УЧИТЕЛЬ - ПУТЕВОДНАЯ ЗВЕЗДА

Сатья Саи-Баба
Сатья Саи-Баба

Сатья Саи-Баба... Из уст в уста идет молва о нем по миру. Его называют индийским святым и магом, восхищаются чудесами им творимыми. Саи- Бабу же, прежде всего, заботят проблемы духовного совершенствования, воспитания и образования.

Невысокий человек с ореолом курчавых волос, одетый в длинное оранжевое платье, идет по дорожке мимо тысяч воодушевленных людей. Свет всепонимающих глаз и ласковая улыбка адресованы им.

Счастливцы, загодя занявшие места у самой дорожки, тянутся к его босым ногам - коснуться, поцеловать подол священного одеяния. Со всех сторон ему протягивают письма с просьбами и мольбами. Некоторые он берет, до иных лишь дотрагивается, но и это считается благоприятным знаком. Саи-Баба дает даршан - люди, приехавшие в индийский штат Андхра-Прадеш со всех концов света, получают возможность побыть хоть мгновение возле сатгуру - великого учителя - и получить его благословение.

Он поднимает руку над одной из женщин, и его раскрытая ладонь начинает источать облака чудесного вибхути, похожего на пепел. Сидящие рядом ловят его в пригоршни, на листочки бумаги... Саи-Баба идет дальше. Останавливается возле седовласого европейца. Делает жест, словно нащупывая что-то в воздухе, и извлекает из пустоты сияющее драгоценными камнями золотое кольцо, надевает его, пришедшееся, конечно, впору, на палец человека, впавшего в состояние прострации от немыслимого везения.

Эпизод заснят крупным планом в режиме рапида. Фокусы, основанные на ловкости рук, исключены. Можно называть феномен как угодно. Принято говорить, что Саи-Баба материализует предметы. Разглядываем кольцо. Сомнений в качестве металла нет - золото высшей пробы. Квадратик из 9-ти камней: изумруд, бриллиант, жемчуг, алмаз, рубин, коралл, лунный камень, сапфир и топаз. Специалисты заявляют, что подобной технологии оправки камней еще не создано. Позже сам Саи-Баба, улыбаясь, с неисчерпаемой добротой и терпеливостью, объясняет, что извлек перстень из 2030-го года и дал на время - но в один прекрасный момент он исчезнет так же загадочно, как и появился. (Не для того ли, чтобы к 2030-му году снова оказаться у своего законного владельца?)

Мы разглядываем вибхути, нюхаем, дегустируем его. Никакого определенного запаха. Безвкусен. Кажется быстро растворяющимся во рту. Сенситивы ощущают излучаемое им тепло. Говорят, при лабораторных анализах вибхути в нем не обнаружено ни органики, ни неорганики. И никто не знает, что же это такое.

А теперь побываем на сатсанге. Это нечто вроде проповеди, посвященной определенной теме.

Мы находимся в Центре Сатья-Саи. Несколько сотен молодых людей самых разных национальностей, в основном в белых одеждах, сидят на полу огромного светлого зала. Звучит мелодичная музыка. На возвышении стоит трибуна со знаком свастики. И тут следует упомянуть об этом символе, в современном восприятии носящем однозначный характер из-за ментального связывания его с преступлениями германских нацистов. Свастика - это солярный знак, широко распространенный издревле в благих культах Египта, азиатских стран и раннего христианства. Буквальный перевод слова "свастика" - "связанное с благом". И суть этого архаического символа в призывании света и щедрости.

Саи-Баба занимает свое место в кресле, обтянутом красной тканью - подстать его одежде, с высоким резным изголовьем.

Чистые ноты его голоса вплетаются в пение хора. Затем наступает пауза. Первые слова речи, и перед нами уже не благодушный улыбчивый мудрец, а пламенный трибун. Красноречие, звучный "полетный" голос, выразительные жесты, и даже, если хотите, артистизм - но не ради выгодного впечатления, а чтобы полнее донести до слушателей свои идеи. Послушаем, что говорит он о насущных проблемах образования.

- В нашем мире существует множество университетов и колледжей, учебников, по которым можно подготовиться к зарабатыванию денег. Но, несмотря на это, жизнь полна тревог и беспокойства. Цель образования - развить интеллект, чтобы сделать карьеру и приобрести власть и деньги. Но лишь там, где уповают на нравственное совершенствование, могут открыться широкие горизонты. Все остальное - тупики. Праведная жизнь и воспитание характера - вот подлинная основа благосостояния. В древности благородные души всегда стояли на страже мира. Память о добродетелях и целомудрии великих правителей жива и по сей день. Это Лао-Цзы, Соломон, Акбар... Они были примером для подражания, а, значит, и великими учителями. Учитель для мира - это путеводная звезда. И если он сам не поддерживает высоконравственного образа жизни, что ж спрашивать с его учеников? Они все будут духовно искалечены.

Учитель может прекрасно владеть методикой преподавания и вещать о морали, но, если поступки будут расходиться со словами, наставника не будут ни любить, ни уважать, и весь его труд обернется провалом.

Высшие человеческие ценности не могут быть куплены на базаре и подарены друзьями. Не могут быть просто извлечены из книг. Они исходят от сердца и направлены к сердцам других людей. И главная задача образования - просветить людей, одухотворяя их, научить их ставить превыше всего ряд общечеловеческих ценностей. И такое их восприятие должно стать естественным для всех, как дыхание. Какие же это качества? Стремление к истине, любовь и ненасилие, сострадание, терпимость, правдивость и самопожертвование. Но, к сожалению, человек не только не утратил качеств, присущих лишь животным, таких, как злоба и жадность, но и добавил к этому печальному списку зависть и гордыню, не свойственную животному миру.

Наши дети настроены на овладение различными технологиями, но, подумайте, сколько зла могут те принести если сначала не научить детей любви и миру. Я и учу малышей, и занимаюсь со студентами, придерживаясь, прежде всего, принципов гуманизма.

Преподавателя можно сравнить с баком для воды, а студентов с кранами. Если в баке вода чиста, то столь же чистая вода буте течь из кранов.

Что зачастую представляют сейчас из себя учителя? Они просто служащие, такие же, как чиновники. Работают за зарплату, от сих до сих. Но учить - это значит жертвовать собой. А всегда ли им есть чем поделиться, кроме набора информации, которая не является жизненно важной? Детей надо поить чистой водой. Но если в стакане вода грязна, надо сначала вылить ее и вымыть стакан водой родниковой, а уж потом протягивать ребенку. Так и учитель - сначала должен воспитать себя и наполнить собственное сердце добром и святостью.

Учитель - это столб с указующей надписью. Если он шатается или табличка с надписью становится подобной флюгеру, то путники собьются с пути. Дети очень внимательные существа, их не проведешь. Они спрашивают, что такое любовь, истина, ненасилие. Им могут ответить, что ненасилие - это - когда не колотят. Но дело-то не в этом. Надо уяснить, что злые мысли и разговоры - тоже насилие. Как и пожелание неудачи соседу. А что понимают под правдивостью? Верно передать на словах виденное и слышанное. Но нет. Правдивость - это нечто, созвучное совести и святости.

Друзья мои, прежде чем приступать к обучению кого-либо, проверьте себя: искренни ли вы? Говорят, раньше учителя всегда были воплощением любви.

И еще, родительское воспитание часто идет вразрез с даваемым нами. Не правда ли, знакомый диалог... Телефонный звонок. Сын берет трубку. Отец: "Если - меня, скажи: уже ушел..." Значит, на собственном примере учить врать. Родители частенько и безрассудно потворствуют детским прихотям из ложной жалости, безоговорочно верят своим чадам, когда надо бы прислушаться к их оппонентам. Так что воспитывать надо детей параллельно с их родителями. Но начинать следует обязательно с себя. А если над вами смеются, наберитесь выдержки и храните молчание. Наберитесь терпения, делайте свое дело с любовью, никогда не произнося резких слов. Чтобы поступки ваши, прежде всего, шли от сердца, а не от расчетливого разума.

По крайней мере, десять человек ежедневно должны ощутить вашу любовь - искреннюю, без лицемерия и притворства. И при полной гармонии мыслей, слов и дел. Всегда помните про три "h" - "heart, head, hand" ("сердце, голова, рука"). Есть еще три "р" принципа воспитания "purity, patience, peace" ("чистота, терпение, мир").

Еще мне хочется, чтобы вы, не теряя из виду свою индивидуальность, не заостряли внимание на различиях людей. Разобщенности всегда хватало. Не хватает единства. Прежде всего, надо стараться увидеть общее и действовать сообща. Одним пальцем - ни большим, ни указательным - стакана с водой не удержать. Нужно совместными усилиями выращивать из несмышленых детей достойных уважения граждан и руководителей страны.

Итак, надо разобраться в себе, воспитать в себе человеческие идеалы, а потом, не торопясь, приступать к обучению ваших подопечных - чтобы дело не превратилось в воздушный шарик: быстро надули его и тут же он лопнул.

Кое у кого из вас уже есть собственные дети. Так постоянно контролируйте себя, не балуете ли слишком родных детей, не прощаете ли им мелкую ложь или жадность, которые постарались бы искоренить у учеников. И напротив, не слишком ли вы суровы с подопечными, не отмахиваетесь ли, будучи усталыми, от их вопросов. А вечером, перед сном, обязательно переберите свои поступки. В чем вы были неправы? Что в ваших силах было сделать лучше? И если обнаружили промашки, исправьте их на следующий раз.

Не бойтесь признать свою вину или оплошность. Не бойтесь, что это уронит ваш авторитет. Напротив, всегда пользуются уважением люди, умеющие открыто признать свои ошибки и готовые исправить сделанное неправильно.

А если страдаете сами, не причиняйте страдания другим. Думайте о том, что преодоление трудностей только идет на пользу. И ничего не бойтесь. Бояться следует только своих грехов.

В наше технократическое время обществу особенно необходима нравственность. Молодежь должна вырастать с открытым добру умом и сердцем, с широким кругозором. Так что, дорогие мои, ради прогресса человечества, начинайте с самосовершенствования и живите в полном согласии со своей совестью.

Саи-Баба поднимается с кресла и уходит за занавес. Человек с факелом (очищая эманации зала?) проходит несколько раз между трибуной и присутствующими. Снова звучит музыка. Кто может, поет, подыгрывая на гитарах, барабанах-табла. Снова появляется Саи-Баба, служитель несет перед ним небольшой сосуд. Поднимает и переворачивает его. Высыпается облако вибхути. Когда уже кажется, что это нечто, похожее на пепел, иссякло, Саи-Баба погружает в сосуд пальцы, и снова сыплется и сыплется чудесный порошок, который каждый из присутствующих увезет с собой, чтобы сохранить на память, передать по щепотке родным и друзьям.

После сатсанга некоторые из зарубежных гостей отправляются осмотреть женский и мужской колледжи, а также медицинский центр Сатья-Саи. Он оснащен по последнему слову техники - компьютеры, самая современная аппаратура. Здесь трудятся, занимаясь лечением людей и исследовательской работой, врачи высочайшей квалификации из многих стран. В холле - большая доска с начертанными золотом именами тех, кто внес свой благотворительный вклад для создания этого впечатляющего заведения, служащего людям.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: