Жизнь и деяния Гаутамы Будды, его учение как светоч освещают жизни и мышление миллионов людей по всему миру. Этот светоч был впервые зажжен им в Индии, позднее его сияние распространилось и в другие страны Азии.
Сиддхартха Гаутама родился в королевской семье, однако он в раннем возрасте отрекся от роскоши и удовольствий аристократической жизни, глубоко поняв вечную грусть, сопровождающую человека. После того, как он подвергал себя длительным аскетическим испытаниям и медитации, он достиг бодхи, или просветления, и стал Буддой, принесшим свое послание вечно страждущему человечеству. Как монах он ходил от деревни к деревне, знакомя людей со своим учением. Его проповеди привлекали массы слушателей, которые стали его последователями. Однако то, что Будда сам проповедовал, не было религией и не было сосредоточено на "Боге". Его поучения не были записаны, они не были религиозными текстами. Он проповедовал свою собственную реализацию истины, которую он познал во время глубокой медитации. Будда считал, что похоть и желание лежат в корне всех человеческих страданий. Они могут быть преодолены самоконтролем, состраданием, любовью и терпимостью. После смерти Будды буддизм стал постепенно приобретать форму религии на основе его проповедей. Впоследствии он вышел за пределы одной страны и стал важной религией Азии и всего мира. Между тем на своей родине Будда был признан как воплощение бога Вишну, входящего в состав святой Троицы в индуистском пантеоне богов.
Нынешний штат Уттар-Прадеш буквально усеян монументами, связанными с Буддой. Легенды о нем не увядают и до сих пор. Они свидетельствуют о рождении, подъеме, упадке и великом возрождении буддизма. Именно здесь буддизм стал религией и позднее распространился по всему миру в такие страны, как Шри Ланка, Мьянма, Тибет, Китай, Япония, страны Центральной Азии, Афганистан и страны региона Азии и Тихого океана.
Священный путь Будды начинается в Сарнатхе, в 10 км от извечной святыни - города Варанаси. Здесь Будда произнес свою первую проповедь перед пятью учениками. Он говорил о пути к нирване, или освобождения от цикла рождений и страданий. Осознавая святость этого места, император Ашока в III веке до нашей эры не жалел средств для его благоустройства. Он также построил здесь некоторые из самых превосходных монументов, ставших наследием для будущих поколений. Самой замечательной структурой в Сарнатхе является ступа Дхамек высотой 34 метра. Она стоит на том самом месте, где Будда произнес свою первую проповедь. Ступа Чоукханди, позднее возведенная императором Акбаром, как полагают, отмечает то место, где Будда встретил своих пятерых учеников.
Величественная колонна Ашоки была поставлена по случаю визита в Сарнатх императора Ашоки. Первоначально её украшала капитоль с четырьмя львами - символ современной Индии. Сейчас эта капитоль находится в Музее Сарнатха. Стены храма Общества Махабодхи Мулагандха Кути Вихар, расписаны яркими фресками, выполненными японским художником Косецу Носи. Они отражают различные сцены из жизни Будды. В санктуме храма стоит золотая статуя Будды во весь рост. Монахи со всех концов мира собираются здесь на богослужение. Растущее неподалеку дерево «бодхи» (пипул), как говорят, является потомком того самого дерева, под сенью которого Будда достиг просветления. Музей Сарнатха содержит множество экспонатов и является кладезем буддийского искусства.
В дни Гаутамы Будды, Каушамби возле Аллахабада была столицей королевства Ватса. Руины этой древней цитадели красноречиво свидетельствуют о её античности. Тем не менее, этот город получил славу именно тогда, когда Будда его посетил. Будда был здесь два раза и превратил Каушамби в центр знаний для буддистов. Археологические находки Каушамби можно увидеть в Музее Аллахабада.
Сравасти возле Айодхьи - это еще один древний город, который, как полагают, был основан мифическим королем Сравастом. Именно в этом богатом городе Будда провел 24 муссона в тесной близости со своими последователями. Во время периода его жизни в этом городе и позднее, Сравасти стал средоточием буддизма. Здесь было построено много монастырей и ступ. Сейчас в этом месте разбит большой сад со священным деревом "анандабодхи" - отпрыском первоначального дерева бодхи в Бодхгае. Оно, как полагают, было посажено одним из главных последователей Будды Анандой.
Недавние раскопки показали, что на месте Пипрахва возле непальской границы на самом деле в древние времена стоял город Капилвасту, бывший столицей клана Сакья, к которому принадлежал принц Сиддхартха. В руинах этого города на месте главной ступы были найдены каменные шкатулки, содержащие реликвии Будды.
Еще одним священным местом является Кушинагар возле Горакхпура, где Будда достиг махапаринирваны, свободы от бесконечного цикла рождений и перерождений. Здесь сейчас в спокойной роще стоит красивый современный храм, посвященный этому событию. В находящемся по соседству меньшем по размерам храме стоит огромная золотая статуя лежащего Будды, найденная здесь археологами в 1876 году. Она просто завораживает зрителя. Древняя куча глиняных кирпичей, известная как "Рамабхар Типа", считается местом, где были преданы огню бренные останки Будды. В разные времена в Кушинагаре побывали китайские путешественники Фа Хиен, Хиуен Цанг и Т. Исинг. Все они оставили графические описания этого священного места.
Это помогло при раскопках, произведенных здесь спустя века. Кушинагар также полон прекрасных храмов, построенных Китаем, Японией, Мьянмой и другими азиатскими странами.
В Бодхгае (в Бихаре), расположенной не очень далеко от Кушинагара, становится очевидно, что мировой интерес к буддизму все возрастает. Бодхгая является важным центром паломничества и местом буддийских исследований и по сей день. Храм Махабодхи с его 50-метровым пирамидальным шпилем выглядит особенно импозантно.
Он был первоначально построен в III веке до нашей эры императором Ашокой, а затем был несколько раз перестроен и реставрирован. Внутри его стоит золотой образ Будды, а снаружи растет дерево бодхи. Рядом можно увидеть оставленные на камне отпечатки ступней Будды. Они считаются священными, и им также поклоняются индуисты, верящие в то, что Будда является аватаром (инкарнацией) бога Вишну. Буддисты со всего мира стекаются в Бодхгаю, чтобы побольше узнать об этой религии и заниматься медитацией. Все азиатские страны с большим населением буддистов построили здесь храмы и монастыри в своем особом стиле архитектуры. В 1989 году Далай-Лама открыл в городе 25-метровую статую Будды, созданную в японском стиле камакура.
Великие индуистские короли, начиная с современника Будды Бимбисара и кончая Харшавардханой спустя 1000 лет, поощряли буддизм в значительной степени. На протяжении веков вдохновленные жизнью и учением Будды талантливые монахи и ремесленники создали прекрасные шедевры скульптуры, архитектуры и живописи на тему Будды. Ступы Санчи и Амравати, экзотические фрески Аджанты и Эллоры, храмы и монастыри Ладакха, Нагарджунконды, Раджгира и Наланды, высеченные из скальной породы гигантские фигуры Будды (недавно уничтоженные в Бамияне в Афганистане) - все это является свидетельством великого взлета искусства, вдохновленного буддизмом.