Мемориальный комплекс
аль-Бухари
г. Самарканд

Дед Исмаила, ходжа Бардизбах Абу Абдаллах, был настоятелем одной из бухарских мечетей. Поэтому обстановка в семье самым благоприятным образом отразилась на мировоззрении мальчика, который в шесть лет наизусть читал суры Корана, в десять - хадисы. Вся округа ставила в пример детям маленького Исмаила.

В дом его отца, аль-Джуфи, люди приходили издалека, чтобы послушать сунны Пророка из уст ребенка. А он читал их серьезно, с удивительной духовной наполненностью, так не характерной для детей его возраста. Надо сказать, что сунны - это образец и руководство для всей мусульманской общины и для каждого ее члена в отдельности. И никто из родных и близких Исмаила, никто из его духовников не догадывался, что столь ревностное отношение мальчика к священным писаниям есть следствие того, что ему еще в восьмилетнем возрасте явился святой Хизыр, слывший у мусульман одним из первых людей, которым Аллах даровал вечную жизнь. Святой Хизыр передал Исмаилу "Ан-Насс" - божественное повеление идти дорогой истинной веры, на которой ему в дальнейшем открылся "батин" - скрытый смысл появления предвестника истины.

Когда Исмаилу исполнилось четырнадцать лет, он стал упрашивать родителей разрешить ему совершить хадж - паломничество в Мекку и Медину, к святым местам Пророка Мухаммеда. Родители, пораженные настойчивостью, с которой сын повторял и повторял свою просьбу, дали слово исполнить его желание по достижении совершеннолетия. И вот этот благословенный момент в его жизни наступил. В 826 году Исмаил аль-Бухари вместе с другими паломниками начал далекий и трудный путь в Аравию. Семья все-таки не отправила юношу в хадж одного, вместе с ним в священные города шли его мать и старший брат.

После окончания хаджа караван с паломниками отправился в обратный путь, но Исмаил остался в Мекке. Здесь он познакомился с одним благородным и добросердечным богословом, факихом Ахмадом ибн Ханбалом Абу Абдаллахом, и поступил к нему переписчиком книг, поскольку почерк у юноши был очень красивым. Родом тот был из Багдада, но в течение многих лет ездил из страны в страну, посещая центры культуры и встречаясь с учеными для долгих дискуссий. К тому времени у Ахмада ибн Ханбала хранился самый большой в мире список хадисов - свиток длиной в сто двадцать локтей, заполненный с обеих сторон.

Они переехали в Багдад, где Исмаил и прожил пять лет. За годы неустанной работы его библиотека пополнилась 120-ю тысячами преданий. Примечательно, что все хадисы молодой ученый с феноменальной памятью знал наизусть. Его способности, аскетический образ жизни и строгое следование шариату привлекли внимание многих факихов и суфиев.

В это время в Багдад из Египта приехал Зу-н-Нуль аль-Мисри - основатель и руководитель одной из прославленных школ. И он пригласил к себе удивительного молодого человека. Исмаил с благодарностью принял приглашение и снова отправился в путь. Причем, большую часть его багажа занимала рукопись хадисов длиной в сто сорок локтей. Особенно поразительным было то, что в рукописи были записаны только начальные слова хадисов, зато давались подробные характеристики людей, сообщавших предание, которые восходили к именам непосредственных свидетелей свершившегося. Если бы не изумительная память Исмаила аль-Бухари, для размещения собранных им хадисов уже тогда понадобилось бы два верблюда.

В Египте Исмаил первое время жил в доме аль-Мисри и еще ближе сошелся с ученым, напряженно работая в течение года в Гизе, под Каиром. Затем он переехал в Александрию, оттуда - в Дамаск. Снова, на полгода - в Гизу, и уже отсюда отбыл для совершения второго хаджа в Мекку и Медину с последующим возвращением на родину.

Важно отметить, что аль-Бухари был не только неистовым собирателем хадисов, обработчиком и систематизатором, но и их безукоризненным исполнителем. Моральные нормы, заложенные в них, легли в основу его образа жизни. В Египте у него появились последователи и ученики. Они тянулись к скромному, немногословному, но очень много знающему факиху. Открылось, что, помимо перечисленных достоинств, Исмаил аль-Бухари обладал и большим даром врачевателя. Он был особенно внимателен к преданиям, в которых говорилось о болезнях и их лечении, о лекарствах и священном слове, которое, зачастую, излечивало скорее, чем лекарства. По свидетельству очевидцев, он обладал при малом росте и сухощавости чрезвычайно сильной энергией, которая так и пульсировала в нем. И вскоре об Исмаиле аль-Бухари пошла слава - как о способном враче. Этот свой дар он применял совершенно бескорыстно. Ему пытались платить - он отвергал плату. Натолкнувшись на его несговорчивость, исцеленный пациент обычно говорил: "Да вознаградит тебя Аллах!", на что аль-Бухари неизменно отвечал: "Да сделает Аллах тебе это на пользу!".

Правда, большая часть его времени уходила все же на работу над хадисами, число которых превысило 300 тысяч, - на их систематизацию, критическую оценку и обработку. Работа над частными биографиями отдельных авторитетов привела его к мысли о необходимости общей истории собирателей хадисов, и ученый создал многотомные хроники под общим названием "Ат-тарах аль-Кабир".

Много лет Исмаил аль-Бухари жил в Нишапуре, столице Хорасана, где по многочисленным просьбам последователей организовал школу традиционалистов "асхаб аль-хадис", которую посещали и ученые, приезжавшие издалека, и молодежь.

Но со временем в Нишапуре у него появились завистники, мешавшие аль-Бухари жить и работать. Истинная святость не выносит шума и суеты. И он вернулся в Бухару, совершив перед этим третий хадж в святые места. У могилы Пророка он дописывал последние страницы своих благословенных сочинений. В родном городе аль-Бухари не застал в живых ни матери, ни отца, ни брата. И он переехал поближе к единственному родному человеку - к сестре, жившей в кишлаке Хартанак под Самаркандом. Здесь, окруженный вниманием жителей кишлака и сестры, он провел остаток жизни.

Почти в уединении, в 870-м году закончил свой земной путь Исмаил аль-Бухари, святой ислама, удивительно талантливый человек. И вот уже двенадцатый век история славит его имя.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: