В переводе с санскрита "Будда" означает "Просветленный". Это не имя, а обозначение состояния. Буддой становится тот, кто ясно и полно осознал всю истину бытия, научился отличать реальность от миражей и поэтому навеки утвердился в том блаженном состоянии, которое в буддизме называется нирваной. Каждый носит в себе природу Будды. Каждый может ее открыть. Поэтому число будд бесконечно. Некоторые по популярности превосходят даже исторического основателя буддизма. Таков, например, владыка буддийского рая - Амитабха, или будда грядущей эпохи - Майтрейя. И все же главным Учителем и Наставником остается он, Будда Шакья-Муни, живший в V веке до новой эры, мудрец из народа шакьев. И когда слово "Будда" пишется с заглавной буквы, без дальнейших уточнений, значит, речь идет именно о нем.

Когда-то это имя почиталось и в Средней Азии. Учение Будды в начале новой эры имело многочисленных последователей в самых разных уголках центральноазиатского региона. Следы буддизма обнаружены археологами на территории Ферганы, в Чуйской долине Киргизии, в Туркмении - недалеко от города Байрам-Али... Следы эти говорят нам, что он был - среднеазиатский буддизм, оставивший потомкам великолепные произведения искусства и черные провалы молчания, подобные таинственным горным озерам, которыми богата Средняя Азия. Здесь существовали крупные религиозные центры, к которым стекались паломники из самой Индии, родины буддизма. Проповедники из этих монастырей несли наставления своего Учителя в Китай. Тысячи учеников получали наставления о том, как следовать Пути, указанному Буддой. Что же это за путь? Что за человек его поведал?

ЛУНА, ОСВОБОЖДЕННАЯ ОТ ОБЛАКОВ

В юности принц Сиддхарта пережил четыре встречи. В сорок лет, когда он стал Буддой и достиг состояния нирваны, он открыл и поведал миру "четыре благородные истины", составляющие основу буддизма. Вот они: существуют страдания, источники страданий, прекращение страданий и путь, ведущий к их прекращению. Страдания следует познать, источники их - устранить, пресечение страданий - осуществить, пути к освобождению следует пройти", - говорил Будда.

Для Заратуштры мир - это борьба сил Света и Тьмы, Добра и Зла. Для Будды мир - это безусловное зло. Здесь нет и не может быть света, ибо все материальное временно - обречено к разрушению. Мир - безбрежное море страданий. Он тонет в слезах. Разлучаются любимые, увядает красота, желанная вещь никак не дается в руки, а нежеланное так и валится на голову. Будь ты царь или последний нищий - тебе не избежать этих бед. И каждое живое существо идет навстречу смерти. Первая из "четырех благородных истин" гласит, что жизнь есть непрерывная цепь страданий. Причиной же всех бед является ненасытное ЖЕЛАНИЕ. Живое существо всегда чего-нибудь хочет. У человека эти желания достигают своего пика. Они становятся, поистине, ненасытны. Желания порождают страсти - жадность, зависть, гнев...

"Существует великое множество скверн..., - пишет Далай-лама XIV в книге "Буддизм Тибета". - Из них главное - желание и злоба. Злость появляется из-за первоначальной привязанности к самому себе, когда случается что-либо нежелательное. Затем из-за привязанности к себе появляется гордость - человек считает себя лучше других".

Желания властвуют. Хочется сладко есть, мягко спать, обнимать любимую, иметь детей, копить деньги... Человек не подозревает, что именно они, эти желания, словно плетью, гонят его через мучительную цепь перерождений. Как истинный индиец, Будда верил в перевоплощение душ. Живое существо умирает и снова рождается уже в другом облике. Человек, осел, змея, муравей, ползучая тыква, цветок лотоса - целый ворох телесной "одежды", которую ты получаешь согласно добрым или злым поступкам, совершенным тобою в предыдущей жизни. И снова - поток желаний. И снова - болезни, старость, смерть. Как же разрубить этот узел?

"Отбросить желания", - говорит Будда. Как потухает костер, когда прогорают дрова, так кончаются несчастья, если нет больше желаний. Желания исчезают, если человек осознал, что концепция "я" в корне неправильна. Надо отбросить свое эго, потому что его, в сущности, нет. "Я" - это мираж в пустыне, мыльный пузырь. Когда встречаются два человека, это не более серьезно, чем встреча двух призраков. Все, что имеет конец и обречено на разрушение, не может быть серьезным.

"Сыновья - мои, богатство - мое", - так мучается глупец. Он ведь сам не принадлежит себе. Откуда же сыновья? "Откуда богатство?"- спрашивал Будда. Но желания нельзя просто взять и выбросить. "С понедельника у меня не будет никаких желаний!". Так не получится. Нужен метод, или путь, который поможет отрешиться от жадности, зависьти, гордыни. В буддизме он называется Благородным Восьмеричным Путем и состоит из восьми ступеней.

Человек, следующий этим путем, должен овладеть правильным знанием, то есть, учением Будды. Он должен быть решителен в своем стремлении дойти .до конца пути. Он должен освободить свою речь от лжи и грубости. Его жизнь должна быть исполнена благородных поступков и быть честной. Он должен совершать постоянные усилия к тому, чтобы освободиться от ложных представлений о мире.Постоянно размышляя над тем, что уже узнано и достигнуто, человек должен стремиться к еще большему знанию. И, наконец, сосредоточив свои мысли на четырех благородных истинах", человек достигает все большего покоя и отрешенности, погружаясь в состояние нирваны. Ее невозможно описать. Это состояние, которое выше жизни и смерти, разделения на "это" и то". Нирвану часто назьюают состоянием небытия. Но это небытие блаженно, оно не тождественно смерти. Огонь потух, но продолжает гореть в невидимом состоянии. Желаний больше нет. Цепь рождений и смертей разорвана.

Философия буддизма сложна, и Будда рисковал бы остаться непонятым, если бы не отвел очень большое место в своем учении действенной этике. Сострадание и милосердие ко всем живым существам - одна из основных заповедей Будды. Нельзя губить не только людей, но и жи-вотных,-нельзя сорвать без нужды самый маленький цветок, в любой букашке нужно видеть живую душу и уважать ее право на жизнь. Всем своим последователям Будда завещал пять заповедей, "панча-шила": не убивать живые существа, не воровать, не лгать, соблюдать супружескую верность и не употреблять алкоголь. Будда на этом настаивал.

Гений философа сочетался в Будде с гением поэта. Его изречения удивительны по свое красоте.

"Кто добрым делом искупает сделанное зло, тот освещает этот мир, как луна, освобожденная от облаков", - говорил мудрец.

Разделы сайта:
Вести из Сансары: