку из Древнего Египта строжайше запрещалось. Это означало похитить собственность фараона и было тягчайшим преступлением. Чем оно каралось, думаю, говорить не стоит. Когда египтяне ходили в походы или снаряжали торговые караваны и в других землях находили домашних кошек, они покупали или выкрадывали их, чтобы вернуть тех обратно в Египет, которому, по их мнению, те принадлежали.

Египетские художники не поскупились изобразить священное животное в любых формах на плитах гробниц и папирусе. Они ваяли их из бронзы, золота, камня и дерева, делали из глины, вырезали из слоновой кости. Молодые египтянки носили амулеты с изображениями кошек, которые назывались «утчат» и являлись символом плодородия. Молодые девушки страстно молили богиню Баст об исполнении их желания иметь столько детей, сколько котят изображено на их амулете.

И вот еще интересные сведения о жизни кошек в Каире в 19 веке

Британский востоковед Эдвард Лэйн в 30-х годах XIX века был в Египте. Свои заметки о жизни тогдашних египтян он изложил в книге «Нравы и обычаи египтян». На страницах этой книги он упомянул интересное явление из жизни каирцев. «А вот еще забавная черта из жизни египетской столицы: все бездомные кошки кормятся за счет каирского кади (главного судьи), проще говоря, находятся у него на иждивении. Каждый день, после полудня, на большой двор перед Махкамой (место судопроизводства) приносят потроха, и кошек созывают на трапезу. Баш-кятиб (главный писарь кади) рассказывал мне, что султан аз-Захир Бейбарс (мамлюкский султан XIII века) в завещании отказал кошкам сад рядом со своей мечетью. Сад называется Гейт аль-кутта (Кошачий сад). Однако сад был все же продан душеприказчиками под тем предлогом, что слишком запущен и поддержание его приносит одни убытки. Потом этот сад еще долго переходил из рук в руки. Сейчас ежегодный доход с него составляет хекр (налог на землю) всего в пятнадцать пиастров, отчисляемых в пользу бездомных кошек. В результате забота о кошках пала на городского кади. По долгу службы он является официальным распорядителем всех средств, завещанных на дела милосердия». До сих пор, как в Каире, так и в Дамаске, Стамбуле и других мусульманских городах можно увидеть много кошек.

Кошки и буддизм

В первоначальных канонах буддизма кошка была исключена из списка животных, подлежащих защите. Виной всему один легендарный случай, который произошел в момент кончины Будды. Все животные собрались вокруг священных останков, оплакивая пророка, не плакали только кошка и змея. А потом кошка напала на крысу и съела ее, выказав тем самым пренебрежение к торжественному моменту. Сегодня некоторые ученые считают, что кошка способна достичь нирваны (состояние высшего покоя), как и все прочие живые существа.

Буддисты древнего Китая почитали «самодостаточность» кошек. Их «склонность к медитации» вызывала уважение и обеспечивала кошкам покровительство, а способность видеть в темноте, как считалось, отгоняла злых духов. В Китае фигурки и амулеты с изображением кошек использовали для отпугивания, как злых духов, так и крыс. Во дворцах и храмах древнего Китая жило много кошек. На шелке китаянки вышивали фигурки этих животных, сцены из сказок. Кстати говоря, вышивальщицы так умело подбирали оттенки шелков, что кот на вышивке получался словно живой. Считалось, что такие изображения приносят счастье.

В Таиланде членов королевской семьи традиционно хоронили вместе с их кошками. Еще в 1920-х гг. кошка, олицетворявшая душу усопшего короля, «участвовала» в коронационной процессии, чтобы умерший мог увидеть церемонию восхождения на трон своего преемника.

Кошка античности

Лев был одним из главных персонажей греческой мифологии, в то время как домашние кошки в ней почти не фигурировали. Довольно противоречив образ богини Артемиды: сначала её считали львицей, но позднее появилось предание о том, что она сотворила кошку, а потом улетела на луну, приняв образ кошки.

В римской мифологии эта богиня носит имя Дианы. Обе они почитались как великие охотницы и богини Луны. Говорили, что эта планета распоряжается плодородием, так же как египетская богиня Бастет. Римляне заимствовали многие элементы культуры у других народов: богиня любви Венера отождествлялась с Афродитой, египетской Бастет и скандинавской Фрейей. Венеру одновременно представляли и в виде привязчивой маленькой кошечки, и в виде дикой кошки с клыками и когтями, воплощавшей материнские инстинкты. Венера нередко изображалась с кошкой.

В зороастризме, древнейшей религии парсов, убийство кошки приравнивалось к убийству человека.

Кошка в России

«У Лукоморья дуб зеленый,
златая цепь на дубе том...
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом...»

Пушкинские строки нам знакомы с детства. И образ ученого кота стал частью не только сказки, но и хранителем неведомых знаний и мудрости... Во всяком случае, мне в детстве казалось именно так... А еще казалось, что кот - неотъемлемая часть именно русской сказочной и фольклорной традиции... На Руси кошки были известны с VII века. В древних сказаниях появляется кот-баюн, который насылал крепкий сон на врагов и даже мог поразить их смертью. Кот-баюн бродил по столбу у мельницы: идет вверх – сказки рассказывает, вниз – песни поет. Именно этот персонаж присутствует в знаменитом стихотворении... Кошка на Руси всегда была животным вещим и приносящим удачу. Староверы утверждают, «что первая встреча на том свете будет с кошкой: если человек жестоко обращался с ними, то кошка будет мучить и царапать его». В русских сказках Кот Котофеич был всегда самым разумным и рассудительным.

Поначалу кошка на Руси была большой редкостью и содержалась лишь в богатых домах как экзотическое животное. К XIV веку она становится уже достаточно известной, но простым людям по-прежнему не по карману. Первыми оценили охотничьи способности кошек церковнослужители, поставив их под свою защиту. Ведь мыши покушались не только на их зерновые запасы, но и на воск. Судебник «Правосудие митрополичье» (XIV век) устанавливал виру за убитую или похищенную кошку – 3 гривны (за коня тогда давали только одну). В Суздале, Владимире и в других русских городах и сейчас можно увидеть отверстия в храмовых воротах, проделанные специально для кошек. Именно с тех времен на Руси кошка считалась «сакрально чистым» животным. Кошке, в отличие от собаки, можно было давать человеческие имена, и потому среди нас и сейчас обитают Васьки, Тимоши, Маруси, Кати и т.д. Здесь полный набор, включая народные, царские и значимые христианские имена.

Только к XVI веку право иметь кошку получили и неименитые люди. В течение двух последующих веков кошки стали неизменными обитателями русских деревень, о чем можно судить по пословицам тех времен: «Без кошки не дом, без собаки не двор», «Псу должна быть конурка, коту – печурка». Постепенно кошка становится символом домашнего уюта и благополучия. В новый дом испокон веков первой запускали кошку. Петр I среди многочисленных нововведений не забыл и про кошек. Одним из Указов он предписал «иметь при амбарах котов, для охраны таковых и мышей и крыс устрашения». Его дочь, императрица Елизавета, повелела казанскому губернатору «сыскать» 30 лучших котов для ее дворца и доставить их в Санкт-Петербург с человеком, который мог бы за ними «ходить и кормить их». До сих пор постоянный «усатый» штат охраняет Эрмитаж от грызунов.

Кошки - единственные животные, которые допускаются в православные храмы. Объясняя это, ссылаются на Библию, где написано о «чистых» и «нечистых» животных в Ветхом Завете, а иногда рассказывается вот такая притча...

Давным-давно жил при храме о. Досифей. В лютые времена, когда вера была самым тяжким преступлением против советской власти, отбывал он в местах, не столь отдаленных от Аляски. Когда срок подошел к концу (дело было зимой), его выпустили в лес, в тайгу, чтобы шел себе с миром. Он и пошел. Зима, холод, идти не перейти, ночь наступила, тут он и заплутал в лесу. Почувствовал, что начинает замерзать. Со смирением определился о. Досифей в ямку под корнями деревьев, да взмолился к Богородице, чтобы не дала ему пропасть. Не успел он закончить молитву, как отовсюду к нему ринулись кошки всех мастей, хромые, косые, одноухие... Обложили его собой, укрыли живым шерстяным одеялом. Так и переночевали, а поутру кошки повели о. Досифея через лес и вывели к деревне...

А вот одна история о старце Нектарии Оптинском и его коте

Один из последних великих старцев дореволюционной Оптиной пустыни, Нектарий, до старости не забывал своего детства и рассказывал поучительные случаи из тех далеких времен.

Однажды мать его сидела и шила что-то. А он, тогда еще его звали Колей, играл на полу возле ее ног с котенком. Большие зеленые глаза котенка в полумраке светились. Коля с удивлением обратил на это внимание, это его сильно поразило. Как-то раз, когда котенок мирно сидел возле него, Коля схватил из маминой иголочной подушечки одну иголку и хотел уже проколоть котенку глаз, чтобы посмотреть, что там такое светится. Но мать заметила это и быстро перехватила его руку: «Ах ты! - воскликнула она. - Вот как выколешь глаз котенку, сам потом без глаза останешься. Боже тебя сохрани!»

Прошло много лет… Николай решил стать монахом, и был принят в Оптину Пустынь. По истечении нескольких лет, когда он был уже иеромонахом, нареченным при постриге Нектарием, он подошел однажды к колодцу. А там другой монах набирал себе воды. Над колодцем подвешен был черпак с длинной заостренной ручкой. И вот тот монах, черпая воду, едва не выколол нечаянно глаз отцу Нектарию этой самой ручкой. Еще секунда - и остался бы старец с одним глазом.

- Если бы я тогда котенку выколол глаз, - говорил он, - и я был бы сейчас без глаза. Видно этому надо было случиться, чтобы напомнить моему недостоинству, как все в жизни от колыбели до могилы находится у Бога на самом строгом учете.

Из комнаты в комнату в старческих келиях ходил неслышной поступью пушистый серый кот. Выйдет старец Нектарий - и кот за ним. Войдет - и он здесь. Скажет ему что-нибудь батюшка - кот, словно разумный, исполнит: пойдет и сядет, где скажут, сходит в приемную или на крылечко. Чаще же сидит у теплой печной стены и дремлет. Или, склонив голову, слушает молитвы старца.

Иной раз погладит его отец Нектарий и скажет:

- Преподобный Герасим Иорданский был великим старцем, и потому у него был лев… А мы малы, и у нас - кот.

(Из книги Наталии Скоробогатько «Старец Николай и голуби»)
Источник:  www.sathyasai.ru/forum/topic/10816/

Статьи по теме:

Кото-дзэн (видео):

Кото-йога (видео):

Разделы сайта:
Вести из Сансары: