Гуру Рам Шри Дас-джи был Четвертым Гуру, известным, прежде всего тем, что под его руководством строился главный город сикхов - Амритсар. Гуру Рам Дас являлся продолжателем традиций первых трех Гуру.
Он родился в Лахоре, в семействе Содхи Кхатри, проживавшем в Чуна Манди. Судя по документальным источникам, датой его рождения был второй день темной половины месяца Картик (24 сентября 1534 г.). Его родители Хар Дас и Дайа Вату были известны как добропорядочные, набожные и трудолюбивые люди. В семье Рам Даса звали Джетха, поскольку он был первенцем своих родителей (санскритское слово "джайештх" означает "первый"). Говорят, что в детстве он был красивым, умным, милым и улыбчивым ребенком. Он никогда не плакал, как другие дети. И еще - он всегда чувствовал себя особенно счастливым, когда ему доводилось случайно находиться в обществе святых и мудрых людей.
Мать Джетхи была родом из деревни Басарке (теперь в округе Амритсар), исконного места Третьего Гуру - Амардаса. Мальчик часто бывал там в доме деда по матери. И тогда он, вместе с родственниками, торгующими вразнос вареными зернами, ходил по округе. Обладая обаятельностью и умом, он очень скоро завоевал всеобщее восхищение окружающих. Он произвел такое впечатление на Гуру Амардаса, что тот решил провести помолвку Джетхи со своей дочерью Биби Бхани.
Существет также предание, по которому жена Гуру имела видение, согласно которому Биби Бхани становилась женой привлекательного юноши. И когда она увидела подростка, принесшего для продажи зерна к ее дверям, она сразу узнала в нем будущего зятя. Она показала Джетху мужу. И Гуру Амардас воскликнул: "Это именно тот человек, который сделает для Бога то, что не сможет сделать никто!". Спустя некоторое время отцу Джетхи в Лахор было послано предложение и проведена (в 1545 г.) церемония помолвки.
Биби Бхани служила Джедхе не просто, как своему дорогому мужу, но и как святому. Семья жила счастливо. Биби Бхани родила трех сыновей. По порядку старшинства это были Притхи Чанд (1547), Махадев (1551) и Арджан (1553), ставший впоследствии Пятым Гуру.
Нет точной информации относительно времени, когда Джетха вместе с семейством перебрался в Гоиндвал, но, скорее всего, это произошло вскоре после того, как Гуру Амардас был провозглашен Третьим Гуру и перенес в Гоиндвал центр своей миссии.
А в это время Пенджаб атаковала армия кабульца Мирзы Хакима. Таким образом он предварял возможные дальнейшие удары по могольскому императору Акбару. Войско Акбара вышло из Агры в Педжаб в ноябре 1565 и достигло Лахора в феврале 1566. Мирзе Хакиму пришлось поспешно отступать к Кабулу. Но Акбар, несмотря на успешное завершение военной операции, решил задержаться в Лахоре, чтобы укрепить свои позиции. Он провел здесь более года. И в это время некий представитель враждебных сикхам брахманов и кшатриев высказал императору серьезные претензии против Гуру Амардаса, суть которых сводилась к следующему: "Ваше величество, Амардас нарушает наши интересы. Каждая религия дорога человеку, который ей привержен. Гуру Амардас из Гоиндвала нарушил исконные традиции индусов, упразднил наличие четырех каст. Он разрушает устои. Вокруг него нет вечерних молитв, нет гайятри, заботы о предках, паломничеств, поклонений нашим Богам и предсказаний. Люди отходят от Вед. Они распевают свои гимны, собираются, чтобы есть вместе в общественной столовой - независимо от касты, совращают с пути истинного мусульман, собирают вместе брахманов, кшатрий, лавочников, подметальщиков, парикмахеров, рыбаков, плотников… Мы умоляем тебя удержать его теперь, иначе в дальнейшем это будет трудно. Пусть лучше твоя религия и империя распространяется на весь мир!".
По получении этой претензии, император послал специального посыльного в Гоиндвал, чтобы вызвать к себе Гуру Амардаса и поговорить с ним. Но Гуру отказался отправиться к императору лично, сославшись на весьма преклонный возраст. Вместо себя он отправил Джетху, которму предстояло отвечать на обвинения, выдвинутые против Гуру в суде. Перед отъездом Джетхи из Лахора Гуру напутствовал его: "Помни, что Гуру Нанак с тобой всегда. Ничто не сможет противостоять тебе в суде. Все измышления брахманов и кшатрий лживы. Отвечай искренне на все вопросы. Не смущайся и не бойся никого. Старайся быть дипломатичным и давать адекватные ответы. Необходимо получить оправдание суда и при этом отстоять учение Гуру Нанака. Ложь не сможет справиться с истиной".
В целом ответы Джетхи удовлетворили императора. Этому способствовало спокойствие сикха и его умение отстаивать истину. Император отклонил претензии брахманов и просил передать свой глубокий привет Гуру.
Джетха был образцом любви, преданности, доброты и ответственности. Он видел в Гуру Амардасе не просто своего свекра, но - идеал человека, вождя, святого. Джетха служил ему с полной самоотдачей. Вместе с Биби Бхани он ухаживал за Гуру, купал его, стирал, готовил пищу, мыл посуду. И постоянное присутствие возле Гуру довершило заложенное природой. Ведь недаром говорят, что железо можно превратить в золото благодаря влиянию философского камня.
При этом Джетха постоянно участвовал в тяжелых общественных работах. Так случилось, что, когда его родственники возвращались из паломничества к Гангу, они остановились ненадолго в Гоиндвале и увидели Джетху, который переносил на голове корзины с землей, как самый последний их бедняков. Они были взбешены и сказали ему: "Тебе должно быть стыдно выполнять всю черную работу, подобно шудре, в доме свекра ". Но Джетха был весьма недоволен замечаниями и отвечал: "Это для вас он - просто мой свекор, но для меня он - Бог в человеческом воплощении". Тогда они обратились с теми же замечаниями к Гуру, на что получили ответ: "Я не принуждал его носить корзины с грязью на голове, но вижу грязь в головах его клеветников и знаю истину. А вы должны быть признательны ему, за то, что принадлежите к его роду, иначе вы все были бы погублены".
Пришло время Гуру Амардасу выбрать себе приемника. Он придумал своеобразное испытание для своих зятьев, Рамы и Джетхи - поручил им сделать по помосту у баоли (искусственный пруд). При этом он сказал, что тот, кто сделает работу лучше, удостоится большей чести. Когда они соорудили свои помосты, Гуру пошел проверить их и обе объявил негодными. Зятьям было велено сломать их и начать работу заново. Новые помосты были воздвигнуты. И эти тоже признаны плохими и разрушены. Тогда Рама, старший зять, отказался делать помост снова. Он сказал, что "Гуру постарел и уже не знает, чего хочет". Но Джетха остался делать следующие помосты, которые затем каждый раз разрушались. Этот процесс повторялся семь раз. В конце концов, Джетха приник к стопам Гуру и взмолился: "Я - глупец и неумеха! Но помогите мне, вашему сыну, дайте мне знание, как сделать все правильно". В ответ Гуру улыбнулся и обнял его: "Только ты, Джетха, сможешь сделать нашу работу, и именно ты продолжишь мое дело". Сикхи получили доказательство истинной преданности Джетхи и в дальнейшем сразу признали его своим Гуру.
В 1574 году Гуру Амардас провозгласил Джетху Четвертым Гуру сикхов под именем "Рам Дас". Его правление продолжалось вплоть до 1581 года. Подобно свекру, Рам Дас имел дело со враждебным отношением брахманов и монахов, выдерживая длинные дискуссии с ними по поводу таких предметов, как соблюдение кастовой дисциплины, исполнения обрядов и церемоний, паломничество, чтение старых религиозных текстов, и т.п.
Вот одна из иллюстраций тому. Группа монахов пришла к Гуру и спросила, почему для духовных лиц сикхов не соблюдается обряда безбрачия. Ответ Гуру был таким: "Человек может носить одеяние йога и славить имя Бога, и предаваться аскезе, но без искренней преданности Богу он не достигнет Его".
Гуру Амардас посвящал большую часть своего времени как развитию религиозных убеждений сикхов, так и проблемам формирования общины. Гуру Рам Дас продолжал эту деятельность. Словами и делами он укреплял учение сикхов и многократно предупреждал своих соплеменников против попадания в западни брахманизма, делавшего упор на осуществлении паломничеств, ритуалов или формальном чтении Вед и Шастр. Некоторые йоги, сиддхи, аскеты стали принимать его вероучение.
Еще до того, как он был назначен Четвертым Гуру, Амардас посылал зятя в некое магическое место возле деревень Султанвинд и Тунг, в той части Лахора, которой управляли Моголы.
Гуру Амардас хотел, чтобы именно там был создан второй, после Гоиндвала, центр сикхов.
Рам Дас был так очарован этим местом, что стал посещать его каждый Сагранд (первый день месяца) и Амавасайю (безлунная ночь месяца). За 700 рупий он приобрел здесь землю, принадлежащую деревне Тунг, покрытую джунглями и заросшую кустарником. В последующем деревенские жители Султанвинда тоже предоставили ему часть земли в знак уважения.
Там построили небольшой дом для Гуру. Так, в 1577 году, здесь был основан город Рамдаспур, позже переименованный в Амритсар, остающийся центром сикхизма до наших дней.
Здесь было создано искусственное озеро, где могли бы быть смыты все грехи. Торговцев и ремесленников приглашали селиться в городе, чтобы он скорее рос. И город быстро стал самым большим коммерческим центром в северной Индии. С тех пор Амритсар стал для сикхов тем же, что Мекка - для мусульман. Это произошло потому что Гуру имел четкое представление о своей миссии, и сделал все, чтобы установить сикхизм как отдельную религиозную систему со своим крупным центром.
Гуру Рам Дас был не просто конструктивным гением, который спланировал и основал новый город и учредил особый миссионерский порядок, но также поэтом большой чувствительности и проникновенности. Он написал 679 гимнов в переменных музыкальных мерах, которые были включены в "Ади Грантх" его сыном и преемником Гуру Арджаном. Вся его жизнь была реализацией любви, преданности, и служения. Эти благородные чувства повсеместно отражены в его сочинениях. Его прямые и простые слова шли прямо в сердца и вызывали непременный отклик в людях, поскольку были проникнуты любовью к ним и преданность к Богу.
Гуру ушел из жизни 1 сентября 1581 г. после 6 лет, 11 месяцев и 18 дней правления. Его преемником стал младший сын Арджан. Самый старший сын Рам Даса, Притхиа, всячески старался склонить отца в собственную пользу. Но Арджан всегда был более последовательным при противостоянии хулителям сикхизма, более преданным и трудоспособным, поэтому Пятым Гуру был выбран именно он.