Гуру Хар Раи покинул этот мир 6 октября 1661. Гуру Хар Кришан утешал учеников. Он просил их не предаваться отчаянию, но с достоинством принять произошедшее по воле Всемогущего. Следовало петь хвалы Богу, а не плакать или сокрушаться.
Дни проходили, ученики стекались отовсюду, чтобы попрощаться с Хар Раи. И они приходили в восторг, увидев Гуру-преемника. Он восседал на троне, невысокий, молодой, но преисполненный мудрости. Бхаи Сантокх Сингх писал по этому поводу: "Ранним утром мы видим лишь краешек солнца, но свет его озаряет огромные пространства. Так и слава Гуру Хар Кришана становилась беспредельной". Люди, приходившие к нему, получали наставления в истинных знаниях. Они осуществляли свои сердечные желания, их грехи стирались. Сикхи видели, что Хар Кришан является тем же источником Божественного света, каким был Гуру Нанак. Он имел редкую способность к комментариям "Грантха", чем приводил в восхищение сердца своих учеников. Он напоминал им: главное, чему следует отдавать жизнь, это стремление к Богу, и просил их отвергать страсти и преумножать достоинства терпения, благотворительности и любви. Таким образом, Гуру Хар Кришан продолжал сохранять и развивать духовное наследство своих предшественников.
В день Байсакхи (29 марта) 1662 множество последователей учения Гуру собрались в Киратпуре. Фестиваль продолжался три дня. В его организации активно участвовали бабушка Гуру Мата Васси и мать - Мата Сулаккхни. На празднование в округе Сиалкот прибыла семья Малл из Пасрура. Сын ее главы Кхем Каран был молод, хорош собою и добропорядочен. Мата Васси согласилась на помолвку с ним своей внучки, Биби Руп Каур. Свадьбу сыграли 3 декабря 1662. Подарком Мата Васси молодым был сборник рассказов Гуру Хар Раи и кинжал, принадлежащий Гуру Харгобинду.
Тем временем император Аурангзеб отнюдь не был рад слышать о растущей славе Гуру Хар Кришана. Он вызвал его в Дели, так же, как вызывал его отца, Гуру Хар Раи. Но Гуру Хар Раи не откликнулся на призыв, хотя послал ко двору императора своего старшего сына. Теперь же, когда слуга повелителя - Джаи Сингх из Амбера прибыл с императорским распоряжением, Гуру Хар Кришан собрал свой совет. Самые уважаемые его члены сказали, сложив руки в жесте почитания: "Мы - твои слуги, Гуру. С твоим знанием всех трех миров ты и сам все решишь наилучшим образом". Гуру Хар Кришан вызвал посыльного, которому сообщил, что тот будет сопровождать Гуру в Дели. Они отправились в путь через Ропар, Банур и Амбалу. И на всем этом протяжении у Гуру появлялось множество учеников и последователей.
Когда Хар Кришан находился около Панджокхара, один из его помощников смиренно сказал: "Гуру, ищущие истинных знаний направляются сюда из Пешавара, Кабула и Кашмира. Останьтесь здесь еще на день, чтобы они могли иметь шанс увидеть вас". Гуру согласился.
В этой деревне жил пандит Лал Чанд, который гордился принадлежностью к своей касте и своей просвещенностью. Увидев Гуру, он произнес с насмешкой: "Говорят, что вы являетесь продолжателем линии Гуру Нанака. Но что вы можете знать о старых религиозных книгах?". В этот момент случилось проходить неподалеку Рам Чхаджу, неграмотному темнокожему деревенскому водоносу. Гуру Хар Кришан попросил, чтобы Даргах Малл позвал его. Подошедшему Рам Чхаджу Гуру предложил изложить пандиту суть "Бхагаватгиты". И неграмотный деревенский житель весьма удивил Лал Чанда убедительным комментарием к священной книге. Гордость пандита была поколеблена. Он припал к ногам Гуру и так же, как Рам Чхаджу, стал его учеником, сопровождая Гуру до самой Курукшетры. Добавим, что Рам Чхаджу принимал активное участие в зарождении Халсы при Гуру Гобинде, взял имя Лал Сингха и пал смертью храбрых в бою у Чамкаура в 7 декабря 1705.
В Дели Гуру Хар Кришан был поселен в бунгало раджи Джая Сингха, на месте которого теперь находится Гудвара Бангла Сахиб. Дом был вместительным, построенным "на все сезоны года". Сикхи, живущие в Дели, приходили группами, чтобы увидеть Гуру. Они пели святые песни и приносили ему подношения.
По словам Гуру Сакхиана, Гуру Хар Кришан посетил дворец императора 25 марта 1664. Как рассказывал впоследствии Махима Пракаш, император решил провести некое испытание. Гуру предложили выбрать один из двух больших подносов. На одном были богатые украшения и одежды, на другом лишь бедное одеяние подвижника веры. Он сразу отверг первый поднос, содержащий украшения, и принял второй. Император убедился в его святости. Далее Аурангзеб захотел пригласить Гуру снова и посмотреть, может ли тот творить чудеса. Но Гуру Хар Кришан догадался о целях императора и сказал, что творить чудеса - значит вмешиваться в законы и провидение Бога. Гуру Хар Кришан отлично помнил, как его отец наказал Рам Раи, его старшего брата, за демонстрацию чудес при дворе Аурангзеба.
Тем временем супруга раджи Джая придумала для Гуру собственное испытание. Она попросила своего мужа, Джаи Сингха, чтобы тот пригласил к себе Гуру для знакомства с нею. Гуру принял приглашение. У входа во внутренние покои дворца его с надлежащей честью встретили слуги раджи. Гуру вежливо ответил на приветствия дам, украшенных драгоценностями и преклонившихся перед ним. Но когда он приходил мимо служанки, одетой в грубое домотканое платье, то вдруг остановил и сказал: "Вы - рани (жена раджи). Но почему вы одеты в платье служанки?" Рани преклонила голову, восхищаясь проницательностью Гуру.
К несчастью, спустя несколько дней, Гуру Хар Кришана одолел сильнейший приступ лихорадки, который оказался началом атаки черной оспы. Нежное тело Гуру стремительно разрушалось болезнью. Его мать, Мата Сулаккхани, стала очень печальной. Она сказала: "Сын мой, вы наследуете место Гуру Нанака. Вы - повелеваете печалями и страданиями. Ваш чудодейственный взор удаляет нездоровье других. Почему вы оказались так больны теперь?" Гуру Хар Кришан отвечал ей: "Жизнь и смерть сменяют друг друга в этом мире. Каждый должен пройти через боль. Как счастье, так и страдание - часть жизни. Что предписано, должно случиться. Не так ли говорил Гуру Нанак? Все, что делает Всевышний, имеет свой порядок и высокий смысл. Надо пройти и через это".
Гуру Хар Кришан все еще жил в бунгало раджи Джаи на берегу Ямуны. Сикхи вопрошали его: почему Гуру так страдает, почему темнота окружила само солнце? Они были в отчаянии и неведении, кто же должен стать его преемником. Гуру Хар Кришан, по словам Шри Гур Пратапа, ответил: "Миссия Гуру Нанака вечна. И "Грантх" всегда послужит опорой сикхам. Любой, кто хочет видеть меня, пусть с верой и любовь обратится к "Грантху", который искоренит все грехи. Тот, кто желает говорить с Гуру, пусть читает "Грантх" с преданностью. Тот, кто практикует это учение, получит все четыре падаратхаса - главное для чего живет человек. Тот, кто имеет веру, приобретет все. А неверящий, как бы ни старался, получит крохи. Ничто в этом мире не вечно. Тело подвержено смерти. "Грантх" несет вечный дух Гуру. Ежедневно поклоняйтесь ему. Только так вы подчините ваши страсти и достигнете освобождения".
Слезы переполняли глаза сикхов, когда они слышали последние наставления Гуру. К нему приблизилась его мать Сулаккхани. Со слезами на глазах она говорила: "Как буду я жить без Вас, сын? Я был благословлена, когда вошла в это семейство, вступив в брак с Гуру. Я был благословлена, когда Вы родились. Теперь же я брошена в бездонный океан печали. Кто будет моим спасителем? Как может жить рыба, вытащенная из воды?". "Тело так преходяще, - отвечал Гуру Хар Кришан. - Только когда Вы обретете истинную веру в Бога, лишь тогда достигнете освобождения от печали. Вечный мир будет вашим".
Материнское сердце Сулаккхани было разбужено для истины, и она почувствовала себя вырвавшейся из своих житейских цепей.
Гуру Хар Кришан находился в критическом состоянии. Но он все еще не выполнил одного ответственнейшего дела, которое надлежало осуществить прежде, чем оставить смертный мир. Следовало назначить своего преемника. Он потребовал выполнения соответствующей церемонии, но тут его оставили силы и все, что он смог выговорить, было "Баба Бакала." Это означало, что следующий Гуру должен быть обнаружен в городе Бакала. Это без всяких сомнений указывало на Тег Бахадура.
Гуру Хар Кришан покинул бренное тело 30 марта 1664. По словам Гуру Сакхиана, Мата Басси попросила начать прощальную церемонию с чтения священником "Грантха" в память Гуру. Даргах Малл и Мунши Кальян Дас были посланы в Пенджаб с траурными вестями. Они сначала отправились в Киратпур, чтобы передать это сообщение сестре Гуру Хар Кришана, Биби Руп Каур. Следующий день был отведен для посещения Бакала, чтобы сообщить Тег Бахадуру о последних словах Гуру. Будучи в Дели, тот встречался с Гуру Хар Кришаном и теперь с достоинством принял известие о своем высоком назначении. Он утешил сикхов и заверил, что сделает все, чтобы следовать велениям Бога.
Посланники оставались в Бакале в течение трех дней, прежде чем возвратиться в Дели. Прах Гуру был перенесен из Дели в Киратпур, где был смешан с водами Сатледжа 7 августа 1664 года.