Жизнь - это свет Бога, выражение Божественности. Жизнь божественна. Жизнь - это река вечного Бытия, поток существования, разума, творчества, чистоты и блаженства.
Жизнь едина. Есть абсолютная и вечная жизнь, есть вечность, но есть и мы, смертные существа, чье бытие феноменально и преходяще.
Жизнь едина как Божественное сознание и множественна как свет Бога. Она абсолютна в сознании, достигшем блаженства, и относительна в многообразии радостей феноменального мира.
В сущности, жизнь - это Бытие. Жизнь, в своей сущностной природе, есть безграничный, вечный океан Бытия.
Говоря, что жизнь - это океан Бытия, мы не считаем, что она только это и есть. Она также река, поток Бытия. "Поток Бытия" означает Бытие в Его проявленных, относительных аспектах.
Мы сказали, что жизнь - это океан Бытия. Что же такое сам океан? У дна океана вода холодная. Чем ближе к поверхности, тем теплее становится вода, а уже на самой поверхности ее температура становится максимальной. Суммарную температуру воды океана составляют температуры разных уровней воды. Вода по сути своей остается водой на любой глубине, но в силу разницы температур плотность ее варьируется. Таким образом, на разных уровнях вода и разная, и одинаковая.
Так же и Бытие. Оно всегда одно и то же, но вместе с тем, в зависимости от уровней творения, оно разное. Оно включает разные уровни понимания разума и творчества, а также мира и счастья.
Все это - мир и счастье, творчество, разум и сила - есть не что иное, как различные уровни Бытия. Одним крайним пределом Бытия является абсолют, другим - наиболее грубая форма относительного существования. Различные состояния Бытия, лежащие между этими полюсами, есть всевозможные состояния Бытия проявленного. Вот почему мы приходим к выводу, что жизнь - это океан Бытия. Вечно оставаясь абсолютным, Бытие обнаруживает себя в различных качествах, формах и феноменах многообразного творения.
Говоря о природе жизни, рассмотрим следующий пример. Известно, что водород и кислород - это газы, дающие в соединении воду (H2O). Несмотря на то, что газ превращается в воду, сущностные элементы Н и О сохраняются как водород и кислород.
При замерзании воды и превращении ее в лед происходит новое изменение качества, однако сущностный элемент остается неизменным. Жидкое состояние воды превращается в твердое состояние льда. Прозрачность воды сменяется мутностью льда, однако при всех этих изменениях сущностные элементы водорода и кислорода изменений не претерпевают. Они присущи всем этим состояниям, выраженные разными качествами и давшие начало разным явлениям.
Это можно сравнить с тем, как если бы один человек был и актером на сцене, и игроком на игровом поле, и студентом в аудитории, и покупателем на рынке.
Судья, заседающий в зале суда, одет в ту одежду, которая соответствует его должности, однако, идя в клуб, он надевает ту одежду, которая принята в клубе. Его домашняя одежда отличается от той, которую он надевает, выходя на прогулку. Ложась спать, он еще раз переодевается. Меняется гардероб, а человек остается тем же самым. Разные люди называют его по-разному, но он один и тот же, причем навсегда.
Все многообразие форм и явлений творения так же различается по своим качествам. В мире нет двух одинаковых форм, так как ничто в творении не является постоянным. Все изменяется, одно качество переходит в другое, и тем не менее в основе всех преходящих форм и феноменов творения лежит реальность - неизменное, вечное, абсолютное Бытие.
Что такое жизнь, можно объяснить на примере дерева. Все внешнее многообразие дерева: ствол, ветви, листья, цветы и плоды, а также скрытое многообразие его корневой системы составляют вместе единую жизнь дерева. Но, приглядевшись к жизни дерева поближе, мы обнаруживаем, что, хотя корень - это основа "внешнего" дерева, он отнюдь не является абсолютно независимым. Он зависит от питания, от живительных соков, получаемых извне. Эти соки и есть сущность дерева. Взращивая корни, проходя через них, они способствуют жизни и росту всех остальных частей дерева.
Итак, дерево - это, прежде всего, жизнетворная сила, которая приходит извне. Видимый облик дерева - это "внешнее" дерево и корни, но его основа - не в них.
Основа жизни имеет, следовательно, трансцендентную природу: она выходит за пределы "внутреннего" и "внешнего" дерева. Она принадлежит полю сущностного элемента жизни.
Жизнь человека, как и жизнь любого творения, имеет три аспекта: внешний, внутренний и трансцендентный. Внешний - тело; внутренний - субъективный аспект личности, связанный с процессом восприятия и действия; трансцендентный - Бытие.
Эти аспекты жизни можно лучше понять, рассмотрев пример с кокосовым орехом. Внешняя его часть состоит из жесткой скорлупы и волокнистой кожицы. Эту оболочку с ее специфической формой, можно сравнить с внешним или грубым физическим аспектом жизни - телом. Сразу под скорлупой находится более ценная часть кокосового ореха, состоящая из загустевшей молочной массы,- ядро. Именно в нем сокрыта сущность кокосового ореха - молоко в чистом виде. Вот это чистое молоко и образовало, загустев, прочную внутреннюю оболочку и окружило себя еще более твердой скорлупой, для того чтобы сберечь драгоценную внутреннюю сущность кокосового ореха.
Также и в жизни человека: внутреннее Бытие, будучи непроявленным абсолютным Бытием, проявляется в форме эго, интеллекта, разума, чувства и праны. Эти тонкие состояния жизни формируют внутреннего человека, внутреннего субъекта и представляют субъективный аспект жизни, который отличается от объективного, существующего в виде тела со всем многообразием его свойств.
Пытаясь понять жизнь, мы должны проанализировать все ее фазы и, лишь получив ясную картину всех аспектов существования человека, мы можем узнать Жизнь в полном масштабе. Таким образом, жизнь имеет три аспекта: объективный, субъективный и трансцендентный. Это и есть жизнь в ее всеобщности.
Все возрастающее счастье - цель жизни, а эволюция - это процесс, благодаря которому данная цель реализуется. Жизнь возникает естественным образом, эволюционирует, и счастье растет. Рост счастья влечет за собой расширение интеллекта, увеличение силы, творческих способностей, всего, что может быть значимым в жизни.
Цель индивидуальной жизни является также целью жизни всего космоса. Цель творения - все возрастающее счастье - достигается благодаря процессу космической эволюции. Ценность и цель индивидуальной жизни и жизни космоса одинаковы. Разница - только в масштабе.
Жизнь отдельного человека является основной единицей жизни космоса. Эволюция космоса основывается на эволюции жизни индивидуума. И если цель жизни индивидуума реализуется, то в такой же степени и на том же уровне, спонтанно и одновременно реализуется цель космической жизни. Если человек достигает цели своей собственной жизни, то он тем самым способствует достижению космической цели.
Когда человек несчастен, он теряет самую цель жизни. Он теряет ее и тогда, когда он не совершенствует свой интеллект, творческие способности и силу, если он не стремится к миру и счастью. Жизнь не предназначена для тупости, лени и страдания; все это не имеет ничего общего с сущностной природой жизни.
Жизнь динамична, а не статична. Она исполнена энергии, эволюционирует, прогрессирует, развивается посредством деятельности и множит самое себя. Природа и цель жизни - прогресс, эволюция, деятельность, совершенствование.
Деятельность движет поток эволюции, а физическим механизмом, обеспечивающим деятельность, служит нервная система человека. В биологических видах, находящихся по сравнению с человеком на более низких уровнях развития, нервная система менее развита, поэтому их эволюционная деятельность происходит в меньших масштабах. Деятельность низших видов в ходе эволюции не обеспечивает ее высокого уровня. Лишь когда эволюционирует нервная система, скорость эволюции возрастает.
Нервная система человека является в высшей степени развитой. Вот почему возможности развития человека в этой жизни неограниченны. Когда человек рождается, его интеллект, сила и творческие способности находятся в зачаточном состоянии, однако по мере того как он растет, то обнаруживает для себя сферу деятельности, где и сила его, и интеллект, и творческие способности велики, и количество счастья, которое он ощущает и излучает вовне, велико так же. Нервная система развивается до такой степени, что, благодаря правильной деятельности (объяснение которой и является целью данной книги), человек сможет достигать абсолютного блаженства и высших творческих способностей, энергии, силы и интеллекта.
Нервная система человека является, можно сказать, совершенной. Поэтому цель жизни человека - достижение состояния беспредельных творческих способностей, энергии, разума, силы, блаженства абсолютного Бытия.
Жить в состоянии полной свободы и есть цель жизни человека как биологического вида. Если он не способен к этому, то цель его жизни теряет определенность. Человек рожден для совершенной жизни, которая располагает всеми ценностями трансцендентного божественного: беспредельными энергией, интеллектом, силой, миром и блаженством, а также бесчисленными ценностями мира множественности и относительного существования. Он рожден для перенесения богатства абсолютного состояния жизни в мир относительного существования.
Жизнь человека - это мост, по которому изобилие божественного разума попадает в мир творения. Смысл - ее заключается в накоплении и отдавании: накоплении божественной силы, божественного разума, счастья и изобилия и отдавании их всему творению. В этом заключена высшая цель жизни человека, и замечательно, что каждый может достичь ее, если он совершенствует возможности своего разума и сознательно погружается в источник абсолютной энергии, мира и счастья - вечное, божественное сознание.
Каждый человек способен нести божественное величие в мир творения. Он способен проецировать все ценности абсолюта в мир относительного существования, всем существам, с тем, чтобы они могли насладиться ими и прославить творение Бога. Каждый человек способен прожить жизнь во всей полноте ее ценностей, и если он не живет такой жизнью, то бесчестит самого себя, оскорбляя славу всемогущего Бога как внутри нас, так и вовне.
Отсюда явствует, что каждый человек на земле должен стремиться почерпнуть из абсолюта божественное сознание и распространять его в мире многообразия, чтобы наслаждаться им самому и дать наслаждение другим людям.
Человек, проецирующий себя в мир через призму ограниченного разума, не способен воспринять подлинную цель жизни. В силу ограниченности своего разума он занимается мелкими проблемами жизни и мыслит узкими категориями. Он может создавать лишь малое количество вещей, имеющих ограниченную ценность. Сознающий разум обычного человека настолько ограничен, что он теряет способность наслаждаться жизнью. На разных этапах своей жизни он главным образом страдает. Это страдание возникает только потому, что человек не использует свой полный потенциал.
Не используя свой потенциал полностью, человек не способен реализовать цель своей жизни. Он все время страдает, так как не может в полной мере использовать возможности своего разума. Он не использует ту огромную энергию, которая заключена внутри него. Человек не способен к переживанию и выражению той беспредельности абсолютного блаженства, которой он от природы обладает, тем творческим потенциалом и силой великого абсолюта, которые в нем самом сокрыты. Он похож на миллионера, забывшего о своем богатстве и положении, который просит на улице подаяние и постоянно озабочен тем, что у него нет денег.
Страдание возникает из-за незнания того, каким образом раскрыть божественную славу, присутствующую в каждом человеке. Незнание того, что в себя надо "нырнуть", является корнем всех страданий в жизни человека. Неспособность человека к раскрытию божественного, незнание пути погружения внутрь себя приводят к несчастьям. Без божественного сознания человек испытывает недостаток в энергии, интеллекте и ясности мышления. Ему постоянно присущи усталость, беспокойство, напряжение и возбуждение.
Подобное существование и состояние разума человека привели к весьма печальным последствиям: даже психология (великая наука о разуме) утверждает, что напряжение является необходимым условием творческого процесса. Как постыдно верить, что напряжение необходимо для совершенствования жизни.
В качестве доказательства приводится тот факт, что именно в состоянии напряжения поэты и художники создали изумительные произведения литературы и искусства. Подобного рода утверждения являются следствием неведения и неспособности освободиться от напряжения.
К сожалению, современному веку науки свойственен рост напряжения. Вместо того, чтобы жить легко и удобно, человек живет во все возрастающем напряжении, несмотря на достижение материального комфорта. Это происходит исключительно из-за неспособности совершенствовать возможности и эффективность своего труда путем непосредственного контакта с полем высшей энергии и разума внутри самого человека. А надо научиться сознательно входить в контакт с полем своей внутренней жизни и максимально использовать это для собственного блага.
Современный человек слеп по отношению к цели жизни. Он не способен понять, что рожден для радости, творчества и такой жизни, которая приносит пользу, как ему, так и другим людям. Он занимается первым попавшимся делом и тратит на это свои лучшие силы. Похвально работать изо всех сил; быть же творцом в той или иной сфере жизни и есть как раз то, для чего живет человек. Однако, когда количество дел возрастает, человек нередко оказывается неспособен выдержать возросшее напряжение. Его работоспособность снижается или он вообще лишается сил и терпит неудачу. Так возникает и развивается состояние напряжения.
По мере расширения поля своей деятельности человек должен уметь вырабатывать внутри себя больше энергии и интеллекта с тем, чтобы справиться с возросшим объемом работы. Но человек не знает, как достичь этого, и поэтому цель его жизни можно считать утраченной.
При обсуждении вопроса "Что такое Жизнь?" было сказано, что жизнь имеет два аспекта: абсолютный и относительный. Поэтому норма жизни - это естественнее наслаждение обеими ее формами для осуществления высшей цели жизни.
В нормальной жизни полностью используются все ее ценности - как относительные, так и абсолютные. Вместе они и составляют то, что называется нормой жизни.
Мы также видели, что относительный аспект жизни может быть как субъективным, так и объективным. Первый характеризует внутреннюю суть индивидуума, а второй - "внешнее тело". Ценности внешней жизни индивидуума (тела) и внутренней (включающей эго, интеллект, чувства, прану и абсолютное Бытие), взятые вместе, составляют нормальную жизнь.
Тело и разум человека должны нормально функционировать, Бытие представляет в его распоряжение все сферы относительного существования, а все, что его окружает, должно быть гармоничным и приносящим, пользу. Такая жизнь называется нормальной. Когда человек естественным образом использует все ресурсы разума, тела и Бытия для естественного процесса эволюции, он живет нормальной жизнью. Если он наслаждается всеми ценностями человеческого существования, подразумевающими вечное и блаженное сознание божественного Бытия наряду с максимальным вниманием к красотам материального мира, то мы можем сказать, что его жизнь находится в нормальном состоянии. Когда все ценности относительной жизни (тела, разума и окружающего мира) дополняются божественными ценностями и блаженством абсолютного Бытия, тогда мирская жизнь, обретя полноту вечной свободы, становится нормальной жизнью человеческого существа. Нормальный стандарт человеческой жизни - это жизнь во всем блеске материального мира и в полноте вечной свободы сознания Бога. Космическое сознание является нормальным сознанием для человека.
Стандарты жизни человека не ограничиваются, как нередко считают, поведением в обществе, сном, разговорами, прогулкой и т. п. Это - лишь грубые человеческие ценности. Истинная, сущностная ценность жизни человека - это сознание, достигшее блаженства; оно ставит человека на высокий пьедестал вечной свободы, не исключая преходящих ценностей его повседневной деятельности.
Космическое сознание - состояние нормальной жизни человека; обретение космического сознания - начало ее. Тот, кто не достиг космического сознания, не имеет основы для нормальной жизни. Его жизнь не соответствует норме, а приближается к жизни животных.
Каково различие между жизнью человека и жизнью животных? Процесс поддержания жизни в обоих случаях одинаков: и человек, и животные едят, пьют, спят и заняты деятельностью. Все чувственные удовольствия, которые получает человек при соприкосновении с объектами чувств, присущи и животным. Животные, как и человек, боятся смерти. С точки зрения процесса поддержания жизни, человек ничем не превосходит животных.
Превосходство человека над животными заключается в его способности лучше понимать и более широко воспринимать жизнь, в использовании им жизненных ценностей во всей их полноте, в его способности действовать независимо. Человек обладает свободой действия, в то время как животными управляют законы природы. Мать-Природа контролирует всю деятельность животных, и ее установления точно выполняются. Их жизнь следует шаблону, установленному Богом, который ведает их эволюцией. Ни одно животное не развило свой разум до такой степени, чтобы выйти из того русла деятельности, которое предначертано законами природы. В противоположность животным человек обладает развитой нервной системой, благодаря которой он может действовать как в согласии с законами природы, так и вне их влияния. Он обладает возможностью выбора: либо пуститься семимильными шагами по пути эволюции, либо отправиться в противоположном направлении, по пути инволюции.
Человек обладает развитым мозгом, поэтому он имеет возможность различать добро и зло. Обладание такой силой накладывает на человека огромную ответственность за правильное поведение. Человек, кроме того, обладает способностью непосредственно переживать абстрактное сознание блаженства, он может воспринимать тонкие сферы творения. Высокоразвитая нервная система дает ему возможность воспринимать более тонкие состояния мысли вплоть .до тончайшей и, выйдя за ее пределы, достигать трансцендентного состояния чистого сознания, состояния абсолютного Бытия. В этом заключаются огромная ценность человеческой жизни и ее превосходство над жизнью животных.
Переживание трансцендентного состояния Бытия и одновременное пребывание в преходящем мире относительного существования - норма человеческой жизни. Человек, не живущий нормальной жизнью, не имеющий возможности полностью реализовать свой потенциал,- несчастен. Он постоянно испытывает напряжение и бесконечно страдает.
Мы видели, что жизнь имеет два аспекта: абсолютный и относительный. Мы также видели, что относительный аспект есть лишь выражение абсолютной фазы жизни, являющейся вездесущим, беспредельным, безграничным океаном чистого сознания, вечным существованием. Этот беспредельный океан вечного существования носит название космической жизни; ее отражение в сфере относительности называется индивидуальной жизнью.
Таким образом, абсолютное состояние жизни соответствует космической жизни, а все относительные состояния жизни соответствуют индивидуальной жизни. Индивидуальная жизнь - это отражение космической жизни, подобно тому, как волна является отражением океана. Океан же, оставаясь всегда самим собой, чутко откликается на поведение и действия каждой волны.
Если в пруд бросить камень, то возникают волны, которые разбегаются по поверхности воды. Каждая волна воздействует на все части пруда, производя в них те или иные изменения. Таким же образом и волна индивидуальной жизни оказывает своей деятельностью воздействие на все области космоса.
Жизнь представляет собой однородное, непрерывное целое, из которого возникают волны индивидуальной жизни, не нарушая ни этой непрерывности, ни всеохватности вечного, абсолютного Бытия. Творение в целом - это выражение космической жизни, а неисчислимое множество законов природы, управляющих процессом творения, эволюции и разрушения на всех уровнях вселенной, есть не что иное, как многообразное выражение единого, вечного, космического закона.
Когда в различных местах творения возникает индивидуальная жизнь, непрерывность и однородность космической жизни не нарушаются. Жизнь протекает в теле человека, и все органы тела управляются той жизненной силой, которой располагает человек. Например, рука состоит из миллиона тканей, у каждой из которых своя собственная жизнь и своя функция. Независимо от характера жизни отдельной ткани, от ее собственной сферы деятельности, она является составной частью всей жизни человека. Жизнь каждой клетки тела влияет на жизнь человека в целом. Все, происходящее в одной из клеток одной из тканей тела, вызывает изменения во всем теле. Бестревожное существование каждой клетки оказывает мощное гармонизирующее воздействие на жизнь индивидуума. И, наоборот, всякое повреждение, болезнь, инертность и вялость отдельной клетки ткани влияют на его жизнь соответствующим образом. Так же и вселенная реагирует на действия человека.
Мыслью, речью и действием человек оказывает влияние на все, что его окружает. Физикой установлено, что любое действие человека порождает колебания в атмосфере. Волны действий, испускаемые телом, достигают всех слоев атмосферы. Известно, что приборы, установленные на спутниках, летающих с огромной скоростью, получают команды с Земли, находящейся на большом расстоянии от них. Эти приборы обрабатывают команды и посылают информацию обратно. Так выглядят непрерывность жизни и ее реакция на наши действия в безграничном космическом пространстве, вне непосредственного окружения человека. Каждой мыслью, словом и действием человек оказывает воздействие на атмосферу, и качество последнего зависит от качества исходящих от нас колебаний. Все во вселенной находится в постоянном взаимовлиянии.
Все это показывает, сколь зависимой и в то же время сколь могущественной является жизнь человека. Он может не осознавать своего воздействия на то, что его окружает, но это воздействие, тем не менее, имеет место. Доброе, мягкое слово, обращенное к ребенку, оказывает жизнеутверждающее влияние на весь космос. Однако если в каком-нибудь тихом и спокойном месте обрушиться на человека с грубыми и жестокими словами, то эта грубость и жестокость скажутся на всем творении.
Эксперименты с растениями показали, что те из них, за которыми ухаживали с любовью и добротой, росли быстрее и были более сильными по сравнению с теми, которые ощутили на себе злобу и неприязнь.
Одного доброго взгляда на ребенка достаточно для того, чтобы он потянулся к вам. Жестокий же взгляд заставит его заплакать и убежать. Именно так, в полной тишине, производимое действие передается природе в целом. Так человек, ничего не, подозревая, становится жертвой действий, исходящих от других людей; он также подвержен влиянию их мыслей.
Животные не осознают, что они даже своими незначительными действиями производят немалый резонанс, но человек, обладающий высокоразвитой нервной системой, должен знать о масштабах воздействия своих поступков.
Если по своей природе человек добр и сострадателен, он, естественно, будет оказывать благотворное влияние на окружающих. Заходя в дом к своему другу, он способен почувствовать радость или депрессию. Если ваш друг - человек благих намерений, благих мыслей и поступков, если он - человек добродетельный, он, безусловно, будет порождать вокруг себя атмосферу добра. Где бы ни находился такой человек, он несет с собой счастье и гармонию. Проходя мимо какого-нибудь человека, вы можете почувствовать к нему симпатию и любовь. И, наоборот, другой человек может вызвать у вас антипатию. Это происходит в силу разных качеств людей и того, как они на вас воздействуют.
Известно, что некоторые здания притягивают к себе прохожих: достаточно лишь взглянуть на них, чтобы ощутить импульс гармонии, мира и счастья. И, наоборот, другие здания выглядят печальными, холодными и унылыми. Причина этому - качество людей, живущих в этих домах, качество тех, кто этот дом строил, а также качество богатства, связанного с его строительством.
Что мы имеем в виду, говоря о качестве богатства?
Благое качество богатства - это такое состояние, которое было достигнуто средствами, способствующими подъему общества и совершенствованию жизни людей. Низкое качество богатства - то, которое достигается незаконными и недостойными средствами, либо в результате такой деятельности, которая способствует духовному вырождению общества, снижает его сознание и явно или косвенно способствует деградации нравственных, духовных и религиозных чувств людей.
Качество богатства определяется способом его достижения - праведным или неправедным, а также влиянием, которое оно оказывает на других людей. Богатство, достигнутое делом, которое помогает людям жить в обществе и улучшать свое положение в нем, несомненно, обладает благим влиянием. Строительство дома или любое другое действие при посредстве полученного таким образом богатства оказывают благотворное влияние на атмосферу.
Богатство, достигнутое незаконными путями или способствовавшее деградации общественного сознания, оказывает очень вредное влияние: любое действие, любой дом, основанные на таком богатстве, вызывают чувство депрессии.
Часто большое состояние, накопленное в результате деятельности, которая способствовала снижению уровня сознания людей или калечила их жизнь, не оказывает здорового влияния на наследников. Результатом этого являются болезни, низкий уровень сознания, безнравственный образ жизни, разум, покрытый облаками мелких и низких мыслей. Более того, человек, которому "посчастливилось" унаследовать такое богатство, даже не знает, что его страдание - следствие аморального влияния полученного им наследства.
Так ни в чем не виновные и в основе своей незлые люди становятся жертвами того огромного вреда, который их родители или предки причинили обществу. Подобное богатство не порождает у получивших его никакого желания помочь другим людям; оно даже не способствует их здоровью и лишает доброго и полезного окружения. Все его влияние направлено на то, чтобы подавить сознание человека. Выход из подобной ситуации - это благотворительность, поддерживающая те действия, которые служат росту сознания людей. Это послужит противовесом тем вредным воздействиям, которые были оказаны во время накопления богатства. Лишь правильное соотношение между богатством и благотворительностью даст возможность получить весомые результаты.
Сферы относительного существования расположены так концентрированно, а взаимовлияние всех аспектов жизни в космосе настолько сложно и многообразно, что стало чрезвычайно важным создать каким-то образом в мире ситуацию, при которой каждый человек был бы праведником. Каждый человек должен быть сострадательным, милосердным и любящим, чтобы любая его мысль была сочувствующей, доброй и сердечной, положительно влияя на него самого, на его непосредственное окружение и на всю вселенную.
Принимая во внимание эту взаимозависимость индивидуума и космоса, очень важно, чтобы каждый человек развивал свое сознание в направлении добра. Посредством мыслей, слов и поступков он всегда должен оказывать только жизнеутверждающее влияние. А это достигается лишь каждым индивидуумом в отдельности, преобразующим природу своего разума таким образом и в такой степени, что разум естественно сможет отбирать только правильные мысли .и занимать себя правильной речью и правильным действием.
Каждый человек может достичь такого состояния сознания, но он должен это сделать сам. Никто не может повысить уровень его, сознания вместо него. Конечно те, кто знает пути преображения сознания, могут помочь ему. Однако основная ответственность лежит на нем самом. Каждый сам должен творить свою судьбу, влияя тем самым как на других людей, так и на вселенную в целом. В этом заключена тесная, неразрывная связь между индивидуумом и вселенной. Пусть другие помогают себе, изрекая вслух эту великую мудрость жизни, но только внутри себя каждый человек может выбрать свой путь.
Если те, кто, прочитав эту книгу, расскажут своим друзьям, родственникам и соседям, что существует путь усовершенствования сознания и преображения природы человека, ведущий его к добродетели, и что этот путь совершенно естественно делает его добродетельным, как для его собственного блага, так и для всего творения, тем самым они окажут огромную помощь человечеству. Каждый человек несет в этом смысле очень большую ответственность.
Каждый человек должен знать, что он является частью вселенской жизни; его взаимоотношения со вселенной аналогичны тем, которые существуют между отдельной клеткой и всем телом человека. Если нездорова, невнимательна и апатична одна клетка, страдает все тело. Поэтому необходимо ради жизни индивидуума, а также ради жизни всей вселенной, чтобы человек был здоров, праведен и добродетелен в своих мыслях, словах и делах. Реагирование вселенной на любое действие индивидуума - научно установленный факт.
Жизнь индивидуума не ограничивается его телом, семьей и домом; она простирается до беспредельных горизонтов космической жизни.
Любое действие индивидуума сказывается на всей вселенной.
Вселенная оказывает влияние на индивидуума, и индивидуум - на вселенную.
Ни один из них не является независимым. Между ними существует тесная, глубинная связь.