Восток всегда привлекал Европейцев своей атмосферой духовности и множеством тайных эзотерических практик. Богатый на научные открытия и технические изобретения, материалистический XX век побудил западных людей искать укрепление их ослабшего духа в восточной мудрости. Азиаты с незапамятных времен уделяли больше внимания развитию и совершенству своего внутреннего мира. Большинство мистических практик саморазвития безвозвратно растворились во времени, но некоторые все же сохранились и до наших дней. Одна из таких методик совершенствования известна как йога.
Зародилась она еще в ведической культуре, тысячи лет назад. Делится это учение на множество видов: хатха йога, раджа йога, кундалини йога и множество других. Но сейчас стала приобретать все большую популярность йога нидра, помогающая вернуть многим людям утерянное спокойствие и счастье.
Из истории известно, что создателем этой практики был индийский йогин Сатьянанда Сарасвари. Будущий святой родился в 1923 году в малоизвестном городе вблизи Гималайских гор. Жившие тогда люди рассказывали, как многие почитаемые гуру проходившие возле жилища Сарасвати, видели в мудрых глазах ребенка будущего святого и неоднократно благословляли его. Когда мальчику исполнилось шесть лет с ним впервые произошло мистическое переживание, после которого он увидел реальность в совсем другом свете. После этого, вся его жизнь была посвящена поиску источника таких переживаний.
В 19 лет Сарасвати отправился искать своего духовного учителя, и вскоре нашел его, им стал известный гуру Свами Шивананда. Он обучил юношу всем таинствам искусства йоги. Полученные им знания были преобразованы и послужили для создания йога нидры. Кроме того, при формировании этой системы Сатьянанда учитывал последние открытия ученых в области физиологии мозга.
Проведя 12 лет в ашраме своего учителя, будущий основатель йоги нидры покинул обитель и стал аскетом. Следующие 8 лет своей жизни он провел путешествуя, общаясь с многими мастерами духовного развития. Именно тогда период его странствий по Индии, Непалу и Афганистану была создана основная часть учения йога нидры, ставшая ее основой.
Разработанная Сатьянанда Сарасвари практика, называемая по-другому «сон йогов», считается пятой ступенью тантары. Вся квинтэссенция учения заключается в достижении человеком определенного состояния, при котором можно программировать собственное подсознание. Путь к такой способности лежит через промежуточную фазу между сном и бодрствованием, в которой надолго способны оставаться практикующие нидра йогу. В таком состоянии йоги способны санкальпой (намерением) воздействовать на бессознательное, а такое умение дает возможность управлять ходом их жизни.
Сам Сатьянанда открыл для себя это пограничное состояние во время своей дозорной службы в ашраме Свами Шивананды. Проводя почти всю ночь на посту, он под утро засыпал, и пребывал во сне на протяжении всей молитвенной процессии, даже не подозревая, что они проходят в храме. Но, однажды, услышав как кто-то в зале ашрама читал сутры, Сарасвари обнаружил, что никогда раньше не слышав и не читая священных писаний, он откуда-то знает их все наизусть.
Ученые объясняют удивительные результаты, которые демонстрируют практикующие йога нидру, обыкновенными способностями мозга, присущими каждому человеку. Дело в том, что на протяжении суток мозг пребывает в разной степени восприятия. Так, во время бодрствования степень возбуждения клеток мозга уравновешивается таким же количеством нервных тканей, отвечающих за торможение. А вот переходное состояние, в котором прибывают адепты нидра йоги является наиболее парадоксальным, так как тогда в мозге доминируют процессы торможения, и появляющееся на таком фоне намерение йога воспринимается умом как свершившийся факт.