Тиртханкар джайнов

Основателем одной из религий Индии - джайнизма, зародившейся в 6 веке до н. э., считается Вардхамана, именуемый также Джиной или Махавирой. Он родился в 557 году до н.э. в Кундаграме на границе с Непалом. Во времена Махавиры число джайнов-аскетов достигало 50 тысяч, а мирян, среди которых было много людей из богатых и высокородных семей, - более полумиллиона. В наши же дни джайнов насчитывается около трех миллионов, и живут они в довольно замкнутых общинах западной части Индии (в Гуджерате и Раджастхане), что обусловлено характерными чертами их мировоззрения.

Особенностью этой религии является то, что, в отличие от брахманизма, поддерживающего жесткую кастовую систему, джайнизм, сохраняя индуистскую веру в перерождение душ и воздаяние за поступки в форме кармы, открыл доступ к своим учениям и святыням для мужчинам и женщин всех каст.

Ошо, известный также как Бхагван Шри Раджниш, комментатор многих священных писаний, в книге "Манифест дзэн" пишет, что в джайнизме "... нет вопроса сотворения (мира) и нет вопроса последнего судного дня; нет вопроса пророков, приходящих от Бога... Махавира не творит чудес, не дает зрения слепому, а здоровья больным, не возвращает умершего к жизни. Там нет чудес, которые могут вызвать сомнение в вашем уме: "Как эти вещи возможны? Это же абсолютно ненаучно". Он кажется очень рациональным, гораздо более рациональным, чем Аристотель".

Согласно религиозным представлениям джайнов, верующий - это "пилигрим, идущий по жизни как странник в этом мире". Он должен проделать путешествие по пути истины, знаний и образцового поведения.

Храм Кхаджурахо

Они убеждены, что обычный человек проходит через 8 400 000 жизненных циклов до получения вечного спасения. Свою же цель они видят в более быстром освобождении от бесконечной цепи рождений-смертей и переходе в нирвану - к совершенному и самодостаточному состоянию души, освобожденной от оков материи. Они полагают, что самое быстрое средство достичь нирваны - это стать аскетом, соблюдающим особенно жесткие правила, главное из которых - ахимса - непричинение вреда никаким живым существам. Поэтому, хотя среди джайнов есть и монахи-аскеты, и миряне, последние занимаются преимущественно торговлей или деятельностью в сфере науки и искусств, поскольку соблюдение ахимсы делает для них невозможными земледельческие работы. Ведь даже вспашка земли непременно влечет за собой убийство живых существ - червей и насекомых...

Многие джайны носят специальную повязку, закрывающую нос и рот, дабы не вдохнуть какую-либо мошку. По этой же причине они фильтруют воду перед употреблением и не разводят огонь, чтобы он случайно не опалил крылья мотыльков. По таким повязкам и белым одеждам можно отличить джайна из секты шветамбаров.

Подчас, их боязнь оскверниться доходит до абсурда. Тот же Ошо, выросший в семье джайнов, рассказывал своим ученикам, что впервые попробовать помидор, растение очень распространенное в Индии, ему довелось только в подростковом возрасте - у соседей-мусульман. В его же доме томаты не употребляли в пищу лишь потому, что мякоть их напоминала плоть живых существ.

Фигуры, украшающие колонны храма Кхаджурахо

На улицах Индии и сейчас возможно увидеть настоящего аскета, принадлежащего к секте джайнов-дигамбаров. Вступая на путь кульминации веры, он строго соблюдает "Десять священных заповедей" - милосердие, прямоту характера, самоконтроль, правдивость, смирение, воздержанность, умерщвление плоти, самоотречение, уединение и сдержанность. Ему надлежит быть очень осторожным, когда ест, пьет или передвигается. И все это с одной целью - не причинить зла и не оскорбить чувств никаких существ. К тому же дигамбар не имеет никакой собственности. Все сказанное имеет и внешние проявления. Тело аскета всегда обнажено. Поэтому его и называют "одетым воздухом". Он спит на голой земле и камнях. Не моется и не стрижется. Его всегда сопровождает голод. Он, выполняя личные обеты, по несколько дней воздерживается от приема пищи. А когда пост заканчивается, он ест, только если ему предлагают, но при этом не касается еды руками.

Легенда гласит, что Ришабха, известный как первый аскет, выполняя добровольный обет, не принимал пищу и воду в течение полугода. Когда срок обета истек, он проглодал еще столько же, только потому что никто не удосужился предложить ему пищу. Пост был прерван лишь, когда правитель Хастинапура накормил совершенно обессиленного странника. С тех пор люди стараются хоть в чем-то быть полезными появившемуся возле них аскету, спешат предложить ему еду, на что он иногда милостиво откликается. Не правда ли на такой образ жизни непросто отважиться? Впрочем, слово "джайн" и означает "победитель", "герой".

Между 5 и 6 веками монахи-джайны строили пещерные храмы в Аджанте и Эллоре. В отличие от представителей других религиозных направлений, для храмов, ритуалов и пещерных обителей на время длительных медитаций они выбирали уединенные живописные места.

Неизменное восхищение вызывает архитектура храмового комплекса в Кхаджурахо. Один из его фризов отображает шестнадцать снов, которые по преданию видела мать Махавиры перед его рождением.

Тиртханкары джайнов, высеченные на стенах форта Гвалиора

А вот скульптуры форта Гвалиор (штат Мадхья-Прадеш), высеченного на склоне горы в 15 веке, по мнению искусствоведов не отличаются изысканностью, свойственной зодчим-джайнам. Зато они характеризуются солидностью и монументальностью. Статуи Тиртханкаров из материнской скальной породы достигают в высоту двадцати и более метров. И созданы они в строго предписанном правилами стиле джайнской иконографии. В каждой комнате или пещере можно увидеть изваяние сидящего или стоящего Тиртханкара в позе медитации. Некоторые из скульптур выполнены таким образом, что за дверным проемом видны лишь ноги, а часть тела выше скрыта резным камнем до балкона, над которым возвышается торс. И поэтому, хотя статуи эти являют собой фигуры нагих людей, они не вносят смущение в мысли туристов и паломников.

Одним из главных культовых мест джайнов является гора Параснатх, расположенная в штате Бихар. Говорят, что на ее крутых склонах достигли просветления и нирваны двадцать из двадцати четырех Тиртханкаров - "Ведущих по океану жизни".

Джайны-шветамбары
(Парасанатх)

Паломники, приближаясь к храму, особенно внимательно смотрят себе под ноги, опасаясь наступить на муравья, а самые глубоко верующие подметают перед собой дорогу специальными метелками. Отдавая дань традициям и вере, джайны, живущие в современных домах, занимающиеся в обычной жизни политикой или предпринимательством, подъезжая к Параснатху, сменяют свои европейские костюмы на ритуальную одежду - кусок ткани цвета слоновой кости, обернутый вокруг тела, с концом переброшенным через плечо; достают из саквояжей священные книги и четки, полученные по наследству от давних предков.

В центре храма Параснатха на массивном возвышении расположена статуя Махавиры. А вокруг нее постоянно курятся благовонные палочки, укладываются подношения. В полумраке зала стоит рокот от многочисленных повторений мантр и славословий. В молитвах джайны ничего не просят, они лишь превозносят святого, выказывая ему свою преданность, восхищение, намерение идти по его стопам, благодарность за переданное им учение. Паломники склоняют головы в глубоком почтении, семь раз обходят изваяние, затем открывают принесенные книги и читают их, перебирая четки, выкладывают на полу рисунки из рисовых зерен.

Храм Чатурмукха в Ранакпуре

На культовых сооружениях джайнов часто изображен один из самых древних и священных символов - белая свастика, которая для джайнов является символом совершенства и освобождения, пути, выводящего за круг реинкарнаций. Из других символов, которые особенно значимы для джайнов, можно отметить трехъярусный зонтик, зеркало, нимб, сосуд с водой, веер, колокольчик, лежащего льва и масляный светильник. Каждый из Тиртханкаров тоже ассоциируется с каким-либо уникальным символом. Ришабха - с быком, Неминатха - с морской раковиной, Махавира - с обручем..

Джайны привозят к Параснатху 9-10-летних детей. Считается, что в этом возрасте они уже могут быть осознанно приобщены к религии. Следует отметить, что у джайнов существует целая череда обрядов, связанных с рождением и воспитанием ребенка. Начинаются они от акта оплодотворения, когда супругам следует пребывать в возвышенном и радостном настроении - ведь любовью родителей и вселенной должен быть благословлен будущий человек.

Торжественно отмечается каждый этап развития ребенка: когда на двенадцатый день ему дают имя, когда его в четыре месяца впервые выносят из дома, когда он делает первый шаг, когда его, годовалого, впервые стригут, когда он на пятом году берет в руки книгу и письменные принадлежности...

12-метровые колонны храма Чатурмукхи

В 9 лет маленький джайн дает первый обет: не вступать в брак, пока не завершит учебу и полностью не овладеет профессией. И лишь, когда он станет вполне самостоятельным и образованным, он сможет создать собственную семью.

Джайны живут праведно, честно зарабатывая свой хлеб насущный, выполняя обязанности перед обществом, соблюдая все посты и ритуалы. Всю жизнь они занимаются самосовершенствованием, продолжая изучать избранное дело и философию. А после того, как они покидают наш мир, их тела предаются кремации.

Еще одним священным для джайнов местом, находящимся в том же штате Бихар, является Пава-пури, где на острове посреди большого озера возвышается храм Джала-Мандир.

Говорят, что во времена Тиртханкаров водоема здесь не было, но за два с половиной тысячелетия каждый паломник старался унести с собой горсть земли со священного места. Так и образовалось озеро, на мраморных ступенях которого, погружающихся в воду, паломники совершают омовение среди цветов лотоса. Мостик из красного камня с ажурными решетками-перилами ведет к белоснежному храму с главной реликвией - плитой, на которой отпечатались следы Махавиры. Здесь Великий Учитель, тридцать лет пространствовав с проповедями мира, ненасилия и призывами к совершенствованию, навсегда оставил бренное тело в пятнадцатый день безлунной половины месяца картика.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: