Бродя по улицам Старого Дели, пробиваясь сквозь плотные потоки людей, обходя застрявшие в безнадежной пробке повозки, коляски велорикш и малополезные автомобили, я остановился у храма, в который спешили люди в чалмах. Вежливый сикх тут же подошел ко мне и пригласил посетить храм. Я еще не опомнился от "культурного шока" первого дня в Индии, и с большим подозрением относился к пристающим ко мне прохожим. Я сухо извинился и пошел дальше, но пройдя несколько метров, остановился и вернулся к храму - все-таки приглашали меня не куда-нибудь, не в сувенирную лавку и не в туристское агенство, а в храм - почему бы не пойти? Я стал снимать ботинки, но тот же сикх снова подошел ко мне и провел вглубь - в специиальную комнату, где будет сохраняться моя обувь. Там я познакомился еще с несколькими сикхами.
Гурдвара (сикхский храм) Sis Ganj посвящена памяти учителя Гуру Тегх Бахадура, девятого сикхского Гуру. Гуру любил музыку, стихи, медитацию, свободу и милосердие. Во время своей миссии в Бенгалии и Ассаме он услышал о преследованиях браминов и принуждениях браминов принять ислам. Пятьсот браминов во главе с Пандитом Кирпа Рамом из Кашмира обратились к Гуру Тегх Бахадуру за помощью. Гуру Тегх Бахадур сказал: "Передайте султану Аурангзебу, что если ему удастся обратить Гуру Тегх Бахадура в ислам, то все брамины и их последователи обратятся вослед, а если - нет, то пусть он прекратит преследование браминов".
Гуру Тегх Бахадур поехал в Агру, где тут же попал под арест и был доставлен к султану. Султан пытался убедить гуру Тегх Бахадура, что идолопоклонники должны быть физически подавлены. Хотя Гуру Тегх Бахадур все время проповедовал против идолопоклонства и брахманизма, он настаивал на том, что насильственное принуждение к вере в любой форме не может быть оправдано никакими моральными или духовными соображениями - это жестоко и бесчеловечно и не согласуется ни с какими моральными нормами высших религий. Он отказался показывать чудеса ради своего спасения, ибо считал, что демонстрация оккультной силы не пристойна истинным святым и пророкам.
Султан схватил сначала учеников Гуру Тегх Бахадура и жестоко казнил каждого из них на глазах у Учителя. Но зрелище героического мученичества учеников не смутило разум Гуру Тегх Бахадура. Гуру был публично казнен под деревом, пень от которого и сейчас сохраняется, как реликвия внутри храма 11 ноября 1675 года. Гурдвара Sis Ganj воздвигнута на месте казни Учителя.
Подвиг Гуру Тегх Бахадура примечателен тем, что был совершен ради защиты чужой веры, против которой он сам все время боролся.
В храм полагается входить без обуви, внутри храма нельзя курить и снимать головной убор (как в синагоге). Внутри храма я не обязан делать никаких пожертвований и тратить деньги.
Перед входом в храм, в специальной канавке, выложенной плиткой, с проточной чистой теплой водой, следовало мыть ноги. Я поднялся по мраморным ступеням. Меня приветствовал улыбающийся охранник в чалме и с алебардой. Храм выглядел по-новогоднему, украшенный блестящей мишурой.
Внутри храма сидели музыканты и исполняли гимны. Посетители входили, совершали поклон Священному Писанию сикхов и медитировали, сидя на ковре и слушая пение. Каждый обходил вокруг места памяти Гуру Тегх Бахадура и совершал поклоны в знак почтения.
Перед выходом из храма охранник направил меня к большому котлу, где каждому выходящему давали кусок сладкого пудинга. Мне в ладони положили теплый ком, похожий по вкусу на халву.
Обязательным атрибутом гурдвары является лангар - общественная столовая, примыкающая к храму. Прихожане самостоятельно, в виде "пожертвований" храму, приносят продукты, готовят еду, моют посуду, убирают со столов и моют полы. В столовой очень чисто (что не характерно для Старого Дели!). Другие прихожане и иноверцы всегда могут здесь бесплатно поесть.
Многие сикхи не едят дома, а ходят в гурдвару, где они могут отдохнуть, поговорить с друзьями и приятно провести время.
После посещения храма я вернулся за своей обувью. Господин Канвир Дип Сингх пригласил меня в свою комнату. В первую очередь, он принес мне чай и предложил разделить с ним обед...