Шри Гуру Амардас, родившийся в 1479 в деревне Басарке (13 км юго-западнее будущего Амритсара), стал Гуру лишь в 1552 г., когда ему было уже за семьдесят.
Его отец Тедж Бхан Балла был местным мелким маклером. Сына он назвал Кхатри. Мальчик рос в семье людей искренне верующих и вегетарианцев.
В свое время Кхатри Балла женился, у него появились два сына и две дочери. Он часто совершал паломничества в Харидвар и Джваламукти, строго соблюдал все религиозные обряды и церемонии.
Близко познакомился с сикхизмом он только в шестьдесят лет. Его брат, Манак Чанд, жил по-соседству, и Кхатри однажды услышал, как Биби Амро, жена Манака, пела гимны Гуру Нанака. Должно быть, и прежде он слышал ее пение много раз. Но вот, наконец, он спросил, чьи же гимны она пела, и немедленно решил посетить Гуру Ангада. Это было в 1541 году.
Сам став Гуру в 1552 году и получив имя Амардас, в 1574 г. он переселился в из Кхадура в Гоиндвал, чтобы избежать конфликта с сыновьями Гуру Ангада, старший из которых, Дату, тоже объявил себя Гуру.
Гуру Амардас учредил новые миссионерские центры, чтобы больше людей узнавало о сикхах и Гуру Нанаке. Он осуждал индусов за обряд Сати, когда вдовы или отправлялись на костер или, по крайней мере, лишались возможности снова вступить в брак. Он резко выступал против кастовой системы, организовал первые лангары (общественные столовые). И сам он тоже ел пищу, приготовленную на общественной кухне. Примечательно, что, когда к нему с визитом приехал император Акбар, Амардас сказал, что, прежде чем встретиться с ним, Акбару придется поужинать в лангаре.
Он управлял как религиозной, так и социальной жизнью сикхов, ввел для своих учеников систему выполнения общественных работ. Сам же зарабатывал себе на жизнь, занимаясь небольшой торговлей.
Ближайшим его сподвижником и наиболее преданным учеником был зять, Джетха Бхаи, ставший следующим Гуру - Рам Дасом.
Гуру Амардас поделил область на 22 района, называвшихся "манджисами", и назначил в каждый проповедника сикхизма. Во время бесед и пения гимнов проповедник сидел на манджи (кровати). Примечательно, что проповедниками были люди самых разных слоев общества и профессий - водовоз, кузнец, банкир…
Гуру Амардас ввел систему сбора своих учеников со всех частей страны раз в два года. Неподалеку от гурудвары он построил баоли - водохранилище, питаемое хорошей родниковой водой, которое позже стало святым местом паломничества.
Он собрал воедино гимны Гуру Нанака и добавил к ним свой собственный.
Уникальным вкладом Амардаса в социо-религиозную организацию общины было назначение им трех женщин в качестве проповедников.
При нем некоторые из сикхов вновь захотели стать аскетами и затворниками. Но Гуру выпустил предписание, согласно которому никакой затворник или аскет не мог быть сикхом.
Согласно Гуру, человеческое тело было храмом Бога. Он говорил, что здоровье непосредственно связано с моральным и духовным благосостоянием. Он настаивал на том, что каждый должен беречь собственное здоровье и разумно, с уважением относиться к своему телу.
Преданность Гуру Амардаса Богу, Гуру Нанаку и сикхизму была такой же твердой как скала.
Он покинул этот мир 1 сентября 1574.