Махавира
Махавира (Вардхамана)
24-й тиртханкар

Джайнизм - это воистину религия мирных освободителей, корнями уходящая в самые ранние философии на земле. Этой стоической религии присущ элемент человеческой притягательности, исполненной принципов мира и терпимости, которые так остро необходимы сейчас.

Джайни ратх в Павапури
Джайни ратх в Павапури

Название этой религии происходит от санскритского слова "джина", что означает "покоритель", то есть тот, кто обуздал все свои земные желания и был освобожден от цикла перерождений. Таким образом джайнизм - это набор принципов, которые проповедовали 24 джины, или тиртханкара, находившиеся на самой вершине небесной иерархии. Тем не менее им не поклоняются как спасителям просто потому, что они не могут вмешиваться в божественный порядок от имени своих последователей.

Джайнизм даже отвергает автократию и вмешательство так называемого Верховного существа. Он выступает за дело индивидуума, чей статус в обществе определен им самим, а не его рождением. Больше того, индивидуум способен достичь высот совершенства благодаря своим усилиям и преданности своим идеалам. Согласно теории кармы каждый человек имеет абсолютную религиозную независимость и свободу. Ничто не может помешать его деятельности, и поэтому каждый человек сам ответственен за ее результаты - плохие и хорошие. Джайнизм признает 14 стадий эволюции души - от нечистоты к чистоте, или полному освобождению. Для джайнов путь к достижению своей цели лежит через приверженность трем духовным канонам - правильные знания, правильная вера и правильное поведение.

Джайнистская образность являет собой пример духовного совершенства, представляющего абстрактные идеалы их веры. В самом деле, тиртханкары всегда выявляли отсутствие анатомических деталей, что подчеркивало их статус освобожденных существ. Выражение лица с глядящими вдаль глазами отражает ореол, связанный с достижением просветления. Необычно длинные руки тиртханкаров, например, всегда немного отделены от тела, что символизирует собой джайнистскую философию духовной отдаленности от своего тела и материалистического мира. Тиртханкары всегда представлены нагими с благоприятными знаками на груди. Каждый из них имеет свою эмблему для опознания. За исключением первого тиртханкара Рсабхы, у которого были спутанные волосы, все остальные 23 тиртханкара были изображены с волосами, собранными в локоны.

Джайны верят, что вселенная не имеет ни начала и ни конца, она существует сама по себе. Рсабха, или Адинатха, считается предвестником человеческой цивилизации. Его культ был популярен и процветал во время начала арийской миграции. Рсабха отрекся от своей позиции в пользу своего сына Бхарата, от которого получил свое название Бхаратварша - Индустанский субконтинент.

В давней и полной интересных событий истории джайнизма Бихар занимает почетное место. Его земля оказалась очень плодородной для роста и развития этой мирной религии. Здесь родились пять ее тиртханкаров, 22 из них достигли здесь нирваны. Полагают, что первый тиртханкар Рсабха здесь читал проповеди. Почти все 24 тиртханкара тем или иным образом были связаны с Бихаром. Именно на этой земле родился целый ряд джайнистских святых и ученых. Ими были написаны трактаты, которые ценят и до сих пор. Бихар богат джайнистскими скульптурами, храмами и тиртхами (местами паломничества).

Двадцать третий по счету тиртханкар, легко опознаваемый по змеиному капюшону, родился в королевской семье в Варанаси в 877 году до нашей эры. С ранних лет он отрекся от мира и вел аскетическую жизнь, после чего в конце концов получил кайвалью, или высшие знания. Он провел примерно 70 лет, проповедуя свою доктрину в различных частях северной Индии. Его учение оказало огромное влияние на общество, и его считают истинным основателем джайнизма. Он был очень популярен среди племенных жителей Чота-Нагпура, где он достиг нирваны (спасения) на холме Саммед Шикхар, сейчас называемом холмом Парсванатха в Гириди. Племенная секта саракаси сейчас поклоняется Парсванатху, и ахимса (ненасилие) продолжает оставаться их образом жизни.

Джайнский храм Самвасрана
Джайнский храм Самвасрана

24-ый и последний тиртханкар нынешнего века Махавира родился в королевской семье Кундалграмы в 599 году до нашей эры. В день его рождения были освобождены все заключенные, а сами празднования длились 10 дней. Его назвали Вардхаманом, потому что с его рождением семья достигла процветания, славы и почета. Историки единогласны насчет места его рождеия Кундалграмы. Большинство из них считает, что это был процветавший пригород Вайшали, древней республики Личчавиев. Неподалеку от монастыря Наланды есть место под названием Кундалграма, где находится замечательный джайнистский храм. Считается, что именно в этом месте и родился Махавира. Один из храмов в Лаччуаре (возле Джаймуи) одинаково почитается как место рождения последнего тиртханкара джайнов.

С детства Махавира был склонен к гуманизму. Он стремился стереть с лица земли неравенство, эксплуатацию, автократию и несправедливость. После 30 лет жизни как аристократ он отрекся от мира и стал вести жизнь аскета. Он умерщвлял свою плоть, но его душа ликовала благодаря медитации и духовному прогрессу. Он много путешествовал и ходил нагим, позволяя насекомым жить на его теле. В конце-концов спустя 12 лет он достиг просветления, сидя под деревом сал на берегу реки Риджупаллики в Гириди. После этого он стал кеватином, или хранителем высших знаний, способным распространять истину, которую он знал.

Доктрина первого и последнего тиртханкаров была основана на аелакке (наготе) в то время, как остальные 22 тиртханкара допускали как наготу, так и ношение одежды. Помимо включения принципов, сформулированных Парсванатхом, Махавира также прибавил к ним еще один - брахмачарию, или целомудрие. Проповедуя самоочищение, он дал новое и уверенное направление вере, которую основали и распространяли ранние тиртханкары. В его учение входили сьядвада, или искусство оценивания точки зрения других, и кармавада, подчеркивавшая важность самого себя в определении своей судьбы. Махавира на протяжении своей жизни побывал в ряде городов и обратил в свою веру множество людей. Его религия была открыта для всех, и ее с готовностью приняла большая часть населения. В конце концов в возрасте 72-х лет Махавира достиг нирваны в Павапури.

Статьи по теме:

Разделы сайта:
Вести из Сансары: