Развитие человека, ставшего на путь йоги, идет по трем взаимосвязанным и взаимодополняющим направлениям: этическому, психоэнергетическому и интеллектуальному.

Две первые ступени, хотя считающиеся подготовительными, но включающие принципы, которые остаются весьма значимыми и в дальнейшем продвижении йога, описаны Патанджали ("Йога-сутра"). Это ЙАМА (укрепление нравственности) и НИЙАМА.

ЙАМА

В целом, ориентацию этической работы на стезе духовного продвижения отражает новозаветная заповедь: "Отвращайтесь от зла, прилепляйтесь к добру…" (Рим., 12:9). ГЛАВНОЕ же требование йамы - АХИМСА: по возможности непричинение вреда никаким живым существам - в мыслях, словах и действиях.

ПРАВИЛА ЧИСТОГО МЫШЛЕНИЯ:

1. Освободить свой ум от предрассудков и предвзятых мнений.

2. Искоренить мысли о собственных правах.

3. Никого не порицать и не осуждать.

4. Всегда думать о людях только хорошо.

5. Постоянно пребывать в радостном состоянии ума.

6. Не высокомудрствовать о сембе.

7. Отказаться от пустых мечтаний.

ПРАВИЛА ВЫРАЖЕНИЯ СВОИХ МЫСЛЕЙ:

1. Употреблять лишь хорошие, прекрасные, правдивые слова.

2. Не произносить даже хорошие, истинные слова, если они могут повредить другому.

3. Не вдаваться в долгие рассуждения.

3. Не повторять сплетен и не говорить попусту.

4. Избегать лишних слов, быть лаконичным.

Ахимса, проповедуя сострадательное отношение ко всему живому, предполагает не только переход на вегетарианское питание, но и бережное отношение к растениям. Стремление к соблюдению ахимсы очень многому учит практикующего йогу. Это отказ от какого бы то ни было давления на окружающих, эмоциональных требований, это ментальное очищение, самонаблюдение и бдительность.

ВТОРОЙ принцип йамы - САТЬЯ - правдивость. Это недопущение какой-либо лжи в делах словах и мыслях; отказ от побуждения ко лжи другого человека; отсутствие одобрения лжи. Несоблюдение этого принципа допускается лишь в случаях, когда правда может причинить вред другому, т. е. Когда сатья вступает в противоречие с ахимсой.

Совершенное соблюдение сатьи предполагает умение общаться с людьми на их языке, довести до них истину в таком виде, в каком они могут ее воспринять в данный момент.

Есть три способа предоставления информации собеседнику:

1. Представить всю информацию, как она есть.

2. Предоставить то, что собеседник хочет.

3. Предоставить то, что лучше всего ему послужит.

При этом:

"Если ты предоставишь все, это вызовет пресыщение.

Если ты предоставишь то, что он хочет, это может засорить его ум.

Если ты предоставишь то, что лучше всего ему послужит, то, в худшем случае, не поняв тебя, он начнет с тобой спорить. Но если ты послужил ему последним образом, то, как бы это ни выглядело, - ты ему послужил".

ЧЕТВЕРТЫЙ принцип йамы - АСТЕЯ - отсутствие стремления к обладанию чужими вещами. Он устраняет такие качества, как зависть и жадность.

ПЯТЫЙ принцип йамы - АПАРИГРАХА - свобода от ненужных, не необходимых вещей, довольствование малым. Это искореняет привязанность к вещам, желание приобретать их. В более широком смысле апариграха подразумевает свободу от всех ложных привязанностей и желаний. В "Дао-дэ-цзин" говорится: "(Мудрый) ничего не имеет, и потому ничего не теряет".

ШЕСТОЙ принцип йамы - БРАХМАЧАРИЯ, буквально означающее "Божественный путь". В узком смысле, принцип брахмачария предполагает контроль над своими страстями и эмоциями, в т.ч. и над половым влечением. В широком смысле, принцип брахмачария предполагает полное переключение своего внимания, устремленности, влечения - на Бога.

НИЙАМА

Наряду с этическими принципами, эта ступень йоги включает правила гигиены и психогигиены.

Это:

ШАУЧА - поддержание в чистоте тела;

МИТАХАРА - чистое питание.

Их выполнение отражается на здоровье, психическом состоянии, способствует поддержанию постоянно положительного эмоционального фона, то есть соблюдения принципа САНТОША.

ИШВАРАПРАНИТХАНА предполагает постоянное осознание того, что Бог является нашим Учителем, что он, давая нам многообразные, порой болезненные уроки, ведет нас к Совершенству. Формирование такой установки несет в себе коренное изменение отношения к миру. Исчезает дуализм добра и зла, вся в мире становится Богом, призывом к тому, чтобы стать лучше. Человек начинает рассматривать каждую жизненную ситуацию как учебную. Благодаря этому меняется его отношение к внешним обстоятельствам и окружающим людям. Центр его внимания смещается с недостатков других людей на собственные, которые он и старается исправить.

ТАПАС предполагает использовать любые самоограничения для борьбы со своими пороками. Происходит планомерное освобождение от различных несовершенств и наращивание положительных качеств.

СВАДХЪЯНА предполагает глубокое изучение литературных духовных источников, постоянное размышление, способствующее осознанию смысла жизни и дальнейшего пути к Совершенству. Таким образом развивается и уровень знаний и интеллект. При этом научное знание, теория - не есть нечто самодостаточное. Это лишь средство в подготовке к непосредственному восприятию Бога, в теоретическом обосновании необходимости выращивания в себе Любви.

На пути йоги идет развитие таких положительных свойств, как:

КШАМА - терпимость, особенно к тем, кто думает и поступает иначе;

ДАЙА - милосердие, доброта;

АРДЖАВА - простота, отсутствие высокомерия;

ХРИ - смиренномудрие, отсутствие восхваления своих мнимо или реально существующих достоинств.

Все эти качества в полной мере воплощены в Кришне, Гаутаме Будде, Иисусе Христе, Нанаке, Лао-цзы, Бабаджи, Сант Такар Сингхе, Сатья Саи Бабе и других йогах и святых, сливших Свои индивидуальные сознания воедино с Божественным. Они олицетворяют собой Божественную Любовь, Мудрость, Силу и являются примером для тех, кто идет стезей йоги.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: