Человеческие способности вообразить себе что-либо есть во многом производное от его жизненного опыта. Мы сможем вообразить себе движение в пространстве, потому как делаем это. Сможем представить передвижение во времени, потому как вся наша жизнь проходит в этом движении. Куда трудней вообразить себе перемещения не физического тела, не предметов, а сознания. При этом в область, тоже не имеющую как бы физических координат, в некое поле абсолютных знаний, которое мистики нередко обозначают словами "реальность высшего плана" (информационное поле земли).
Для приближения этого понятия к представлениям, доступным нам, можно представить эту совокупность информации как бы заполняющей все пространство нашего мира, как оно может быть заполнено излучениями или радиоволнами. Хотя не меньше оснований, говорить и о некой точке, вовсе лишенной объема.
Причем оба определения будет истинными. Разница между ними только в описании, т. е. в том, как эта реальность воспринимается нами. Такая реальность пронизывает наш мир и в то же время лежит вне его пространства. Некоторые ясновидцы и предсказатели упоминают о выходе в эту "реальность" в минуты озарения.
Во времена Карибского кризиса к Вольфу Мессингу пришел человек, знавший его. Вот что он рассказал:
- Я пришел в гости к Мессингу: "Вольф Григорьевич, вы слышали о блокаде Кубы? Дойдет до атомной войны - это конец…". Он сказал, когда войдет в состояние самокаталепсии, чтобы дали ему карандаш и бумагу. И вот пульс почти нельзя прощупать, у зрачков почти нет реакции на свет. Ему вложили в его крепко сжатый кулак карандаш. "Мир будет" - такие слова он вывел на бумаге. "Мое подсознание связывается с "чем-то" или с "кем-то", - говорил Мессинг о происхождении информации.
К сожалению, сами провидцы, выходя на уровень высшей реальности, как правило, выносят оттуда только ответы на вопросы, но не восприятие самой этой реальности. Вот почему мне в особенности интересен был разговор с Ингой П. (ясновидящая).
- Я работаю с пространством, дающим информацию. Я не знаю, что это, но для меня в моем сознании это существует как пространство. Я так это воспринимаю. Есть различные пространства. Какие это пространства и чем они различаются, это будет абсолютно непонятным для непобывавшего там. К примеру, пространство, которое шло ко мне в самом начале, когда я лишь начинала учиться этому, приходило ко мне издалека. Оно темное и все испещрено золотистыми маленькими точками. Однако оно очень далекое. Эти точки - крупинки, они ощущаемы и статичны. Но они не образуют сети. Сети нет. В данный момент я работаю с другим пространством, оно более быстрое. Оно несет ощущение неизменности, неподвижности. Там ничего не происходит, ничего не изменяется. И еще присутствует чувство его полноты. Информационная насыщенность - лишь один аспект этой полноты. Это пространство, в котором информация есть, была, будет.
Некоторые воспринимают его как бы вне времени. Для меня это не так. Никто не скажет, как события на самом деле сосуществуют там, в том, что я называю пространством. Когда же туда проникает сознание человека, ограниченное и несовершенное, оно сможет считывать эту информацию лишь дискретно, т. е. привязав ее к понятию времени. Информация преломляется сознанием, пропущенная через свои стереотипы и установки, превращая в суждения наподобие: "То-то будет тогда-то и там-то". Однако это все условно: и "то-то", и "тогда-то", и "там-то". Последовательность расположения событий там не обязательно отражает последовательность временную. Может быть, там своя, недоступная нам логика. Сознание, проводя полученные знаки по различным своим структурам, переводит их на язык привычных наших понятий, нашей временной последовательности.
Может быть, бессознательное человека находится в постоянном соприкосновении с высшей реальностью. Информация, вмещающая в повседневном нашем сознании, - тонкий ручеек в сравнении с океанами, омывающими иные уровни и планы бытия. Настолько огромнейший количественный информационный разрыв неизбежно несет в себе и другие качественные параметры. И в действительности, эксперты говорят о некой другой, отличной логике, которая господствует в бессознательном. Как видно, эта другая логика принципиально невыразима в понятиях нашего повседневного, обыденного сознания.
Именно потому прорицатели или мистики, соприкоснувшись с некими знаками этой высшей реальности, так часто оказываются бессильны подобрать им адекватный словесный смысл.
В трактате "Цветочная св. Франциска" упомянут эпизод, когда Людовик Святой пришел повидать брата Эгидия. Тот выбежал из обители навстречу королю и, обнявшись с ним у ворот, на протяжении долгого времени простоял молча, потом расстался с ним, и король ушел, не заходя в обитель. Брат Эгидий так пояснил это: "Только мы обнялись с королем, как свет премудрости Божией раскрыл и явил сердце его мне, а мое ему, и, глядя так по Божьему соизволению в сердца друг друга, мы много лучше и с большим утешением узнали то, что желали сказать друг другу, чем если бы говорили наши уста; а если бы мы захотели голосом выразить то, что чувствовали в сердцах, то, благодаря слабости речи человека, которая не может ясно выразить сокровенных тайн Божиих, мы испытали бы скорей огорчение, а теперь король ушел явно утешенный".
Как в предзнаменованиях, так и в символах снов знак, открывающийся прорицателю, и смысл, заключенный в нем, оказываются связаны между собой не логикой, не объяснимо, а неким другим иррациональным образом.
Понятно, что человек, далекий от такого рода опыта, едва приблизившись к нему, чувствует абсолютную его чуждость, запредельность по отношению к знакомому ему опыту жизни. Чуждость настолько велика, что исследователю, желающему обозначить этот иной, запредельный ряд символов, подчас приходится прибегать к психиатрическим терминам.
Вероятно, из-за невыразимости этой иной реальности в понятиях повседневной жизни провидец, чтобы нарисовать картину, которая открылась ему, часто не описывает это словами, а передает как бы через некий ключевой образ, деталь.
Именно неадекватность, невозможность выразить словами вынуждали провидцев-юродивых пытаться выразить увиденное будущее событие через какую то ключевую деталь, знак.
Вот киевский юродивый Паисий бежит мимо строящегося дома держа грязную рубаху в руках. Один рабочий-строитель крикнул ему сверху, с лесов:
- Куда, преподобный, бежишь? Погоди.
И услыхал в ответ:
- Некогда, душко. Рубашку надобно помыть. Через полчаса понадобится.
Остальные, видевшие бегущего юродивого, промолчали. Только он, именно он, окликнул его. И юродивый ответил ему. Не прошло и полчаса, как рабочий этот падает с лесов и разбивается насмерть. К тому времени Паисий возвратился назад с выстиранной рубахой:
- Оденьте покойника, душевно. Это я для него рубашку помыл.
Чистая рубашка, в какую обряжают мертвеца, и была той ключевой деталью будущего события, которое открылось Паисию.
Еще пример попытки обозначить будущее событие через подобную деталь.
Когда князь Савва Оболенский женился на княжне Дарье Лопуховской, во время пира в дом вошел хорошо известный всем ростовский юродивый Исидор. Он принес самодельную шапку, сплетенную из полевых цветов и трав, и протянул ее жениху сказав:
- Вот тебе и архиерейская шапка!
Всех, присутствующих на пиру, весьма позабавило это. Но не прошло и года, как молодая княгиня скончалась. Князь же в печали ушел в Ферапонтов монастырь и принял там пострижение, чтобы поздней, в 1481–1489 годах, в действительности стать архиепископом Ростовским.
Эту-то цепь последовавших событий, находившихся тогда еще в будущем, и хотел выразить юродивый символической архиерейской шапкой из полевых цветов.
Так же, через подобную деталь, Пифия сообщила Нерону будущее, ожидавшее его: "Берегись цифры 73". Посчитав, что говорится о его возрасте, Нерон, которому был тогда 31 год, остался очень довольным таким пророчеством. Мог ли он догадаться, что цифра эта, в действительности, обозначала возраст, но не его! И что не пройдет и года, как его убьют заговорщики и на его трон будет посажен 73-х летний Гальба?
Вспомним эпизод, когда пророчица, которую посетил А.С.Пушкин, сказала ему:
- Может быть, ты проживешь долго, но на тридцать седьмом году берегись белого человека, белой лошади или белой головы.
То, что в повседневной жизни могло бы иметь только один конкретный лик - "белой головы", "белой лошади" или "белого человека", в сфере высшей реальности составляет, очевидно, некую единую протяженность, спектр нечленимых понятий.
С такой проблемой нераздельности понятий, находящихся в высшей реальности, их плавного перехода, перетекания одного в другое, встречаются и советские исследователи, которые работают в области предвидения. В этом, полагают некоторые из них, причина определенного процента "непопаданий".
В случаи, когда ясновидящие сотрудничают с властями, последние всякий раз ожидают от них однозначного, абсолютно конкретного ответа. Только такой ответ может быть конструктивен в физическом мире. Прорицателю же в высшей реальности доступней бывает скорей какой-то спектр, какой-то веер символов и понятий. Отдаленное представление - в какой степени опыт высшей реальности отличается от опыта повседневной жизни - дает отчасти гадальный ряд. Тот, кому знакома практика гадания, знает, насколько широк и разнообразен спектр ее знаков. Каждому знаку соответствует целый набор смыслов, присутствующих одновременно и зависящих от расположения соседних. При этом сама последовательность их смыслов представляет собой некий ряд, где один смысл переходит в другой, как это случается с образами во снах, и где, как и во сне, это смещение, переход следует своей системе связей, не объяснимых с позиции логики и опыта повседневной жизни.