Многомерность вселенной является эмпирическим фактом, познаваемым развитым сознанием. В каком же смысле многомерна вселенная и что такое сознание?

Пространство многомерно "вглубь". В пределах одного объема существует ряд мерностей (планов), вложенных друг в друга. Они различаются по степени "грубости - тонкости". Каждую мерность отличает от всех остальных то, из чего она состоит, т.е. ее "население". "Население" - это определяющий признак данной мерности. Пространство многомерно "по населенности". Таким образом, многомерность - это "много-мирность". Разные "миры" обычно слабо взаимодействуют между собой.

Каждый план "наполнен" энергиями, принадлежащими к одному диапазону "грубости - тонкости". (Понятие "грубости-тонкости" можно сопоставить с энтропией, которая интерпретируется как мера хаоса). Степень "грубости - тонкости" может быть выражена в числовом значении, например, по "шкале водородов" Г.И. Гурджиева.

Так как сознание имеет энергетическую природу, то вся вселенная - это вселенная энергий, эволюционирующих из низших форм в высшие.

Высший, тончайший план мироздания - это обитель вездесущего Божественного Сознания, Творца Вселенной. Его также называют: Бог-Отец, Ишвара, Дао, Аллах, Иегова, Ясный Свет.

Бог-Отец создает каждое очередное Творение "из Себя", из Своего "Тела". Бог в аспекте Абсолюта - это Творец вместе со Своим Творением, т.е. вся многомерная вселенная. Эволюция вселенной - это личное развитие Бога-Абсолюта. Самый существенный аспект этого развития - эволюция индивидуальных сознаний, через которую и осуществляется эволюция Самого Творца.

Эволюция конкретного индивидуального, сознания происходит через практическое освоение им все более тонких планов вселенной. Это оказывается возможным через большую интеллектуальную и медитативную работу над собой.

Сознание является субъектом познания, "обживання" иных пространсткенных планов Бытия.

В исследованиях Р. Моуди, Э. Кюблер-Рогс, С. и К. Гроф и др. обобщены случаи переживания умершими и затем реанимированными людьми посмертного внетелесного опыта. Он заключается в том, что человек отделяется от своего физического тела и ощущает себя "сгустком чистого сознания". В этом состоянии появляется возможность необычайно ясного восприятия всего происходящего и способность мгновенного беспрепятственного перемещения в пространстве. Геометрическая форма и размеры сгустка сознания различны у разных людей.

Итак, сознание (санскр. - буддхи), или душа - это сгусток энергии, осознающий себя и внешние по отношению к себе явления. Энергия сознания - это "строительный материал", из которого состоит конкретное сознание. Особенности данного буддхи, отличающие его от всех других, называются дживой. Это как бы "структура" буддхи, сформированная всей его предысторией. В дживе содержится информация о личной истории индивида, в силу которой определяется его дальнейшая судьба. Иногда дживу называют кармическим (каузальным) "телом".

Буддхи характеризуется в том числе "массой" и способностью к утончению. "Масса" - это количество энергии сознания, из которой состоит буддхи. Именно "масса" сознания определяет его "обычные" размеры.

Большинство людей отождествляет себя со своим телом. Но человек - это сознание, а не тело. Тело - место его временного пребывания. Для того, чтобы удостовериться в этом, не обязательно умирать. Это может стать реальностью во время сессии ребефинга, в ходе практики раджа-йоги, цигун, зыонг-шинь, ки-хонг или других подобных им систем.

Можно провести такое сравнение. Тело человека подобно автомобилю с мотором. Горючее для мотора - это энергии, циркулирующие в организме. Водитель же, управляющий машиной, - это сознание, обитающее в теле. Когда автомобиль выходит из строя, водитель покидает его и - со временем - может занять новую машину.

Необходимо различать тело и организм. Тело состоит из физических (анатомических) органов и является "материальной" частью организма. Организм же многомерен, как и вселенная. Тело само по себе может существовать лишь в качестве трупа. Живым его делают энергии, циркулирующие в биоэнергоструктурах, находящихся в пределах тела, но в иных пространственных мерностях. Живым может быть организм, а не тело.

Каковы же органы, лежащие за пределами "материального" плана - органы многомерного организма человека?

Это, во-первых, меридианы и чакры. Меридианы, или биоэнергетические каналы (санскр. - нади), проводят по организму энергии различных степеней тонкости. Огромное количество этих каналов плотно заполняет весь объем организма.

Меридианы различаются по ширине и, следовательно, по мощности энергопотоков, которые они могут проводить. Другое различие - в качестве проводимых энергий. Меридиан проводит энергии той пространственной мерности, в которой он сам находится.

Откуда берутся эти энергии?

Обычно организм обеспечивается энергией в основном за счет ее поступления с пищей. В организме освобожденная из пищи энергия может претерпевать ряд преобразований по утончению и затем по системе меридианов направляется к различным биоэнергетическим органам для дальнейшего использования.

Но еда - не единственный "канал" поступления энергии в организм.

Организм питается не только твердой пищей в обычном смысле этого слова, но и водой, воздухом, а также впечатлениями.

Впечатления являются той информационной "пищей", с которой сознание может сонастраиваться и закрепляться через это в новом для него состоянии. И если впечатления будут грубыми - то таким же будет растущее сознание, если тонкими - то сознание будет утончаться.

Но человек не только "питается" впечатлениями, он же их и производит. Человек, продуцирующий грубые эмоции, загрязняет ими окружающую многомерную среду. Это есть причинение вреда другим существам. Поэтому "любой выход из состояния любви ведет к накоплению отрицательной кармы".

Вот почему так важно соблюдать этический принцип йоги - сантошу - постоянное пребывание в положительном эмоциональном состоянии.

Вернемся к рассмотрению "анатомии" многомерного организма.

Чакры являются его важнейшими биоэнергетическими органами. Есть три свойства чакр:

1) В чакрах может накапливаться, перерабатываться (трансформироваться) и храниться биоэнергия. Из них она распределяется к органам тела по мере необходимости.

2) Чакры являются "колодцами" в глубины многомерного пространства. Можно научиться "нырять" сознанием через чакры в другие пространственные мерности.

3) Чакры также являются рефлексогенными зонами эмоционально-волевой сферы Психические состояния человека - следствие работы, в том числе, его чакр. В частности, эмоции рождаются в чакрах. То, что при этом происходит в мозге, - электрофизиологические следствия процессов, происходящих в чакрах. Это могут ощущать те, у кого есть опыт работы с этими структурами своего организма. Научившись концентрировать сознание в той или иной чакре (после предварительной специальной работы с ними), можно получать желаемые устойчивые, повторяемые и одинаковые у всех практикующих изменения в эмоционально-волевой сфере. Радикально проблема психической саморегуляции решается именно так.

Например, работая с чакрой анахатой ("духовным сердцем") можно познать тончайшую эмоциональную любовь, лишенную всякого эгоизма. В анахате же можно познать и блаженство Самадхи. Самадхи - положительное эмоциональное состояние высшего порядка, сопровождающее первые соприкосновения сознания с Атманом - высшей, тончайшей пространственной мерностью в пределах организма. Апостол Павел называет Атман "Духом Божиим, который живет в вас" (1 Кор. 3:16). Да, с помощью специальных техник можно утончить сознание и погрузить его в сияющий Атман... Вот так - внутри своего организма - можно впервые познать Бога.

Сознание обладает различными функциями. Это осознавание (себя и внешних явлений), реактивность (как на внешние так и на собственные состояния), память, ум (память и ум объединяются понятием интеллекта), эмоции (любовь и др.). У воплощенного человека эти функции осуществляются с участием различных органов. Так осознавание внешних явлений осуществляется благодаря работе органов чувств (глаза, уши, нос и др.) и нервной системы. Интеллект же работает при помощи мозга.

Но "свободное" (невоплощенное или находящееся вне тела) сознание осуществляет все свои функции самостоятельно, без помощи каких-либо органов тела. В "свободном" виде сознание способно функционировать намного более широко. Опыт показывает, что возможности невоплощенного сознания обширнее, по сравнению с таковыми, присущими сознанию, заключенному в теле. Это касается, в первую очередь, диапазона восприятия.

Существуют методы тренировок, позволяющие воплощенному человеку максимально расширить границы восприятия. Это - восприятие непосредственно сознанием. Сознание, "освобожденное" от посредничества органов чувств, воспринимает все те явления, которые доступны ему в меру его утонченности. (Сознание, находящееся в каком-либо плане многомерной вселенной, может перемещаться в пределах этого и всех более грубых планов.)

Может возникнуть вопрос: зачем же тогда вообще сознания воплощаются в тела, если без тел "все так хорошо"? Ответ таков: жизнь в теле - великая возможность для совершенствования, которой мы лишены в невоплощенном состоянии.

Исходно у большинства воплощенных людей сознание закрепляется в головных чакрах. Можно научиться перемешать его оттуда в структуры туловища, а также за пределы организма. При этом, если пренебрегать принципом утончения, то сознание, смещенное за пределы тела, оказывается в грубом "астральном плане" со всем его "населением". Как правило, это оказывает сильное психотравмирующее воздействие.

Известно, что гармоничным является развитие, идущее одновременно по трем тесно переплетающимся взаимодополняющим направлениям: этическому, интеллектуальному и психоэнергетнческому. При этом, этика с ее главным принципом - Любовью - является основой всего духовного развития. Полноценное же этическое развитие возможно только при развитом интеллекте. Фундаментальным же принципом психоэнергетического развития является принцип утончения.

Рассмотрим кратко классический "восьмеричный путь" йоги Патанджали.

Первые две ступени - это йама (изучение этических принципов) и нийама (изучение гигиенических правил, включая психогигиенические).

Третья ступень - асана - ступень приведения тела к необходимому для дальнейшей работы уровню совершенства. Для этой цели могут применяться статические физические упражнения - например, асаны хатха-йоги. Но тот же эффект может быть получен за счет динамических систем тренировки - например, ушу.

Четвертая ступень - пранаяма - ступень приведения в порядок энергетики организма (на уровне чакр, биоэнергетических каналов и др. структур). Для этого могут использоваться специальные дыхательные упражнения, приводящие в движение потоки энергии в организме. Но тот же эффект может достигаться и без применения специального дыхания - за счет непосредственного управления движением энергии. При соответствующей тренировке в этой области можно добиться впечатляющих результатов. Так, мастера некоторых школ цигун (именно "жесткого цигун"), а также эзотерических школ Вьетнама (ки-хонг, зыонг-шинь) демонстрируют неуязвимость по отношению к чрезвычайно грубым и сильным внешним воздействиям (явление "железной рубашки").

Пятая ступень - пратьяхара - ступень отработки управления умом, включая его концентрацию и остановку ("ментальная пауза" или прерывание "внутреннего диалога). Для остановки ума есть много разнообразных приемов. Большинство из них сводится к какому-либо монотонному действию. Им может быть длительное смотрение на что-либо - например, на пламя свечи, на поток воды и т.п. Можно повторять мантры (вслух или про себя). Или можно отмечать границу, на которой вдох переходит в выдох и наоборот. Также на вдохе можно спрашивать себя: "Кто я?..", а на выдохе искренне отвечать: "Не знаю..." и т.п.

Любое из названных упражнений после определенного времени его выполнения приводит к остановке потока мыслей. Механизм действия подобных техник таков. Монотонные действия вызывают перегрузку чакры аджни, и она временно "выключается". Именно аджня "снабжает" человека потоком иногда бесполезных и мешающих медитации мыслей. При ее "отключении" наступает требуемая "ментальная пауза". Следствием этого может быть спонтанный переход сознания из головных структур в туловищные. Для начинающего это всегда сопровождается необычными переживаниями, в силу чего может наступить неоправданная фетишизация подобных упражнений.

Овладение остановкой ума - необходимое условие для всей дальнейшей работы. Радикально эта проблема решается через работу с чакрами и другие приемы раджа- и буддхи-йоги.

Шестая ступень - дхарана - ступень развития способности к созданию и удержанию образных представлений ("визуализации"). Способность к визуализации можно развить настолько, что создаваемые образы будут восприниматься другими людьми как физические объекты. Особое внимание уделяется искусству визуализации школами йоги в Тибете.

Седьмая ступень - дхьяна - собственно медитация. Это - ступень освоения работы сознания. Медитация есть работа сознания, а не ума. Именно медитация, как метод, позволяет постичь Бога Живого и - в конечном итоге - прийти к слиянию с Ним. Поэтому в различных религиях медитация является важнейшим методом мистической практики.

Медитативное познание чего-либо - это непосредственное переживание состояния познаваемого объекта, вызванное медитативным слиянием с ним.

Последняя, восьмая ступень классической йоги Патанджали - самадхи. Этим термином может обозначаться как все дальнейшее развитие, так и собственно Самадхи (с заглавной буквы), о котором шла речь выше. Буддхи-йога является развитием этой ступени, где основным методом также является медитация.

Медитации могут быть индивидуальными и групповыми.

В группе все участники могут выполнять одну медитацию. Другой вариант - каждый участник (или часть участников) выполняет свои упражнения, внося таким образом "вклад" в общий медитативный эффект. В третьем варианте есть "ведущий", на которого настраиваются все остальные. Эффект от групповых медитаций, как правило, выше, ибо при этом создается общее "медитативное поле".

Рассмотрим некоторые виды медитативных практик. Отработка таких медитаций является не самоцелью, а тренировкой в психоэнергетическом развитии.


Медитации-отождествления с различными живыми объектами, воображаемыми образами и сонастройка с их состояниями, "вживание" в образы объектов и т.п. В чань- и дзэн-буддизме адепты таким образом "становятся" цветком, камнем и т.п.

В ряде школ боевых искусств используют отождествление с образами различных животных. Мастера таких школ говорят, что "надо стать" таким-то животным, и тогда энергия в тебе будет циркулировать так же, как в нем. Движение тела, будучи следствием движения энергии в организме, изменяется соответственным образом.

В практике исихазма ученик идентифицировал себя с образом своего духовного наставника. В Тибете и в Индии этот прием известен как метод работы с йидамом (юдамом). Там чаще отождествляются с образом какого-либо божества. При этом практикующий усваивает целые "блоки" требуемых качеств, присущих объекту идентификации.

Медитации-сонастройки с состояниями природы (натуральными или воображаемыми) и с произведениями изобразительного искусства. Природа в своих тонких проявлениях учит нас саттве - гармонии, покою, чистоте, тонкой радости. Так, можно сонастроиться с утренним рассветом над тихим лесным озером или с запахом только что оттаявшей весенней земли.

Медитации-растворения в пространстве и расширения сознания на определенных планах тонкости. При этом происходит расширение сознания за пределы тела и ощущение пространства, "охваченного" сознанием, как части себя. Сюда же можно отнести медитации с отождествлением сознания со "стихиями" (таттвами) земли, воды, огня, воздуха, а также различными цветами (голубым, красным и др.), пустотой и т.п. Такие упражнения используются в качестве подготовительных к Нирване.

Медитации с использованием музыки, вокала, мантр. Музыку, как и вокал, можно использовать в медитативных тренировках по-разному.

Можно раствориться в "звучащем пространстве". Можно использовать музыку как "несущую волну", задающую медитативное состояние.

Можно специально сонастраиваться с состоянием исполнителя и чувствовать то же, что и он. Так, если исполнитель концентрируется в какой-либо чакре, то с ней легко сонастраивается соответствующая чакра слушателя. Возникает эмоциональное состояние, соответствующее данной чакре. Это явление называется "свара" (санскр.). Тот же эффект может возникать и при наблюдении танцора, владеющего сварой.

Медитации с использованием янтр. Янтра - это "мистическая диаграмма, обладающая магической силой". Янтра может нести в себе закодированную в символах интеллектуальную информацию. Медитативный эффект такой янтры вторичен. Но янтра может предназначаться и сугубо для медитации. Такую янтру воспринимают из определенной чакры или другой структуры организма. После этого картину представляют объемно в пространстве и совершают с ней необходимые медитативные упражнения.

Медитации с использованием психофизических упражнений. Психофизические упражнения состоят в выполнении определенных движений, сопровождаемых медитацией. Особенность психофизических упражнений состоит в том, что их физический компонент исключительно благоприятствует возникновению искомого медитативного эффекта.

Медитация-лайя. Это - тренировка в лайя-йоге. "Лайя" (санскр.) значит исчезновение, растворение; имеется в виду растворение себя во всеобщей Гармонии, в Боге. При этом организм действует под Его управлением. Типичный пример такой тренировки - "спонтанный" танец. "По лайе" также можно рисовать - при этом рука как бы "сама" водит карандашом или кистью. Так же можно научиться музицировать, делать массаж, искать какие-либо предметы и т.п.

Медитации-самовыражение. Это - медитации выражения конкретного медитативного состояния средствами танца, изобразительного искусства, вокала и т.п. (не путать с танцем, рисунком и т.п. "по лайе").

Медитации, приводящие в движение внешние относительно тела энергии. Сознание практикующего сливается с энергиями того или иного плана и образовавшийся комплекс приводится в движение. Этот прием может, в частности, использоваться для энергетической очистки организма и "выравнивания" внутренних энергий по внешним из тончайших планов. К этому типу относятся медитации "латихан", "пранава" и некоторые пранаямы.

Медитации с расширением в пространстве конкретных биоэнергетических структур организма. Такое расширение может осуществляться как в пределах организма, так и в значительно больших масштабах. Особое значение имеет такая работа с чакрой анахатой.

Медитации с экзальтированием эмоций. Целью этих медитаций является освоение экстатической эмоциональной любви к Богу. У суфиев это состояние называется "халь". Для его достижения используется коллективная (характерная для некоторых христианских протестантских церквей и суфийских орденов) молитвенная практика, иногда сочетаемая с ритмичными движениями тела.

Медитации на "местах силы". Существует множество разнообразных "мест силы". Эффект их воздействия на организм зависит от характеристик конкретного "места силы".

Медитации с "проработкой" физических действий. Пример таких медитаций - ощутить себя совершающим тяжелую физическую работу. В этом случае тело пребывает в глубоком покое, а работу совершает весь организм, кроме его "материальной" части. Обязательное условие таких медитаций - выполнение их в максимально тонком состоянии. В противном случае происходит закрепление в грубых планах многомерного мира.

Медитации с использованием духовных текстов. Прочитывание соответствующих книг с подключением медитативного компонента восприятия оказывает мощное комплексное воздействие на организм, включая его эмоциональную и интеллектуальную сферы, а также тренируя медитативную способность.

Медитации поиска верных решений. Для медитативного нахождения верного решения какой-либо проблемы вначале необходимо эту проблему четко сформулировать, а затем, обратившись за помощью к Богу, полностью отключить ум. Необходимо критически оценивать все решения, найденные медитативным путем.

Медитации самосознавания. Они состоят в перенаправлении вектора внимания с внешних явлений на собственные внутренние явления. При этом осознается состояние, в котором пребывает сознание, а также те процессы, в которые оно вовлекается. Примеры таких медитаций - "самовспоминание" Г.И. Гурджиева, медитация пребывания "здесь и сейчас" и медитация познания Атмана, изложенная в Бхагавадгите.

Медитации в экстремальных физических условиях.Их особенность состоит в том, что медитативная практика умышленно осложняется каким-либо физическим фактором. При этом может происходить усиление медитативного эффекта за счет мобилизации дополнительных биоэнергетических ресурсов организма. В этом отношении очень эффективны медитации, выполняемые, например, в ледяной воде, на фоне продолжительного бега и т.п.


Каждая конкретная медитация может относиться к нескольким из названных типов. Так, "спонтанный" танец, являющийся элементом лайя-йоги, получается "сам собой" на фоне медитации "латихан" или под соответствующую музыку.

Таковы, вкратце, некоторые виды медитаций, большинство из которых относится к начальным этапам медитативной практики.

Посредством медитации человек осознает себя как сознание и уже в этом качестве устремляется к Богу.

Причины того, что никто не может стать совершенным сразу, состоят в том, что человек должен, во-первых, передвигаться по духовному Пути лишь со ступени на ступень, он не может перепрыгивать через ступени. Вторая причина - необходимость именно комплексного развития. Так, Вивекананда писал: "Хотя почти каждый из нас может говорить удивительно хорошо о духовных материях, - когда дело доходит до применения, до того, чтобы на самом деле жить настоящей духовной жизнью, мы оказываемся так ужасно несостоятельны. Занимаясь одной лишь теорией, можно увлечься пустым "коллекционированием" знаний. Но и интеллектуальное развитие - совершенно необходимое условие для духовного роста.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: