На рубеже VI-VII вв. Аравия переживала политический, экономический и идеологический кризис. Междоусобные войны разоряли народ. Поклонение многим идолам и богам препятствовало объединению племен и родов. Для выхода из кризиса требовалась новая идея, которая могла бы объединить племена, уничтожить многобожие и содействовать созданию целостного государства. Идолы, которым поклонялись люди, молчали. Старые боги не могли разрешить возникшие проблемы. Решение такой задачи взяла на себя новая религия, получившая название ислам.
Основателем новой религии стал пророк Мухаммад (570-632 гг). Мухаммад был сыном Абдаллаха из рода хашим племени курайш, населявшего торговый город Мекку в Западной Аравии. В возрасте 40 лет (в 610 году) он впервые ощутил себя пророком и посланником Аллаха, избравшего его посредником между собой и людьми. А произошло это так, В 610 (или в 608) году христианского летосчисления 920 году эры Селевкидов) месяца рамазан Мухаммад уснул в пещере на горе Хира близ Мекки, в которой он любил уединяться. Вдруг все кругом осветилось и он услышал: "Читай!"
- Что же мне читать? - ответил Мухаммад.
Тогда явившийся дотронулся свитком до груди Мухаммада и снова приказал ему читать, предлагая свиток, покрытый письменами.
Когда Мухаммад снова отказался, то появившийся сам прочитал ему пять строк из этого свитка и приказал повторить их. Мухаммад повторил, произносимые пришельцем слова, после чего тот удалился. Эти строки Мухаммад запомнил на всю жизнь:
"Читай, Во имя Господа твоего, который сотворил. Сотворил человека из сгустка. Читай! И Господь твой щедрейший, который - научил каламом, научил человека тому, чего он не знал".
(Коран. - М., 1991. Пер. И. Ю. Крачковского. С. 503 (96 : 1-5)
С этого времени Мухаммад становится пророком, хотя сам еще об этом не знает. Он напуган и подавлен. И только в минуту крайнего отчаяния перед ним появился в человеческом облике Джибраил и произнёс:
"Мухаммад! Ты - пророк Бога, а я - Джибраил!".
Так, согласно мусульманскому преданию, началось послание откровений Аллаха людям, которые составили Священную Книгу ислама - Коран (правильнее - ал-Куран). По преданию, было 124 тысячи пророков, в том числе 313 посланников. Мухаммад - последний из "посланников божьих" на земле.
Согласно Корану, пророки наделены божественной благодатью (барака). Они непогрешимы и ни одного неверного слова сказать не могут. Они способны творить чудеса. Однако Мухаммад отказывался сотворить какое-либо чудо, объясняя это тем, что Коран не требует доказательства своей особой миссии, он сам по себе величайшее чудо. Свою миссию Мухаммад видел в возрождении "истинной" веры, которую возвестил еще в древности пророк Ибрахим.
Коран Аллах посылал исключительно для арабов, так как другие народы уже получили от Бога свои писания (Библию, Тору). Чтобы облегчить понимание содержания Корана, Аллах ниспослал его на арабском языке. Мухаммад был искренне убежден, что сам он не имеет никакого отношения к тексту Корана, что он только лицо, пассивно воспринимающее слова Аллаха - автора Корана.
В сорокалетнем возрасте Мухаммад начинает свою проповедь единобожия, поставив перед собой цель уничтожить языческие обычаи и тем самым преодолеть кровавые междуособицы и укрепить единство арабского народа через новую религию.
"О, люди! Я посланник Аллаха к вам всем. Того, которому принадлежит власть над небесами и землей - нет божества кроме Него... Веруйте же в Аллаха и Его посланника... и следуйте за ним...", - говорил он в своих проповедях.
( Коран. Указ. соч. С. 148, 7 : 157)
С 610 по 613 годы продолжался перерыв в общении Мухаммада с Аллахом. Все это время Мухаммад тайно пропагандировал созданную им религию, но привлек на свою сторону всего лишь 50 мекканцев из племени курайшитов. Такая неудача морально сломила Мухаммада, и он решил покончить жизнь, самоубийством. Но как только он подошел к краю пропасти, появился Джабраил и сказал: "Ты - пророк Бога". Это спасло Мухаммада и вскоре на него снизошло откровение, в котором Аллах изрек:
Но первая же проповедь вызвала насмешки и негодование курайшитов. Особенно возмутило их заявление Мухаммада, что он - посланник и пророк всемогущего Аллаха. Речь Мухаммада потонула в свисте и улюлюканье. Они сочли его помешанным. С болью в сердце расходились мусульмане, видевшие поражение посланника Аллаха перед идолопоклонниками.
В своих проповедях Мухаммад связал воедино земную и "потустороннюю", "загробную" жизнь, выдвинул идею о загробном наказании или возвеличивании человека за содеянное им на земле. В исламе появились понятия ада и рая, где верующие будут мучиться или радоваться в зависимости от того, как они выполняли заветы новой религии.
По исламу каждый человек появляется на земле с заранее определенной судьбой и, значит, не должен пытаться изменить свою жизнь. Следует терпеливо относиться к своему положению, не желать того, чего у тебя нет, безропотно сносить лишения и невзгоды. Покорные люди, как утверждает ислам, обязательно попадут в рай, а непокорные будут мучиться в аду. Таким образом, сама по себе земная жизнь не имеет цены, она лишь подготовка к вечной загробной жизни. В Мекке проповеди Мухаммада были встречены враждебно. Мекканцы называли его лжепророком, угрожали преследованием, так как с уничтожением языческих культов резко уменьшались их доходы. Со временем отношение их к новой религии изменилось.
Материал для своих проповедей Мухаммад брал из зороастрийских легенд, христианских и персидских сказаний и арабских преданий. Но основное содержание проповедей составляли послания самого Аллаха. Чтобы заставить своих слушателей поверить себе, Мухаммад клянется страшными клятвами. Эти клятвы написаны в форме поэм или стихов, благодаря чему Коран и признан величайшим литературным памятником древности.
Так, сура "Гора" (очевидно гора Синай, на которой пророк Муса беседовал с Богом) начинается такой клятвой:
"Клянусь местом заката звезд! Клянусь тем, что вы видите, и тем, чего не видите! Клянусь Господом востоков и западов! Клянусь месяцем! И ночью, когда повертывается, и зарей, когда она показывается! Нет, клянусь днем воскресения и клянусь душой прорицающей! Клянусь посылаемым поочередно, и веющими сильно, и распространяющими бурно, и различающими твердо, и передающими напоминание, извинение или внушение! Клянусь движущимися обратно - текущими и скрывающими, и ночью, когда она темнеет, и зарей, когда она дышит! Но нет, клянусь зарею, и ночью и тем, что она собирает, и луной, когда она полнеет! Клянусь небом - обладателем башен, и днем обещанным, и свидетелем, и тем, о ком он свидетельствует! Клянусь небом, обладателем возврата. И землей, обладательницей раскалывания. Клянусь зарею, и десятью ночами, и четом и нечетом, и ночью, когда она движется! Клянусь солнцем и его сиянием, и месяцем, когда он за ним следует, и днем, когда он его обнаруживает, и ночью, когда она его покрывает, и небом, и тем, что его построило, и землей, и тем, что его распростерло, и всякой душой, и тем, что ее устроило и внушило ее распущенность и ее богобоязненность! Клянусь ночью, когда она покрывает, и днем, когда он засиял. Клянусь утром и ночью, когда она густеет! Клянусь мчащимися, задыхаясь, и выбивающими искры, и нападающими на заре!
- Клянусь горой, и книгой, начертанной на свитке развернутом, и домом посещаемым, и кровлей вознесенной, и морем вздутым".
( Коран. Указ. соч. С. 429 (52; 1-49). Художественный перевод Н. Лыкошин).
А вот как описывает Мухаммад день Страшного суда:
"В тот день небо заколеблется и горы придут в движение, и горе в тот день обвиняющим его (Мухаммада) во лжи! Земля сотрясется сотрясением, и горы сокрушатся и станут рассыпаться прахом!
...В тот день дунут в трубу единым дуновением, и спасена будет земля, а горы раздроблены: небо расколется, и будет оно в тот день слабым. А по краям него ангелы, которые понесут трон Господа...
... В тот день небо будет как медь расплавленная, и горы будут, как шерсть.
... Он спрашивает, когда день воскресения. Вот когда ослепится взор, и затмится луна, и сольются солнце и луна, скажет человек в тот день: "Где бегство?" Так нет! Нет убежища! Только к Господу твоему в тот день прибежище!...
... То, что вам обещано, готово случиться. И тогда звезды померкнут, и тогда небо расколется, и горы развеются... Горе в тот день обвиняющим во лжи! А считает день Суда ложью лишь преступник грешный.
В тот день-день разделения - подуют в трубу, и придете вы толпами. И небо откроется и станет вратами, и горы задвигаются и станут миражем.
. . .Когда солнце будет скручено, звезды осыплются, горы сдвинутся с мест и десять месяцев беременные верблюдицы будут без присмотра; когда звери соберутся, и души соединятся, и моря перельются, когда зарытая живьем спросит, за какой грех она была убита, когда свитки развернутся, небо будет содрано, ад разожжен и рай приближен - узнает тогда душа, что она себе уготовила! Уготовила вперед - и отложила!
. . .Сотрясется земля сотрясением великим и извергнет земля то, что в ней, и опустеет, и скажет человек: "Что с нею!" В тот день расскажет она, по велению Господа, свои вести. В тот день выйдут люди толпами, чтобы им показаны были их деяния: и кто сделал добра на вес пылинки - увидит его... Вспомнит в тот день человек, но к чему ему воспоминание? Люди будут в тот день как разогнанные мотыльки... И не будет дано позволение, чтобы им оправдаться."
И как награду праведным Мухаммад показывает жизнь в раю:
"...Лица праведных в день Суда благостные, своим стремлением довольные, в саду возвышенном. Не услышишь ты в нем болтовни. Там источник проточный, там седалища воздвигнуты, и чаши поставлены, и подушки разложены, и ковры разостланы"...
. . . Поистине, ведь праведники в благоденствии на ложах созерцают! Ты узнаешь в их лицах блеск благоденствия. Поят их вином запечатанным, оставляющим после себя не тяжкое похмелье, а лишь аромат, и водой из специального источника, из которого пьют только приближенные, - таснима ... Ведь для богобоязненных есть место спасения, и сады, и виноградники, и полногрудые сверстницы и кубок полный. Не услышат они там ни болтовни, ни обвинений во лжи. . . А если он из приближенных, из владык правой руки, то покой, и аромат, и сад благодати, и "мир Тебе!" от владык правой руки!
... Воистину богобоязненные - среди садов и благодати, забавляясь тем, что дал им Господь. Ешьте и пейте во здравие, за то, что совершили, возлежа на ложах, расставленных рядами. И Мы сочетаем их с черноглазыми, большеокими. Мы приведем к ним потомство их. И снабдим Мы их плодами и мясом из того, что пожелают. Они передают друг другу кубок - нет пустословия там и побуждения к греху. И обходят их юноши, подобные сокровенному жемчугу".
Однако ни проклятия, ни описания Страшного суда не воспринимались жителями Мекки, и мусульманам очень трудно приходилось в этом городе: им препятствовали совершать молитвы близ Каабы, так как в ней проживали те самые боги, которых отрицали мусульмане. Их всюду оскорбляли и встречали потоком брани. Иногда оскорбления заканчивались дракой. В одной из таких драк в конце 613 года мусульманин Саад, обороняясь от язычников, схватил челюсть верблюда и ударил ею своего противника, ранив его до крови. Это была первая кровь, пролитая в борьбе за ислам.
Абу Бакр, пользовавшийся большим уважением среди мусульман и считавшийся "совестью ислама", целуя Черный камень, говорил: "Я знаю, что ты лишь камень. Но я видел, как посланник Бога целовал тебя, и только поэтому я тоже целую тебя".
Чтобы спастись от преследований курайшитов и преодолеть опасность вероотступничества, Мухаммад предложил своим единоверцам переселиться в Эфиопию. Уже в начале 615 года некоторые мусульмане начали переселение. В Эфиопии их встретили дружелюбно и предоставили им возможность заниматься привычным делом - торговлей. С помощью торговли они помогали не покинувшим Мекку мусульманам, подрывая тем самым торговлю курайшитов. Сам же Мухаммад, находясь под защитой главы своего рода Абу Талиба, остался в Мекке и продолжал проповеди.
В 619 году Мухаммада постигли печальные события. Умирает Абу Талиб - глава хашимитов. Он многое сделал для защиты мусульман и самого Мухаммада. Не стало теперь в Мекке сильного покровителя. Вскоре умирает и жена Мухаммада - Хадиджа, которая в самые тяжелые годы гонений и травли помогала ему, поддерживая веру в конечную победу. И сегодня Хадиджа почитается мусульманами как "мать верующих".
Ничего больше не удерживало Мухаммада в Мекке. Он тайно покинул ее и отправился в город Таиф в поисках новых сторонников ислама, но изгнан язычниками и возвратился в Мекку.
О событии, происшедшем с ним по пути в Мекку, в пустыне Нахла, рассказывается в сурах "Джинны" и "Пески". Во время молитвы он увидел много джиннов, стоявших вокруг него, которые преклонились перед ним и признали пророком.
- Скажи: "Открыто мне, что слушал сонм джиннов". И сказали они: "Поистине, слышали мы Коран дивный! Он ведет к прямому пути. И уверовали мы в него, и никогда не предадим мы нашему Господу никого".
(Коран. Указ. соч. 475, 72: 1-2).
"Они сказали: О народ наш! Мы слышали книгу, ниспосланную после Мусы, подтверждающую истинность того, что ниспослано до него; она ведет к истине и к прямому пути".
(Там же. С. 414, 46:29).
"О народ наш! Отвечайте призывающему Аллаха и уверуйте в Него; он простит вам ваши грехи и защитит вас от наказания мучительного".
(Там же. С. 414, 46:30).
В 621 году в Ясрибе (Йасриб) - в городе, мимо которого идут караванные дороги из Мекки в Сирию и к берегам Средиземного моря, Мухаммад договорился с представителями проживавших здесь племен о переселении сюда мусульман из Мекки. Этот договор Мухаммад хранил в тайне от курайшитов. Поодиночке и небольшими группами мусульмане стали покидать Мекку, направляясь в Ясриб.
Когда же Мекку покинуло большинство мусульман, курайшиты приняли решение убить Мухаммада, опасаясь, что он бежит в Ясриб и начнет открытую войну против них. За Мухаммедом начинают следить. Однажды ночью, перебравшись через глинобитный дувал, он бежит. Обманув погоню, снаряженную курайшитами, он со своими спутниками идет не на север к Ясрибу, а на юг и несколько дней проводит в пещере на склонах горы Хира. А затем, продвигаясь по ночам, Мухаммад с Абу Бакром благополучно добираются до селения Куба на окраине Ясриба. Это происходит 22 или 24 сентября 622 года. С этого времени Ясриб становится Городом пророка - Мадинат он-наби, или сокращенно - Медина (город). А 16 июля 622 г., когда началось переселение Мухаммада в Медину (арабск. хиджра), считаться первым днем мусульманского летосчисления.
"Нет принужденья в вере!" (Коран. Указ. соч. с. 56, 2 :257) - с таким лозунгом вступает в Медину Мухаммад. Над головой пророка развевается белый плащ. Вскоре этот цвет станет первым знаменем мусульман.
Жители города, решившие признать Мухаммада посланником Аллаха, надеялись с его помощью прекратить кровавые междоусобные войны между племенами аус и хазрадж. В Медине и произошло окончательное оформление ислама как самостоятельной религии. Оформляются и правила мусульманского ритуала, ставшие законом жизни мусульманской общины, появляются запреты на употребление вина, свинины, запрещаются азартные игры. В городе появляется первая мечеть, первая казна и войско пророка.
Принявшие ислам жители Медины стали основой первой мусульманской общины в Аравии. Новая вера быстро обрела своих сторонников. К концу 630 года почти вся Аравия принимает новую религию. Принимают ее и жители Мекки, убедившись в способности Мухаммада объединить ранее враждовавшие племена.
Учитывая экономическое и религиозное значение Мекки, Мухаммад объявляет ее духовным центром своего государства, а Каабу провозглашает мусульманской святыней. Стоявшие вокруг Каабы идолы были уничтожены. На всех покоренных территориях арабы разрушили языческие святилища, храмы, сожгли зороастрийские книги. По свидетельству историков, очевидцев событий, гибель храмов производила огромное впечатление на местных жителей. Идолы были сожжены, а поджигатели не пострадали. Это сильно поколебало веру в старых богов.
Укрепившись в Аравии, новая религия стала широко распространяться среди народов Азии, Африки и Европы. Однако уже при третьем преемнике Мухаммада - халифе Османе (644-656 гг.) вспыхивает междоусобная борьба между мусульманами, а при халифе Али (656-661 гг.) происходит раскол мусульман на две группы. Сторонники Али получили название шииты (от арабского шй'а, что означает "сторонники"), а само это направление в исламе получило название - шиизм. Остальные стали себя именовать суннитами (от арабского сунна, т. е. предание о жизни и высказываниях Мухаммада).
Название священной книги мусульман Коран в переводе с арабского означает чтение или произношение нараспев. Содержимое Корана - это речь Аллаха, с которой он обращался к Мухаммаду в течение 20 лет. Собственные же высказывания Мухаммада собраны в сборнике хадисов.
При первом халифе Абу Бакре (632-034 гг.) было принято решение записать проповеди Мухаммада со слов его сподвижников и современников. Но только при третьем халифе Османе (644-656 гг.) составлена окончательная редакция текста Корана, которую объявили самой достоверной и правильной. Остальные записи было решено уничтожить. Однако до сих пор существует каноническое (по Корану Османа) и неканоническое прочтение отдельных мест сур Корана. Но разночтения невелики и смысла текста в большинстве случаев не меняют.
Всего в Коране 114 глав (сур) и каждая из них (кроме девятой) начинается с фразы "Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного".
Названия сур часто взяты по ярким фразам или сюжетам, или имени в тексте. Суры делятся на аяты - рифмованные, ритмически завершенные фразы. Суры, или главы Корана, не связаны единым сюжетом, а представляют собой собрание аятов религиозного, философского, юридического, поэтического и бытового характера. Между ними помещены сказания и предания из жизни пророков, различные сообщения и притчи.
В Коране много преданий и сказаний о жизни библейских пророков, то есть тех, кто упоминается в Торе, Библии и Евангелии. Среди них - Адам, пророки Муса (Моисей), Харун (Аарон), Ибрахим (Авраам), Нух (Ной), Юсуф (Иосиф), Иса (Иисус) и другие.
Сунна, в отличие от Корана, представляет собой предания о деятельности Мухаммада, записанные в хадисах (хадис по арабски означает - подлинно происшедшее, имевшее быть).
Текст Корана обычно делят на три части. Первая - это краткие и эмоциональные проповеди, в которых описываются мучения в аду для не поверивших в Аллаха, гневное обличение многобожия. Эти суры обычно называют "поэтическими", так как именно эта часть Корана воспринимается как речь поэта или предсказателя.
Суры второй части называются "рахманскими", так как в этот период Аллах называл себя Рахманом (Милостивым). Здесь показано могущество Аллаха и его милосердие к людям.
Третья часть - мекканские проповеди, которые называют "пророческими". В этих текстах на примере пророков Нуха (Ноя), Лута (Лота), Ибрахима (Авраама), Юсуфа (Иосифа), Исы (Иисуса), Мусы (Моисея) и других показано, какие муки претерпели они, наставляя людей на путь истинный. Лейтмотив каждого рассказа - победа над неверными, нечестивыми и их унижение или даже уничтожение. Этими историями Аллах дает понять, что следует бояться не только Судного дня, но и возможного физического уничтожения за непослушание пророку.
Открывает Коран сура "Фатиха", "Открывающая" или "ал-Хамд", т. е. "Хвала" - одна из самых поэтически совершенных сур Корана. Это самая короткая и самая распространенная молитва мусульман:
Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного. Хвала Аллаху, Господу миров Милостивому, Милосердному, Царю в день Суда!
Тебе мы поклоняемся и просим помочь! Веди нас по дороге прямой. По дороге тех, которых облагодетельствовал, - Не тех, которые находятся под гневом, и не заблудших.
(Коран. Указ. соч. С. 27, 1 :1-7)
А вот как звучит эта же сура в художественном переводе В. А. Эбермана:
Хвала Аллаху, который миров Господин,
Милостивый, Милосердный он один,
Дня Страшного суда Властелин.
Тебе мы поклоняемся,
Помощь дается нам
Тобою одним.
Веди нас по пути тех, кто Тобою водим.
По пути тех, на кого прострелась воля Твоя,
На кого Ты не гневаешься, кто не знает
заблужденья кручин.
В различные исторические периоды, еще при пророке, перед некоторыми верующими вставал вопрос: а действительно ли Мухаммад - пророк, правильно ли он истолковывает послания Аллаха? И Мухаммаду приходилось доказывать, спорить, дискутировать с многобожниками. При этом менялось и само повествование в Коране. Поэтические суры сменяются рифмованной прозой, приобретают спокойный повествовательный тон.
В этот период появляется сорок рахманских сур - учительских и пророческих (анализ дискуссии с неверующими). Однако эти суры во многом повторяют созданные прежде поэтические строчки. По-прежнему утверждается единобожие, подтверждается пророческая миссия Мухаммада, описываются мучениия в аду после воскресения и Суда. Особое внимание в этих сурах уделяется вопросу о единстве Бога. Курайшиты соглашались с существованием Аллаха, но утверждали, что он имеет дочерей. Это Мухаммад категорически отрицал: "Бог не рожден и не рождает, он творит словом. У него есть только рабы, бесприкословно выполняющие его волю".
Много времени приходится Мухаммаду проводить за толкованием Корана - ведь в нем нет подробного описания Страшного суда, ада и рая, а верующие хотят знать все до мелочей. Поэтому Мухаммаду в своих рассказах приходится дополнять и уточнять Священное писание. Самым трудным для Мухаммада было определение поступков верующих: нет ли греха в том, что я сделал, сказал, подумал - с такими вопросами постоянно обращаются к Мухаммаду прихожане.
Главным мерилом оценки поступков верующих для Мухаммада было то, с какой целью и намерением они совершались. Если по оплошности - не грех, если хотели сделать добро, а получалось зло - тоже не грех, но если совершали или пытались совершить (хотя бы даже в мыслях) зло или беззаконие - то это уже грех. В зависимости от последствий содеянного Мухаммад советовал, как искупить этот грех, как очистить себя, чтобы больше душа не способна была на греховын поступок.
"Самое главное, - любил повторять Мухаммад, - вера и стремление к чистоте, а не то, сколько ты постился или совершил поясных и земных поклонов".
(Коран. Указ. соч. С. 45, 2 : 172).
Мухаммад проповедовал, что рай покупается не дешевой ценой. Для того, чтобы распространить истину на земле, приходится принимать смерть в сражениях.
"А те, кто вышел на поле боя и пал смертью героев, - разве они убиты?" - спрашивал Мухаммад. "Нет, они живые, - отвечал он же, - они у Господа своего получают удел, радуясь тому, что даровал им Аллах из своей милости, и ликуют они о тех, которые еще не присоединились к ним, следуя за ними, что нет над ними страха и не будут они опечалены!"
(Там же. С. 90, 4:76).
Встречая души умерших, - объясняет Мухаммад, - Аллах их спрашивает: "Чего бы вы еще хотели, слуги мои верные?" В ответ души погибших отвечают, что хотели бы вновь возродиться в земной жизни, чтобы, еще раз пасть, сражаясь за дело веры...
"Как же объяснить, - спрашивали верующие у Мухаммада, - что язычников за их неверие не наказывает Аллах и очень многие из них живут намного лучше и богаче?"
На этот вопрос Мухаммад отвечал так: "Аллах специально не трогает их в этой жизни, чтобы сильнее наказать в загробной. Он специально повесил завесу между Мухаммадом и ими, сделав их слепыми и глухими к истинному учению".
"Скажи, - учил Аллах Мухаммада, - истина - от вашего Господа: кто хочет, пусть верует, а кто хочет, пусть не верует. Мы приготовили несправедливым огонь, навес которого окружит их; а если они воззовут о помощи, им помогут водой, подобной расплавленному металлу, которая опаляет лица. Скверно питье и плохо убежище!"
(Коран. Указ. соч. С. 244, 18:28).
- Скажи: "Всякий поступает по своему подобию, и Господь ваш лучше знает тех, кто идет прямее"
(Там же. С. 239, 17:86).
Вообще на загробное воздаяние Мухаммад делает особенный упор в эти годы: "Не богатство и обильное потомство уготовил Бог для верующих, а нечто неизмеримо лучшее - вечное райское блаженство"
(Там же. С. 244, 18:30).
Вскоре Мухаммад получает новое откровение Аллаха, призвавшего к борьбе с безбожниками.
"... Они не соблюдают в отношении верующих ни клятвы, ни условия. Они - преступники... Когда закончатся месяцы запретные (месяцы хаджа), то избивайте многобожников, где их найдете, захватывайте их, осаждайте, устраивайте засаду против них во всяком скрытом месте! А если они обратились и выполнили молитву и давали очищение - они братья ваши!"
(Там же. С. 47, 2: 187-188).
К концу 627 года Мухаммад завершил создание обширной конфедерации, в состав которой вошли кочевники-язычники, принявшие ислам, и жители Медины. А в феврале 628 года Мухаммад сообщил верующим волю Аллаха - идти на поклонение в Каабу, заявив, что она является святыней новой религии и что обряд паломничества к святым местам в Мекке заново дан самим Аллахом.
В 628, 629 гг. Мухаммад продолжает отправлять войска мусульман против непокорившихся еще кочевников и жителей небольших оазисов.
17 числа месяца рамазан в восьмой год хиджры (630 г.) Мухаммад с огромным войском подошел к Мекке. На этот раз курайшиты решили не сопротивляться. Многие из них согласились принять ислам. "Свидетельствую, что нет никакого божества, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад - посланник Аллаха! Клянусь повиноваться Аллаху и его посланнику!" - один за другим повторяли курайшиты эту клятву. "Иди с миром", - отвечал пророк и протягивал ему ладонь. Ударив по ней, курайшиты с облегчением отходили, радуясь, что им простили их борьбу против мусульман. Теперь уже никто не протестовал, когда Мухаммад приказал выбросить и разбить всех идолов из Каабы.
В 630 году в Центральной и Южной Аравии не осталось силы, способной оказать сопротивление мусульманам. Мухаммад начинает готовиться к походу на север - к границам Византии и Персии. Однако великий поход на север не состоялся из-за бегства воинов из уже выступившего войска. В декабре войско вернулось в Медину.
Мухаммад по-прежнему живет очень скромно и просто - дорогих шелковых тканей не носит, одежду и обувь чинит себе сам. Он очень опрятен, волосы, ниспадающие на плечи, всегда в порядке, борода и усы слегка смочены благовониями. Чалма, сандалии, грубый плащ - постоянная его одежда. Лепешка, сыр, молоко, каша и фрукты, изредка мясо - его постоянная еда.
Получил Мухаммад еще одно откровение Аллаха, запрещающее потребление вина и азартные игры, так как это "мерзость из деяния сатаны", при их помощи "сатана желает зародить среди вас вражду и ненависть и отклонить вас от поминания Аллаха и от молитвы".
В последние годы жизни Мухаммад деятельно готовится к экспедиции в Сирию для распространения ислама на севере страны. Но в июне-июле 632 года в возрасте 60 (63) лет Мухаммад неожиданно умирает. С большими почестями Мухаммада хоронят в Медине (Мечети пророка), а первым халифом, главой мусульманской общины, становится Абу Бакр.
За два года его правления были подавлены восстания кочевников, не желавших смириться с налогами, уничтожены все лжепророки, сеявшие смуту. Все население - от Евфрата до Мертвого моря - покорилось исламу.
После смерти Абу Бакра халифом был выбран Омар. Он руководил верующими двенадцать лет. При нем полководцы ислама покорили Палестину, Сирию, Египет, Ливию и большую часть Персии. При Османе продолжалось наступление ислама на Византию, покорены Персия и Дагестан, арабы вышли на берег Амударьи.
Сама книга проповедей Мухаммада появилась лишь после его смерти, когда в 632 году халиф Абу Бакр собрал существующие тексты проповедей, записал высказывагшя хафизов (знающих Коран наизусть) и составил сборник проповедей. Первый вариант Корана был назван Сухуф (в переводе с арабского - листы, страницы).
Легенда гласит, что после очередного сражения мусульман с язычниками погибло более семидесяти чтецов Корана, знающих его наизусть. Тогда люди сказали: "Если так станут погибать самые знающие из нас, как мы донесем учение наше, как люди возьмут веру нашу и слова Мухаммада. Некому будет передавать учение это". Тогда и была создана "комиссия", в задачу которой входило собрать воедино все проповеди Мухаммада.
Новый вариант Корана получил имя Османа, так как записывался в период его правления. Все записи на пергаменте, глиняных черепках, плоских костях и кусках ткани собрали и сверили, и был составлен окончательный текст Корана. Остальные списки были уничтожены.
Сколько было тогда составлено списков, неизвестно. Одна из этих копий лежит в Каабе рядом со святыней мусульман Черным камнем, другая хранится в Медине, копии VII века имеются в Каире, Париже и Берлине.
Записи в Коране разделены на суры (в переводе с арабского - ряд камней в кладке). Расположены они в зависимости от размера записи, то есть, как при строительстве дома, когда кладут более крупные камни, затем поменьше и т. д. Не соблюдено ни хронологического, ни тематического порядка. Первая сура очень короткая. Она представляет собой как бы дверь в книгу. Она и называется "Открывающая" (Фатиха). Суры, в свою очередь, разделены на аяты (в переводе - знамение или стих). Всего в Коране 114 сур, самая длинная - вторая - содержит 286 аятов, а самые короткие - по три аята.
Главная идея Корана - борьба с многобожием и утверждение единой религии - ислама. Однако многие положения Корана повторяют идеи других религий: о бессмертии души, о рае и аде, о конце света, о Страшном суде, о сотворении мира и человека, о всемирном потопе и т. д. Около четверти Корана посвящено описаниям жизни и деятельности различных пророков. Основное содержание Корана - проповеди нового учения, раскрытие ведущих положений новой веры.
В целом Коран представляет собой собрание ряда религиозных и правовых положений, регулирующих общественную, семейную и частную жизнь мусульман. Он содержит множество норм, охватывающих разные стороны жизни, которыми должны руководствоваться все мусульмане.
Сура | Название | Объяснение названия | Примечания |
---|---|---|---|
1 | Фатиха | «Открывающая» Книгу. Среди верующих эта сура популярна под названием ал-Хамд («Хвала»). По начальному слову первого аята, в котором произносится восхваление и благодарность Аллаху. | Произносится перед молитвой, началом работы, еды и т. д. Эта сура самая короткая в Коране (7 аятов). |
2 | Корова | Дословный перевод «сура, где упоминается легенда о Корове» (в 63-66 аятах). | Эта сура самая длинная в Коране (286 аятов). Прочитана до начала 624 года. |
3 | Семейство Имрана | Имран - отец Мариам, в Евангелии Иоахим. Упоминается в 37-42 аятах. | Прочитана Мухаммадом 22 марта 625 года. Здесь первые упоминается Иисус Христос (Иса Машха). |
4 | Женщины | Посвящена положению, правам и обязанностям женщины. | Разъясняются законы по вопросам брака, семьи, многоженства, а также положение о священной войне - джихаде. |
5 | Трапеза | Названа по 4 суре. | По хронологии - это последняя проповедь Мухаммеда, прочитанная им во время Хаджа в Мекку в феврале 632 года. |
6 | Скот | Названа по аятам 139-145, в которых разъясняются запреты, связанные с животноводческими традициями арабов. | Прочитана, как предполагают ученые, в начале 622 года. В большинстве аятов разоблачаются мекканцы, преследующие мусульман. |
7 | Преграды | В аятах 44-49 рассказывается об особом огражденном месте, находящемся между адом и раем, откуда можно посмотреть на жизнь в аду и раю. | Прочитана в начале 622 года в Мекке. Основная цель суры - убедить мусульман в истинности ислама в трудное для них время (преследования мекканцев). Приводятся картины наказания Аллахом неверных (язычников). |
8 | Добыча | Название дано по аятам, в которых рассказывается о разделе добычи после удачной битвы с язычниками при Бадре. В суре описывается сражение при Бадре, как первой крупной победе мусульман. | Прочитана 16 марта 624 года после сражения при Бадре. Основная тема суры - установление справедливого раздела добычи. В аяте 17 устанавливается обязательный размер (пятая часть) добычи, выделяемой Аллаху, которая передается общине на благотворительные цели. |
9 | Покаяние | Название дано по 38-39 аятам, где рассказывается о раскаяниях язычников, которые были прощены пророком. | Предположительно эта сура является продолжением 8 суры, так как она единственная в Коране, в которой отсутствует формула «Во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного». Однако она отражает события 630 года. В суре прочитан аят 5 «Аят меча», призывающий бороться с неверными мечом. |
10 | Йунус | Названа по аяту 98, в котором упоминается народ Йунуса (в Торе - Ионы). По легенде Иона (один из пророков в Торе) отправился на поклонение святым местам, но по пути матросы выбросили его в море, а кит, послушавшись Бога, вынес его на сушу. | Прочитана в конце 621- начале 622 годов, когда пророк Мухаммед подвергался преследованиям со стороны мекканцев. |
11 | Худ | Названа по аятам 52 - 63, в которых упоминается имя пророка Худа. | Прочитана в 620 году. Основное содержание - утверждение истинности ислама. |
12 | Юусуф | Названа по содержанию суры, в которой рассказывается легенда об Иосифе Прекрасном и о его любви, позже отраженно в поэме Фирдоуси «Юсуф и Зулейха». | Прочитана в 621 году в период преследования мусульман в Мекке. Во 2 аяте впервые упоминается, что Коран диктовался на арабском языке. |
13 | Гром | Названа по аяту 14, в котором показано, что даже силы природы (гром и молния) прославляют Аллаха. | Прочитана 8 сентября 622 года перед Хиджрой в Медину. |
14 | Ибрахим | Названа по аятам 38-42, в которых показаны взгляды Ибрахима. | Прочитана одновременно с сурой 1 в 620 году и посвящена той же теме - утверждению истинности ислама. |
15 | Ал-Хиджр | Название в переводе с арабского означает «камень». В суре оно употребляется для обозначения города Петра - столицы Набатейского государства в Византии, служившего одним из пунктов в торговле с арабами. | Прочитана в 618 году в период обострения отношении Мухаммада с мекканской знатью. |
16 | Пчелы | Названа по аятам 70-71, в которых упоминаются пчелы (их трудолюбие, смиренность, полезность) и предлагается человеку брать с них пример. | Прочитана в 620 году, ее цель - укрепить веру у своих последователей в период гонений. |
17 | Перенес ночью | В буквальном переводе означает «ночное путешествие» Мухаммеда из Мекки в Иерусалим на мифическом коне Бурак. | Прочитана в конце 619 года в период переселения мусульман в Эфиопию, когда они еще тайно собирались на проповеди. |
18 | Пещера | Названа по легенде о «семи отроках», изложенной в 8-25 аятах. | Последняя сура, прочитанная Мекке в 612 году. |
19 | Мариам | Мариам (Марьям, Мария) - мать пророка Исы (Иисуса). | Прочитана в 617-518 гг. Рассказываются христианские легенды об Исе (Иисусе Христе), Закарии (Захарии), Марьям (Марии) и др. |
20 | Та-ха | Название, состоящее из двух сокращенных слов, не расшифровано. | Прочитана в 615 году. Большинство аятов в суре посвящено жизни Иисуса Христа (Исе). |
21 | Пророки | Проповедь целиком посвящена пророкам. | Прочитана в 619 году после неудачной поездки Мухаммада на Таиф. |
22 | Хадж | Посвящена поездке Мухаммада (малый хадж) в Худайбий. | Прочитана в марте 628 года. |
23 | Верующие | Названа по 1-2 аятам, в которых дается характеристика истинно верующего. | По предположению, прочитана во 2-й половине 619 года. 118 аят этой суры предписывается верующим читать как можно чаще. |
24 | Свет | Название связано с характеристикой Аллаха в аяте 315, как света земли и небес. | Прочитана в 627 году. В суре излагаются вопросы семейной этики и семейно-брачного права. |
25 | Различие | Название связано с переводом с арабского слова ал-фуркан в смысле различия добра и зла, веры и неверия. | Прочитана в 619 году после возвращения Мухаммада из поездки в Таиф. В ней впервые Мухаммад называется пророком не только арабов, но и людей всего мира. |
26 | Поэты | Название связано с содержанием аята 224. В то время слово «поэт« означало низшую ступень жрецов, сочиняющих магические стихи. | Предположительно, прочитана в конце 618 или начале 619 годов. |
27 | Муравьи | Название суры связано с легендой о муравьях, знающих язык Сулеймана (Соломона), (аят 18). | Предположительно, прочитана в конце 619 года. Рассказывается о взаимоотношениях древнеиудейского царя Соломона с правительницей древнейеменского царства Саба. |
28 | Рассказ | Название дано по рассказу легенды о Фараоне, подчинившем народ Израиля, и о рождении и воспитании Мусы (Моисея) под присмотром дочери Фараона. | Предположительно, прочитана в конце 620 или начале 621 годов Подробно изложена легенда о Фараоне и Мусе (Моисее). |
29 | Паук | Название дано по аяту 40, в котором сравниваются с пауком те, кто не верит в Аллаха и думает, что спрячется в таком же непрочном доме, как дом паука. | Предположительно, прочитана после суры 28. Цель суры - укрепление веры и духа мусульман в условиях гонения в Мекке. |
30 | Румы | Название переводится как «византийцы». В суре упоминается конкретное историческое событие - поражение византийцев в войне с Ираном в 613-614 годах. | Предположительно, прочитана в 620 году. |
31 | Лукман | Название означает имя знаменитого мудреца и лекаря, взятое из арабских легенд. | Предположительно, прочитана в 621 году. Продолжение темы 29 и 30 сур. |
32 | Поклон | Название дано от арабского «саджда» - падение ниц, преклонение перед Аллахом . | Прочитана в конце 619 года. Продолжение темы 29-31 сур. |
33 | Сонмы | Название дано по 20-21 аятам. Так названы мекканские войска, созданные из плененных и родовых ополчений. | Прочитана в середине 627 года. Посвящена разъяснению положений семейного права и этики, начатому во 2-4 сурах. |
34 | Саба | Название дано в связи с упоминанием в 14-20, 27 аятах древнейеменского царства Саба. | Прочитана в 620 или 621 годах, когда у Мухаммада созревает план переселения в Медину. |
35 | Ангелы | Название дано по 1 аяту, в котором упоминаются ангелы, как посланники Аллаха. Более раннее название этой суры - «ал-Фатир», «Творец», «Создатель», так как 1 аят начинается с этого слова. | Прочитана после 34 суры. Посвящена спору Мухаммада с мекканскими многобожниками. |
36 | Иа Син | Сура считается верующими «Сердцем Корана», почитается как исцелительная, если ее прочесть над больным сорок раз. Название состоит из двух частей. По предположению, это начальные буквы восклицания «О, человек!». | Прочитана в конце 618 или начале 619 года. Аяты 81-83 часто читаются как молитва во время похорон и поминок. |
37 | Стоящие в ряд | Название дано по первому аяту, в котором упоминаются стоящие в ряд ангелы, ждущие повелений Аллаха. | В суре продолжается полемика с многобожниками. |
38 | Сад | В название суры положена арабская буква «сад». Предполагают, что это сокращение слова «ас-садик» - правдивый, честный, истинный. | Прочитана в конце 618 года. Аяты направлены на укрепление веры мусульман. |
39 | Толпы | Название связано с аятами 71-72, в которых описываются толпы людей, гонимых в ад. | Прочитана в 620 году. В суре дается подробная картина последнего дня (Судного дня) на земле. |
40 | Верующий | В суре на примере жизни Аллаха показано, каким должен быть верующий. | Прочитана, предположительно, в 620 году. |
41 | Разъяснены | Название дано по аяту 2, в котором говорятся о Коране, как книге, объясняющей людям ислам. | Прочитана в конце 619 или начале 620 года. |
42 | Совет | Названа по аяту 11, в котором дается совет крепить веру и не допускать многобожия. | Прочитана в конце 621 года. |
43 | Украшение | Название дано по 34 аяту, в котором упоминаются богатства и украшения как блага временные, которыми владеют лишь при жизни, а верующие, не имеющие этих богатств, вечно будут жить в раю. | Прочитана, примерно, в 619 году. |
44 | Дым | Название дано по аяту 9, в котором описывается наступление Судного дня для неверующих. | Прочитана в 616 году. |
45 | Колено- преклонная | Название связано с аятом 27, в котором сказано, что в день суда все встанут коленопреклоненными перед Аллахом. | Прочитана в конце 619 или начале 620 годов. |
46 | Пески | Названа по описанию пустынной местности, в которой обитали великаны-адиты, упоминаемые в аяте 20. | Прочитана в начале 622 года. |
47 | Мухаммад | Название дано в связи с тем, что в этой суре впервые упоминается имя пророка Мухаммада. | Прочитана после победы мусульман при Бадре. |
48 | Победа | Подписание мирного соглашения при Худайбие признается мусульманами как их победа над язычниками Мекки. Отсюда и название суры. | Прочитана в 628 году после заключения Худайбийского соглашения. |
49 | Комнаты | Название дано по 4 аяту, в котором упоминаются «комнаты позади», т. е. территории, на которых проживают те, «кто не разумеет» (язычники). | Прочитана в начале 630 года. В суре даются предписания, каким образом примирить враждующие группы мусульман. |
50 | Каф | Название суры представляет собой арабскую букву «каф». Предполагается, что она обозначает сокрашенное слово «хадир» - могучий, способный, или «каза» - божественное решение, предопределение. | Прочитана в 615 или 616 годах. |
51 | Рассеивающие | В суре Аллах клянется «рассеивающими рассеяние» (ветром, легко разгоняющим тучи) и обещает верующим, что то, что он обещал - сбудется. | Прочитана в 614 или 615 годах. |
52 | Гора | Имеется в виду гора Синай. | Прочитана в 614 или 615 годах . |
53 | Звезда | Первый аят начинается клятвой звездой, подчеркивающей правдивость слов пророка. В суре впервые упоминается о том, что все, что записано в Коране, послано Мухаммаду через архангела Джибраила. | Прочитана в 612 или 613 годах. |
54 | Месяц | В аяте 1 упоминается «расколовшийся месяц». Согласно легенде, Мухаммад сотворил чудо, в результате которого месяц раскололся на две половины: одна взошла на Востоке, другая - на Западе. | Прочитана в начале 615 года. |
55 | Милосердный | Название дано по аяту 1, в котором Аллах называется Милосердным и перечисляются его деяния на земле. | Прочитана в 610 году. |
56 | Падающее | В аяте 1 пишется: «Когда упадет падающее», т. е. когда наступит Судный день. | Прочитана в 610 году после 55 суры. |
57 | Железо | Название дано по 25 аяту, в котором под железом подразумевается оружие, предназначенное для защиты правоверных. | Прочитана в 625 году. |
58 | Препирательство | Название дано по первому аяту. Сура посвящена разбору установлений по вопросам развода жены с мужем. | Прочитана в 628 году. |
59 | Собрание | Имеется в виду собрание иудейского племени Надир из Мединского оазиса, на котором они решили вступить в сговор с мекканцами. | Прочитана в 625 году. Сура посвящена сражению мусульман с мекканцами на горе Ухуд близ Мекки 23 марта 625 года. В аятах 3 и 4 разъясняется, как использовать добычу, взятую в бою и без боя. |
60 | Испытуемая | В аятах 10-13 дается, разъяснение, как поступать с женщинами, бежавшими к мусульманам и принявшими ислам. После испытания, убедившись, что они поверили в Аллаха, на таких женщинах разрешалось жениться, заплатив бывшему мужу за понесенный ущерб. | Прочитана в 629 году. Последняя сура, прочитанная Мухаммадом накануне взятия Мекки. |
61 | Ряды | В названии суры имеются в виду плотные ряды мусульман, не дрогнувших в битве. | Прочитана в 625 году после битвы при Ухуде. |
62 | Собрание | Название суры означает собрание мусульман на молитву в пятницу (Джума) . | Прочитана в 624 году накануне битвы при Бадре в марте 624 года. |
63 | Лицемеры | Название связано с попытками некоторых мусульман отказаться от участия в походе против язычников, одновременно лицемерно клянясь в верности Аллаху. | Прочитана в 627 году перед походом против племени бани Мусталик. |
64 | Взаимное обманывание | «Ат-тагабун» - в переводе с арабского - «взаимное обманывание», в суре означает день, когда окончательно выяснится, кто грешник, а кто праведник, что вредно, а что полезно. | Прочитана в 624 году перед сурой 62. |
65 | Развод | В суре перечисляются условия, при которых разрешается развод мужа с женой. | Прочитана в 625 году и является продолжением суры 4, дополняя ее условиями развода мужа и жены. |
66 | Запрещение | Название связано с описанием нарушения запрета пророка одной из жен Мухаммеда, передавшей его разговор с ней дочери Абу Бакра. | Прочитана предположительно в 629 году до похода в Мекку. |
67 | Власть | Название дано по первому аяту, в котором прославляется Аллах, создавший жизнь и смерть, чтобы испытать верующих, его «власть над всем и всеми». | Прочитана в 619 году, популярна среди мусульман как заупокойная молитва - читается на кладбище, после завершения похорон. |
68 | Письменная трость | Название дано по первому аяту, в котором упоминается письменная трость, которой Аллах научил человека письму. | Прочитана в 614 году. |
69 | Неизбежное | Название подчеркивает неизбежность наступления Судного дня. | Прочитана в 614 году. Посвящена рассказу о наступлении Судного дня. |
70 | Ступени | Лестница ведущая в небо по которой восходят ангелы. | Прочитана в 614 году. |
71 | Нух | Посвящена обстоятельному рассказу о Нухе (Ное) и Всемирном потопе. | Прочитана в 615 году. |
72 | Джинны | Название связано со сном, приснившимся Мухаммаду: во сне ему явились джинны, внимательно слушавшие проповеди, а затем принявшие ислам. Этот сон убедил Мухаммада, что он на верном пути. | Прочитана в 619 году. |
73 | Завернувшийся | Название связано с легендой о том, что, испугавшись встречи с Джнбраилом, Мухаммад не поверил, что он избран пророком, убежал домой и завернулся в одеяло. Но Аллах приказал ему подняться и продолжить проповедь. | Одна из ранних сур, предположительно прочитана в 610 году. |
74 | Завернувшийся | По смыслу является продолжением суры 73. | Предположительно, это вторая сура, ниспосланная Мухаммаду в 610 году. |
75 | Воскресение | Сура посвящена теме воскресения правоверного мусульманина после смерти. | По предположению исламоведов, относится к наиболее ранним сурам 610 года. |
76 | Человек | Название связано с упоминанием в аятах суры о том, что Аллах создал человека и испытывает его, а человеку необходимо терпеть и повиноваться его решениям. | Прочитана в начале 615 года. |
77 | Посылаемые | Название связано с образными выражениями 1-6 аятов, в которых передается клятва ветрам, которые посылаются поочередно на землю, чтобы от них была польза правоверным мусульманам. | Прочитана в начале 614 года. |
78 | Весть | В начале проповеди Мухаммада в Мекке среди многобожников стал распространяться слух, что им получена весть об обязательном наступлении Судного дня. | Прочитана в 614 году |
79 | Вырывающие | В аятах 1-5 передается клятва Аллаха именем ангелов, «с силой и стремительно» вырывающих душу человека, когда наступает срок смерти. | Прочитана в 610 году. |
80 | Нахмурился | В аятах 1-10 упоминается случай, когда Мухаммад отказался объяснить слепому человеку один из вопросов веры, отвернувшись от него. За это Аллах порицал пророка. | Сура прочитана на втором году проповеди в 611 году. |
81 | Скручивание | Название связано с аятом первым, в котором упоминается словосочетание «Солнце скручено», т. е. солнце, окутанное туманом и переставшее светить. | Прочитана в середине 610 года. В ней дано описание Судного дня. |
82 | Раскалывание | Название суры связано с легендой о Судном дне, когда при звуках трубы Исраила небо расколется и могилы перевернутся, чтобы покойник смог предстать перед Аллахом. | Прочитана в 610 году. Дается картина Судного дня. |
83 | Обвешивающие | Под словом «обвешивающие» подразумеваются люди, живущие обманом своих соплеменников. | Прочитана в 614 году. |
84 | Раскалывание | Начинается сура описанием начала конца света: «когда небо раскололось...» По этому аяту и дано название. | Прочитана в 614 году. Дополняет серию сур, в которых дается картина конца света. |
85 | Башни | В переводе с арабского «бурдж» означает «башня» и «созвездие». Из текста очевидно, что речь идет о созвездии и заглавие надо бы переводить как «созвездие»: «клянусь небом - обладателем созвездий...». | Прочитана в 614 году, продолжает серию сур-клятв. |
86 | Идущий ночью | Название дано по 1-3 аятам, в которых речь идет о ясной звезде (Венере или Сатурне). Она появляется ночью, освещая и охраняя идущих. | Прочитана в 614 году, продолжает серию клятвенных сур. |
87 | Высочайший | Сура посвящена восхвалению Высочайшего (Аллаха) за то, что он, зная предопределение судеб верующих, направляет их по пути праведному. | Прочитана после суры 86 в 614 году. |
88 | Покрывающие | Это слово в переводе с арабского («Ал-гашия») означает образ тьмы, покрывающей землю с наступлением ночи. Здесь имеется в виду Судный день. | Прочитана в 614 году. |
89 | Заря | Название дано по начальным аятам, в которых произносится клятва зарею, десятью ночами, четом и нечетом, т. е. десять ночей - это первые десять ночей месяца перед свершением обряда хадж, а чет и нечет - все сущее на земле. | Прочитана после суры 88 в 614 году и продолжает серию клятвенных сур. |
90 | Город | Имеется в виду Мекка | Сура прочитана в 610 году, когда Мухаммад начал свои проповеди, обращаясь к мекканским язычникам. |
91 | Солнце | Название дано по началу клятвы в первом аяте: «Клянусь солнцем и его сиянием». | Прочитана в 610 году, относится к серии клятвенных сур. |
92 | Ночь | Название дано по первому аяту: «Клянусь ночью, которая покрывает...» | Прочитана в 610 году, продолжает серию клятвенных сур. |
93 | Утро | Название дано по первому аяту: «Клянусь утром...» В суре приводятся факты из биографии Мухаммаде и утверждается, что если Аллах и прекратил передавать ему свои откровения, то это не значит, что он покинул Мухаммада и возненавидел его. | Прочитана в 610 году после суры 90. Продолжает серию клятвенных сур. |
94 | Разве мы не раскрыли | Название дано по 1-8 аятам, в раскрыли которых пересказывается легенда о том, как, ангелы раскрыли Мухаммаду грудь и очистили ему сердце. | Точная дата произведения не установлена, возможно прочитана перед сурой 93 в 610 году. |
95 | Смоковница | В аятах суры дается клятва смоковницей (инжиром), масличным деревом (сливой) и городом безопасным (Меккой). | Прочитана в середине 614 года. |
96 | Сгусток | Имеется в виду то, из чего сотворил Аллах человека - земной прах. | Исламоведы считают, что аяты 1-5 суры являются первыми посланиями Аллаха, которые получил пророк во сне в пещере Хира в 610 году. |
97 | Могущество | Упоминаемая ночь могущества в первом аяте означает ночь, с которой началось ниспослание Корана. Эта ночь признается в исламе священной (с 15 на 16 августа 610 года по Григорианскому календарю). | Прочитана на второй год проповедей в 611 году. |
98 | Ясное знамение | Подразумевается ниспослание Аллахом правильной веры мусульманам. | Прочитана в Медине в 623 году (по другой версии - в 627 году). |
99 | Землетрясение | Имеется в виду не конкретное землетрясение, а сотрясение земли в Судный день. | Прочитана в 614 году. |
100 | Мчащиеся | В суре дается клятва стремительно мчащимися лошадьми, которые устремились на врагов ислама. Имеется в виду легенда о скакунах, идущих в бой за скромное кормление, и неблагодарном человеке, который, несмотря на все блага, данные Богом, отворачивается от религии. | Прочитана в 614 году. |
101 | Поражающее | Термин «ал-кариъа» в переводе с арабского означает поражающее. Имеется в виду Судный день, в который будут поражены неверные. | Прочитана в 614 году. Дается одно из ранних описаний Судного дня. |
102 | Охота к умножению | Осуждается страсть к накопительству и умножению богатства, мешаюшего познать истинность веры. | Прочитана в 610 году. |
103 | Предвечернее время | «Аср» в переводе с арабского означает середину между полуднем и закатом. В это время мусульманами совершается третья молитва (в предвечернее время) - салат-ал-аср. | Прочитана в 614 году. |
104 | Хулитель | В суре предсказываются несчастья всякому хулителю, который высмеивал и унижал Мухаммада за начатую проповедь. | Одна из самых ранних сур 610 года. |
105 | Слон | Имеется в виду реальное историческое событие 570 года - «Поход слона», связанное с неудачным походом Химьяритского царя на Мекку с целью разрушения Каабы (Впереди войска шли слоны). | Прочитана в начальный период проповеди 610 года. Победу над царем мекканцы посчитали большой победой и с этого года ввели новое летосчисление. Оно длилось до начала мусульманского летосчисления - года хиджры, т. е. 16 июля 622 года. |
106 | Курайш | Имеется в виду союз племен курайш по организации караванной торговли. В подобных караванах несколько раз участвовал и Мухаммад. | Одна из ранних сур Корана. Прочитана в 610 году. В суре звучит призыв поклониться Каабе (т. е. Аллаху). |
107 | Подаяние | В суре предписывается заботиться о бедных и сиротах и призывается к человечности и милосердию. | Прочитана в начале проповедей в 610 году. |
108 | Обильный | В переводе с арабского («ал-кау-сар») - райский источник, обильный источник. Под «куцыми» подразумеваются преследователи пророка. | Прочитана в начальный период проповедей. |
109 | Неверные | В суре категорически запрещается совмещать проповедь об Аллахе и поклоняться племенным идолам. | После прочтения этой суры в 610 году началось преследование Мухаммада и его последователей. |
110 | Помощь | В переводе с арабского («ан-наср») - победа, в Коране оно переведено как помощь. Здесь имеется в виду победа мусульман, достигнутая с помощью Аллаха. | Прочитана за год до смерти Мухаммада в 631 году. |
111 | Пальмовые волокна | В названии отражен конкретный исторический факт: дядя пророка Мухаммада не верил в его святость и всячески оскорблял его, даже заставил своего сына развестись с дочерью Мухаммада, объявив, что она нищая, имевшая только веревку на шее из пальмовых волокон. | Прочитана в 610 году. В суре Аллах заклеймил Абд ал-Уззу (дядю Мухаммада), назвав его «исчадием ада». |
112 | Очищение веры | Читается как молитва, возвещающая о едином и вечном Боге. | Прочитана в ответ на просьбу курайшитов охарактеризовать основные положения Корана. |
113 | Рассвет | Читается верующими как молитва, охраняющая от всякого колдовства, порчи и ворожбы. | Прочитана в 614 году. Согласно легенде, молитва послана Аллахом Мухаммаду для его спасения от порчи врагов. |
114 | Люди | Продолжается проповедь идеи о спасении людей в поисках защиты у Бога. | Считается продолжением 113 суры. Почитается верующими также как охранительная молитва. |