РУКИ - НА ПЯТКАХ, ПЯТКИ - НА ВЫСОТЕ УШЕЙ, ИЛИ ТАК ОБРЕТАЕТСЯ ЗДОРОВЬЕ

«Меня иногда спрашивают, почему я не похож на "традиционного" йога.
Я отвечаю: потому что йога - это не только древняя философия, но и вполне современная наука, и в таком качестве может принести огромную практическую пользу».
Гопал Пуджари
Доктор Гопал Пуджари

Действительно, обаятельный молодой человек в новеньком спортивном костюме, уютно расположившийся напротив меня, никак не вписывается в стереотипную картинку, возникающую у людей при слове "йог". Ничего общего с заросшим волосами аскетом в набедренной повязке, живущим в лесу или постоянно странствующим по горам и пустыням. За исключением маленькой детали - мой собеседник может все то же самое, что и тот незнакомый мне аскет. Потому что доктор Гопал Пуджари - самый настоящий йог. И приехал в Ташкент преподавать свою йогу на курсах при Индийском культурном центре.

"Обаятельный, добрый, поразительно уравновешенный", - так отзываются о нем те, кто ходит на эти курсы, а их - более трехсот человек. Быть уравновешенным в наши дни - это, действительно, похоже на чудо. Мы все очень хотим внутреннего равновесия, но как же его достичь-то? А вот в древности это знали.

С незапамятных времен в Индии существует хорошо продуманная и детально разработанная система психофизических упражнений, называемая "йога". За пределами Индии о ней было известно давно, но информация была неполной и отрывочной. Только в XX веке йогой заинтересовались всерьез во всем мире, причем она стала не только модным увлечением, но и предметом серьезных научных исследований. Доктор Гопал Пуджари - сам из порода таких исследователей. Он - не просто йог, а йог с дипломом квалифицированного медика. Под таким руководством не страшно освоить древнее умение правильно жить. Кстати, а как это делается? С этого вопроса и начался наш разговор.

- Мы все знаем, что есть такое понятие - йога. Все мы что-то о ней слышали. А что же она представляет собой на самом деле?

- Это - старейшая из известных в мире систем развития личности, включающая в себя воспитание тела, эмоций и сознания человека. Сам термин "йога" происходит от санскритского корня "йу", означающего связь, объединение чего-либо. Применительно к йоге это объединение индивидуального сознания с универсальным, или, можно сказать так - человека и вселенной. Существует много модификаций йоги, каждая из них дает практикующему возможность самореализации в соответствии с его характером и жизненными установками.

Например, карма-йога - это обычная повседневная деятельность, когда вы ходите на работу, следите за порядком в доме, занимаетесь воспитанием детей, но делаете все это без эгоизма, корысти и суеты. В этом случае обычная домохозяйка может быть идеальным йогом, даже не подозревая об этом. Или джнана-йога - путь ученого, интеллектуала, исследующего законы бытия вплоть до самых тонких уровней.

Но наиболее известна в мире система, которую тысячелетия передавали в Индии от учителя к ученику и которая была зафиксирована Патанджали в его знаменитом трактате "Йога-сутра". Эта система делится на восемь ступеней, отчего она получила название аштанга-йога (восьмиступенчатая). Первая ступень - яма, или соблюдение общечеловеческих нравственных принципов. Кстати, многие думают, что йога - это только замысловатые физические упражнения. На самом деле - это ежедневное поведение человека, прежде всего, его отношение к себе и окружающему миру. Вторая ступень - нияма, или принципы самоконтроля. Далее следует асана - система поз, которые должен усвоить практикующий во время занятий и которые развивают тело, делают его гибким, эластичным, наполняют здоровьем. Четвертая ступень - пранаяма, или искусство дыхания. На самом деле в большинстве случаев люди дышат неправильно, что приводит к ряду заболеваний. Избавиться от этих заболеваний можно опять-таки с помощью правильного дыхания. Существуют различные техники дыхания: глубокое дыхание, концентрация на дыхании и т.д. Затем следуют пратьяхара, или контроль над органами чувств, дхарани, или концентрация внимания на одном объекте, и последняя - самадхи, или слияние индивидуального сознания с космосом. Самадхи - наивысшая ступень, и достигают ее не многие. Но ощущение радости, бодрости, здорового легкого тела и ясного, умиротворенного сознания получают все, кто начал заниматься йогой, даже если они не думают углубляться в нее.

- Как вы сами начали заниматься йогой?

- Еще в школе, в моем родном городе Мангалоре в штате Карнатака, у нас проходили занятия йогой. Мне было что-то около пятнадцати лет, когда я начал заниматься. Тогда это еще не был осознанный интерес - он пришел позже. Потом надо было выбирать профессиональную деятельность. Передо мной встал традиционный для современного индийского школьника выбор: бизнес, наука или искусство. Те, у кого отличные оценки, обычно склоняются в пользу науки. Я в этом отношении не оригинал - я выбрал медицину.

Сегодня в Индии преподают и изучают как современную медицину, так и аюрведу, натуропатию, альтернативную медицину и гомеопатию. Я выбрал йогу и натуропатию. Принципы изучения предмета здесь такие же, как и в современной медицине - также надо знать анатомию, физиологию, только лечение применяется другое: массаж, дыхательные упражнения, диета. Учился я в университете Мангалора, который позже вошел в систему Университета здоровья имени Раджива Ганди. После окончания учебы я работал в Нью-Дели во Всеиндийском институте медицинских наук. Вел исследовательскую работу в области йоги: сначала исследовал ее влияние на лечение болезней пищеварительных органов, а затем - влияние техники дыхания на излечение ряда заболеваний дыхательных путей. Мы обнаружили, например, что при дыхании преимущественно правой ноздрей организм разогревается, левой - охлаждается. А это оказывает, в свою очередь, влияние на другие реакции в организме. А в 2003 году я получил приглашение от ICCR - Индийского совета по культурным связям, организации, через которую осуществляется работа индийских культурных центров в других странах, - преподавать йогу в Узбекистане. И я согласился.

- У многих из нас бытует представление о том, что йога - это романтика, экзотика и какие-то неведомые тайны. А тут все вполне современно - университеты, исследовательская работа, медицинские сертификаты...

- Действительно, не все могут связать это с йогой (смеется). Еще двадцать-тридцать лет назад йога в Индии преподавалась в основном в ашрамах - духовных школах со строгой религиозной дисциплиной. Ей учили гуру - наставники, которые были хорошими практиками, но не имели медицинских знаний, представления об анатомии, физиологии человека. Сегодня йога стала университетским курсом, разделом научной медицины, со всем современным исследовательским аппаратом. Она, например, успешно применяется в лечении астмы, гипертонии, ряда других заболеваний, в основе которых лежат психосоматические причины. Тело болеет тогда, когда внутренний мир пребывает в дисгармонии. Но есть хорошая новость - это устранимо. Целый ряд болезней можно преодолеть с помощью специальных упражнений и определенного образа жизни и получить еще при этом огромное удовольствие, развивая и совершенствуя себя физически и духовно. В этом и есть смысл йоги.

- Вот, кстати, относительно физического совершенства - когда видишь показательные выступления йогов в телепередачах про Индию, первое, что приходит в голову - я так никогда не смогу! Невозможно завязаться в три узла, имея в наличии позвоночник. И еще похлопать себя пятками по собственным ушам!

- Знаете, как определяет Патанджали; что такое асаны? Он говорит, что асаны - это способ сидеть приятно, устойчиво и без напряжения. Что же здесь страшного? Асаны - это упражнения, связанные с медленными умеренными движениями в сочетании с правильным дыханием и расслаблением. Одна из базовых асан - шавасана, когда вы просто лежите и пребываете в абсолютном покое. Что же здесь невозможного? Конечно, ко всему надо подходить грамотно. Йога - это постепенное подчинение себя себе. И еще. Это - настоящее приключение. Если человек любит приключения и молод душой, он хотя бы несколько асан освоит.

- Но есть и сложные асаны. Какие из них наиболее трудные?

- Урдхва-падмасана - "перевернутая" поза лотоса, это когда человек "сидит" в позе лотоса, но только на голове. Или вот асана со сложным названием ардха-матсьендрасана... Но на самом деле в йоге главное - не то, во сколько узлов человек может завязаться, а ощущение радости от открытых в себе возможностей.

- Каковы ваши ташкентские ученики? С чем они приходят на занятия - желанием избавиться от какой-нибудь болезни или надеждой постигнуть тайны бытия? Что ищут для себя - конкретную пользу или какое-то особое эзотерическое знание?

- В основном люди приходят по двум причинам - проблемы со здоровьем или желание никогда их не иметь. То есть человек или уже болеет и хочет вылечиться, или он здоров и хочет оставаться таким всегда. Конечно, они ищут для себя конкретную пользу, и это очень хорошо, тем более что процесс гармонизации тела и духа неразделим. Занимаясь йогой, человек становится не только - крепче физически - он становится спокойнее, начинает с большим пониманием относиться к другим людям, обращает больше внимания на светлые стороны жизни. Он начинает вносить в свою жизнь свет.

- Занятия йогой - это только ежедневные уроки в зале Индийского культурного центра?

- Нет, конечно! Моя жизнь здесь наполнена событиями, и это делает ее очень интересной. Я и мои ученики уже выступали перед очень большой аудиторией 31 января в большом зале Государственной консерватории Узбекистана на вечере, посвященном Дню Республики Индия. Судя по аплодисментам, наше выступление приняли очень хорошо. Мы выезжали всей группой в Акташ, занимались в горах, это было великолепно! Хотим этим летом поехать еще. Мои ташкентские "студенты" - очень активные люди.

- Один из распространенных стереотипов рисует нам йога как существо созерцательное. А вы радуетесь тому, что ваши ученики активные.

- Очень радуюсь! Активность очень нужна в жизни, также, как и созерцательность. Просто все хорошо в меру и в гармоничном сочетании друг с другом. Тогда получится потрясающий результат!

Беседовала Александра Спиридонова
Журнал «Avtoolam», № 4, 2007
Разделы сайта:
Вести из Сансары: