(иллюстрация H. Tom Hall/NGS)

Не все религии отрицательно относятся к конкурирующим верованиям. Например, первые гаитянские жрецы вуду одновременно считали себя правоверными католиками.

Почему ритуальные практики более изощрённы и разнообразны в тропическом поясе по сравнению с умеренными широтами?

Кори Финчер (Corey Fincher) и Рэнди Торнхилл (Randy Thornhill), эволюционные биологи из университета Нью-Мексико (University of New Mexico), считают, что обособленности верований способствовало внедрение "антибактериальных" моделей поведения.

На практике эти модели привели к становлению трёх социальных механизмов в первобытных обществах: (1) иерархические границы внутри племени; (2) ограничение связей с внешними группами; (3) контроль ареала обитания (сужение возможностей для экспансии).

Причём же здесь верования? А вот причём: упомянутые механизмы вызывали развитие межгрупповых и даже внутригрупповых барьеров, что, в свою очередь, привело к возникновению обособленных культур – в том числе религиозных.

Можно посмотреть на это и с обратной стороны: уровень инфекционных заболеваний должен быть напрямую связан с разнообразием религиозных практик.

По той простой причине, что социальные феномены, их породившие, были (в том числе) обусловлены необходимостью выживания в условиях постоянной угрозы инфицирования.

Кендес Алькорта (Candace Alcorta) из университета Коннектикута считает, что индейцы майя создали достаточно жёсткие религиозные правила в том числе вследствие распространённости инфекционных заболеваний на Юкатане.

Эту интересную теорию и решили подтвердить или опровергнуть американские биологи. И провели достаточно простое исследование: взяли "Всемирную христианскую энциклопедию" (World Christian Encyclopedia) и эпидемиологический справочник, а потом попытались установить между ними значимые соответствия.

Оказалось: количество паразитических заболеваний тесно взаимосвязано с таким показателем как "религиозное разнообразие" (religion diversity).

Авторы работы считают, что ограничивая контакты с другими группами и даже внутри группы – пусть даже ценой социальных и этнических предрассудков – наши предки таким образом спасали себя, снижая риск заражения.

Не совсем, правда, понятно, что имели в виду биологи под термином "религиозное разнообразие". Вроде бы они считают "количество верований на данной территории" (по энциклопедии).

Но, например, по Афганистану этот показатель составляет 2565, а по гораздо более многонациональной Великобритании – 2639. В России, при этом, 4043.

Кортни Бендер (Courtney Bender) из Колумбийского университета (Columbia University) тоже сомневается в правильности полученных выводов: "Некоторые религии действительно закрыты для чужаков, но ведь другие наоборот стремятся привлечь как можно больше сторонников".

С этим согласен Ричард Сосис (Richard Sosis) из университета Коннектикута (University of Connecticut): "Некоторые традиционные, религиозно обособленные общества зачастую активно торгуют с чужаками или даже формируют военные альянсы".

С другой стороны, наука знает достаточно об истории религиозных верований, а вот генезис их пока вызывает массу вопросов.

По мнению некоторых учёных, заявленный американцами подход может стать "первым шагом" в окончательном прояснении этого вопроса.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: