Известно, что напряжение мускулов тела имеет тесную связь с духовным состоянием человека, и что тандэн, который является как бы руководителем телесной мускулатуры человека, имеет первостепенную важность для практикующего Дзэн: он связан с развитием сосредоточения, того, что можно назвать духовной энергией. Здесь мы рассмотрим этот предмет, и разберем несколько разных примеров.
Предположим сперва, что мы пытаемся взглянуть внутрь себя - поразмыслить о себе и уловить свой ум. Читателю нужно самому произвести такой эксперимент. Когда вы попробуете сделать это, вы испытаете недоумение по поводу того, где можно найти ум. Может быть, вы обратите внимание на внутренность головы, но здесь вы не найдете ответа. Или, возможно, вы станете вглядываться внутрь груди, в область сердца; опять-таки из этого ничего не выйдет, даже если вы услышите, как оно бьется. Кажется, вы так и не сумели локализовать свой ум; однако, если вы будете полны решимости и энергично продолжите это самонаблюдение, вы, в конце концов, увидите, что ваше дыхание приостанавливается; и тогда вы впервые ощутите, что внутри вас возникает нечто духовное.
Когда вы начали останавливать дыхание, в вашем тандэне неизбежно развивалось напряжение, которое привлекло ваше внимание; и как раз тогда, когда вы вглядывались в свой тандэн, напряжение вашего ума становилось очевидным. Приписывая такую важность тандэну, мы не подвергаем сомнению то обстоятельство, что мыслит именно мозг, что он планирует, дает показания, но то, что выполняет распоряжения мозга, - это прежде всего структура брюшных мускулов вместе с диафрагмой. Если они не работают, никакая схема не будет приведена в действие. Когда дыхательные мускулы принялись за работу, в действие вступает умственная (или духовная ) сила.
Умственное действие осуществляется благодаря этому колебательному движению от мозга к мускулам и от мускулов к мозгу. Тот же процесс имеет место и при выражении эмоций: смех, гнев, печаль не в состоянии проявиться без сокращения брюшных мускулов. Вы можете произвести еще и такой опыт: где-то на берегу моря закопайте по грудь в песок кого-нибудь из своих друзей, а потом расскажите ему смешную историю - сколько бы вы ни старались его рассмешить, вы не сможете этого сделать. Умом он полностью понимает смысл рассказа, но не чувствует при этом ничего смешного. Для того, чтобы появилось чувство смешного, абсолютно необходимо, чтобы внезапно из нижней части живота пробился на верх некоторый физический импульс, этот импульс исходит из судорожного сокращения дыхательных мускулов.
Семьдесят пять лет тому назад была выдвинута теория эмоций Джеймса Ланге, согласно которой "одно психическое состояние не вызывается немедленно другим ... сначала между ними должны быть вставлены телесные проявления... Мы чувствуем печаль, потому что плачем, сердимся, потому что наносим удары, боимся, потому что дрожим..." Итак, мы смеемся не потому, что нам смешно, а нам смешно потому, что мы смеемся. Психологи как будто не приняли эту теорию, по крайней мере, в ее простой форме. Однако мы должны согласиться с тем, что без содействия тела не может быть осуществлено никакое психическое действие. Очевидно, человек смеется своим телом, сердится, плачет, совершает волевые действия своей физической энергией. Связь между головой и телом подобна связи между штабом и солдатами во время боя; сколько бы тщательно ни ломали голову компетентные работники штаба, без войска невозможно выиграть ни одного сражения. На практике мы приостанавливаем блуждающие мысли при помощи контроля над дыханием; благодаря этому методу нам удается вступить в самадхи.
Сначала ум приказывает телу принять определенную позу и дышать определенным образом. Однако роль ума на этом не кончается; потом объем мышления, протекающего внутри мозга, контролируется действием дыхательных мышц. Голова знает или узнает, что она не в состоянии управлять собой; поэтому она обходит проблему и обращается к сокращению дыхательных мышц и мускулов; таким образом, она ухитряется контролировать свою работу. Не знаю, что могут сказать по этому поводу психология и физиология наших дней, но мой собственный опыт в дзадзэне говорит мне, что для обыкновенного человека абсолютно невозможно контролировать свои мысли без принятия правильной позы и сообщения соответствующего напряжения дыхательным мускулам живота. Искусство дыхания в дзадзэне заключается в том, чтобы, поддерживать это напряжение.
Далее, когда дыхательные мускулы находятся в состо-янии сокращения, тогда мускулатура всего тела держится в состоянии напряжения, так что тандэн оказывается вожаком мускулов во всем организме. В решающие моменты дыхание непроизвольно останавливается. Это известно цирковому артисту, атлету, гончару, который бросает глину на колесо; знает это и картограф, который бессознательно задерживает дыхание, когда хочет провести тонкую и аккуратную линию. Во время чайной церемонии, в театре "но", в дзюдо и кэндо тандэн берет на себя руководство движениями тела. Художник и каллиграф почти останавливают дыхание, когда проводят серию линий, как они всякий раз, подходя к важному пункту, сообщают новое напряжение дыхатель-ным мускулам. На самом деле они практикуют то, что мы называем прерывистым или бамбуковым выдохом. В таком дыхании проявляется высокий темп духовной активности.
Итак, мы утверждаем, что контролируемое дыхание порождает духовную силу, что внимание, которое на деле представляет собой духовную силу, никогда не может проявиться без напряжения в тандэне. Некоторые детальные приемы могут помочь в дальнейшем объяснении этой идеи.
Когда я впервые наблюдал за матчевой встречей по американскому футболу, я нашел игру довольно неинтересной. Члены двух команд-противниц выстраиваются в два ряда, по сигналу бросаются на противника, на противоположную линию и моментально падают друг на друга. Они все время повторяют одно и то же резкое толчкообразное движение, как будто не уставая от него. "Как монотонно! Что интересного в таких резких движениях?!" - подумал я. Вот над головами противника полетел мяч, но в тот же момент, когда он был пойман, они снова упали друг на друга. Для глаза, привыкшего смотреть регби или европейский футбол, американский футбол кажется бедным, демонстративными серийными движениями. Но скоро я начал по-настоящему понимать очарование мгновенного столкновения; и я подумал, что понял нечто относительно американского духа.
Теперь остановимся на минутку и поразмыслим о позе игроков перед самым броском, посмотрим, как они дышат, какая часть их тела оказывается наиболее напряженной в момент рывка вперед. Конечно, дыхание будет приостановлено, напрягаются руки и ноги. А как обстоит дело с животом? В действительности вы не в состоянии броситься вперед, если сила не будет вложена в живот. Если даже вы броситесь всем телом на противника, но при этом центр тяжести не будет фиксирован в нижнем отделе живота, а бедра и ягодицы не будут поддерживать ею снизу, вы, несомненно, сильно ушибетесь. Все американцы должны знать, что мгновенное столкновение - это не только удар двух тел друг о друга, но также и сражение между двумя духовными силами. Вот почему люди так восхищаются этой игрой.
Так откуда же приходит эта духовная сила? Скажете ли вы, что она идет из головы? Точно так же, как мне сначала показался неинтересным американский футбол, европейцы и американцы, вероятно, чувствуют разочарование, когда впервые видят японскую борьбу "сумо". Они наблюдают за тем, как два борца, присев на четвереньки, стоят друг против друга на ринге. Через несколько секунд они встают; каждый идет в свой угол, берет какой-то белый - предмет и бросает на ринг. Вот они еще раз оказываются на четвереньках посреди ринга. Кажется, что они заняты соревнованием в глядении друг на друга; но, прежде, чем вы поймете, они снова на ногах. Опять они проходят через тот же, на вид бессмысленный, процесс. Вскоре вы утомляетесь, вам хочется крикнуть: "Быстрее! Задайте друг другу!" Наконец, борцы схватываются, и мгновение спустя один из них оказывается вне ринга или лежит плашмя на спине или на животе, а вам говорят, что встреча закончена. Иногда борцы борются и дольше; но никогда при этом не показывают таких захватывающих движений, какие мы видим в западной борьбе, где участники падают головой на пол вниз, где противника поднимают ногами кверху и швыряют головой на пол. Борцы "сумо" - это джентльмены. "Сумо не особенно интересна", - думаете вы. Но в конце концов, вы, возможно, разовьете способность разбираться в движениях борца. Практически "сумо" - это игра, где происходит соревнование силы одного игрока с силой другого; но при этом важнейшей вещью оказывается умение не потерять равновесие в быстрых и яростных движениях - бросках, толчках, увертках и обманных движениях. Требуется бесконечная тренировка, чтобы удерживать все время центр тяжести в нижней части живота. Необходимо опустить пониже бедра, оттянуть назад ягодицы.
А зачем же борцы опускаются на четвереньки перед тем, как начать схватку? Проще всего выяснить это, попробовав самому произвести такое движение. Присядьте, опираясь на пол руками и ногами, как если бы вы были львом, готовым броситься на добычу, поглядите на своего воображаемого противника с выражением льва, и вы обнаружите, что в ваших бедрах и в нижней части живота образовалась большая сила. Повторите это три или четыре раза - тогда вы что-то узнаете. Причина, по которой борец "сумо" приседает на четвереньки и пристально смотрит на своего противника, повторяя это несколько раз заключается в том, что всякий раз, когда он принимает такую позу, он вырабатывает в своем теле все более и более высокого уровня силу. После пяти или шести раз он ощущает, что его тело до предела наполнено мощной энергией. Вы способны увидеть это собственными глазами: действительно, его лицо и все тело краснеют от увеличи-вающегося прилива крови. Кожа блестит все ярче и, наконец, он готов броситься вперед со всей мощью. Мы называем это состояние "наполненностью", "киаи". "Ки" буквально означает "дыхание", которое включает в себя как вдох, "ккжи", так и выдох, "коки". "Аи" буквально означает "приспосабливаться". Когда "ки" и "аи" сочета-ются в одном слове "киаи", его значение передает большую психическую и физическую силу, которая может быть освобождена с коротким взрывным выдохом.
Напряженность "киаи" определяется степенью напряжения дыхательных мышц. Короче говоря, все зависит от напряжения в тандэне. Максимальное напряжение дыха-тельных мускулов развивается лишь на мгновение, выбор времени этого состояния имеет величайшую важность, в свою очередь он зависит от развития напряженности в животе. Малейшая ошибка меняет все, потому что тогда борец не сможет в нужный момент полностью собрать все свои силы. Следовательно, ему необходимо находиться в состоянии наивысшего внимания, чтобы бросить против соперника всю свою мощь, когда она достигнет максималь-ного уровня. В то мгновение, когда борцы сумо бросаются вперед, величайшая духовная сила и сосредоточенность, подобно вспышке огня и молнии, проявляются перед глазами зрителей. В том как раз и заключается очарование сумо. Если любая часть тела его, кроме подошв, касается пола, это считается поражением борца, поскольку он должен всегда находиться в полном равновесии. Важнейший элемент техники сумо заключается в том, чтобы сохранить центр тяжести в тандэне.
В дзадзэне это осуществляется благодаря принятию правильной позы, которая затем удерживается при неподвижном сидении, а в сумо, как и в цирковых номерах, эта цель должна быть достигнута среди энергичных и напряженных движений. В сравнении с искусством сумо и цирковых атлетов дзадзэн - просто детская игра. На старте бега на сто метров начальный толчок ног бегуна имеет очень большое значение; фактически стартовый рывок создается за счет взрывного освобождения энергии от сокращения дыхатель-ных мускулов. Если они приведены в состояние напряженности на долю секунды раньше или позже, соответственно, старт окажется слишком ранним или чересчур поздним.
С приобретением опыта в практике дзадзэна вы, естественно, станете ощущать этот момент, когда напряжение дыхательных мышц начнет ослабевать и вы непроизвольно еще раз произведете их сокращение, автоматически применив бамбуковый метод дыхания.
Теперь сядьте в позе дзадзэна и вообразите, что вы футболист, который совершает энергичный бросок вперед. Вы увидите, что вы напрягли свое тело, в особенности - брюшные мускулы. Но такое напряжение обладает лишь мгновенной длительностью, и если вы захотите продолжить практику, вам потребуется сообщить животу повторные сокращения. Итак, в своем воображении вы повторяете рывки, сидя на подушке. После четырех или пяти повторений, вы найдете, что вам необходимо сделать остановку и вдохнуть воздух. Если вы вдохнете его одним движением, развившееся напряжение перейдет в значи-тельное расслабление; но если вы сперва сделаете короткий вдох при помощи выпячивания нижней части живота, а затем продолжите его, расширяя и верхнюю часть, стенку живота (т. е. вдыхая в две фазы), вы сможете сохранять значительную часть напряжения.
Продолжать такое напряженное усилие в течение двадцати или тридцати минут - это вполне аскетическая практика. Но когда вы дойдете до конца этого налагаемого на себя мучения, вы неожиданно обнаружите в своем животе особого рода силу, физическую и духовную, какой, возможно, никогда раньше не ощущали. Вы увидите, что восседаете на подушке, как властелин. Это произойдет только потому, что ваш тандэн наполнился жизненной силой.
Когда я обучался в одном монастыре, я как-то дал себе суровое упражнение в воображаемых бросках на дверь комнаты, пользуясь приемами борца сумо. Это оказалось болезненной и безумной затеей. Раз я обратился к одному американцу, практиковавшему дзадзэн, с одобрительными словами, и я почувствовал, что мне нужно вынести боль, равную его боли. Торжественная атмосфера сессии в монастыре приводит изучающего к такому настроению ума, которое напоминает настроение военного и побуждает делать такие вещи, которые обычному человеку кажутся смешными, даже безумными. И вот каким же оказался исход моего взятого на себя мучения? Чудесным! Это было как бы новым исследованием. Должно быть, многие ученики Дзэна проделывали такие вещи и благодаря им добились больших успехов; но они не говорят лишнего о своих методах. Они прежде всего заняты достижением цели, а когда она достигнута, путь оказывается забытым. История их открытий не записана; они не помогают нам, не вдохновляют нас. Как бы то ни было, результат моего опыта оказался замечательным. Я достиг огромной физи-ческой силы и душевной устойчивости. Нижняя половина тела, казалось, уходила корнями в халат, подобно скале над островом Манхэттэн, тогда как верхняя его часть покоилась на нем, как небоскреб. Чтобы ни случилось, не произошло бы никакого движения. Есть одна дзэнская фраза: "серебряные горы и железные скалы". Это торжественная стена, наподобие Гималаев, одетая в снега. Ученик Дзэн толкает эту стену, сдвигает ее на миллиметр, на десятую или сотую долю миллиметра за один раз.
Духовная способность совершить такой поступок приходит благодаря напряжению в тандэне. Голова бес-сильна - она может только давать указания и распоряжения о том, чтобы смотреть в тандэн. Само же действие глядения поддерживается усилиями тандэна, именно усилие тандэна вызвало к жизни серебряные горы и железные скалы. Когда мы обнаруживаем, что стоим перед ними, мы чувствуем, как будто они высятся, как нечто внешнее. Фактически же они суть не что иное, как мы сами; и когда приходит время, мы находим, что сами стоим на этих серебряных горах и железных скалах.
Когда в своем воображении я бросался на стену, эта стена была и серебряными горами и железными скалами. В конце я сам стал ими. Я властелин, я нахожусь между небесами и землей; я пребываю на троне существования. Это торжественное чувство пришло от силы тандэна.
Тандэн приобрел такую духовную важность потому, что он составляет часть колебательного круговорота; а другим важным компонентом этого круговорота является мозг, который оснащен энергией, достаточной лишь для того, чтобы оперировать на щите управления, когда приходят импульсы. Этим объясняется, почему мозг не в состоянии поддерживать волевое внимание дольше, чем несколько секунд. Чтобы контролировать свое мышление, ему необходимо получить новую энергию, новые стимулы от тела, в частности от напряжения дыхательных мышц.
Уильям Джеймс был совершенно прав, когда писал, что "одно психическое состояние не вызывается немедленно другим... сперва между ними должны быть восстановлены телесные проявления". Мозг знает это благодаря долгому опыту. Фактически, он не умеет справляться с блуждаю-щими мыслями, если ему на помощь не придут дыхательные мускулы. Невероятно, что на этот очевидный факт до сих пор не обратили внимания.
Тандэн не имеет никаких сознательных функций, однако он действует, как один конец духовного круговорота мозга, и приобретает духовную важность. Слова "брюшные мышцы" и "диафрагма" могут показаться лишенными духовности, слово же "тандэн" должным образом наполнено духовным значением. На основании собственного непосредственного опыта мы можем подтвердить реальность этой духовной силы тандэна.