Десятилетия после второй мировой войны стали свидетелями поразительного распространения на Западе влияния восточных религиозных культов; вместе с тем возникло и стало распространяться другое явление, с первого взгляда почти ничего общего с религией не имеющее, но при более внимательном рассмотрении оказавшееся таким же признаком "постхристианской" эры и "нового религиозною сознания", как и восточные культы. Речь идет о "неопознанных летающих объектах", которые предположительно наблюдались во всех частях света с тех пор, как в 1947 г. была опознана первая "летающая тарелка".

Человеческое легковерие и суеверие - которые в наши дни распространены не меньше, чем в любую другую эпоху человеческой истории, - привели к тому, что это явление связали с феноменами, выходящими за пределы культуры. Однако само по себе оно оказалось настолько серьезным и важным, что к нему проявили интерес и достаточно влиятельные и ответственные люди; были организованы правительственные исследования и появилось несколько книг признанных ученых. Правда, исследования эти не дали определенного ответа на вопрос, существуют ли эти объекты как физическая реальность. А новейшие гипотезы, выдвинутые некоторыми исследователями, которые, как кажется, приближаются к удовлетворительному объяснению этих феноменов, уводят на "край реальности" (таково название одной из новых научных книг по этому вопросу), к границам реальности духовной и психической, для исследования которой у ученых нет никаких возможностей. И только то богатство знаний, которыми располагает Православная Церковь в трудах ее святых отцов, дает возможность единственно правильно оценить и новые гипотезы, и само явление НЛО в целом.

Однако православного наблюдателя интересует не сам по себе этот феномен, а то, что духовно с ним связано: как обычные люди объясняют НЛО и почему? Среди первых попыток именно такого подхода к проблеме НЛО следует назвать серьезное исследование известного швейцарского психолога К.Г. Юнга. В своей книге 1959 г. "Летающие тарелки: современный миф о предметах, увиденных в небе" он рассматривал НЛО как явление, имеющее, прежде всего психологический и религиозный смысл; и хотя сам он не пытался отождествлять летающие тарелки с "объективной реальностью", ему тем не менее удалось уловить ту сферу человеческого сознания, к которой они действительно принадлежат. Современные исследователи даже тогда, когда они начинают с "объективного", а не психологического аспекта проблемы, в дальнейшем все же приходят к необходимости привлечь "психические" гипотезы для ее объяснения.

При рассмотрении явления НЛО для нас важно прежде всего осмыслить историю вопроса, причем в тех терминах, в которых обычно толковали явление "летающих тарелок" с момента их первого появления в 40-х гг. все те, кто верил в их существование. Что именно готовы были люди увидеть в небе? Ответ на этот вопрос дает краткий обзор популярного жанра, именуемого "научной фантастикой".

1.  Дух научной фантастики

Историки научной фантастики обычно относят зарождение этого литературного жанра к началу XIX в. Одни предпочитают видеть ее истоки в коротких рассказах Эдгара Аллана По, соединяющих убедительный реализм стиля с субъективистской философией, в которой неизменно звучит нечто "таинственное" и оккультное.

Другие считают автором первого научно-фантастического произведения его английскую современницу Мэри Уоллстонкрафт Шелли (жену знаменитого поэта); ее "Франкенштейн, или Современный Прометей" представляет собой сочетание фантастической науки с оккультизмом, ставшее впоследствии характерным для множества научно-фантастических книг.

Однако типичные научно-фантастические книги появились позже, в конце XIX и начале XX в., с Жюля Верна и Г. Дж. Уэллса, и продолжают появляться до наших дней. Из второсортного по преимуществу литературного жанра американских периодических "макулатурных" выпусков 30- 40-х гг. научная фантастика превратилась за последние десятилетия в респектабельную интернациональную литературу. Кроме того, множество чрезвычайно популярных фильмов лишний раз продемонстрировали, насколько дух научной фантастики завоевал воображение потребителя массовой культуры. Дешевые и сенсационные "научно-фантастические" боевики 50-х г.г. в последнее десятилетие уступили место модным "идейным" фильмам, таким, как "2001: Космическая Одиссея", "Звездные войны", "Близкие контакты третьего рода", не говоря уже о самой популярной и долговечной серии американского телевидения "Звездный трек". Дух научной фантастики порождается некоей фундаментальной философией или идеологией, которая чаще подразумевается, чем объясняется, и которую разделяют так или иначе все, кто работает в научно-фантастическом жанре. Ниже мы излагаем эту философию в ее основных пунктах.

1. Религия в традиционном ее понимании отсутствует или присутствует в крайне поверхностной или искусственной форме. Сам по себе этот литературный жанр типичный продукт "постхристианской" эры (это очевидно уже из рассказов По и Шелли). Вселенная в научной фантастике - всецело мирская, хотя нередко с "мистическими" обертонами оккультного и восточного характера. "Бог" если и упоминается, то лишь как неопределенная и неличностная сила (например, "Сила" в фильме "Звездные войны" - космическая энергия, которой присущи как злые, так и благие свойства). Все увеличивающаяся зачарованность современного человека темами научной фантастики есть прямое отражение утраты традиционных религиозных ценностей.

2. Центром научно-фантастической вселенной (взамен отсутствующего Бога) является человек - не обычный человек, какой существует сейчас, а такой, каким он "станет" в будущем в соответствии с современной мифологией эволюции. И хотя в героях научно-фантастических повестей и романов, как правило, можно узнать живых людей, главный интерес повествования часто связан не с ними, а с их встречами с разнообразными "суперменами" из "высокоразвитых" рас будущего (а иногда - прошлого) или прибывшими из других галактик. Идея о возможности "высокоразвитой" разумной жизни на других планетах настолько укоренилась в современном сознании, что даже в респектабельных научных (или популярных) теориях она принята как вполне доказательная. И вот в популярных сериях книг (например, Эриха фон Дениксна "Колесницы богов" и "Боги из космоса") присутствие в древней истории "внеземных" существ, или "богов", представляется уже очевидным, причем эти "боги" становятся ответственными также за внезапное появление разумного человека, что уже трудно объяснимо с позиций обычной теории эволюции. Серьезные ученые предполагают, что причиной разрушения Содома и Гоморры был ядерный взрыв, что "пришельцы из космоса" посетили землю много веков тому назад, что Иисус Христос, возможно, был "космонавтом" и что сегодня "мы, возможно, на пороге "второго пришествия" разумных существ из космоса". И столь же серьезные ученые считают существование внеземных "разумных существ" настолько вероятным, что вот уже много лет они пытаются установить контакт с ними с помощью радиотелескопов. В настоящее время астрономы мира не менее чем в шести местах ведут поиск разумных радиосигналов из космоса. Современные протестантские и католические "богословы" - для которых стало привычным идти за наукой, куда бы она ни вела, - в свою очередь разглагольствуют о новой сфере теологии - "экзотеологии" (или "теологии внеземного пространства"), которая в основном пытается представить себе, какую природу могут иметь существа "внеземных" рас. Трудно отрицать, что миф, созданный научной фантастикой, совершенно околдовал даже многих образованных людей наших дней.

Ожидаемая в будущем "эволюция" существ в научно-фантастической литературе неизменно представляется как "перерастание" ограничений, связанных с реальной человеческой природой, и, в частности, как перерастание "личностных" ограничений. Как и "Бог" научной фантастики, "человек" ее тоже до странности безличен. В книге Артура К. Кларка "Конец детства" представители новой человеческой расы похожи на детей, но с лицами, лишенными признаков индивидуальности; их почти неодолимо влечет к еще более высоким "эволюционным" трансформациям, и, на этом пути в конечном счете они должны быть поглощены безличным "Сверхразумом". В целом научно-фантастическая литература вопреки христианству и в полном соответствии с некоторыми течениями восточной мысли представляет "эволюционное развитие" и "духовность" как все возрастающее обезличивание.

3. Мир и человечество будущего представляются научными фантастами как своего рода "проекции" современных научных открытий; но на самом деле эти "проекции" удивительно соответствуют повседневной реальности оккультизма и вековому опыту демонослужения. Среди характерных особенностей "высокоразвитых" существ будущего мы находим телепатическую связь, способность летать, материализоваться и дематериализоваться, трансформировать предметы или создавать иллюзорные сцены и существа силой "чистой мысли", передвигаться со скоростями, намного превышающими возможности современной техники; завладевать телами землян; они излагают "духовную" философию, которая "превыше всех религий" и которая сулит достижение такого состояния, когда "развитые умы" уже более не будут зависеть от материи. Все это стандартные приемы и посулы колдунов и демонов. В одной из новейших книг по истории научной фантастики отмечается, что "стабильным аспектом в научной фантастике является жажда переступить порог нормального опыта... путем изображения персонажей и событий, которые преодолевают известные нам пространственно-временные условия"'. Сценарии "Звездного трека" и других научно-фантастических историй с их "научными" аппаратами будущего, местами напоминают фрагменты из житий Древних православных святых, где описываются действия колдунов в те времена, когда колдовство составляло существенную часть, языческой жизни. Вообще говоря, научная фантастика вовсе не так уж и научна и не так уж связана с каким-либо реальным прогнозом будущего, скорее, это отступление к "мистическим" истокам современной науки - к науке в том виде, в каком она существовала до Просвещения XVII-XVIII вв. Та наука была ближе к оккультизму, чем к науке в современном понимании этого слова. В той же самой книге по истории научной фантастики отмечается,что "корни ее, как и корни самой науки, находятся в области магии и мифологии". Сегодняшние исследования и эксперименты в области так называемой "парапсихологии" указывают к тому же на будущую связь "науки" с оккультизмом - тенденция, находящаяся в полной гармонии с научно-фантастической литературой.

Научная фантастика в России (где она также популярна, как и на Западе, хотя развивалась несколько иначе) разрабатывает те же самые темы, что и западная. В общем, "метафизическая" тематика в российской научной фантастике складывается под влиянием западных авторов или под непосредственным влиянием индуизма, как это было в случае с писателем Иваном Ефремовым. Читатель научно-фантастической литературы, говоря словами одного критика, "остается с весьма неустойчивой способностью критически оценивать различия между наукой и магией, между ученым и колдуом, между будущей реальностью и фантазией". Научная фантастика на Западе и на Востоке, как утверждает тот же автор, подобно всем другим явлениям современной культуры, "всецело подтверждает тот факт, что наивысшей ступенью гуманизма является оккультизм".

4. По самой природе своей, как жанр "футурологический", научная фантастика тяготеет к утопии. И некоторые романы и рассказы действительно изображают будущее совершенное общество, однако большинство повествует об "эволюции" общества сегодняшнего в нечто более высокое или о встрече с более передовой цивилизацией на другой планете. При этом осуществляется надежда или возможность преодоления проблем сегодняшнего дня и, больше того, ограниченности человеческой природы. У Ефремова и других авторов советской научной фантастики коммунизм сам по себе становится "космическим" и "начинает приобретать нематериалистические качества", а "постиндустриальное общество оказывается индуистского типа"'. "Высокоразвитые существа" из внеземного пространства часто наделяются качествами, присущими "спасителю", а посадка космического корабля на Землю часто возвещает начало "апокалипсических" событий, т.е. прибытие благосклонных существ, которые будут направлять людей в их "эволюционном развитии".

Одним словом, научно-фантастическая литература XX в. сама по себе является очевидным знамением утраты христианских ценностей и христианского понимания мира; она становится мощным рассадником нехристианской философии жизни и истории, в которой либо откровенно, либо скрытно обнаруживается оккультное и восточное влияние; и в критическую эпоху кризисов, в переходный период человеческой цивилизации она становится ведущей силой, заставляющей ждать "пришельцев из космоса" и надеяться, что они разрешат проблемы человечества и введут человека в новую, "космическую" эру его истории. Стараясь казаться научной и далекой от религиозности, на деле научно-фантастическая литература является ведущим средством пропаганды (в секуляризованной форме) "нового религиозного сознания", к которому стремится сбежавшее от христианства человечество.

Все это необходимо иметь в виду, приступая к обсуждению действительных сообщений о появлении "неопознанных летающих объектов", которые странно совпадают с псевдорелигиозными упованиями, возрастающими в "постхристианском" человеке.

2.  Наблюдения НЛО и их научное исследование

Хотя фантастика некоторым образом подготовила людей к появлению НЛО, мы, разумеется, не можем в своих оценках их "объективной" реальности опираться на литературу или на человеческие ожидания и фантазии. Прежде чем мы сможем понять, что собой представляют НЛО, мы должны разобраться в природе и оценить достоверность самих наблюдений, которые были проделаны над ними. Существует ли реально в небесах нечто "нездешнее", или этот феномен нужно отнести однозначно к ошибкам восприятия, обусловленным в том числе и желанием осуществления психологических и псевдорелигиозных чаяний.

Заслуживающее доверия описание феномена НЛО дано д-ром Жаком Валле, французским ученым, ныне живущим в Калифорнии, который имеет высокие научные степени в области астрофизики и вычислительной техники и уже много лет занимается научным анализом сообщений об НЛО. Его свидетельство представляет для нас особую ценность потому, что он принимал непосредственное участие в расследовании появления НЛО за пределами Соединенных Штатов, особенно во Франции, и, следовательно, может дать беспристрастную картину их международного распространения.

Д-р Валле считает, что, хотя необычные летающие объекты наблюдались время от времени и в прошлые века, их "современная история" как массового явления начинается в годы второй мировой войны и сразу же после нее. Интерес к этому феномену в США начался с появлением НЛО в 1947 г., но в Европе появление летающих предметов наблюдалось уже много раз до этого. Во время второй мировой войны многие пилоты докладывали о странных огоньках, которые казались управляемыми разумными существами, а в 1946 г., особенно в июле, в Швеции и других странах Северной Европы наблюдалась целая серия подобных явлений. Явления в этой скандинавской волне интерпретировались вначале как "метеориты", а затем как "ракеты" (или "ракеты-призраки") или "бомбы" и, наконец, как некие "летательные аппараты нового типа", способные совершать экстраординарные маневры в небе, но не оставляющие ни малейшего следа на земле, даже тогда, когда они, казалось бы, совершали посадку. Сообщения об этой волне явлений наводнили европейскую прессу, и вся Швеция только об этом и говорила.

Сообщалось о нескольких тысячах подобных явлений, но ни разу не выдвигалась гипотеза о "внеземном" или "межпланетном" происхождении этих объектов. Д-р Валле считает, что волна была вызвана реально существующими, но неопознанными объектами, а не просто распространением "слухов об НЛО" или ожиданием "пришельцев их космоса". В этой и последующих "тарелочных волнах" он не обнаружил какого-либо совпадения между широким интересом к научной фантастике и пиками активности НЛО; например, во время паники 1933 г., вызванной в Америке радиоинсценировкой Орсона Уэллса романа Г. Дж. Уэллса "Война миров", не было никакой "тарелочной волны". Он приходит к заключению, что "рождение, рост и распространение волн НЛО есть объективная реальность, независимая от сознательного или бессознательного влияния свидетелей и их реакции на этот феномен".

Первое отмеченное в прессе наблюдение НЛО в США имело место в июне 1947 г., когда летевший на собственном самолете коммивояжер Кеннет Арнольд увидел девять дискообразных предметов, напоминающих тарелки и летающих близ горы Рэйнер в штате Вашингтон. Газеты подхватили эту историю, и эра "летающих тарелок" началась. Интересно, однако, отметить, что, вообще говоря, это было не первое наблюдение НЛО в Соединенных Штатах, за месяц до этого были и другие. К тому же в начале июня волна НЛО (свыше 50 сообщений) наблюдалась в Венгрии. Следовательно, далеко не все случаи появления НЛО в 1947 г. можно считать реакцией, вызванной происшествием с Арнольдом. В американской волне 1947 г. было множество других явлений НЛО, особенно в июле и августе. И хотя некоторые газеты стали уже поговаривать об "инопланетянах", ученые восприняли эти явления всерьез, считая их результатом исключительного развития техники, скорее всего американской, но, возможно, и русской.

Вторая волна, наблюдавшаяся в Америке и Франции, возникла в июле 1948 г. В Соединенных Штатах пилоты самолета ДС-3 Восточной авиалинии наблюдали ночью эффектное зрелище: ториедообразный летательный аппарат с двумя рядами "иллюминаторов", окруженный голубым свечением и с хвостом оранжевого пламени, сделал маневр, чтобы избежать столкновения, и исчез. В августе того же года в Сайгоне и других районах Юго-Восточной Азии было много наблюдений "длинного рыбообразного объекта".

В 1949 г. было много сообщений о наблюдении необычных дисков и сфер в Швеции, и еще большее количество НЛО было замечено в Америке, в том числе два наблюдения были сделаны опытными людьми - астрономами. Небольшие волны НЛО, а также изолированные явления продолжались в 1950 и 1951 гг., особенно в Соединенных Штатах, но также и в Европе.

В 1952 г. возникла первая международная волна НЛО. Множество явлений наблюдалось в Соединенных Штатах, Франции и Северной Африке, а кульминационным моментом этой волны стали два сенсационных наблюдения - над Капитолием и Белым домом в Вашингтоне (в пространстве, находящемся под постоянным контролем радаров). В сентябре волна захватила Данию, Швецию, север Германии и Польши. Одновременно из Франции были получены первые сообщения о "приземлении" НЛО, а также описания "маленьких человечков".

В 1953 г. таких волн не было, наблюдалось лишь некоторое количество отдельных явлений. Самое замечательное из них произошло в г. Бисмарке, штат Северная Дакота, где четыре объекта ночью парили и маневрировали целых три часа над станцией фильтрации воздуха; официальный доклад об этом событии занимает несколько сот страниц и содержит показания многих свидетелей, главным образом пилотов и военнослужащих.

1954 год отмечен еще одной международной волной, самой мощной. Франция была буквально наводнена НЛО: десятки сообщений поступали каждый день в сентябре, октябре и ноябре. Французская волна впервые продемонстрировала всю серьезность проблемы научного исследования феномена НЛО. "Феномен проявился столь интенсивно, вызвал столь эмоциональную реакцию со стороны газет и так глубоко повлиял на общественное мнение, сформировавшееся задолго до того, как можно было бы организовать серьезное исследование, что в результате ни один ученый не решился подвергнуть риску свою репутацию, открыто изучая феномен, искаженный эмоциями до крайней стелена Французские ученые продолжали чинить молчание, а между тем волна прокатилась и затухла".

Во время французской волны часто отмечались такие характерные особенности, которые типичны для более поздних встреч с НЛО: "приземления НЛО" (причем детализация, присутствующая в сообщениях, доказывала их правдивость); лучи света, направленные от НЛО к свидетелям; остановка моторов вблизи районов встречи; странные маленькие существа в "скафандрах"; серьезные психологические и физические травмы свидетелей. С1954 г. множество явлений наблюдалось каждый год в разных странах. Основные международные волны были в 1965, 1967 и 1972-1973 гг. Особенно много явлений с необычно сильным воздействием было отмечено в странах Южной Америки.

Из всех правительственных исследований НЛО наибольшую известность получило исследование, предпринятое под руководством Военно-воздушных сил США вскоре после первых американских явлений в 1947 г. Это исследование, известное с 1951 г. под названием проект "Голубая книга", длилось до 1969 г., когда оно было прекращено ПО рекомендации так называемого "Доклада Кондона", составленного в 1968 г. ученым комитетом, возглавляемым одним из ведущих физикой университета штата Колорадо. Однако те, кто имел возможность близко наблюдать работу участников "Голубой книги" и комитета Кондона, отмечают, что ни та, ни другой не принимали феномен НЛО всерьез, а занимались главным образом "общественным мнением", стремясь хоть как-то разъяснить людям загадочные явления, чтобы излечить их от страха перед ними. Некоторые группы "тарелочников" заявили, что правительство Соединенных Штатов этими исследованиями пытается прикрыть то, что оно на самом деле знает о "подлинном происхождении" НЛО; но бесполезность исследования феноменов, к которым не хотели относиться всерьез, была очевидна всем. Нежелание всерьез относиться к НЛО особенно укрепилось после появления некоторых причудливых рассказов об НЛО. Предмет исследований начал терять привлекательность в глазах ученых. Первый руководитель "Голубой книги" капитан Эдвард Раппелт признал, что "если бы Военно-воздушные силы заранее задались целью напустить тумана и запутать, они и тогда не справились бы с этим лучше... К проблеме подошли с установкой на запутывание... Все оценивалось с заранее определенной точки зрения - что НЛО не существует". Доклад Кондона содержит несколько классических "объяснений" НЛО; в одном, например, утверждается, что "это необычное явление необходимо отнести к категории феноменов, которые почти бесспорно являются естественными, но столь редкими, что наблюдать их не приходилось ни до, ни после этого случая". Главный научный консультант "Голубой книги" в течение почти всех 22 лет ее существования - астроном из Северо-Западного университета Дж. Аллен Хайнек - открыто назвал все это "псевдонаучным проектом".

Но каковы бы ни были эти исследования, за 22 года проект "Голубая книга" собрал сообщения более чем о 12 000 загадочных небесных явлений, из которых 25% остались "неопознанными" даже после всех, часто натянутых, "объяснений". Многие тысячи других случаев собраны и исследуются частными организациями в США и других странах, хотя почти все правительственные организации воздерживаются от каких-либо комментариев по этой проблеме. В Советском Союзе эта тема впервые была затронута публично (а значит, с одобрения властей) в 1967 г., когда д-р Феликс Зигель из Московского авиационного института в статье, опубликованной в советском журнале "Смена", отметил, что "советские радиолокационные станции наблюдают неопознанные летающие объекты уже двадцать лет". В то же время состоялась советская научная конференция по космическим цивилизациям под руководством армянского астронома Виктора Амбарцумяпа, которая указала на необходимость предварительного изучения научных и технических коммуникаций с подобными "цивилизациями", существование которых не подвергалось сомнению. В следующем году, однако, тему НЛО в Советском Союзе опять запретили, и с тех пор советские ученые могли рассказывать о своих исследованиях и гипотезах западным коллегам лишь в неофициальном порядке.

В Соединенных Штатах НЛО для военных и ученых остается чем-то "вне пределов" их сферы. Однако за последние годы среди ученых младшего поколения наметилось серьезное отношение к НЛО. Они собираются вместе, чтобы обсудить проблему и предложения по средствам научного исследования ее. Д-ра Хайнек и Валле говорят о "невидимом колледже" ученых, которые сейчас активно интересуются феноменом НЛО; большинство из них не хотят, чтобы имена их публично назывались в связи с этой темой.

Есть, конечно, и такие ученые, которые продолжают отрицать существование феномена, объясняя его ошибочным восприятием естественных объектов, воздушных шаров, самолетов и т.п., не говоря уже о случаях мистификаций и психологических "проекций". Одни из них, Филипп Класс, находит удовольствие в "разоблачении" НЛО; он исследует отдельные случаи явлений НЛО и выясняет, что налицо либо естественные причины, либо обман. Исследования убедили его в том, что "идея чудесных космических кораблей, посланных на Землю далекими цивилизациями, на самом деле лишь волшебная сказка, переделанная для взрослых". Подобные упрямые исследователи, однако, как правило, ограничиваются случаями, когда имеются действшпельные физические доказательства существования НЛО (так называемые "близкие контакты второго рода", как они именуются далее), а таких доказательств очень мало даже в самых убедительных сообщениях об НЛО, что признают самые непреклонные защитники их реальности. Не вещественные доказательства убедили многих в последнее время отнестись к феномену НЛО всерьез, а тот факт, что множество заслуживающих доверия людей видели нечто, чего они не могут объяснить и что в большинстве случаев произвело на них неизгладимое впечатление. Д-р Хайнек пишет о своих исследованиях: "Каждый раз я испытывал чувство, что разговариваю с человеком, который описывает очень реальное событие. Ему или ей оно представлялось исключительно живым переживанием, совсем не похожим на сон и совершенно неожиданным, - словом, это было нечто такое, что выше всякого понимания".

Это сочетание напряженного переживания контакта с НЛО (особенно при "близком контакте") и почти полной невозможности доказать его физическую реальность определяет специфический характер исследований НЛО. Главное здесь не проверка физического феномена, а исследование человеческих свидетельств о нем: их правдоподобия, логичности и т.д. Уже одно это переводит исследование НЛО в область психологии и липший раз убеждает нас в том, что метод исследования, который сводится исключительно к поискам "физического доказательства", неадекватен. Однако и мысль г-на Класса, что "чудесные космические корабли" всего лишь " волшебная сказка для взрослых", возможно, не так уж и далека от истины. Одно дело - наблюдения НЛО, и совсем другое - интерпретация, которую люди дают своим (или чужим) наблюдениям; первое может быть вполне реальным, тогда как второе - "волшебной сказкой" или мифом наших дней.

Д-р Хайнек много сделал для того, чтобы устранить некоторые из обычных недоразумений, связанных с появлением НЛО. Так, он ясно показал, что большинство явлений НЛО известно нам но рассказам людей, которые не причастны к культу НЛО, вполне уравновешенны и образованны. Ненадежным людям принадлежат лишь немногие свидетельства, которые легко выявляются и исключаются из дальнейшего исследования. Как раз наиболее подробные и содержательные сообщения получены от нормальных, обладающих чувством ответственности людей (часто имеющих научную подготовку), которые были искренне удивлены или потрясены этим переживанием и просто не знали, как это объяснить; чем сильнее переживание и чем ближе были НЛО, тем меньшее желание проявляют свидетели что-либо сообщать об этом событии. По словам генерала ВВС, протоколы сообщений об НЛО - собрание "невероятных историй, рассказанных людьми, заслуживающими доверия". Здравый смысл не позволяет сомневаться, что за многими тысячами сообщений об НЛО действительно что-то есть.

3.  Шесть разрядов встреч с НЛО

Д-р Хайнек, исследовавший вопрос основательнее, чем любой из известных ученых, счел удобным разделить феномен НЛО на шесть категорий". Первая категория - "ночные огни" - относится к наиболее часто наблюдаемым и наименее удивительным. Большинство из них легко опознается как небесные тела, метеориты и т.п., и их не относят к НЛО. Настоящие загадочные "ночные огни" (которые остаются в числе "неопознанных") кажутся связанными с разумной деятельностью, хотя их нельзя отождествить с известными летательными аппаратами. Они часто наблюдаются многими свидетелями, среди которых - полицейские чиновники, пилоты, операторы воздушной обстановки в аэропортах.

Вторая категория НЛО - "дневные диски", поведение которых напоминает во многом поведение "ночных огней". Это их следует считать собственно "летающими тарелками". Практически все НЛО этой категории - диски, форма которых колеблется от округлой до сигарообразной. Часто они кажутся металлическими. Сообщается об их способности невероятно быстро останавливаться и стартовать с высокой скоростью, а также о необычной маневренности (например, внезапные изменения направления движения или неподвижное зависание), которые превышают технические возможности всех известных в настоящее время летательных аппаратов. Существует множество документальных фотографий подобных дисков, призванных доказать их реальность, однако все они неубедительны по причине большого расстояния до объектов и возможности фотографического трюка. Как и в случаях с "ночными огнями", в сообщениях об НЛО этой категории указывается, что они абсолютно бесшумны. Иногда наблюдаются два или более дисков одновременно.

Третью категорию составляют так называемые "радарно-визуальные" сообщения, т.е. появления НЛО на экране радара, подтверждаемые независимыми наблюдениями (сам по себе радар может стать источником разного рода ошибок наблюдения). Большинство подобных случаев происходит ночью, и в самых удачных случаях НЛО одновременно наблюдаются с самолетов, которые иногда специально посылаются вдогонку за НЛО, с довольно близкого расстояния; в таких случаях НЛО всегда маневрируют быстрее самолета, иногда преследуют его и, в конце концов, исчезают, развив неслыханную скорость (до 4000 и более миль в час). Иногда, как и в первой и второй категориях, объект как бы делится и превращается в два и более хорошо различимых объекта; случается и так, что совершенно ясно видимые летчиками, находящимися в воздухе, объекты не улавливаются экранами радаров. Наблюдения этой категории, как и первых двух, могут длиться от нескольких минут до нескольких часов.

Множество случаев первых трех категорий прекрасно документированы и подтверждаются многочисленными надежными, опытными и независимыми свидетелями. Любой отдельно взятый случай, подчеркивает д-р Хайнек, еще как-то можно объяснить невероятным стечением обстоятельств, а не каким-то новым и полностью неизвестным фактом. Но когда скапливается множество хорошо документированных свидетельств, когда все эти свидетельства описывают сходные случаи, то вероятность ложного восприятия становится чрезвычайно малой. Вот почему серьезные исследователи НЛО сосредоточены теперь на собирании множества хорошо документированных случаев и сравнении надежных свидетельств. Уже начинают оформляться определенные представления о деятельности НЛО.

Эмоциональная реакция тех, кто стал свидетелем появления НЛО первых трех категорий, - недоумение и замешательство; они увидели нечто совершенно не поддающееся объяснению, и у них остается мучительное желание увидеть это "хоть чуточку поближе". И лишь в немногих случаях - речь идет главным образом о тех пилотах, которые пытались преследовать НЛО, - при контактах возникало чувство, похожее на страх перед чем-то, что управляется силой, обладающей огромным техническим превосходством над всем, что известно на сегодняшний день. С другой стороны, в случаях, связанных с "близкими контактами", реакция человека становится более глубокой и "психическая" сторона феномена выражена сильнее.

"Близкие контакты первого рода" (БК-1) - это наблюдения светящихся объектов с близкого расстояния (500 футов и менее), при этом свет часто очень ярок и вызывает люминесценцию находящейся под ним земли. При описании формы объекта обычно утверждается, что он - овальный, иногда с куполом на вершине, а огни описывают вращающимися, обычно против часовой стрелки. Объекты часто зависают невысоко над землей, бесшумно или (что более распространено) с негромким гудением. Иногда они двигаются над самой землей, проходя значительные расстояния, и в конце концов скрываются, уносясь совершенно беззвучно с невероятной скоростью и, как правило, вертикально вверх. Существует множество отчетов о подобных "близких контактах"; порой имеются подтверждения нескольких свидетелей. Эти отчеты неизменно похожи друг на друга, так что возникает впечатление, что во всех хорошо документированных случаях наблюдался один итог же объект (или идентичные объекты). Как правило, все эти явления происходят ночью в малонаселенных районах. Каждое явление наблюдается небольшим количеством свидетелей (в случаях, проверенных д-ром Хайнеком, среднее число свидетелей - от трех до четырех).

"Близкие контакты первого рода" обычно вызывают благоговейный трепет, а очень часто и ужас, но не оставляют документальных свидетельств: переживаемое настолько переполняет свидетелей, что они забывают сделать фотоснимки, даже если фотоаппарат под рукой. Вот типичное замечание свидетеля о воздействии подобного контакта из сообщения об НЛО 1955 г.: "Могу вас уверить, что, если кому случится наблюдать такую штуку и с такого близкого расстояния хотя бы одну минуту, это останется в памяти до самой смерти"'. Эти переживания настолько необычны, что очень часто свидетели сами не могут поверить тому, что они передают, - вот почему многие свидетели сообщают об этом только конфиденциально, через много лет, или хранят молчание. Событие слишком реально для того, кто его пережил, но слишком неправдоподобно для остальных.

Типичный случай "близкого контакта первого рода" произошел в 1966 г. с двумя помощниками шерифа из округа Портэдж, штат Огайо. Около 5 часов утра 16 апреля, остановившись для осмотра оставленного на обочине сельской дороги автомобиля, они увидели объект "величиной с дом", опустившийся до вершин деревьев (около 100 футов). Он стал приближаться, светясь все сильнее и освещая все вокруг ярким светом, потом остановился и завис над ними с легким гудением. Потом объект стал удаляться, и они преследовали его примерно 70 миль по территории штата Пенсильвания со скоростью до 105 миль в час. Два других полицейских чиновника ясно видели этот объект, когда он поднялся выше, а затем взвился вертикально и исчез. Это было на рассвете. По требованию конгресса этот случай был включен в исследование проекта "Голубая книга"; его "объяснили" как "наблюдение Венеры", а свидетелей пресса беспощадно высмеяла. В результате семья одного из них была разбита, а его здоровье и карьера - подорваны. Личные трагедии, подобные этой, столь обычны среди тех, кто стал участником "близких контактов" с НЛО, что их определенно можно включить в число "типичных характеристик" данного феномена.

"Близкие контакты второго рода" (БК-2) очень напоминают БК-1 с той лишь разницей, что они оставляют поразительные и психологические следы своего пребывания. Это отметины на земле; сожженные или опаленные деревья и другая растительность; влияние на работу электрических схем, в результате чего имеют место нарушения радиоприема и остановка двигателей автомобилей; беспокойство у животных, которое выражается в их странном поведении; различные воздействия на человека, проявляющиеся в виде временных параличей или онемения, ощущения жара, тошноты, других неприятных ощущений, временной потери тяжести (что приводит иногда к левитации), неожиданных излечений язв и болей, а также разнообразных психологических и физических следов, в том числе и странных отметин на теле. Этот род контактов с НЛО дает наибольшие возможности научного исследования, так как к человеческим свидетельствам добавляется и физическая реальность, которую можно обследовать. Однако феномен мало изучался. Это результат, во-первых, того, что большинство ученых опасаются вовлекаться в круг вопросов, связанных с НЛО, и, во-вторых, сама эта реальность обычно недостаточно полна и отчасти субъективна. Составлен каталог, содержащий описания более 800 случаев этого типа, происшедших в 24 странах. Не было опознано ни одного "куска" НЛО, а следы их на земле зачастую обескураживают так же, как и само появление. НЛО. Чаще всего это отметины, оставшиеся на земле в месте обнаружения НЛО (сам НЛО видят либо на земле, либо над нею); они представляют собой обгорелые, иссушенные или углубленные участки в форме кольца, обычно от 20 до 30 футов в диаметре и от 1 до 3 футов шириной; эти "кольца" не исчезали неделями и даже месяцами, а поверхность кольца (а иногда и всего круга), судя по сообщениям, остается бесплодной на сезон или два после явления. Немногочисленные химические анализы почвы в таких кольцах не привели к определенным выводам о причине этого явления.

"Близкие контакты второго рода" обычно происходят с людьми, находящимися ночью на удаленных участках дороги. Во многих сходных случаях светящийся объект приземляется на обочине или прямо надороге передлегковым автомобилемили грузовиком, двигатель и передние фары перестают работать, сидящие в автомобиле люди приходят в ужас, и все это продолжается до исчезновения НЛО, который часто взмывает вверх без единого звука; затем двигатель снова может работать, иногда заводясь самопроизвольно.

Но самые странные сообщения об НЛО связаны с "близкими контактами третьего рода" (БК-3). Во время БК-3 появляются "разумные существа" ("обитатели" или "гуманоиды"). Большинство людей, услышавших о таких сообщениях, сразу же представляют себе "маленьких зелененьких человечков" и отвергают феномен как неправдоподобный - плод обмана или галлюцинаций. Однако успех американского научно-фантастического фильма, название которого совпадает с названием этой категории объектов - "Близкие контакты третьего рода" (в качестве технического консультанта при съемках фильма был приглашен д-р Хайнек),- а также сведения в сводках Института Галлопа за 1974 г., согласно которым 54 % тех, кто слышал про НЛО, считает их реально существующими, а 46% верят в разумную жизнь на других планетах (сегодня этот процент, разумеется, был бы выше), - все это указывает на быстрый рост количества наших современников, допускающих возможность реальных встреч с носителями "нечеловеческого" разума. Научная фантастика дала образы, "эволюционизм" породил философию, а техника "космической эры" придала правдоподобие таким контактам.

Удивительное дело, создается впечатление, что эти контакты происходили на самом деле, в сегодняшней реальности, - до такой степени их подтверждают показания многих заслуживающих внимания свидетелей; значит, решающее значение приобретает интерпретация этих явлений: действительно ли за этими свидетельствами стоит реальная встреча с "пришельцами из космоса" или это всего лишь навеянное "духом времени" объяснение контактов совсем иного рода? Ниже будет показано, как ученые, исследующие НЛО, ответили на эти вопросы.

Д-р Хайнек признается в своей неприязни к БК-3: "Откровенно говоря, я был бы очень рад вообще обойти молчанием этот вопрос, если бы мог себе это позволить, не нарушая принципа научной добросовестности"'. Однако, поскольку главное для него - научная объективность, он считает невозможным игнорировать хорошо документированные случаи проявления этого невероятного феномена, засвидетельствованные заслуживающими доверия людьми. Из почти 1250 "близких контактов", зарегистрированных в каталоге д-ра Жака Валле, в 750 сообщается о "приземлении" корабля и в более чем 300 из них - о "гуманоидах" внутри или поблизости от корабля; в одной трети этих случаев "гуманоидов" видели несколько человек ".

Вот один такой случай встречи с "гуманоидами", происшедший в ноябре 1961 г. на территории одного из северных равнинных штатов США. Четверо человек поздно ночью возвращались из охотничьей поездки, как вдруг один из них заметил пылающий объект, падающий вниз. Казалось, что в полумиле от них происходило крушение самолета. Когда они достигли места, где якобы происходило "крушение", все четверо увидели в поле объект, имеющий форму силосной башни, вонзенной в землю под утлом. Вокруг стояли четыре человеческие с виду фигуры (расстояние до них было около 150 ярдов). Охотники посветили фарами на одну из фигур, которая имела рост около четырех с половиной футов и была одета во что-то напоминающее белый комбинезон. Фигура подала им знак отойти. После некоторого колебания (они продолжали думать, что это авиационная катастрофа) они отправились в ближайший город за полицейским чиновником. Когда они вернулись на место происшествия, то увидели там только несколько слабых красных огоньков, напоминающих огни автомобиля. Вместе с полицейским они выехали в поле и последовали за огнями, но тут огни внезапно исчезли, при этом не осталось никаких следов, хотя поле было покрыто грязью. После того как озадаченный полицейский уехал, охотники снова увидели "силосную башню", спускавшуюся с неба. Она испускала красноватое свечение. Сразу же после "приземления" объекта возле него показались две фигуры; раздался выстрел (хотя никто из охотников не допускал, что это он мог выстрелить), послышался глухой удар, и одна из фигур, "раненная" в плечо, повернулась и упала на колени; охотники в панике кинулись к своей машине и уехали. По дороге они договорились никому не рассказывать об этом случае. Они вернулись домой со странным ощущением, что в течение ночи был какой-то "потерянный" промежуток времени. На следующий день одного из охотников посетили на работе несколько хорошо одетых людей "официального вида", которые стали расспрашивать его об этом случае (не упоминая о выстреле), затем отвезли его на своей машине домой. Там они расспрашивали про его одежду и обувь, а затем ушли, попросив никому ничего не рассказывать о приключившемся инциденте. Охотник решил, что это официальные лица из Военно-воздушных сил США, которые стараются скрыть какое-то новое "секретное устройство", но эти люди никак себя не назвали и никогда больше с ним не встречались. Все четверо были крайне потрясены происшествием, и только через шесть лет один из них почувствовал необходимость рассказать всю эту историю агенту казначейства США".

Основные эпизоды рассказанной истории типичны для многих "близких контактов третьего рода". Немного иначе выглядели обстоятельства знаменитой "высадки" НЛО в Келли, небольшом городке близ Хопкинсвилла, штат Кентукки. Этот случай интенсивно расследовали полиция, ВВС и независимые исследователи. Вечером и ночью 21 августа 1955 г. семь взрослых людей и четыре ребенка на одной из ферм пережили продолжительную встречу с "гуманоидами". Инцидент начался в семь часов вечера, когда подросток, сын фермера, увидел, как летящий объект приземляется позади их дома. Никто в семье ему не поверил, но через час и все они увидели "маленького человечка", испускающего "странное свечение", который с поднятыми руками направлялся к дому. Когда это существо оказалось в 20 футах от дома, двое из мужчин, там бывших, вне себя от страха выстрелили в него. Оно перекувырнулось и исчезло в темноте. Вскоре другое существо показалось в окне; в него тоже стали стрелять, и оно тоже исчезло. Выйдя наружу, мужчины выстрелили в другое существо с рукой, напоминающей клешню, которое они увидели на крыше; еще одно на ближайшем дереве спланировало на землю, когда в него попали. Они видели все новые существа (впрочем, вполне возможно, что перед ними снова появлялись одни и те же создания) и стреляли в них. Однако люди видели, что пули как будто рикошетом отскакивают от этих странных существ и не оказывают на них реального действия; звук был как при стрельбе в ведро. Расстреляв четыре коробки патронов без видимого эффекта, все 11 человек, насмерть перепуганные, вскочили в машину и помчались в полицейский участок Хопкинсвилла. Полиция прибыла на ферму после полуночи и тщательно обыскала все хозяйство. Она обнаружила несколько необычных отметин и увидела несколько странных "метеоров", которые двигались к фермерскому дому, но никаких "существ" не было. После того как полиция уехала, существа появились вновь, вызвав на ферме еще больший ужас.

"Гуманоиды", как их описывают очевидцы этого события, - существа высотою от 3 до 4 футов с огромными ладонями и глазами (без зрачков и век), с большими заостренными ушами и длинными до земли руками. Они, казалось, были без одежды, но как бы "бронированы никелем". Подбирались к дому они всегда с самой темной стороны, но не приближались, если снаружи был включен свет.

Д-р Хайнек проводит резкое разделение между "близкими контактами третьего рода" и случаями общения - "контактеров". "Контактеры" постоянно встречаются с существами с НЛО, часто передают от них псевдорелигиозные послания о "высокоразвитых существах" с других планет, которые собираются прийти, чтобы принести "мир на землю"; все это порой превращается в религиозный культ НЛО. Обычные случаи БК-3 по ряду признаков, в общем-то, очень близки к другим разрядам "близких контактов": они происходят с людьми, занимающимися теми же родами деятельности, внушающими ту же степень доверия; они так же неожиданны и повергают в тот же шок при виде невероятных явлений. Часто сообщают, что "обитатели" НЛО (которых видят обычно совсем близко) собирают образцы грунта и камней, проявляют интерес к человеческим постройкам и средствам сообщения или "ремонтируют" свой собственный корабль. По описаниям "гуманоиды" большеголовы, черты лица у них нечеловеческие: глаз нет или они громадные, широко расставленные, носы маленькие или вовсе отсутствуют, вместо рта щель, ножки как палочки, шеи нет; некоторые утверждав, что они нормального человеческого роста, другие - что рост их около трех с половиной футов, как в Келли-Хопкнисвиллском инциденте. Недавно закончен новый каталог, куда входит примерно 1000 случаев БК-3.

Существует множество случаев "похищения" людей обитателями НЛО, обычно с целью "осмотра". Об этих случаях всерьез сообщают люди, заслуживающие доверия. Почти все сообщения (исключая полученные от "контактеров") были даны людьми под воздействием регрессивного гипноза (возврат в прошлое под гипнозом); это переживание наносит свидетелям такую травму, что человеческое сознание отказывается вспоминать его. И только по прошествии некоторого времени такие люди соглашаются подвергнуться гипнозу, чтобы пролить свет на какие-то таинственные "потери времени" в связи с "близким контактом", из которого они помнят только начало.

Одно из самых известных "похищений" произошло приблизительно в полночь 19 сентября 1961 г, близ Уитфилда, штат Нью-Хемпшир. Оно стало темой книги Джона Фуллера "Прерванное путешествие", которая была напечатана в сокращенном виде в журнале "Look". Той ночью Берни и Бетти Хилл возвращались из путешествия, предпринятого ими во время отпуска. Вдруг они заметили снижающийся НЛО, который приземлился прямо пред их автомобилем на обочине дороги. К ним подошли несколько "гуманоидов", и это все, что они помнят, через два часа они оказались на 35 миль дальше по дороге. Эта амнезия тревожила их, вызывая физические и нервные нарушения, так что они, в конце концов, обратились к психиатру. Под гипнозом они оба независимо друг от друга рассказали, что произошло в потерянное время. Оба утверждали, что их взяли на борт корабля и провели физическое обследование, в том числе взяли на анализ частички кожи и ногтей. Затем их освободили, подвергнув предварительно гипнотическому воздействию, после которого они не могли вспомнить, что с ними произошло. Под гипнозом они рассказывали о случившемся с большим эмоциональным волнением.

Аналогичный случай произошел в 2 ч 30 мин утра 3 ноября 1967 г. Полисмен в Эшланде, штат Небраска, увидел на дороге объект с рядом мерцающих огней, который поднялся в воздух при его приближении. Он доложил начальству о "летающей тарелке" и пошел домой. У него сильно болела голова, в ушах было гудение, а ниже левого уха оказался красный рубец. Позднее обнаружили, что ночью был какой-то двадцатиминутный период времени, о котором он ничего не мог вспомнить. Под гипнозом он рассказал, что последовал за НЛО, который снова приземлился. Обитатели направили на него яркий свет, а затем взяли на борт своего "корабля", где он увидел панели управления и машины, похожие на компьютеры. (Французский инженер во время своего 18-дневного "похищения" видел нечто подобное.) "Гуманоиды", одетые в комбинезоны с эмблемами крылатого змея, рассказали полисмену, что прибыли из соседней галактики, у них есть базы на территории США и своими кораблями они управляют посредством "обратного электромагнитного поля"; что они вступают в контакты с людьми случайно и "хотят озадачить их". Они освободили его, "приказав никому пе говорить об этой ночи".

На первый взгляд такие случаи кажутся неправдоподобными и похожими на странные галлюцинации или игру больного воображения. Однако в настоящее время накопилось слишком много свидетельств такого рода, чтобы можно было отмахнуться от них. Если бы это были встречи с обычными земными летательными аппаратами, сообщения звучали бы, разумеется, не слишком убедительно. Кроме того, сами психиатры предупреждают, что результаты "регрессивного гипноза" не всегда достоверны; человек под гипнозом не всегда в состоянии различить фактическое происшествие и "внушение", которое вводится в его сознание либо самим гипнотизером, либо кем-то другим во время предполагаемого "близкого контакта". Но даже если эти происшествия не вполне реальны (т.е. за ними не стоит реальный физический феномен, занимающий вполне определенное место во времени и пространстве), то сам факт, что такое количество их "внедрено" в человеческое сознание за последние годы, уже сам по себе крайне важен. Несомненно, что за этими "похищениями" стоит нечто, и в последнее время исследователи НЛО стали искать объяснения этих явлений в другом направлении. Примечательно, что эти происшествия, и особенно "близкие контакты" 70-х гг., заметно связаны с "паранормальными" или оккультными феноменами. Непосредственно перед встречей с НЛО люди видят странные сны или слышат стук в дверь, хотя за дверью никого нет; или впоследствии к ним являются странные посетители; некоторые свидетели получают телепатические сообщения от обитателей НЛО; порой и сами НЛО материализуются и дематериализуются вместо обычного удаления и приближения на большой скорости; иногда происходят "чудесные исцеления" поблизости от НЛО или при облучении их светом. В то же время "близкие контакты" чреваты лейкемией и лучевой болезнью; часто происшествие оказывает трагическое влияние на психику свидетелей: происходят деградация личности, безумие, самоубийства".

Растущий удельный вес "психической компоненты" в явлениях НЛО навел исследователей на мысль искать сходство между происшествиями, связанными с НЛО, и оккультными феноменами, а в психических эффектах, порожденных последними, искать ключ к пониманию НЛО". Многие исследователи подметили сходство между феноменом НЛО и спиритизмом XIX в., который также сочетал психические феномены со странными физическими эффектами, но пользовался более примитивной "технологией". В общем, в 70-е гг. сузился зазор между "нормальными" явлениями НЛО, имевшими место в прошлом, и НЛО-культом, что можно отнести за счет возросшей в этом десятилетии восприимчивости человека к практике оккультизма.

4.  Объяснение феномена НЛО

Д-р Жак Валле в своей последней книге об НЛО "Невидимый колледж" замечает, что многие ученые в наши дни задумываются о них. Он верит, что теперь мы "очень близки" к раскрытию их тайны. Он отмечает, что идея о внеземной разумной жизни за последние годы стала необыкновенно модной как среди ученых, так и среди гадалок; и это есть результат "великой жажды контакта с высшими формами разума, которые могут указать путь нашей несчастной, замученной, тяжело больной планете. Он с замечательной ясностью видит, что идея пришельцев из космоса стала великим мифом или "чудесной ложью" нашего времени. "Для большого числа людей ожидание гостей из космоса стало необычайно важным" - Выделено автором).

Однако он считает наивной веру в этот миф: "Это объяснение слишком простодушно и не принимает в расчет всего многообразия поведения обитателей НЛО и ощущений людей при контакте с ними". Д-р Хайнек замечает, что для объяснения различных эффектов, производимых НЛО, необходимо признать, что "этот феномен, производящий, без сомнения, физическое воздействие, несет в себе также признаки принадлежности к психическому миру". Д-р Валле полагает, что "они сконструированы и как физические летательные средства (долгое время этот факт я считал неоспоримым), и как психические устройства, точные свойства которых еще предстоит определить". В самом деле, многие исследователи еще в начале 50-х гг. поддерживали теорию о том, что НЛО вообще не являются физическими летательными средствами, но представляют собой особый "парапсихологический" или психический феномен; но впоследствии это мнение было почти отвергнуто, с одной стороны, сторонниками культа с их настойчивыми требованиями признать "внеземное" происхождение НЛО, а с другой стороны, официальными правительственными заявлениями, совпадающими с популярным общераспространенным мнением, что этот феномен полностью воображаемый. Лишь впоследствии серьезные исследователи стали признавать, что НЛО, хотя и обладают некоторыми "физическими" характеристиками, в целом не могут быть объяснены как чьи-либо "космические корабли", но в них явно присутствует нечто из сферы парапсихологии или оккультных явлений.

Действительно, почему так много НЛО "приземляются" прямо посреди дороги? Почему такой фантастически "совершенный" корабль столь часто нуждается в "ремонте"? Что заставляет "обитателей" НЛО собирать так много камней и палок (снова и снова вот уже 25 лет) и "осматривать" стольких людей - если они на самом деле имеют задачу ознакомить людей с другой планетой, как сами "гуманоиды" утверждают? И снова д-р Валле вопрошает: не может ли на самом деле идея "пришельцев из космоса" "играть отвлекающую роль, маскируя реальную, бесконечно более сложную природу процессов, вызвавших эти явления?" Он убежден, что "мы имеем дело не с последовательностью волн посещений из космоса. Мы имеем дело с контролирующей системой". "В близких контактах с НЛО осуществляется управление верованиями человека". "С каждой новой волной НЛО его социальное воздействие становится все сильнее; люди помоложе начинают восхищаться космосом, психическими феноменами, новыми горизонтами сознания. Появляется все больше книг и статей, способствующих изменению нашей культуры". В другой книге д-р Валле отмечает, что "оказалось возможным заставить большие группы населения уверовать в существование сверхъестественных рас, в возможность летающих машин, во множество обитаемых миров, демонстрируя им немногие тщательно разработанные сцены, детали которых приспособлены к культуре и предрассудкам, характерным для данного времени и места ".

Важный ключ к раскрытию смысла этих "тщательно разработанных сцен" можно найти в особенности, которую отметили и часто подчеркивают внимательные исследователи НЛО, особенно в случаях БК-3 и общении "контактеров": все эти сцены глубоко "абсурдны" или, по крайней мере, содержат не меньше абсурдного, чем рационального". Отдельные "близкие контакты" имеют абсурдные детали: например, четыре лепешки, которые обитатель НЛО вручил фермеру-птицеводу из штата Висконсин в 1961 г."; (Одна из лепешек Была исследована в Лаборатории пиши и наркотиков Министерства здравоохранения, образования и благосостояния США и оказалась "земного происхождения".) и, что еще более важно, сами контакты оказываются до странного бессмысленными, без ясной цели и значения. Пенсильванский психиатр выдвинул предположение, что абсурдность, характерная почти для всех близких контактов с НЛО, по сути является гипнотизирующим приемом. "Когда люди выведены из душевного равновесия нелепостями и противоречиями и напрягают ум в поисках смысла, то они исключительно широко открывают себя для передачи мысли, для получения психического исцеления и тд." Д-р Валле сравнивает этот прием с иррациональными "коанами" мастеров дзэна и отмечает сходство контактов с НЛО и оккультных ритуалов посвящения, которые "раскрывают сознание" для "новой системы символов". Все это признаки того, что он называет "следующей формой религии".

Таким образом, контакты с НЛО - не что иное, как современная форма оккультных феноменов, существующих уже многие века. Люди отступились от Христа и ждут "спасителей" из космоса; именно поэтому феномен и посылает изображения космических кораблей и инопланетян. Но что же представляет из себя этот феномен? Кто и с какой целью занимается "разработкой" его?

Сегодня исследователи уже нашли ответы, по меньшей мере, на два первых вопроса, хотя из-за некомпетентности в области религиозных феноменов они не могут вполне осознать значения собственных открытий. Один из исследователей - Брэд Стейджер, преподаватель колледжа в штате Айова, написавший несколько книг на тему НЛО, после детального изучения картотеки "Голубой книги" ВВС пришел к заключению, что "мы имеем дело с многомерным парапсихологическим феноменом, который в значительной степени является исконно присущим планете Земля ". Доктора Хайнек и Валле для объяснения феномена НЛО развивают гипотезу "внутриземных чужаков", которые могут приходить, большей частью как "злые духи"", из так называемых "сцепленных миров", существующих здесь же, на земле, и создавать психические эффекты, в то же время оставаясь невидимыми. Джон Кил, который начинал свои исследования НЛО с позиций скептицизма, как убежденный неверующий агностик, пишет: "Подлинная история НЛО - это история о духах и призраках, о странных умственных расстройствах, о невидимом мире, который окружает нас и временами врывается в наш мир... Это мир иллюзий... где сама реальность искажается загадочными силами, и, похоже, силы эти могут манипулировать пространством, временем и материей; и эти силы почти совершенно вне нашей власти и понимания. Проявления НЛО кажутся, вообще говоря, лишь незначительными вариациями известных многие века демонологических феноменов". В недавно выпущенной библиографии по НЛО, составленной Библиотекой конгресса для научно-исследовательского отдела ВВС США, во введении отмечается, что "многие сообщения об НЛО, подробно излагаемые в прессе, относятся к явлениям, поразительно напоминающим случаи беснования и психические феномены, давно известные богословам и парапсихологам". Большинство исследователей НЛО для того, чтобы проникнуть в сущность изучаемых феноменов, обращаются к сфере оккультизма и демонологии.

Евангелисты-протестанты, обобщив результаты нескольких недавно проведенных ими исследований НЛО, пришли к заключению, что феномен НЛО имеет именно демоническое происхождение. Православный исследователь едва ли может прийти к другому выводу. Конечно, можно объяснить некоторые или даже многие случаи обманом или галлюцинациями, но совершенно невозможно таким способом отделаться от всех сообщений об НЛО, которых насчитывается много тысяч. Большое количество современных медиумов и их спиритические фокусы - тоже жульничество, но сам медиумический спиритизм в своем неподдельном виде, безусловно, творит реальные "паранормальные" эффекты под воздействием демонов. Феномен НЛО имеет то же происхождение и не менее реален.

В историях с людьми, вступившими в контакт с НЛО, прослеживаются типичные приемы, используемые при втягивании людей в демонические сети оккультного мира. Например, полисмен из Южной Калифорнии начал видеть НЛО в июне 1966 г. и с тех пор видел их часто, обычно ночью. После одного "приземления" он и его жена увидели вполне различимые следы НЛО на земле. "В эти недели мучительных видений я превратился в одержимого идеей НЛО и был убежден, что должно случиться что-то великое. Я забросил ежедневное чтение Библии и отвернулся от Бога, так как начал читать все книги об НЛО, которые только удавалось достать... Много ночей я провел в тщетном ожидании, пытаясь вступить в мысленный контакт с теми, кого я считал тогда космическими существами, почти молясь им, чтобы они появились и установили со мной хоть какой-нибудь контакт". Наконец он дождался "близкого контакта" с "кораблем"; тот имел примерно 50 футов в диаметре, у него были белые, красные и зеленые вращающиеся огни. "Корабль" удалился с огромной скоростью и оставил полисмена в ожидании того "великого", что должно было произойти, но так и не произошло; НЛО перестал ему являться. Видя крушение своих надежд, он пристрастился к алкоголю, впал в депрессию, появились мысли о самоубийстве, пока обращение ко Христу не положило конец этому периоду его жизни. Люди, вступившие в реальный контакт с обитателями НЛО, переживают еще более тяжелые испытания: эти "существа" временами буквально "завладевают" ими, и если те сопротивляются - пытаются их убить. Подобные случаи вполне убеждают нас в том, что независимо от того, какое значение имеет феномен НЛО в целом, каждый отдельный "близкий контакт" с НЛО имеет еще и специфическую цель: ввести человека, с которым НЛО устанавливает контакт, в заблуждение и привести его если не к дальнейшим контактам и распространению "послания", то хотя бы к личной духовной катастрофе и полной дезориентации.

Тот аспект, который вызывает наибольшее недоумение у многих исследователей, а именно смешение физического и психического, вовсе не удивляет читателей православных духовных книг, в особенности житий святых. Демоны тоже имеют почти "физические" тела, но их "материальность" настолько тонка, что люди неспособны воспринимать ее до тех пор, пока их "духовные врата восприятия" не будут открыты: либо по Божией воле (как бывает с праведниками), либо вопреки ей (как это бывает с колдунами и медиумами)".

В православной литературе мы находим множество случаев появления демонов, в точности соответствующих картине встреч с НЛО: появляются "телесные" существа и осязаемые объекты (в качестве которых выступают либо сами бесы, либо их иллюзорные порождения); эти объекты и существа неожиданно "материализуются" и "дематериализуются" с целью внушить людям страх и их в замешательство, а в итоге и к погибели. В житии жившего в IV в. св. Антония Великого и жившего в III в. св. Киприана, бывшего волхва, мы находим множество подобных примеров.

Житие св. Мартина Турского (+ 397), написанное его учеником Сульпицием Севером, содержит интересный пример действия демонической силы, связанного со странным "физическим" проявлением ее, которое очень напоминает сегодняшние "близкие контакты" с НЛО. Некий юноша по имени Анатолий стал монашествовать возле монастыря св. Мартина, но из-за ложной покорности пал жертвой бесовского обольщения. Он вообразил, что беседует с "ангелами", и для того, чтобы убедить других в его святости, "ангелы" согласились облечь его в "блистающее одеяние с небес", как признак "Силы Божией", обитающей в юноше. И вот однажды после полуночи в его келье раздался ужасный грохот танцующих ног и рокот как бы множества голосов. Келья Анатолия озарилась ослепительным светом, затем наступила тишина и обманутый вышел из кельи в своем "небесном одеянии". "Принесли свет, и все тщательно рассмотрели одеяние. Оно было удивительно мягким, с необыкновенным блеском и ярко-алого цвета, но природу его материи невозможно было определить. И вот прошло некоторое время, и самая тщательная проверка придирчивым осмотром и ощупыванием показала, что это всего лишь одежда". На следующее утро духовный отец Анатолия взял его за руку, чтобы отвести к св. Мартину и узнать, не козни ли это диавола. Тот в страхе отказывался, и вот, "когда его повели силою, против его воли, одежда исчезла под руками тех, кто его вел". Автор этого сообщения (который либо сам был свидетелем инцидента, либо описал его со слов очевидца) приходит к выводу, что "диавол не мог сохранить действие своих иллюзий или скрыть их истинную природу перед очами св. Мартина". "Несомненно, в его силах было увидеть диавола, которого он распознавал в любом обличьи, независимо от того, сохранял ли диавол свой характер или заменял его на любую из множества форм "духовной нечистоты" - включая обличья языческих богов и даже явление Самого Христа в царских одеждах, в короне, озаренного ярким красным светом.

Совершенно очевидно, что явления сегодняшних "летающих тарелок" не превышают пределов возможностей бесовской "технологии" - и действительно для этих явлений нет лучшего объяснения. Разнообразные бесовские обольщения, известные в православной литературе, не более как приспосабливаются к мифологии космоса. И Анатолий, о котором было рассказано выше, сегодня считался бы просто-напросто "контактером". И цель "неопознанного" объекта во всех подобных контактах очевидна: внушить ощущение "таинственного" и дать "доказательство" существования "высших разумов" ("ангелов", если намеченная жертва верит в ангелов, или "пришельцев из космоса", если это наш современник) и, следовательно, укрепить веру в послание, которое позже будет получено людьми. Ниже мы рассмотрим, что это за послание.

"Похищение" бесами, очень сходное с "похищениями" НЛО, описано в житии св. Нила Сорского, основателя скитского жития на Руси, жившего в XV в. Некоторое время спустя после смерти святого в его монастыре жил некий священник со своим сыном. Однажды, когда отрок был послан с каким-то поручением, внезапно "предстал перед ним незнакомый муж, который схватил его, я перенес его как бы по ветру в непроходимый лес, и принес его в большую горницу в своем жилище, и поместил его в середине горницы, перед окном". Когда священник и иноки помолились св. Нилу, прося его помощи в поисках потерявшегося мальчика, преподобный "пришел на помощь мальчику и встал перед горницей, в которой стоял мальчик; и когда постучал он посохом своим в оконную раму, поколебалось строение и все нечистые духи пали на землю". Святой повелел демону вернуть мальчика на то место, откуда тот его похитил, и затем стал невидимым. Некоторое время бесы выли, затем "все тот же незнакомец схватил мальчика я перенес его в скит подобно ветру - и, поместив его на стог сена, стал невидимым". Будучи найденным монахами, "мальчик рассказал им все, что с ним случилось, что он видел и слышал. И с тех пор мальчик стал очень тихим, как бы не в себе. Священник не смог опомниться от ужаса и вскоре оставил скит вместе с сыном"'. В другом случае подобного бесовского "ПОХИЩЕНИЯ", которое произошло в России в XIX в, молодой человек, проклятый своей матерью, стал на 12 лет рабом демона - "дедушки". Он получил способность становиться невидимым и помогал демону сеять смятение среди людей".

Подобные правдивые истории о деятельности демонов были широко распространены в средние века. И это признак духовного кризиса нашего времени - то, что современный человек, при всем своем гордом "просвещении" и "мудрости", снова обращает внимание на такие происшествия, но у него уже нет той христианской основы, которая бы помогла объяснить их. Современные исследователи НЛО в поисках объяснения явления, которое стало слишком заметным, чтобы пренебрегать им, объединяются сегодня с психологами и пытаются сформулировать "теорию единого поля", которая охватывала бы и психические, и физические феномены. Но такие исследователи только продолжают движение по пути современных "просвещенных" людей, предполагая дать ответы на вопросы, относящиеся к сфере духа, хотя к ней вообще нельзя подходить "объективно", но только с верой. Материальный мир нейтрален в нравственном отношении, и объективному исследователю может быть известно о нем достаточно много. Однако невидимый духовный мир обитаем существами добрыми и злыми, и "объективный" наблюдатель не в силах различить их до тех пор, пока он не получит откровения, которое дает о них человеку невидимый Бог. То есть сегодняшние исследователи НЛО помещают на одну доску Богодухновенное Св. Писание и внушенные сатаной автоматические писания спиритов и не отличают действий ангелов от действия бесов. Теперь ученые знают (после долгого периода господства материалистических предрассудков), что нематериальный мир существует и что этот мир вполне реален. Они видят его проявления в феномене НЛО; однако пока их подход к этой проблеме "научен", незримые силы так же легко вводят их в заблуждение, как и самого наивного "контактера". Каждый раз, когда ученые пытаются определить, кто или что стоит за феноменом НЛО и какой цели этот феномен служит, они вынуждены пускаться в самые дикие рассуждения. И вот д-р Валле вынужден признаться в том, что он попал в тупик. Он не может решить для себя вопрос о силе, которая проявляется в НЛО: то ли эта сила - нравственно нейтральный "неуправляемый часовой механизм", то ли это благотворительное "торжественное собрание мудрецов" (в чем хотел бы нас уверить "инопланетный" мир), то ли здесь имеет место "чудовищная сверхчеловеческая жестокость, которая, скорее всего, намеревается сделать человеческий род безумным", т.е. это дело демонов.

Истинная оценка феномена НЛО может быть сделана только на основе христианского откровения и духовного опыта; она доступна лишь смиренному, исполненному веры христианину, доверяющему этим двум источникам. Конечно, человеку не дано всецело "объяснить" невидимый мир ангелов и демонов, однако ему дано достаточно христианских знаний, чтобы понять, как эти существа действуют в нашем мире и как нам следует отвечать на их действия, особенно же как избегать бесовских сетей. И хотя исследователи НЛО пришли уже к заключению, что изучаемые ими явления по существу своему близки тем, которые определяются как "демонические", но только христианин - православный христианин, просвещенный святоотеческим пониманием Св. Писания и 2000-летним опытом встреч святых с невидимыми духами, способен осознать вполне смысл этого заключения.

5.  Смысл феномена НЛО

Итак, в чем же смысл феномена НЛО в наше время? Почему они появились именно в этот исторический период? На какое будущее они указывают?

Во-первых, феномен НЛО лишь часть поражающей лавины ''паранормальных" явлений, которые еще несколько лет назад большинство людей сочли бы "чудесами". Д-р Валле в своей книге "Невидимый колледж" формулирует мирское понимание этого факта: "Вторжение в нашу среду наблюдаемых нами необычных объектов неожиданно приняло угрожающие размеры, дойдя до многих тысяч, что привело к "общему изменению картины верований современного человека, к тому, что он полностью теперь связан с идеей невидимого". "Что-то произошло с человеческим сознанием"; "та же могучая сила, которая действовала на род человеческий в прошлом, снова действует на него в наши дни". На христианском языке это значит: новое нашествие бесов обрушилось на род человеческий. Исходя из христианских апокалипсических взглядов, мы можем заключить, что сила, до сих пор удерживавшая последнее и самое ужасное проявление бесовщины на земле, уже взята от среды (2 Фес. 2,7); православное христианское правление и общественный порядок (главным представителем которых на земле был православный император), а также православный взгляд на мир больше не существуют как целое. И вот сатана освобожден из темницы своей, где его удерживала благодать Св. Христовой Церкви, и вышел, чтобы "обольщать народы" (Апок. 20, 7), готовить их к поклонению Антихристу в конце времен. Быть может, никогда еще от начала христианской эры бесы не действовали так открыто и широко, как в наши дни. Теория "пришельцев из космоса" лишь один из многих приемов, которые они используют для внедрения идеи о "высших существах", которые собираются взять на себя ответственность за будущую судьбу человечества.

Во-вторых, НЛО - не что иное, как новейший медиумический прием, с помощью которого дьявол вербует сторонников своего оккультного мира. Это ужасный знак того, что человек стал доступен демоническому влиянию, как никогда до этого с начала христианской эры. В XIX в. для того, чтобы войти в контакт с демонами, был необходим сеанс в темной комнате, теперь же для этого необходимо только взглянуть на небо (правда, обычно ночью).

(Большинство сообщений о "большеногих" и прочих "монстрах" содержит те же оккультные характеристики, что и сообщения об НЛО. Кроме того, появления "монстров" часто находятся в прямой зависимости от появления НЛО).

В наши дни человечество растеряло остатки понимания основ христианского учения и теперь пассивно предоставляет себя в распоряжение любым "силам", которые только могут спускаться с неба. Новый кинофильм "Близкие контакты третьего рода" - потрясающее разоблачение того, насколько суеверным стал человек "постхристианской " эры, который готов в любой момент, не задавая никаких вопросов, поверить едва замаскированному демону и последовать за ним, куда бы он ни повел.

[Два недавно открытых "паранормальных" явления показывают, с какой наглостью демоны теперь используют материальные средства (в частности, современные технические приборы) для того, чтобы войти в контакт с людьми.

(1) Один латвийский исследователь (а за ним и другие) обнаружил феномен появления на магнитной ленте таинственных голосов, причем даже при записи в особых условиях в полной тишине; результаты напоминают те, что получают при обычном медиумическом сеансе; присутствие в комнате медиума, кажется, усиливает феномен.

(2) "Инопланетяне" с металлическими голосами в течение некоторого времени, как предполагают, использовали телефон для связи с двумя "контактерами" и одним исследователем НЛО.

Конечно, в такая случаях вероятность мистификации весьма велика. Но за последние годы отмечены случаи, когда голоса умерших (убедительные для тех, кто вступил в контакт) слышали по телефону те, кто любил их. Трудно отрицать, говоря словами лица, сообщающего об этих феноменах, что "демоны далекого прошлого снова разгуливают среди нас". И притом в таких масштабах, о которых не слышали в прошлом.]

В-третьих, "послание" НЛО заключается в подготовке пути Антихристу; "спаситель" отступнического мира должен прийти, чтобы править им. Возможно, что он сам придет по воздуху, чтобы полнее уподобиться Христу (Мф. 24, 30; Деян. 1,11); возможно, что "пришельцы из космоса" приземлятся публично, чтобы совершить "космическое" поклонение своему властелину, быть может, огонь с неба (Апок. 13, 13) будет частью грандиозных бесовских зрелищ последних времен. Так или иначе, послание современному человечеству таково: ждите избавления, но не через христианское откровение и веру в невидимого Бога, а от пришельцев с неба.

Это же и есть один из признаков последних времен: что будут... ужасные явления, и великие знамения с неба (Лк. 21, 11). Уже сто лет назад епископ Игнатий Брянчанинов в своей книге "О чудесах и знамениях" отметил "стремление, встречающееся в современном христианском обществе, видеть чудеса и даже творить чудеса... Таким стремлением обнаруживается живущее в душе и овладевшее душою самообольщение, основанное на самомнении и тщеславии". Истинные чудотворцы стали редки и исчезают совсем, но люди "жаждут чудес более, нежели когда-либо". Мы приближаемся постепенно к тому времени, в которое должно открыться обширное позорище многочисленных и поразительных ложных чудес, увлечь в погибель тех несчастных питомцев плотского мудрования, которые будут обольщены и обмануты этими чудесами".

Для исследователей НЛО особый интерес должно представлять то, что "знамения Антихриста преимущественно будут являться в воздушном слое: в этом слое преимущественно господствует сатана. Знамения будут действовать наиболее на чувство зрения, очаровывая и обманывая его. Св. Иоанн Богослов, созерцая в откровении события мира, долженствующие предшествовать кончине его, говорит, что Антихрист совершит дела великие, так что и огнь низводит с неба на землю перед людьми (Апок. 13,13). На это знамение указывается Писанием как на высшее из знамений Антихриста, и место этого знамения - воздух: будет оно великолепным и страшным зрелищем". Св. Симеон Новый Богослов по этому поводу замечает, что "взирати на небо (подвижнику молитвы) зело редко подобает страха ради (из предосторожности) лукавых на воздусе духов, сего ради и именуются воздушнии дуси, иже производят многия и различныя прелести на воздусе". "Не сообразят человеки, что чудеса его [Антихриста] не имеют никакой благой, разумной цели, никакого определенного значения, что они чужды истины, преисполнены лжи, что они - чудовищное, всезлобное, лишенное смысла актерство, усиливающееся удивить, привести в недоумение и самозабвение, обольстить, обмануть, увлечь обаянием роскошного, пустого, глупого эффекта". "Все бесовские явления имеют то свойство, что даже ничтожное внимание к ним опасно; от одного такого внимания, допущенного без всякого сочувствия к явлению, можно запечатлеться самым вредным впечатлением, подвергнуться тяжкому искушению". Тысячи "контактеров" и даже простых очевидцев НЛО испытали на себе страшную истину этих слов, и немногим удалось спастись после того, как они были вовлечены в эти контакты всерьез.

Даже мирские исследователи НЛО считают необходимым предупредить людей об опасностях, связанных с этим феноменом. Джон Кил, например, пишет: "Дилетантство с НЛО так же опасно, как дилетантство в черной магии. Этот феномен улавливает в свои сети невротиков, легковерных и незрелых. Параноидальная шизофрения, демономания и даже самоубийство могут стать результатом контактов - и в большинстве случаев именно такой результат и наличествует. Умеренное любопытство к НЛО может перерасти в разрушительную одержимость. Вот почему я настоятельно рекомендую родителям удерживать детей от этого увлечения. Школьные учителя и другие взрослые не должны поощрять интерес подростков к этой теме".

В другом месте епископ Игнатий Брянчанинов с благоговейным страхом и недобрым предчувствием описывает видение простого русского кузнеца из деревни под Петербургом на заре нашего века безверия и революции (1817). Среди бела дня он вдруг увидел великое множество демонов, с виду похожих на людей, рассевшихся на ветвях лесных деревьев, в странных одеждах и островерхих шапках, поющих под аккомпанемент невиданных и диких музыкальных инструментов жуткую и безобразную песню: "Наши годы! наша воля!"

Мы живем уже ближе к концу згой страшной эпохи бесовского торжества и ликования, когда жуткие "гуманоиды" (еще одна из бесовских личин) стали видимы тысячам людей и путем нелепейших "контактов" овладевают душами тех, от кого отступила Божия благодать.

Феномен НЛО - знак для православных христиан, что следует осмотрительнее и осознаннее идти по пути спасения. Нам следует помнить, что нас могут обольстить и соблазнить не только ложные религии, но даже с виду простые материальные предметы, которые только воспринимает наш взгляд. В прежние века христиане относились очень осторожно ко всем странным и новым явлениям, зная хитрость дьявола; но вот после наступления современного века "просвещения" большинство людей начало испытывать любопытство к таким вещам и даже гоняться за ними, поместив дьявола в область полуфантастических явлений. Понимание сущности НЛО, таким образом, может помочь в деле пробуждения православных христиан к сознательной духовной жизни и выработки осознанного православного мировоззрения, которое не должно следовать за модными идеями времени.

Сознательный православный христианин понимает, что он живет в мире, который, совершенно очевидно, пал. И земля внизу, и звезды наверху - все одинаково далеко от потерянного рая, которого он взыскует. Он чувствует себя частью страждущего человечества, происходящего от единого предка Адама, первого человека; он знает, что все люди одинаково нуждаются в искуплении, которое обильно даруется человеку Самим Сыном Божиим через Его спасительную Жертву на Кресте, Он знает, что человеку не предначертано "развиться" в нечто "высшее" и что нет ни малейшего смысла верить в существование "высокоразвитых" существ на других планетах. Но он, разумеется, также знает, что, кроме него самого, во вселенной есть "высшие разумы" и они двух родов; он стремится жить так, чтобы пребывать с теми из них, которые служат Богу (ангелами), и избегать какого-либо контакта с другими, которые отвергли Бога и стремятся в зависти и злобе вовлечь в свое нечестие и человека (демонами). Он понимает, что человек в самолюбии своем и немощи может легко впасть в ошибку, поскольку склонен верить в "волшебные сказки, сулящие достижение "высшего состояния" или контакт с "высшими существами" без трудов христианской жизни - а фактически это бегство от этих трудов. Он не доверяет своей способности различать бесовские обольщения и поэтому крепко держится за руководящие нити Св. Писания и святоотеческого учения, которыми снабдила его на всю жизнь Церковь Христова.

Глава из книги «Православие и религия будущего»
Разделы сайта:
Вести из Сансары: