Гуру Тег Бахадур, младший из пяти сыновей Гуру Харгобинда, родился в Амритсаре в самом начале дня 1 апреля 1621. Так как новости распространяются на рассвете, сикхи уже утром поспешили к Гуру, чтобы передать свои поздравления. Тот в сопровождении двух своих приближенных, Бидхи Чанда и Джетхи, пошел посмотреть ребенка. И как только увидел его, сразу предсказал ему великое будущее, сказав, что этот сын тоже будет Гуру. Он станет защищать слабых и бедных. И именно это будет главной его чертой. Ребенка назвали Тег Бахадур - "Носящий всесильную саблю". Его мать, Мата Нанаки, была счастлива, впервые услышав имя сына. Праздник по этому поводу, сопровождавшийся общим ликованием и актами благотворительности, продолжался нескольких дней.
Из-за напряженных отношений с могольским императором Гуру Харгобинд на время перебрался из Амритсара в небольшую деревеньку Джхабал, куда Мата Нанаки с мальчиком были перенесены в паланкине. Из Джхабала семья Гуру переехала в Гоиндвал, священное место Третьего Гуру, один из важнейших городов сикхов в Пенджабе. Следует отметить, что священными считались также Кхадур Сахиб - местопребывание Второго Гуру, Шри Харгобиндпур и Картарпур; Талванди - место рождения Гуру Нанака; Дера Баба Нанак, Дараули и Киратпур, основанные Гуру Харгобиндом.
Когда семья Харгобинда достигла Гоиндвала, они провели омовение в баоли, сооруженном Гуру Амардасом. Здесь маленький Тег Бахадур впервые был омыт святой водой.
Мальчик воспитывался в полном соответствии с традициями сикхов. Его учителями были Бхаи Буддха и Бхаи Гурдас. Последний учил его верховой езде и стрельбе из лука. Тег Бахадур быстро набирал мастерство во всех областях. При этом ему был присущ мистический дух, склонность к уединению и поэтическая одаренность, величественные образцы которой вошли в "Грант Сахиб". Мата Нанаки, зная об отцовский прорицаниях, все же иногда сомневалась в них, видя сколь скромен и лишен амбиций ее младший сын. Но оставалось несомненным, что Тег Бахадур был очень любим своим отцом и что грандиозные события ожидали их.
Обычно маленький Тег Бахадур входил в комнату отца почти неслышно, с опущенными долу глазами, низко кланяясь. Гуру Харгобинд усаживал его рядом или на колени, любовно поучал… Мата Нанаки однажды спросила, почему он относится к мальчику с таким вниманием. И Гуру отвечал: "Я открою Вам великую тайну. Тег Бахадур очень раним, он может страдать, как никто другой. Но при этом его терпеливость непревзойденна. Он имеет множество достоинств. Нет равных ему в мире. Это - одна причина. Во-вторых же, у него родится могущественный сын, который превзойдет противника, приняв участие во многих сражениях. Тег Бахадур будет велик как в любви, так и в сострадании. Он принесет славу дому Гуру Нанака, мирового учителя."'
Следующие несколько лет семья жила в Амритсаре, пока не настало время для Малл Сураджа вступать в брак. Тег Бахадур радовался предстоящей свадьбе брата. Она проходила в Картарпуре 23 апреля 1629 г. И здесь Бишан Каур, одна из гостей невесты, выбрала Тег Бахадура в качестве жениха для своей дочери. Она поговорила об этом со своим мужем, Лал Чандом: "Сын Гуру умен и красив. Ему уже восемь лет. Нашей же дочери - пять. Надо поторопиться, пока мальчик еще ни с кем не помолвлен". Они передали предложение Гуру Харгобинду. Бхаи Гурдаса отправили к Тег Бахадуру, чтобы выяснить его мнение на этот счет. Ответ мальчик был весьма характерным. Он осторожно сказал, что соблюдет слово своего отца. И в тот же день был обручен с Гуджари, дочерью Лал Чанда и Бишан Каур, чем очень обрадовал Мату Нанаки.
4 феврале 1633 сыграли свадьбу Тег Бахадура и Гуджари, на которую в Картарпур съехались сикхи из Гоиндвала, Кхадура, Амритсара, Мандиали, Баталы и других мест. Жених был одет в желтое. Венок украшал его лоб, яркий зонтик был открыт над ним. И мужчины, и женщины не могли оторвать от него взглядов - настолько он был хорош собой: двигался изящно, высокий, как и отец, ясноглазый и луноликий, с широкими плечами и красивыми руками… Впрочем, и Гуджари была ему под стать. Старые тексты гласят, что Тег Бахадур принимал участие в сражении в Картарпуре 26 апреля 1635 года. Это было последним вооруженным столкновением во время правления его отца. Тег Бахадур скакал на лошади, отбивая удары, сыплющиеся на него со всех сторон. Мата Нанаки и ее невестка наблюдали боевые действия с крыши их дома. Когда Тег Бахадуру было передано указание к отступлению, он, подобно своим братьям, отказался оставить поле боя. Тег Бахадуру было тогда четырнадцать лет. После этого сражения Гуру Харгобинд переехал жить в Киратпур. Для Тег Бахадура это были девять лет нескончаемого счастья в обществе отца.
Когда же время Гуру Харгобинда подошло к концу, он велел Мате Нанаке с детьми переселиться в деревню Бакала. Он назначил своего старшего сына, Хар Раи, следующим Гуру. Тег Бахадур и его братья присутствовали при этом. В Бакале же он узнал о назначении Хар Кришана Восьмым Гуру. И здесь же получил известие о своем назначении Девятым Гуру сикхов.
Впоследствии Тег Бахадур трижды приезжал к Киратпур. Чтобы выразить соболезнование Биби Руп Каур в связи со смертью ее отца, Гуру Хар Раи, и ее брата, Гуру Хар Кришана. В октябре 1664 г. он побывал здесь, провожая в последний путь Мату Басси, мать Гуру Хар Раи. Третий визит был в составе обширного путешествия через Маджху, Малву и округ Бангар в Пенджабе. Первая остановка в этом путешествии была в Амритсаре, затем - в Тарн Таране, Кхадур Сахибе и Гоиндвале, святых местах сикхов. Байсакхи 1665 г. был отпразднован в Сабо-ки Талванди, теперь известном как Дамдама Сахиб.
Случилось так, что вдова Рани Чампа предложила Гуру часть своей земли на холме Макховал, которую он купил за 500 рупий. Здесь Гуру Тег Бахадур в июне 1665 основал новую деревню, названную в честь его матери - Чакк Нанаки и позже переименованную в Анандпур Сахиб.
Подобно своим предшественникам, Тег Бахадур заботился о защите независимости сикхов. При этом Гуру предпочитал попусту не вступать в столкновения с имперскими войсками, имеющими явное превосходство в силе. Во время же своих длительных путешествий он приобретал сторонников, учеников, искренних последователей. Как и предсказывал Гуру Харгобинд, Тег Бахадур был особенно чувствительным к страданиям людей, но он не просто жалел их, а старался укрепить их дух, сделать бесстрашными.
В Дхамдхане Гуру был с чрезвычайной радостью встречен Бхаи Дагго. Тот разместил его с сопровождающими в специально построенном к этому времени доме. Гуру освятил его своими благословениями: "Пусть молоко всегда будет изобиловать в твоем доме".
В числе сикхов, которые неослабно служили Гуру и общине, был и Бхаи Пхеру. Он так тщательно выполнял свои обязанности, что у него не оставалось досуга, чтобы лишний раз снять свой большой тюрбан и расчесать волосы. Гуру Тег Бахадур посвятил ему стихи: "Чиста твоя борода, Бхаи Пхеру; прочна твоя преданность; добродетельны твои действия; ты необходим нам. Гуру остается в долгу перед тобой!"
Фестиваль Дивали собрал в Дхамдхане сикхов, приехавших из отдаленных округов. Они смогли встретиться с Гуру, послушать его наставления. 8 ноябре 1665 Гуру Тег Бахадур достиг Дели.
Семья госпожи Пушпа Деви из Амбера, которая поддерживала в полной сохранности Дом Гуру Нанака со времен Шестого Гуру, с воодушевлением приняла столь высокого, святого гостя.
Дальнейшее путешествие его лежало через Матхуру, Агру, Аллахабад, Банарас и Сасарам.
В Сасараме Гуру был давно ожидаем Пхаггой. Этот сикх был настолько переполнен любовью и преданностью к Гуру, что, предполагая его визит, построил новый дом с таким высоким входом, чтобы Гуру смог въехать в него, не слезая с коня. Он ежедневно проводил там уборку и запирал дом снова, отказываясь переехать в новое жилище, пока то не будет освящено присутствием Гуру.
Тег Бахадур с уважением отнесся к страстному желанию своего последователя и провел некоторое время у Пхагги.
В Патне Гуру оставался на весь дождливый сезон. Здесь же родился его сын, который был назван Гобинд Дасом. Правда, к этому моменту Гуру покинул город, объезжая близлежащие сангаты (общины сикхов).
Одним из первых, самых старых, сангатов была Дасса. Здесь Гуру особенно ждала мать местного проповедника - Булаки Даса. Она собственноручно спряла хлопковую пряжу, выткала ткань и сшила одеяние для Гуру. Достигнув Дассы, Тег Бахадур прямиком отправился к ее дому. И мечта старой женщины, наконец, осуществилась. Она, едва веря своему счастью, усадила Гуру на тахту и преподнесла ему одеяние. Большинство людей в сангате впервые увидели Гуру, поющим священные гимны. А тот приветствовал их, сказав, что "Дасса - оплот сикхизма." Он посоветовал им построить здесь новую дхармасалу, где можно было бы собираться для киртанов (песнопений) и праздновать святые фестивали. "Так вам легче будет не поддаваться печалям и скорее достичь Освобождения", - говорил он.
Раджа Рам Сингх, посланный императором Аурангзебом 6 января 1668 из Дели с экспедицией к Ассаму, догнал Гуру Тег Бахадура в Дассе. Его мать, Пушра Деви, настойчиво рекомендовала искать помощи Тег Бахадура в этом предприятии. Раджа, и сам преданный ученик, был очень рад видеть Гуру. Он почувствовал поистине священный трепет, когда тот принял его мольбу и согласился принять участие в экспедиции. К концу 1668 они достигли Ассама, пересекли Брахмапутру и добрались до Дхубри, места, которое было посещено Гуру Нанаком во время его путешествия по восточной Индии. Гуру Тег Бахадур восседал на том, же месте, где когда-то - Гуру Нанак. Множество людей столпились, чтобы лицезреть Гуру.
Случилось так, что чуть позже отряд раджи Рам Сингха, представляющий интересы императора и расположившийся лагерем неподалеку от Гуру, готов был вступить в вооруженное столкновение на границе Ахома с людьми Чакрадхваджа Сингха.
Гуру Тег Бахадур предотвратил это сражение, применив свой авторитет, мудрость и дипломатию.
Путешествие в Хаджо, отмеченное впоследствии названием холма - Тегпур, было завершающим. Отсюда в конце 1669 года начался путь Гуру домой. В Патне к Тег Бахадуру присоединилось семейство с впервые увиденным им маленьким сыном, Гобинд Дасом. Гуру отправил семью к Пенджабу и велел ожидать его прибытия в Лакхнауре около Амбалы. А сам в сопровождении приближенных и одного из друзей-мусульман хана Наваб Саифа, снова двинулся к Дели, где его ожидали многочисленные ученики и последователи, а также семья раджи Рам Сингха.
В 1675 году в Анандпур прибыли брахманы из Кашмира, умолявшие Гуру защитить своих соплеменников от зверств ставленников Аурангзеба. Они рассказывали о непомерных налогах и жестокости могольского управляющего. Их дочерей бесчестили, мусульмане всячески проявляли свой исламский фанатизм, притесняя индусов и сикхов. Брахманы настаивали на немедленном вмешательстве Гуру. Он ответил им: "Такая деятельность могольцев может быть прекращена только жертвой большого человека".
Восьмилетний сын Гуру, Гобинд Раи (позже - Гуру Гобинд Сингх), войдя к отцу, увидел его в глубокой задумчивости. Он спросил Тег Бахадура о причине этого и, услышав ответ, произнес: "Кто же , если не Вы, отец!". Гуру знал о своей дхарме, о скорой гибели. Он понимал, что если немедленно не вступить в конфликт в Аурангзебом, то мусульманство поглотит все другие религии. Он принял решение, передавая свои полномочия, как Гуру сикхов, Гобинду. До последних дней жизни Тег Бахадура рядом с ним оставались три его преданных ученика - Диал Дас, Сати Дас и Мати Дас, которые по собственной воле пошли на мученическую смерть во имя веры и Гуру.
Дальнейшие события, на протяжении 5-11 ноября 1675 г., развивались так…
Аурангзеб потребовал, чтобы Тег Бахадура доставили в Дели. Стражники поместили Гуру в железную клетку, прикрепленную к спине слона. Его соратники были связаны и перевозились в наручниках на воловьей повозке. Они были препровождены в тюрьму Котвали. По пути в Дели Гуру сочинил следующие два стиха:
"Моя сила исчерпана,
Я - в рабстве,
У меня не осталось ничего.
Лишь слова Гуру Нанака являются теперь моим убежищем…"
И сам же ответил себе:
"Сила - здесь,
Рабство сломлено.
Все возможности - там.
Нанак! Все - в твоей силе!
Вы - мое убежище!"
Сатиф Мухаммад Латиф писал: "Император имел несколько религиозных диспутов с Тег Бахадуром. Он предлагал ему или показать чудеса, если тот был истинным Гуру, или принять ислам. Гуру отвечал, что демонстрация чудес создает помехи в работе Бога, а это совершенно недопустимо. К тому же он считал свою религию ничуть не худшей, чем ислам, следовательно, в изменении религии не было никакой необходимости.
Император велел перевести Гуру в камеру пыток. Затем Тег Бахадуру пришлось вынести бесконечно гнусные и ужасные сцены гибели его сподвижников. Аурангзеб думал, что, видя их мучения, Гуру отступиться и примет ислам.
Диала Даса, Мати Даса и Сати Даса, которые когда-то были брахманами из округа Джамму, привезли на площадь перед тюрьмой Котвали, в то место, где сейчас возведен фонтан. Мати Даса спросили, согласен ли он стать мусульманином. Тот ответил, что сикхизм несет истину, а ислам - ложь. Он был изуверски распилен, но встретил смерть с таким спокойствием, с такой стойкостью, что теологи-сикхи включили его имя в ежедневные молитвы (Ардас). Диал Дас был связан железной цепью и помещен в большой котел, где зажарен живым. Сати Дасу были отрублены конечности. Сикх Джайта собрал останки этих мучеников и предал их водам реки Ямуна.
Все это происходило на глазах Тег Бахадура. Но он оставался каменно безмятежным. Его энергия, мысли, идеи и чувства сконцентрировались на Боге, и свет святости озарял его лик. Он знал, что жертва эта не будет напрасной. Он выполнил обещания кашмирским пандитам.
Гуру пел гимн:
"Давайте на отсечение вашу голову,
Но не оставляйте тех, кого взялись защищать".
Следующим утром Гуру поднялся рано. Он умылся и погрузился в медитацию. Около 11 часов Тег Бахадура привезли на площадь, в то место, где сейчас находится Гурудвара Сис Гандж. Судьи-кази, несколько высоких представителей императора и палач, Сайид Джалалуддин Самана, с сияющей широкой саблей, находились уже там. Могольские солдаты были на страже. Большая толпа зрителей собралась за пределами ограждения. Гуру стоял перед ними. Кази предложил ему или показать чудо, или принять ислам, или готовиться к смерти.
И Гуру Тег Бахадур был обезглавлен.
Его отсеченную голову и тело положили на слона и возили по улицам и базарам Дели. А потом отправили в тюрьму Котвали, чтобы на следующий день продолжить глумление.
Джайта и Нану, ученики Гуру, решили во что бы то ни стало спасти останки Тег Бахадура. Они вспомнили, что сикх Лакхи Лубана вот-вот должен был прибыть с несколькими тюками хлопка из Нарнаула. Они дождались Лакхи на дороге в нескольких километрах от города и сообщили ему о своих планах. Они сделали так, что повозки должны были проезжать со стороны Красного форта в полночь с 11 на 12 ноября. Около Котвали их скорость повозок должна была быть замедлена. Голова и тело Гуру лежали в воротах тюрьмы. Сторожа, завернувшись в стеганые одеяла, дремали.
Быстро выскользнув, Лакхи поднял голову Гуру и помчался прочь к Сабзи Манди. Он перевязал голову и прикрепил ее к своей спине, покрыв все тело старым, грязным одеялом. Он отправился к Азадпуру. Нану и Уда следовали за ним на некотором расстоянии.
Сын Лакхи и слуги, выкравшие тело Гуру, спрятали его в хлопке и поспешили домой, в деревню Рикаб Гандж. Они собрали дрова и раздобыли побольше масла-гхи, одели тело и совершили обряд кремации.
А в Котвали тем временем началась паника. Персонал тюрьмы, к ужасу своему, обнаружил исчезновение останков Гуру. Полиция повсеместно проводила тщательные обыски. Но все оказалось тщетным.
Джайта нес голову Гуру, Нану и Уда издали охраняли его - один впереди, а другой сзади. Они шли и бежали через пустыри, поросшие кустарником. Чтобы не привлекать внимания, приветствовали индусов словами "Рам, Рам!", а мусульман - "Салам!". Они достигли Киратпура только 16 ноября, покрыв за пять дней путь в 320 километров. Сообщение об их прибытии немедленно было отправлено Гобинд Сингху, в Анандпур, расположенный в 8 км от Киратпура. Состоялась церемония принятия Гобиндом отцовской головы. Юный Гуру от всего сердца обнял Джайту и объявил его "Гуру-ке-Бете". С той же признательностью он приветствовал Нану и Уду.
Индусы, сикхи и мусульмане-суфии в Пенджабе были потрясены гибелью Гуру и трех его смелых сподвижника. Они были преисполнены негодованием. Сикхи даже попытались лишить жизни Аурангзеба. В пятницу, 27 октября 1676 г., император возвращался из Джама Масджида по реке Ямуне. Когда он усаживался на трон, помещенный в лодке, один из учеников Тег Бахадура швырнул в него два кирпича, один из которых повредил трон.
Сын и преемник Гуру, Гобинд Сингх, оставил великий след в истории сикхов и Индии в целом. Его прадед, Пятый Гуру, Арджан, был лишен жизни в Лахоре. Его дед, Гуру Харгобинд, был заключен в тюрьму форта Гвалиор на протяжении двенадцати лет. Его отец был обезглавлен просто за то, что был главой религиозной общины.
И после медитаций и продолжительных раздумий о текущем состоянии дел Гуру пришел к выводу, что, раз имперская власть столь плоха, люди должны подняться в мятеже. Величайшая необходимость времени была в создании национальной армии. Такая армия должна была быть основана на общественной законности. Там не могло быть никакой дискриминации из-за принадлежности к низшим кастам, вероучения или цвета кожи. Неоплачиваемую, неоснащенную и неподготовленную армию следовало вдохновить чувствами патриотизма и национального самосознания. Эта цель была достигнута с созданием Халсы. Люди, которые жили столетиями в духе раболепия, превратились в стойких воинов. Сикхи отстояли свою независимость.